Литературная Система 3. 19. Композиционный стык

Синтаксический приём, фигура речи.
Так себе на мой взгляд. Всегда пытался его избегать.
Суть приёма – повторяем в начале предложения последнее слово из предыдущего предложения.
Подчёркиваем, таким образом, это слово, обращаем на него дополнительное внимание. Если честно, мне кажется, что это приём на тот случай, если не хватило мозгов на инверсию . Инверсию-то сложней применить – думать надо. А композиционный стык не нужно даже тренировать – закончил предложение на «Маше» – с «Маши» и начал следующее.

Однако ж, право жить у этого приёма есть.
У классиков есть хорошие примеры:
На заре зорянка запела. Запела и чудом соединила в песне своей все шорохи, шелесты... (Н.Сладков).

Теперь моего производства…
Сначала оригинал:
Мысль успешно воплощал в жизнь спавший на нижней площадке бомж. В прошлой жизни этот уважаемый человек точно был человеком интеллигентным: лег он так, чтобы никому не загораживать проход, а под головой у него синела обложка томика Булгакова.
Источник – «Кирпичи», Данияр Сургалинов.

Препарируем:
Мысль успешно воплощал в жизнь спящий на нижней площадке бомж. Бомж в прошлой жизни был человеком очень интеллигентным. Интеллигентным до того, что даже сейчас лежит так, чтоб никому проход не загораживать, а под головой синеет обложка «Мастера и Маргариты».

В моём варианте создаётся впечатление, что бомжи у нас исключительно интеллигентные. Два раза использовал композиционный стык и связал эти два слова через предложение. В оригинале была ещё ирония – «этот уважаемый человек». Но у меня тоже ирония есть – «интеллигентным до того…». В общем, ничё так получилось. Поменял время на настоящее, кажется немного злоупотребил инверсией...  В общий стиль произведения такой вариант не особо ложится, но я ведь не для того препарировал. =))

По композиционному стыку – видим, что ничего сложного. Как уже писал – пользуем, но в меру.


Рецензии