Станция Мокроус на карте РУЖД
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКТ.
Правовой базой для строительства и открытия железнодорожной станции Мокроус явился принятый Государственный Акт:
«Высочайшее утвержденное Положение соединенного присутствия кабинета министров и департамента Государственной экономии Государственного Совета
« О преобразовании общества Рязано-Козловской железной дороги в общество Рязано-Уральской железной дороги».
Данный вопрос предварительно рассматривался на заседаниях 17 и 23 декабря 1891г. и 2 января 1892г.
Второго января 1892г. принимается решение, что в качестве условия образования РУЖД как акционерного общества и сдачи ему в аренду казенной(государственной) Козловско - Саратовской линии необходимо построить и эксплуатировать несколько дополнительных железнодорожных линий, в том числе Покровско - Уральскую с ветвями до Николаевска(г.Пугачёв.) и Александрова Гая.
Официальная виза на принятое правительством решение была наложена Императором Александром Третьим:
«Государь-Император условия сие рассматривал и всё утвердить соизволил в Санкт - Петербурге в 11 день января 1892 года.»
ОТДЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ.
В качестве дополнительного документа принимаются и Отдельные условия преобразования общества:
- Козловско-Саратовская линия будет передана РУЖД, если общество найдет на строительство Покровско-Уральской линии и переправы через Волгу не менее 12 миллионов рублей.
- Линия передается в аренду до 5 сентября 1947года с ежегодной платой государству суммы 900 тысяч рублей.
- Переправа через Волгу должна быть постоянной.
- На всех новых станциях построить склады и элеваторы.
- При производстве работ обществу предоставляется право отступать от направления линий и ветвей, определенных по изысканиям с тем условием, чтобы отступления не удлиняли протяжение более чем на 3 процента и не противоречили утвержденным Министерством путей сообщения техническим условиям, и не вызывали увеличения стоимости работ.
- Ширина железнодорожной колеи утверждалась – 3,2809 фута(1 метр).
- В 1886 году Правительство проводило изыскания на строительство Покровско – Уральской линии. Новое общество РУЖД должно оплатить все траты Правительства на данные изыскания.
- Во время строительства общество должно взять все расходы на содержание Правительственной Инспекции и жандармско-полицейского управления.
- Во время сооружения линии обществу разрешается подвозить к станциям грузы и пассажиров и иметь на станциях платные помещения.
- Предписывается создать страховой фонд для компенсации акционерам на случай неурожайных годов.
- На Покровско-Уральской линии утверждаются предельные тарифы с пудо-версты в размере 1|8 копейки.
- На полустанках общество не обязано выгружать грузы и пассажиров.
- Разрешается сдавать в аренду построенные элеваторы.
- Перевозка почты и её сопровождающих осуществляется бесплатно.
- На вновь открываемых станциях предоставить бесплатные помещения для почтового ведомства и нижних чинов жандармского управления.
- Предписывается на новых станциях открыть телеграфное сообщение.
Данные условия подписали: с одной стороны - уполномоченные обществ Рязано-Козловской железной дороги, 7 человек во главе с И.Ададуровым, с другой стороны: Министр финансов - И.Вышнеградский и Министр путей сообщении статс – секретарь – А.Я.Гюббенет.
МОКРОУС – УЗЛОВАЯ СТАНЦИЯ.
В параграфе №7 «Отдельных условий» (стр.349) утвержденного 18.2.1992г. подписи поставили со стороны общества: крупные акционеры – А.Померанцев, Вл. Зуров, И.Друри. От Правления общества Рязано-Козловской железной дороги документ завизировали - И.Ададуров, М.Фёдоров, М.Верховенский, Л.Дейбнер.
Регламентируется следующее:
- Длина Покровско - Уральской линии – 400 верст,
- Узловые станции - Мокроус( с ветвью на Александров Гай – 150 верст) и Ершов (с ветвью на Николаевск – 100 вёрст).
- Общая длина нового железнодорожного строительства – 650 вёрст.
- Средняя скорость движения на новых линиях определяется в 18 вёрст в час с разрешенным диапазоном - 12-25 верст в час.
-Количество вагонов в составах при нагрузке вагона в 750 пудов и таре в 400 пудов при движении к Волге – 25 вагонов, в обратном направлении – 18 вагонов.
- При движении воинских составов к Волге в эшелоне должно быть не более 36 вагонов, в обратном направлении -26.
- Число пар поездов в сутки от Мокроуса до Ершова и в сторону Покровска: обыкновенных-6, усиленных-10, от Мокроуса до Александрова Гая – обыкновенных -3 , усиленных-4.
- Для воинского движения пропускная способность линии может быть доведена до 10 пар в сутки.
- Для составов используются 8 колесные товарные паровозы весом 20 тонн.
- Предопределено построить зернохранилища на 400тыс. пудов в Дергачах, на 150 тыс. пудов в Уральске и Новоузенске, на 100 тыс. пудов на 31 станции (в том числе и Мокроус – С.Ц.).
ПРИЗНАНИЕ ОБЩЕСТВА РУЖД.
В конце февраля 1892г. вступило в силу Правительственное Постановление «О признании состоявшимся общество РУЖД и о вступлении в силу условий преобразования общества Рязано-Козловской железной в общество РУЖД.»
В документе говориться: « Министр финансов 14 февраля 1892 года донес Сенату, что в связи с заключением обществом Рязано-Козловской железной дороги договора с банкирами относительно реализации всего капитала потребного для постройки разрешенных обществу линий, ветвей и прочих сооружений и одновременно с этим внесением банкирами в Госбанк на текущий счет общества РУЖД капитала в 12 миллионов рублей кредитов, министр финансов признает общество РУЖД состоявшимся и Высочайше утвержденные условия 11 января 1892года преобразования общества Рязано-Козловской железной дороги в общество Рязано-Уральской железной дороги вступившими в силу.
Объявить правлению общества РУЖД : так как одним из соображений послужившим основанием к принятию предложения сего общества о постройке новых железнодорожных линий было желание правительства оказать помощь населению в связи с неурожаем, то со стороны Правления должны быть приняты меры к преимущественному привлечению нуждающегося населения к работам по сооружению новых линий.»
ОТЧУЖДЕНИЕ ЗЕМЕЛЬ.
Именной Высочайший Указ «Об отчуждении земель потребных для постройки РУЖД и сооружений от 17 апреля 1892года.
На подлиннике Собственно Его Императорского Величества рукою написано «АЛЕКСАНДР». В Гатчине 3 марта 1892года.
- Разрешить Обществу РУЖД постройку железнодорожной линии от города Уральска к Слободе Покровской на Волге против города Саратова, подъездных путей от города Николаевска к Уральской железной дороге равно как к ней от селения Александров Гай Новоузенского уезда.
Повелеваем:
-Сделать сообразно представляющейся потребности распоряжения к отчуждению или же к временному занятию земель при создании сооружений, или к установлению права участия в пользовании ими.
-В вознаграждении владельцев сих земель поступить согласно существующим на этот предмет Узаконениям.
-При необходимости безотлагательно приступить к строительным работам, занимать означенные земли вслед за совершением описи их с соблюдением правил изложенных в статьях 594 и 595 и в примечаниях к последней Законов Гражданских.
ПОСЛЕСЛОВИЕ.
Железнодорожная станция Мокроус не стала узловой в силу различных предполагаемых обстоятельств, уступив данное преимущество рядом расположенной станции Урбах. Какие точные причины способствовали этому - пока не выяснено. Но, зная политические и экономические условия, сложившиеся вокруг проектирования и строительства РУЖД, а так же положение в стране в том временном диапазоне можно предположить следующую мотивацию изменения проекта:
1. Различный уровень охвата голодного населения при строительстве дороги.
Правительственные изыскания проводились в 1886г. В последующее время в 1890-1892гг. в Поволжье из-за засухи разразился катастрофический голод. В зоне строительства на линии Мокроус-Александров Гай проживало гораздо меньше населения, чем на линии Александров Гай - Красный Кут - Урбах.
Правительство планировало задействовать на строительстве как можно больше голодающих крестьян.
2.Комерческий интерес РУЖД.
Общество как коммерческая структура было заинтересовано в более высоких объемах вывоза хлеба. Альтернативная линия давала возможно большие экономические преференции.
В районе бывшего солевозного тракта около Красного Кута уже существовал эффективный зерновой район созданный менонитами.
3.Лоббирование интересов местными элитами.
В силу экономического преуспевания элиты связанные с краснокутским зерновым районом оказали мощное неформальное влияние на Правление РУЖД по изменению маршрута прокладки дороги.
Зернопроизводящие элиты около строящейся станции Мокроус оказались менее энергичными в силу следующих обстоятельств:
-Логистика к дорогостоящим рынкам сбыта (Баронск(г.Маркс), Покровская Слобода(г.Энгельс), Балаково, Самара) гужевым способом у них была более рентабельной, чем у краснокутских зернопроизводителей.
-Местные аграрные элиты жили в Верхне-Караманской волости Новоузенского уезда, это были немцы, вполне возможно, не имеющие навыков ведения деловых переговоров и лоббирования в крупных коммерческих структурах ( типа РУЖД), а так же языковых навыков в подобных контактах.
-Такой государственный институт управления как Земский Начальник представлявший местные волосные интересы появился на территории современного Фёдоровского района Саратовской области лишь в 1893г., когда вопрос о переносе узловой станции уже был решен.
4. Бытующее мнение, о том, что прокладыванию ветви Мокроус- Александров Гай воспрепятствовали крестьяне поселений, располагавшихся на маршруте строительства, не имеет исторического основания, так как вопрос об изъятии земли и компенсациях был законодательно отработан.
Появление ж.д.станции Мокроус стало событием положившим начало ярчайшему развитию большой территории в центре Саратовского Заволжья.
На фото фрагмент карты РУЖД 1911г. Источник: сайт "Это место."
2019г.
Свидетельство о публикации №219091801836