Станция Мокроус на карте РУЖД

   Из истории образования железнодорожной станции Мокроус Рязано-Уральской железной дороги (РУЖД).

                ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКТ.
   
Правовой базой для строительства и открытия железнодорожной станции Мокроус явился принятый Государственный Акт:
 «Высочайшее утвержденное Положение  соединенного присутствия  кабинета министров и департамента Государственной экономии Государственного Совета
« О преобразовании общества Рязано-Козловской железной дороги в общество Рязано-Уральской железной дороги».
    Данный вопрос предварительно рассматривался на заседаниях 17 и 23 декабря 1891г. и 2 января 1892г.
   
    Второго января 1892г. принимается решение, что в качестве условия образования РУЖД как акционерного  общества и сдачи ему в аренду казенной(государственной) Козловско - Саратовской линии  необходимо построить и эксплуатировать  несколько дополнительных железнодорожных линий, в том числе Покровско - Уральскую с ветвями до Николаевска(г.Пугачёв.) и Александрова Гая.
 
   Официальная виза на принятое правительством решение была наложена Императором Александром Третьим:
 «Государь-Император условия сие рассматривал и всё утвердить соизволил в Санкт -  Петербурге в 11 день января 1892 года.»
 
                ОТДЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ.
 
    В качестве дополнительного документа принимаются и Отдельные условия преобразования общества:
  - Козловско-Саратовская линия будет передана  РУЖД, если общество найдет на строительство Покровско-Уральской линии и переправы через Волгу не менее 12 миллионов рублей.
  - Линия передается в аренду до 5 сентября 1947года  с ежегодной платой государству суммы 900 тысяч рублей.
  - Переправа через Волгу должна быть постоянной.
  - На всех новых станциях построить склады и элеваторы.
  - При производстве работ обществу предоставляется право отступать от направления линий и  ветвей, определенных по изысканиям с тем условием, чтобы отступления не удлиняли протяжение более чем на 3 процента и не противоречили утвержденным  Министерством путей сообщения техническим условиям, и не вызывали увеличения стоимости работ.
  - Ширина железнодорожной колеи  утверждалась – 3,2809 фута(1 метр).
  - В 1886 году Правительство проводило изыскания на строительство Покровско – Уральской линии. Новое общество РУЖД должно оплатить все траты Правительства на данные изыскания.
  - Во время строительства общество должно взять все расходы на содержание Правительственной Инспекции   и жандармско-полицейского управления.             
  - Во время сооружения линии обществу разрешается подвозить к станциям грузы и пассажиров и иметь на станциях платные помещения.
  - Предписывается создать страховой фонд для компенсации акционерам на случай неурожайных годов.
  - На Покровско-Уральской линии утверждаются предельные тарифы с пудо-версты  в размере 1|8 копейки.
  - На полустанках общество не обязано выгружать грузы и пассажиров.
  - Разрешается сдавать в аренду построенные элеваторы.
  - Перевозка почты и её сопровождающих осуществляется бесплатно.
  - На вновь открываемых станциях предоставить бесплатные помещения для почтового ведомства и нижних чинов жандармского управления.
  - Предписывается на новых станциях открыть телеграфное сообщение.
Данные условия подписали:  с одной стороны - уполномоченные обществ Рязано-Козловской железной дороги, 7 человек во главе с И.Ададуровым, с другой стороны: Министр финансов - И.Вышнеградский и Министр путей сообщении  статс – секретарь – А.Я.Гюббенет.
 
               МОКРОУС – УЗЛОВАЯ СТАНЦИЯ.

     В параграфе №7 «Отдельных условий» (стр.349)  утвержденного 18.2.1992г. подписи поставили со стороны общества:  крупные акционеры – А.Померанцев, Вл. Зуров, И.Друри.  От Правления общества Рязано-Козловской железной дороги  документ завизировали -  И.Ададуров, М.Фёдоров, М.Верховенский, Л.Дейбнер.
         Регламентируется следующее:
 - Длина Покровско - Уральской линии – 400 верст,
 - Узловые станции  - Мокроус( с ветвью на Александров Гай – 150 верст) и Ершов  (с ветвью  на Николаевск – 100 вёрст).
 - Общая длина нового железнодорожного строительства – 650 вёрст.
 - Средняя скорость движения на новых линиях определяется в 18 вёрст в час  с разрешенным диапазоном - 12-25 верст в час.
  -Количество вагонов в составах при нагрузке вагона  в 750 пудов и таре в 400 пудов при движении к Волге – 25 вагонов, в обратном направлении – 18 вагонов.
 - При движении воинских составов к Волге в эшелоне должно быть не более 36 вагонов, в обратном направлении -26.
 - Число пар поездов  в сутки  от Мокроуса до Ершова и в сторону Покровска: обыкновенных-6, усиленных-10, от Мокроуса до Александрова Гая – обыкновенных -3 , усиленных-4.
 - Для воинского движения пропускная способность линии может быть доведена до 10 пар в сутки.
 - Для составов используются 8 колесные товарные паровозы весом 20 тонн.
-  Предопределено построить зернохранилища на 400тыс. пудов в Дергачах, на 150 тыс. пудов в Уральске и Новоузенске, на 100 тыс. пудов на 31 станции (в том числе и Мокроус – С.Ц.).

                ПРИЗНАНИЕ ОБЩЕСТВА РУЖД.
   
     В конце февраля 1892г. вступило в силу Правительственное Постановление «О признании состоявшимся общество РУЖД и о вступлении в силу условий преобразования общества Рязано-Козловской железной в общество РУЖД.»
  В документе говориться: « Министр финансов 14 февраля 1892 года донес Сенату, что в связи с заключением обществом Рязано-Козловской железной дороги договора с банкирами относительно реализации всего капитала потребного для постройки разрешенных обществу линий, ветвей и прочих сооружений и одновременно с этим внесением банкирами в Госбанк на текущий счет общества РУЖД капитала в 12 миллионов рублей кредитов,  министр финансов признает общество РУЖД состоявшимся и Высочайше утвержденные условия 11 января 1892года преобразования общества Рязано-Козловской железной дороги в общество Рязано-Уральской железной дороги вступившими в силу.
       Объявить правлению общества РУЖД :  так как одним из соображений послужившим основанием к принятию предложения сего общества о постройке новых железнодорожных линий было желание правительства оказать помощь населению в связи с неурожаем, то со стороны Правления должны быть приняты меры к преимущественному привлечению нуждающегося населения к работам по сооружению новых линий.»

                ОТЧУЖДЕНИЕ ЗЕМЕЛЬ.
   
    Именной Высочайший Указ «Об отчуждении земель потребных  для постройки РУЖД и сооружений от 17 апреля 1892года.
    На подлиннике Собственно Его Императорского Величества рукою написано «АЛЕКСАНДР». В Гатчине 3 марта 1892года.

 - Разрешить Обществу РУЖД постройку железнодорожной линии от города Уральска к Слободе Покровской на Волге против города Саратова, подъездных путей  от города Николаевска к Уральской железной дороге равно как к ней от селения Александров Гай Новоузенского уезда.
                Повелеваем:
  -Сделать сообразно представляющейся потребности распоряжения к отчуждению или же к временному занятию земель  при создании сооружений, или к установлению права участия в пользовании ими.
  -В вознаграждении владельцев сих земель поступить согласно существующим на этот предмет Узаконениям.
  -При необходимости безотлагательно приступить к строительным работам, занимать означенные земли вслед за совершением описи их с соблюдением  правил изложенных в статьях 594 и 595  и в примечаниях к последней Законов Гражданских.

                ПОСЛЕСЛОВИЕ.
 
    Железнодорожная станция Мокроус не стала узловой в силу различных предполагаемых обстоятельств, уступив данное преимущество рядом расположенной  станции Урбах. Какие точные причины способствовали этому - пока не выяснено. Но, зная политические и экономические условия,  сложившиеся вокруг проектирования и строительства РУЖД, а так же положение в стране в том временном диапазоне можно предположить следующую мотивацию изменения проекта:

  1. Различный уровень охвата голодного населения  при  строительстве дороги.
 
   Правительственные изыскания проводились в 1886г. В последующее время в 1890-1892гг. в Поволжье из-за засухи разразился катастрофический голод. В зоне строительства на линии Мокроус-Александров Гай проживало гораздо меньше населения, чем на линии Александров Гай - Красный Кут - Урбах.
Правительство планировало задействовать на строительстве как можно больше голодающих крестьян.
 
  2.Комерческий интерес РУЖД.
 
   Общество как коммерческая структура было заинтересовано в более высоких объемах вывоза хлеба. Альтернативная линия давала возможно  большие экономические преференции.
   В районе бывшего солевозного тракта около Красного Кута уже существовал  эффективный зерновой район созданный менонитами.

  3.Лоббирование интересов местными элитами.

   В силу экономического преуспевания элиты связанные с краснокутским зерновым районом оказали мощное неформальное влияние на Правление РУЖД по изменению маршрута прокладки дороги.
   Зернопроизводящие элиты   около строящейся станции Мокроус оказались менее энергичными в силу следующих обстоятельств:
-Логистика к дорогостоящим рынкам сбыта (Баронск(г.Маркс), Покровская Слобода(г.Энгельс), Балаково, Самара)  гужевым способом у них была более рентабельной, чем у краснокутских зернопроизводителей.
-Местные аграрные элиты   жили в Верхне-Караманской волости Новоузенского уезда, это были немцы, вполне возможно, не имеющие навыков ведения деловых переговоров и лоббирования в крупных коммерческих структурах ( типа РУЖД), а так же языковых навыков в подобных контактах.
-Такой государственный институт управления как Земский Начальник представлявший  местные волосные интересы появился на территории современного Фёдоровского района  Саратовской области лишь в 1893г., когда вопрос о переносе узловой станции уже был решен.

  4. Бытующее мнение, о том, что прокладыванию ветви Мокроус- Александров Гай воспрепятствовали крестьяне поселений, располагавшихся на маршруте  строительства,  не имеет исторического основания, так как вопрос об изъятии земли и компенсациях был законодательно отработан.

   Появление ж.д.станции Мокроус стало событием положившим начало ярчайшему развитию большой территории в центре Саратовского Заволжья.


На фото фрагмент карты РУЖД 1911г. Источник: сайт "Это место."
 

               
                2019г.


Рецензии