Глава XIII из повести Времена не выбирают

Глава XIII Годы учёбы в Грозненском нефтяном техникуме

В школе я учился очень хорошо. Мне было интересно узнавать каждый день всё новое и новое, поэтому на уроках я внимательно слушал, всё, о чем рассказывали нам учителя. Мне достаточно было услышать объяснения на уроках, чтобы основательно разобраться и запомнить подаваемый материал. В конце урока преподаватель давала нам задание: для закрепления пройденного материала прочесть дома еще раз в учебнике страницу такую-то и такую. Читать пройденный материал у меня не было необходимости. На следующем уроке, учительница спрашивала меня: «Читал заданное?». И…, тут мне не раз приходилось говорить неправду. «Да, - смущаясь отвечал я – читал». Затем  подробно излагал освоенный на вчерашнем уроке материал и получал за ответ пятёрку.
Четыре класса начальной школы я закончил только на одни пятёрки по всем предметам. В пятых-восьмых классах у меня были всего две четверки по русскому языку и литературе. Как и многие хорошо успевающие ученики нашей школы я должен был закончить 11 классов и поступить на учёбу в какой-либо институт для получения высшего образования. Но, незадолго до выхода на пенсию мой отец стал часто болеть, вероятно, сказывались полученная на фронте контузия и нервно-психологические потрясения за годы войны. Мне необходимо было поскорее получить профессию и самому обеспечивать свою жизнь. Подрастала моя младшая сестра Лена, и родителям надо было думать, как обеспечить ей получение высшего образования. Поэтому было принято решение - после окончания восьмого класса средней школы идти мне на учёбу в Грозненский нефтяной техникум.
В 1963 году, когда мне исполнилось 15 лет я начал самостоятельную жизнь – уехал из родного дома в город Грозный. Группа студентов техникума в количестве 30 человек, в которую я был зачислен, имела номер 63-Э-1. 63 означало год поступления на учёбу; Э – специальность: эксплуатация нефтяных и газовых скважин; 1 – номер группы. В группе 63-Э-2 обучалась и получала такую же специальность моя будущая жена – Берлизова Анна Николаевна. Но, я в годы учёбы в техникуме об этом ещё не знал.
Мест в общежитии техникума на всех иногородних студентов не хватало и поэтому мы с моими друзьями из посёлка жили на частных квартирах неподалеку от места учёбы.
На первой двухкомнатной квартире, мы с друзьями занимали одну комнату, в другой жила хозяйка – добродушная  женщина лет 70-ти в окружении десятка котов и кошек разных мастей. Кошки  считали себя хозяевами в доме наравне с хозяйкой, бесцеремонно входили в нашу комнату, без спросу занимали места на наших постелях, а без нас творили всё, что им приспичило.
В общем, наша дружба с кошачьим обществом не заладилась. Наоборот, со временем взаимная неприязнь усиливалась и переросла, в конце концов, в войну. Силы были неравные и к тому же кошки сражались на своей территории за свои исконные права, а мы были оккупантами, незваными пришельцами, поэтому морально-психологическое превосходство было за кошачьей сворой. Мы потерпели поражение, и вскоре отступили и ушли на другое место жительства. 
На второй съемной квартире в семье хозяев жил глухонемой мальчик лет девяти-десяти. Его располневшая и потерявшая былую привлекательность мама, а также строгая бабушка, дружно не без причины наезжали на мужа и зятя - молодящегося мужчину приятной наружности, полном расцвете сил, бывалого ходока. Зная за собой грехи, и понимая безысходность положения - ведь двор и дом были собственностью тёщи; в семье росли двое его детей из них младший - ребёнок–инвалид; жена его так же страдала многими заболеваниями, он смиренно принимал их упрёки и признавал главенство в доме за тёщей.
Во дворе на цепи сидела умная и злая собака - овчарка, которая быстро нас приняла за своих. Неудобства жизни в этом дворе состояли в том, что хозяева рано на ночь запирали калитку и входные двери. Поздно ночью в дом снаружи не достучишься. Вот и приходилось нам частенько в кромешной темноте перемахивать через 3-метровый забор, под дружный неистовый лай нашей собаки и собак соседних дворов.
На очередной съемной квартире, когда я учился на четвертом курсе техникума, и мы с друзьями однокурсниками позволяли себе расслабляться за ужином креплёным вином стоимостью рубль двенадцать копеек за бутылку. Пустые бутылки мы выставляли за окно на дрова во двор под стену дома.   Потом однажды, собрав накопившуюся тару, сдали её  в специализированный магазин,  по 12 копеек за бутылку и нам хватало купить на  вырученные деньги вино и закуску для очередной дружеской пирушки.
Инициатором хмельных застолий был наш новый городской друг Миша Старицкий Он давно жил в городе, был по возрасту старше нас на два года, ходил на работу и, в отличие от нас – бедных   студентов, всегда имел деньги. Ему нужны были друзья и компания для веселья. Он обладал уникальной способностью: о чём бы у нас не шел разговор, что бы мы не обсуждали, Миша всегда находил повод перевести разговор в алкогольное русло, предлагал что-то отпраздновать, собрать средства в складчину и послать кого-либо в магазин за продуктами и вином. Когда повода для выпивки не находилось, а надо было пригласить в компанию девушек и организовать с ними пирушку с вином, мы устраивали празднование «дня рождения» одного из нас. Если вообще не хотелось ничего придумывать, Миша просто произносил фразу из народного алкогольного фольклора: «Что-то стало холодать, не пора ли нам поддать» и мы регулярно поддавали.   
В техникуме учиться было намного интересней и трудней. Можно долго перечислять все предметы и дисциплины, которые пришлось изучить. Назову лишь основные. Общеобразовательные: высшая математика, физика, химия и английский язык. Общетехнические: теоретическая механика, электротехника, гидравлика, теплотехника, сопротивление материалов, детали машин и механизмов,  геология, подземная гидравлика. Специальные: теория разработки нефтяных и газовых месторождений, эксплуатация и бурение нефтяных и газовых скважин, нефтепромысловые машины и механизмы и т.д.
Качество обучения и преподавания в техникуме традиционно поддерживалось на высоком уровне. На экзаменах спрашивали строго, ни у кого в мыслях не было собрать деньги и купить подарок преподавателю для получения каких-либо преференций, за пробелы в знаниях.
Многие преподаватели приходили на лекции в техникум, из  Грозненского нефтяного института. Они читали нам лекции по тем же конспектам, что и для студентов института, не морочили себе голову с адаптацией своего предмета по сложности и объему знаний к уровню среднего технического образования. Из 30-ти человек моей группы, начинавших обучение на первом курсе техникума, до диплома дошли и защитили дипломные проекты только 15.
В последствие, когда я учился в институте на заочной форме обучения, знания, приобретённые мной в техникуме, очень помогали мне выполнять контрольные работы, курсовые проекты и сдавать экзамены по институтской программе высшего образования.
Грозненский нефтяной техникум я окончил в декабре 1967 года. Дипломный проект на тему Расчет и подбор наземного и подземного оборудования для освоения фонтанной скважины №35 месторождения «Брагуны»  мной был выполнен и защищён на отлично.
Выпускники техникумов и институтов в те далёкие времена социализма, получили распределение на работу, место в общежитии (для одиноких специалистов) или квартиру (для специалистов с семьёй)
Как и все молодые специалисты,  после окончания техникума я получил направление на работу в Ставропольское нефтепромысловое управление (НПУ), расположенное в Нефтекумском районе на юге Ставропольского края в пустынной и безводной местности. Мне выделили место в общежитии. А, когда мы с Анной поженились, нам выделили однокомнатную квартиру в городе Нефтекумске на пятом этаже нового дома.
Через полтора года после окончания учебы в нефтяном техникуме я подготовился и сдал вступительные экзамены в Грозненский нефтяной институт. Меня по ошибке зачислили на первый курс очного отделения, но это не входило в мои планы. Я писал заявление о поступлении на заочное отделение.
Учёба на заочном отделении института давалась мне легко потому, что в техникуме я получил отличную базу знаний по общеобразовательным и   специальным дисциплинам. Естественно программы по предметам в институте были сложнее, но не на много.  Кроме того, в Ставропольском НПУ была отличная техническая библиотека, где я мог в течение рабочего времени найти нужные мне учебники и литературу.
В 1975 году я без отрыва от производства закончил учёбу в институте и получил специальность – горный инженер по разработке нефтяных и газовых месторождений.


Рецензии