Глава XVII из повести Времена не выбирают

Глава XVII Чаликова Мария Ивановна

Об истории семьи Чаликовой Светланы мне много рассказывали  Мария Ивановна Чаликова – мама Светланы и её сестры.
Мария Ивановна Чаликова  (в девичестве – Козлова)  родилась в 1918 году в селе Правокумском Левокумского района Ставропольского края в семье  сельского фельдшера Козлова  Ивана  Кузьмича  (1880 г.р. приблизительно) и Ксении Егоровны (в девичестве Кочетова, 1880 г.р. приблизительно). Маша в семье была пятым  ребёнком. Старше её были: Анна (1904-1991), Иван (1910-1977), Федор (1912-1941), Михаил (1915-1941). Ксения Егоровна Козлова – мама Марии Ивановны (в девичестве Кочетова) умерла в 1920 году, когда младшей из её детей Маше было всего лишь полтора года. Отец Марии Ивановны - Иван Кузьмич Козлов, имея на руках пятерых детей, женился второй раз на вдове – Анне Андреевне, у которой своих было трое: Анна (1904 г.р.), Наталья (1907 г.р.) и Сергей (1915 г.р. – погиб в годы Великой Отечественной войны). В результате взаимной любви у них родилось еще четверо совместных детей: Нина и Дуся (умерли рано в детском возрасте в начале 1920-х), Антонина и Николай.
Понятно, что в новой семье у Козлова Ивана Кузьмича и Анны Андреевны при своих детях и совместных малолетних, для нашей Марии материнской заботы не хватало. Однажды, когда маленькую Машу (трёх-четырёх лет) её мачеха взяла с собой  в поле на прополку, Маша от болезни, недоедания и слабости уснула в борозде. Дарья Андреевна решив, что она умерла, присыпала ребёнка скошенной травой и землёй. Соседские мальчишки видели это, откопали её и, убедившись, что она жива, отнесли девочку к её родной бабушке по материнской линии. Так маленькая Маша чудом осталась жива, а потом уже росла и воспитывалась у своей бабушки.
Исследуя историю наших предков, невольно задумываешься о причинах высокой детской смертности в годы революции и Гражданской войны. Ответ лежит на поверхности, во-первых: низкий уровень медицинского обслуживания; и во-вторых - экономический хаос, разруха, кризис власти, массовый голод в 1917- 1922 годах. Этот голод и разруха, вызванные революцией и гражданской войной, стал первым при Советской власти. Тогда Маше Козловой было 3-5 лет. Она Божьим провидением осталась жива в отличие от её младших сводных сестёр Нины и Дуси умерших во младенчестве.  Второй массовый голод разразился в СССР в 1932-33 годах в период коллективизации — тогда от голода и болезней, связанных с недоеданием, погибло около 7 млн. человек.
И снова в 1932-33 годах Мария Ивановна чудом осталась жить. Есть в те годы было нечего, ели траву, а по весне зелёные недозревшие плоды абрикосов, алычи и вишни. От этого в желудках становилось ещё хуже, люди умирали от истощения и желудочно-кишечных инфекций. В этот раз 14-летнюю Марию Ивановну снова спасли соседские мальчишки, приносившие ей со своего стола остатки хлеба и других продуктов.
Я снова и снова нахожу свидетельства того, как «Красное колесо», раскрученное в период Первой мировой войны, революции и гражданской войны жестоко прокатилось по нашим предкам, оставив после себя наиболее выносливых и удачливых, и запечатлев в памяти у них на всю жизнь ужасы голода и лишений. Я хорошо помню, какой неизгладимый след голодные годы революции, гражданской войны и коллективизации оставили в душе у Марии Ивановны: она особым трепетом и уважением относилась к хлебу и другим продуктам питания.
Козлов Иван Кузьмич – отец Марии Ивановны, образованный и видный в селе человек в 1937 году во времена массовых репрессий по ложному доносу был арестован, осуждён, отбывал наказание в Средней Азии, вернулся домой в конце сороковых годов. Умер в начале пятидесятых.
Старшая  сестра  Маши – Анна Козлова, выйдя замуж за Калмыкова Моисея, взяла Машу к себе, как говориться «до кучи», тем более, что в молодой семье жила еще и младшая сестра Моисея Калмыкова тоже Анна. Чтобы не путаться в семье и различать две Анны, старшую Анну – жену Моисея стали называть - Аниськой, младшую Нюськой, ну а Моисея Калмыкова заодно с ними - Мыськой.  Вскоре у Анисьи появились свои дети и, подросшая Маша в семье старшей сестры стала обузой. Муж Анисьи - Моисей решил выдать 16-летнюю Марию замуж за 24-летнего Чаликова Анисима Андреевича.
- Вот тебе, Мария, мы нашли хорошего мужа – выйдешь за него и будешь жить с ним самостоятельно своей семьёй. Мужчина он, надежный за ним не пропадешь.
К тому времени Чаликов Анисим Андреевич был уже несколько лет женат, отслужил три года в армии, за время службы в армии - овдовел и на руках у него остался трехлетний сын Георгий - Жорик. А у 16-летней Маши в это время была любовь - мальчик Ваня - её сверстник. Но, какой это был для неё жених – мал ещё. И, кто будет спрашивать у Марии согласна ли она пойти замуж за Чаликова? Кто посчитается с юными чувствами Марии и Ивана, Ромео и Джульетты? Что делать? Пришла Маша вечером на свидание к Ване, рассказала ему обо всём. Вот, сидят они голубочки обнявшись и плачут перед разлукой.
Так Мария и вышла замуж за Чаликова Анисима Андреевича. Первое время две семьи сестёр Анисьи и Марии жили вместе. Об этом 16-летняя Мария Ивановна рассказывала мне так:
- Вот смотрю я на наши две семьи и про себя перечисляю всех, сдерживая смех: Мыська, Аниська, Нюська, Анисим да Маруська!
Так смешно становится, снова перечисляю, не выдерживаю, выбегаю из-за стола  на улицу и хохочу  – молодая и глупая была.
В две семьи сёстры жили не долго, вскоре отец Анисима взял семью  сына в свой дом, тем более, что там жил оставшийся без матери пятилетний сын Анисима – Георгий.
В семье Чаликова Андрея Александровича и Марии Александровны кроме внука Георгия (1931 г.р.) росли еще трое своих детей: Елена (1915 г.р.),  Дарья (1924 г.р.)  и  Гаврил (1931 г.р.). С приходом в родительский дом Анисима и Марии многодетная семья Чаликовых составляла уже 8 человек. Глава семьи Чаликов Андрей Александрович вместе со своей женой Марией Александровной с большой любовью и заботой приняли в свой дом молоденькую жену своего сына – Марию.
В 1936 году у Марии и Анисима Чаликовых родилась дочь – Валентина, а в 1938 – сын Анатолий. В январе 1942 года, когда Анисим Андреевич Чаликов был призван в действующую армию и уже воевал - родилась дочь Галина. Таким образом, в начале войны в большом семействе старшего Чаликова Андрея было 11 душ взрослых и детей.
Провожая своего мужа – Анисима Андреевича Чаликова на фронт, Мария Ивановна вшила ему в фуфайку ленточку с молитвой «Живые в помощи». Молитва «Живые в помощи» является мощным оберегом, помогающим в разных ситуациях. По силе и значимости ее приравнивают к молитвам «Отче наш» и «Богородице Дево, радуйся». Оберег Марии Ивановны по рассказам Анисима Андреевича, не раз спасал его от гибели. Когда от разрыва снаряда вокруг погибали солдаты, Чаликова Анисима только присыпало землёй.
Как тут не вспомнить поэта фронтовика Константина Симонова, у которого в одном из его стихотворений есть такие слова:

Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: - Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

Да, Мария Ивановна умела ждать и дождалась Анисима Андреевича Чаликова после Великой Отечественной войны и после войны с Японией в 1946 году живым и невредимым. В военном билете Анисима Андреевича так и написано: «Ранений и контузий нет».
В 1942 году под натиском вражеских войск Красная Армия продолжала отступать. Летом этого года фашистское руководство делало ставку на захват промышленного Донбасса, плодородных областей юга России, нефтяных районов Кавказа. Были потеряны Керчь, Севастополь. В конце июня 1942 года развернулось общее немецкое наступление по двум направлениям: на Кавказ и на восток — к Волге.
На Кавказском направлении в конце июля 1942 года сильная гитлеровская группировка форсировала Дон. В результате были захвачены Ростов, Ставрополь и Новороссийск. Фашисты оккупировали  Ростовскую область, Ставропольский край, двигались на Сталинград. Велись упорные бои в центральной части Главного Кавказского хребта.
К концу сентября немецкие войска заняли большую часть Кубани и Северного Кавказа, но наступление фашистских войск на Кавказе было остановлено. Несмотря на достигнутые успехи на кавказском направлении, фашистскому командованию так и не удалось решить свою главную задачу – захватить нефтяные районы Грозного и Баку
В село Владимировское Левокумского района Ставропольского края, где жила семья Чаликова Андрея Александровича и Мария Ивановна со своими детьми, фашисты вошли летом 1942 года. Сельчане были напуганы и растеряны: что будет с ними при фашистах, как им жить дальше.
 В трудные годы войны семье Чаликовых, как и всем жителям оккупированного села Владимирского пришлось перенести очень многое. Опытные старшие - Андрей Александрович и Мария Александровна, пережившие Первую мировую войну и Гражданскую, заранее до прихода немцев сделали тайные запасы – закопали в саду в бочках пшеницу. Младшие Чаликовы учились у старших стойко и мужественно переносить все невзгоды. Они выживали как могли: собирали в полях на еду колоски, травы и коренья; перемалывали кукурузу в крупу и варили из неё кашу; из старой изношенной одежды кроили, шили одежду малым детям и многое, многое другое.
Старшие Чаликовы очень боялись за молодых женщин – сноху Марию Ивановну и дочь – Елену Андреевну, ведь их мужья были призваны в Красную Армию и воевали с фашистами.  Первоначально Марию и Елену прятали  в подвале, накрыв крышку подполья рогожей и поставив на неё скамейку. Затем, когда поняли, что немцы не преследуют жён военнослужащих, освободили молодых женщин из подвала, но одевали их в лохмотья и мазали лица сажей, чтобы лишний раз не привлекать внимание врагов.
Оккупанты в селе Владимировском вели себя как хозяева, с жителями не церемонились. Семью Чаликовых командир немецкого отряда  выселил их из их же дома, предоставив им только летнюю кухню. Немецкие солдаты переловили и съели всех кур, уток и гусей во дворах сельчан.  Дело дошло до крупного рогатого скота. Солдаты пришли во двор Чаликовых и увели со двора  корову – кормилицу всей семьи. Мария Александровна с плачем стала просить командира немецкого отряда за корову:
- Чем я буду кормить малых детей – ведь помрут они с голоду без коровы. Пожалей малых детей, пусть вернут корову!
Немецкий офицер, который жил в доме Чаликовых, сжалился – приказал солдатам, чтобы они вернули корову. Так от голода и неминуемой гибели в годы оккупации бабушка Мария Александровна спасла своих внуков.
Четырехлетний Толик Чаликов быстро понял, что немцы – враги и по-своему воевал с ними за свой дом и своё имущество. Он наставил на врагов  пулемёт – деревянную палку и бесстрашно расстреливал их: «Тра-та-та-тата». Мать -Мария Ивановна со страху увела его в дом, предварительно отшлёпав и приказав ему больше так не делать.
Оккупация на Северном Кавказе длилась чуть больше полугода. Уже в январе 1943 года после поражения под Сталинградом фашисты были вынуждены  отступить с Кубани и Ставрополья из-за угрозы окружения.


Рецензии