Справедливость как экономическая целесообразность

      "Начало - это уже больше половины всего дела!
      /Аристотель./


      Если разбираться, в каких отношениях может находиться социальная справедливость с экономической целесообразностью и экономической эффективностью, то прежде всего надо смотреть кому это должно быть выгодно.

      Все зависит от того, что мы ставим своей целью. Если понимать экономическую эффективность и целесообразность как оптимизацию только развития производства средств производства, сохраняя товарное производство средств для жизни и их рыночное распределение, чтобы когда-то в будущем  распределять производимое по потребностям населения и это ставить как цель, то экономическая справедливость выполняться не будет, а будет тормозиться социально-экономическое развитие населения со всеми негативными последствиями, на борьбу с которыми расходы ресурсов будут расти в геометрической прогрессии.
      
       Если понимать экономическую эффективность и целесообразность для стабильного и равномерного социально-экономического  развития населения при оптимизации развития производства средств для жизни и сразу формировать их распределения от общей массы производимого по количеству и квалификации труда, то мы получим социально справедливое саморазвивпющееся бесклассовое общество. Но выгодно ли это будет тем, кто привык жить при рыночной экономике, для кого жизнь по капиталу является сущностью их развития? Ведь для них главным фактором развития является доход с прибыли от продажи, а не благополучие населения…

      Поскольку экономика есть часть деятельности всего общества, стало быть, она должна ставить своей целью не рост индивидуального капитала каких-то отдельных людей, а равномерный рост благосостояния всего общества!  Иначе из-за социальной несправедливости его законов оно будет разрушаться вместе с экономикой, что мы и наблюдаем сегодня в России.  А так как экономика развивается в конкретном обществе, у которого могут быть свои национальные черты и свои традиции, свои географические и климатические условия жизни, то и экономика будет выстраиваться на основании тех традиций, ценностей и условий, которые являются основополагающими в данном обществе.

      И вот тут может возникнуть вопрос о справедливости, ибо есть мнение что экономист не должен в своей деятельности следовать каким-либо этическим нормам и ценностям, а должен быть сугубо рациональным.  А поскольку справедливость понятие этическое, то её необходимо понимать так,  что экономика не должна вредить жизни общества в целом, как и жизни отдельных людей в частности! Она  должна содействовать развитию и укреплению общества в его хозяйственной жизни, ибо в основе справедливости должны лежать такие основополагающие ценности, как ценность человеческой жизни, результатов труда людей, их здоровья и интеллекта, а не ценности таких экономических понятий, как стоимость и прибыль. Экономист в этом смысле должен понимать, что он действует не в вакууме, а среди людей, что он прежде всего человек, а потом уже экономист, и что экономика призвана служить человеку и обществу, а не частным интересам представителей какого-либо господствующего класса или сообщества. К сожалению, в современной экономике России все наоборот и согласно этому справедливость для нашего общества есть нонсенс. Не та терминология в общении и так быть не должно…
      
       Поскольку экономика есть одна из многих областей деятельности людей  общества то, соответственно, экономика не может быть нравственной или безнравственной, справедливой или несправедливой, такими могут быть только люди занятые в экономике и в законотворчестве, а значит  экономика, как и законы, может быть либо эффективной, либо неэффективной для развития справедливости в обществе…

      Аналогично и с другими областями деятельности людей - политикой, дипломатией, законотворчеством, судом и т. д. Иначе говоря, какими будут люди, такая будет экономика и, соответственно, жизнь населения.

      А само слово — СПРАВЕДЛИВОСТЬ — уже само отвечает на вопрос, что такое справедливость, то есть С ПРАВОМ ПО ЗАКОНУ!  Вопрос только в том, справедливы ли сами законы, ибо если законы не справедливы, то и справедливости быть не может!

      А это значит, что не всегда и далеко не для всех справедливо то, что по закону!  Закон справедлив только тогда,  когда в нём нет ни одного исключения, когда он справедливо действует в отношении всех людей данного общества, в том числе и в отношении людей разрабатывающих, принимающих и утверждающих законы!   Если есть хотя бы одно исключение, то это уже не закон, а понятие, по которому живет преступное сообщество и вынужден жить народ, особенно если законы принимает это преступное сообщество, а не сам народ сообща их разрабатывает и принимает…


       Но как конкретно можно реализовать понятие экономической справедливости? Сначала - задуматься на уровне теории и методологии в такой науке, как политэкономия, то есть о том, как именно экономика связана с жизнью людей, с их культурой и с развитием всего общества. Было бы хорошо, если бы об этом задумывались все, а не только представители господствующего класса и разные начальники, которые относятся к трудящимся как к ресурсу, из которого можно всё выкачать и выбросить на улицу, когда подрастёт новый ресурс.

      Но кто станет инвестировать в экономику своей страны без соответствующей экономической политики государства?  И это для России самая большая, весьма сложная и многоуровневая проблема, особенно когда народ разучился объединяться для борьбы против несправедливости и каждый против системы пытается бороться в одиночку…

      В самоуправлении народа сущность демократии в обществе, но можно ли достичь гармонии на всех его уровнях? Да, если деятельность снизу доверху совершается на условиях, устраивающих всех и каждого, то это действительно будет справедливо! Следовательно справедливость есть следствие действия логического принципа общественных отношений, определяющего качество жизни общества! Общество, выдвигая тот или иной логический принцип общественных отношений и предопределяет существование соответствующей объективной справедливости. Исторически и логически вытекает, что это процесс восхождения от простого принципа к сложному.

      Если брать во внимание принцип буржуазной субъективности, то этот принцип одностороннего понимания единства противоположностей в России уже доведён до крайности.  Такая справедливость лишь для немногих следует из буржуазного понимания справедливости, когда присвоение средств для жизни происходит по капиталу и при распределении почти не учитывается ни количество и квалификации труда, ни количество населения и его потребности, ни количество и качество производимого, что и ведёт общество к социальной деградации из-за социального расслоения общества и возникающих при этом разногласиях.

      Принцип  социалистической объективности, когда справедливость для всех, то это следует из принципа распределения базовых средств для жизни по количеству и квалификации труда! Именно при этом принципе достигается действительная социальная справедливость, которая следует из принципа обеспечения всех и каждого по потребностям для социального благополучия при рациональном распределении ресурсов. Восхождение к действительной справедливости – долгое и кропотливое дело, но оно не может обходиться без объединённой общественной воли!

      Влияние одних материальных явлений над другими есть сущность диалектических взаимосвязей. Этот детерминизм определяет такие диалектические взаимозависимости и взаимообусловленности, как зависимость политики от экономики, а экономики от политики и всё это обязательно определяет культуру поведения народов и их менталитет в процессе развития, особенно их религиозные воззрения и поведенческие мотивации.


Рецензии
"Было бы хорошо, если бы об этом задумывались все, а не только представители господствующего класса и разные начальники, которые относятся к трудящимся как к ресурсу, из которого можно всё выкачать и выбросить на улицу, когда подрастёт новый ресурс. "

Так то верно. Но вот НТП диктует внедрять роботов. А это ведь как раз чревато выбросом на улицу не только тех, кто уже работает, но и тех, кто подрастает? Несправедливо

Владимир Щеблыкин   18.09.2019 10:46     Заявить о нарушении
Тут общественная мораль входит в противоречие с необходимостью снижения затрат и увеличения производительности

Владимир Щеблыкин   18.09.2019 10:51   Заявить о нарушении
Это только при капитализме при внедрении робототехники людей выбрасывают на улицу, а в социально развитых странах, где за людей работают роботы и высокотехнологичная техника, работа находится для всего трудоспособного населения для своей благополучной жизни и люди в рабочее время только следят за производственными процессами, повышая своё образование и квалификацию на рабочем месте в экономике страны, пользуясь всеми благами своей цивилизации по количеству и квалификации труда на основе своих справедливых социально-экономических законов, которые вырабатывают и принимают сообща для своей счастливой жизни!

Но это не для варварской России, которая на девяностом месте по социальному благополучию своего народа –

http://www.proza.ru/2017/09/20/855

Или вы знаете социально развитую страну, где у власти нет социально прогрессивной партии избранной правящей своим народом?

Социальное счастье народа — это мир и достаток для всех трудолюбивых, честных и добросовестных людей!

Но современные буржуазные идеологи создали такие психологические способы манипулирования сознанием населения, которые позволяют с лёгкостью сделать так, что люди с обработанным сознанием быстро забывают о своих реальных проблемах и готовы поддерживать власть и богатство имущих ради сиюминутной личной выгоды и не способны объединяться для борьбы за общее социальное благополучие населения своей страны, а значит и за своё социальное благополучие.

Аникеев Александр Борисович   20.09.2019 05:13   Заявить о нарушении