Понятие жених в русском свадебном обряде

      Жених — один из центральных персонажей свадебного обряда наряду с невестой.
По словарю живого великорусского языка В. Даля, жених — это человек, сговоривший себе невесту, или сговоренный с невестой. [1]
     По толковому словарю В.В. Лопатина и Лопатиной Л. Е., жених — мужчина, имеющий невесту или намеревающийся жениться, а также молодой человек, достигший возраста, при котором можно вступать в брак. [2]
     Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. в толковом словаре, определяют жениха как мужчину, вступающего в брак, или намеревающегося жениться. [3]
     Жених олицетворяет активную сторону, в том плане, что от него исходит инициатива брака. Это находит выражение в использовании применительно к жениху и его окружению военной, охотничьей и т.п. символики: в свадебном фольклоре (мотивы полона, осады, поимки рыбы, образ жениха-охотника), в терминологии (названия поезжан как членов военной дружины) и в самом обряде (взятие силой дома невесты, меч, стрела как атрибуты свадебных чинов).
     Однако непосредственное участие самого жениха в свадебном обряде скорее пассивное. Чаще всего он действует через посредников: свата, дружку и других поезжан, которые могут получать те же названия, что и жених. Жених редко сватает невесту сам, обычно посылает сватов. Он присутствует с родственниками на смотринах невесты и на обручении, где обменивается с невестой кольцами. До дня свадьбы жених приезжает к невесте с подарками, однако часто это делает дружка жениха. Накануне свадьбы жених устраивает прощальную пирушку для друзей и членов своей дружины, часто приезжает с ними на девичник к невесте, но лишь для участия в вечеринке и танцах. На самой свадьбе участие жениха в ходе обряда еще более пассивно. В ряде местностей Боснии и Герцеговины жених вообще мог не присутствовать у себя на свадьбе, например, занимался своими повседневными делами, делая вид, что его не касается происходящее в доме. На Русском Севере даже на брачном ложе инициатива принадлежала не столько жениху, сколько невесте.
     Жених на свадьбе — чаще всего объект ритуальных действий или пассивный субъект, от лица которого действуют его заместители: его корят или величают в песнях, сводят с невестой, ему выкупают место за столом, делают подарки, его угощает блинами теща, за него расплачиваются с подругами невесты, от его имени угощают посторонних зрителей и т.д. Жених молчит во время угощения на девичнике накануне свадьбы и на свадебном пиру в своем доме, не разговаривает с невестой на свадьбе в ее доме, по пути к венчанию и обратно, чтобы не оказаться в подчинении у будущей жены.
    Жених в обряде противопоставлен невесте во многих отношениях. Обычно в славянских языках вступление в брак выражается по-разному для жениха и невесты (ср. «женить» и «выдать замуж»). Отношения между двумя свадебными сторонами меняются на противоположные, если Жених после свадьбы переходит на житье к жене. Такого жениха (у русских «влазень», «домовик», «приёмыш», у белорусов «прывалень», «баблюк», на Украине «примак») берут в семью в качестве работника на правах хозяина. В такой ситуации термин «жениться» используется применительно к невесте, а «выйти замуж» — к жениху. Жениха в этом случае воспринимают как невесту и иронически именуют «молодухой».
    На помолвке или обручении Жениху присваиваются новые названия (например, «князь» у восточных славян), которые употребляются до начала собственно свадьбы или до венчания. Положение жениха после помолвки внешне отмечено наличием «квитки» (цветка, букетика с лентами, пера и т.п.) на его головном уборе, которую он получает от невесты. У некоторых славян после обручения допускаются супружеские отношения между женихом и невестой.
    Повышение социального статуса жениха на свадьбе проявляется у русских в том, что его впервые называют по имени и отчеству: жених не принимает подарки от невесты, пока она его не «возвеличает». Обвенчавшись, жених получает название, характерное для него как главы дома (например, украинское «господарь») и становится для родителей невесты зятем. [4]
    Жених участвовал в решении ряда правовых и экономических вопросов брака. Он должен был дать своим родителям хотя бы формальное согласие на вступление в брак и подтвердить его на последующих этапах предсвадебного периода. Он был обязан выдать невесте кладку или договориться о ее размерах, хотя в этих вопросах решающая роль принадлежала его отцу как главе семьи и хозяйства. [5]
    В большинстве населенных пунктов с запоя и до девичника жених должен был регулярно посещать невесту, отвечать на ее дары подарками, одаривать ее родственников и т.д. Имел жених ряд обязанностей и в отношении подруг невесты. Он должен был, так же как невеста, принимать и угощать их в своем доме, катать по селу на лошадях и т.д. Через подруг он передавал невесте мыло, веник и другие атрибуты предсвадебных обрядов.
   В день венчания жених приглашал родственников на свадебный пир, участвовал в снаряжении свадебного поезда, проводил ряд выкупов в доме невесты.
Таким образом, определений понятия «жених» — множество, но подытожив сказанное, можно сказать, что жених — это молодой парень, который «сговорил» себе невесту.














Список литературы.
1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. — М.: Русский язык, 1979. — Т.1. — С. 533.
2. Лопатин В. В., Лопатина Л.Е. Русский толковый словарь. — М.: Русский язык, 1998. — С. 151.
3. Ожегов С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеологических выражений. — М.: АЗЪ, 1993. — С. 195.
4. Брак у народов Центральной и Юго-Восточной Европы. М., 1988,— С. 56.
5. Зорин Н. В. Русский свадебный ритуал. — М.: Наука, 2001. — С. 108.


Рецензии