Парадоксы возраста, или Душа всегда молода

   
Юрий Олеша. Ни дня без строчки (отрывок)

«Пусть не думает читатель, что эта книга, поскольку зрительно она состоит из отдельных кусков на разные темы, то она только лишь протяженна; нет, она закруглена; если хотите, это книга даже с сюжетом, и очень интересным. Человек жил и дожил до старости. Вот этот сюжет. Сюжет интересный, даже фантастический. В самом деле, в том, чтобы дожить до старости, есть фантастика. Я вовсе не острю. Ведь я мог и не дожить, не правда ли? Но я дожил, и фантастика в том, что мне как будто меня показывают. Так как с ощущением «я живу» ничего не происходит и оно остается таким же, каким было в младенчестве, то этим ощущением я воспринимаю себя, старого, по-прежнему молодо, свежо, и этот старик необычайно уж нов для меня – ведь, повторяю, я мог и не увидеть этого старика, во всяком случае, много-много лет не думал о том, что увижу. И вдруг на молодого меня, который внутри и снаружи, в зеркале смотрит старик. Фантастика! Театр! Когда, отходя от зеркала, я ложусь на диван, я не думаю о себе, что я тот, которого я только что видел. Нет, я лежу в качестве того же «я», который лежал, когда я был мальчиком. А тот остался в зеркале. Теперь нас двое – я и тот. В молодости я тоже менялся, но незаметно, оставаясь всю сердцевину жизни почти одним и тем же. А тут такая резкая перемена, совсем другой.
– Здравствуй, кто ты?
– Я – ты.
– Неправда.
Я иногда даже хохочу. И тот, в зеркале, хохочет. Я хохочу до слез. И тот, в зеркале, плачет. Вот какой фантастический сюжет!»
=================================================

Мы все переживаем этот фантастический трюк – мы не меняемся внутри. Мы те же, что были в детстве, в юности, что в 20 лет или в 30-ть. И это старение, и то, что в зеркале – это какой-то фокус. И что на нас смотрят, как на пожилых, и видят свое что-то, пренебрежительное – тоже фокус. Мы всё ТЕ ЖЕ! Как если бы смотрели в зеркало и видели себя 20-летними или 17-ти летними. Ну, что изменилось? Только внешность? Седина и морщины? А душа ведь ТА ЖЕ!
И в этом парадокс. И даже какая-то горечь – «почему так?!»

Однажды в Ленинграде, моя квартирная хозяйка - научный сотрудник ЛГУ, археолог – сказала, что ощущает себя 20-летней девушкой. И криво так усмехнулась. С иронией - то ли над собой, то ли над жизнью. Я тогда посмотрела на неё с удивлением – передо мной была 40-летняя женщина (а для 17-летних это вообще старость!), с горькими складками у рта.  Ну ладно, ощущай себя так… - подумала я.
А она ведь поделилась со мной сокровенным.
 
И такое произойдет с каждым. Наш внутренний возраст не меняется. Как мы ощущали себя в детстве и юности, какими видели себя в нашем внутреннем зеркале – так будет до глубокой старости. И в этом парадокс. Очень горький и несправедливый.
Мужчины к этому относятся как-то спокойно – они толстокожие, считают себя красавцами и молодыми юношами до ста лет. А вот для женщин это трагедия,  психологический надлом. Они ведь ЗНАЮТ, что они ТЕ ЖЕ! им 20 лет! И что это за лицо в зеркале?! Зачем эта старость вообще нужна?!.. Что за насмешка Природы?

Вы смотрите на седую, сгорбленную старушку – и видите в ней только возраст и внешние признаки старости. Как будто бы она всю жизнь такой и прожила – седой и немощной. А она была девочкой, девушкой, женщиной. И в душе ей, по-прежнему, 20 лет. Для неё. Не для окружающих.
Если бы был эликсир молодости, и она сразу помолодела – к ней  было бы другое отношение.
Но почему так? Почему старые  люди вызывают пренебрежение и насмешку, такое покровительственное отношение? Они ведь в душе – по-прежнему, МОЛОДЫЕ!

И этот парадокс настигнет каждого. Женщин чуть раньше – они воспринимают 40 лет, как некий рубеж, путь в никуда. Хотя это не так. После 40 – несмотря на свою ломку, стресс и переживания – всё устаканивается и приходит в норму. Жизнь расцветает новыми красками. Наступает женская зрелость. Красота и молодость никуда не уходят. В этом тоже свой парадокс (несмотря на завихрения в умах женщин). После 50-ти – тоже не конец света. Женщины это замечают и расправляют плечи (крылья). Ну и так далее.
Единственное, рано или поздно – как ты ни хорохоришься, ни мажешься кремами, ни наводишь красоту – зеркало скажет тебе свою «правду». Типа, постарела ты голубушка. Да-да, на шею свою посмотри, на пятнышки-родинки на коже. Чего молодишься-то?
Где же то зеркало, что было у королевы, которое льстило и комплименты делало? А?..
Но хуже всего, что внуки называют тебя «бабушкой», а ты бабушкой себя ВООБЩЕ не ощущаешь! Ну ладно, бабушка – так бабушка. Может, внучка даже удивится порой – ой, а ты на бабушку и не похожа совсем! Ага, такая маленькая, а уже умеет льстить! Или… правда? Согласишься со вторым. Хотя зеркало… хоть вообще в него не смотреть!

И эти 20 лет – или, как говорил Юрий Олеша, «тот же мальчик» (или та же девочка, лет 14-ти) – у тебя в душе. И вас двое: тот в зеркале (та) и тот (та), кто сейчас – в твоей душе.
Где же справедливость? Где мудрая Природа?
Или это всё специально –  и только на нашей Земле? А где-то, на других планетах люди по тысяче лет живут. А у нас?..
Ладно, это другая тема.
 
Но почему У НАС так?
Чтобы люди, не жалея, расставались с жизнью и уходили в небытие? Мол, испил свою чашу до дна (в Библии патриархи насыщались полнотой жизни, пресыщались и жили по 800-900 лет) – и на покой.
Ну, и чего быть молодой красоткой – если другое поколение рядом растет? Ну будет у тебя 20 лет на лице (как у Сары, жены библейского Авраама) – и что? Как-то даже неприлично. Молодые люди будут заглядываться, мужчины шеи сворачивать вслед – а ты уже бабушка, между прочим!
 
Так что, да.  Видимо, Природа разумно всё устроила.
Были бы вечными – тогда ладно, почему бы и не быть вечно молодыми? Ну, а если – есть некий рубеж… Подготовка, так сказать. Напоминание. Чтобы люди не забывались и не обольщались.


Илл.из Интернета


Рецензии
Да, милая Натали!
Вы абсолютно правы.
Не все могут это доступно выразить словами, но ощущают абсолютно все.
Моя необыкновенная бабушка порой сетовала: "Почему же тело, оболочка, старится,
а душа остаётся молодой, почему?"

Спасибо. Ваши мысли нашли отклик в душе.
И об аватарке тоже.
Сохраню Вас в Избранных, чтобы не потерять.
С теплом.

Евгения Гитальчук-Вирченко   04.10.2020 02:20     Заявить о нарушении
Спасибо, Евгения, за тепло и понимание!)) Очень приятно.))

Наталия Черн   06.10.2020 09:48   Заявить о нарушении
Да, увы, даже не верится, что то, что видим в зеркале - мы... И всё же это счастье - дожить до старости... Кстати - "ЭЛИксир молодости", извините.

Любовь Матвеева-Поротикова   22.04.2021 04:12   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.