Халатный портрет

Халат, плед, ноутбук, диванная философия… Ну, хватит, бездельничать, поднимайся, где твои жемчуга, кольца – пора на выход! Хотя бы в Лаврушинский прогуляйся!
И вот я брожу по залам Третьяковской галереи, отмечаю перемены: многие знакомые полотна отбыли в Японию на выставку «Романтическая Россия», исчез Поленов – на Крымском Валу в Доме художника готовится его большая выставка. Очень много иностранцев, слышна французская речь, вот экскурсовод развлекает анекдотами троих сильно пожилых англосаксов, шумной оравой прошли китайцы. Наших соотечественников идентифицировала самого мелкого калибра – экскурсия третьеклассников в зале Нестерова.
Отвыкла я от людей. С изумлением смотрю на теток азиатской внешности, с энтузиазмом делающих селфи на фоне «Явления Христа народу»: сначала индивидуально, потом – парами, наконец, просят меня сделать их групповой портрет! Отказываюсь и с позором удираю из зала, в котором раньше могла долго просидеть, задумавшись. Семейная пара увлеченно обсуждает работу художника Зырянко, но их потрясает не выражение лица портретируемой, а мастерски прописанный атлас: «Сними, - просит жена мужа, - и вот там кружева и жемчуг на портрете неизвестной… Как они это делали!?»
Чтобы снять накал недоумения, пытаюсь обосновать такой сугубо материальный интерес к духовному наследию. Лица как лица, а вот костюмы, антураж поражают зрителей – ведь именно они характеризуют время, эпоху, классовое расслоение.
Поиграю и я. Вот известный портрет Александра Сергеевича при полном параде, накрахмаленные высокие воротнички, шелковый галстук бантом, а через плечо небрежно брошен клетчатый яркий шарф. Франт! А визави - портрет самого художника, Ореста Кипренского – в полосатом халате, художнику позволена такая вольность! Хотя почему только художнику, в 18-19 веках существовал вполне серьезный термин «халатный портрет», когда портретируемый позировал не при параде, в орденах и лентах, а в совершенно вольном, домашнем облике. Вспомним хотя бы знаменитый портрет Демидова работы Левицкого: с лейкой, в небрежно наброшенном малиновом халате.
Или Константина Равича кисти Тропинина: в ярко-красном халате, белоснежной сорочке с синим шейным платком. Сочетание звонкое, лицо – раскрепощенное, открытое. И не предскажешь, что скоро по подозрению в убийстве в карточных разборках его, приятеля композитора Алябьева, сошлют в Сибирь!
В приватной обстановке халат преображает человека, аристократы Карла Брюллова смотрят сердечнее, человечнее, хотя оторочка соболями все-таки обозначает статус не меньше, чем мундир с эполетами! У Левицкого и Боровиковского аристократы в халатах также смотрят душевно, тепло, раскованно.
В Третьяковке в эти дни работает маленькая выставка, посвященная Крылову, где привлекают внимание два его портрета: хрестоматийный, кисти Карла Брюллова, начатый после смерти Ивана Андреевича да так и не завершенный, и халатный портрет работы Волкова, где баснописец запечатлен сразу после назначения на работу в библиотеку, под начало Оленина. Я этого портрета никогда не видела, молодой, романтичный, раскованный Иван Андреевич совсем не похож на старца, к которому все мы привыкли! А как хорош… В аннотации сообщается, что этот халатный портрет молодого библиотекаря висел в его приемной на служебной квартире, - представляете статус библиотекаря Крылова?!.
Многих знаменитых людей, к примеру, историка Погодина и драматурга Островского (писал Перов), композитора Мусоргского (работы Репина), художника Тропинина – как он сам себя изобразил  -  мы знаем по халатным портретам. В них – особая степень доверия, задушевности, незащищенности.
И примета времени, когда халат был не просто обиходной домашней одеждой, но и признаком барства. (Недавно в театре Маяковского поставили «Обломова», где главный герой просто утопает и вязнет в халате неимоверного размера!) Конечно, со временем всевозможные халаты мелькали и в жанровых сценках, на купцах, аристократах у Федотова и Перова, потом они …измельчали у Маковского («За починкой халата») и почти совсем исчезли в двадцатом веке, ну, разве еще на портретах Нестерова какой-нибудь ученый вальяжно раскинется перед зрителем! Но сам жанр халатного портрета исчезает, потому что исчезла надобность обозначать раскрепощенность натуры таким штрихом, как домашний халат. Да и домашний мужской халат в своем роскошном виде – шелковый, стеганый, отороченный мехом – исчез вместе с барами!
Всласть насмотрелась на любимые полотна, в конце концов, и публику перестала воспринимать как отвлекающий фактор. Очень хорошо, что музей национальной живописи не пустует! Вернулась, достала свой шелковый халат с журавлями, когда-то привезенный из Китая, и воцарилась на диване.

С плеч – и по щиколотки ног
Обнимет ласковой прохладой
Бордовый шелка лепесток
- Китая древнего услада!
В ладонях узких – пиала
И чай изысканной заварки...
Как долго, крепко я спала,
Мне снились сказочные парки,
Зигзагом - странные мосты,
По озеру – скольженье джонки,
И пагод строгие персты,
И узкоглазые девчонки...
Как вьется памяти тропа! –
Взмах веера – и сон пропал...


Рецензии