О национальной мечте и вере

  О чём люди мечтают?  О том, чего у них нет и может быть не будет, но, в то же время, очень важном для них и желанном.
Мечта возникает из того, во что человек верит, не в утилитарном, конечно, а в глубинно-нравственном смысле. Мечтает, скажем, некто о тереме расписном и высоком, и о блестящем чёрном "Мерседесе", выезжающем через врата его золочённые,- значит верит он в торжество неравенства и свою исключительность.
 А Иванушка-дурачок каким это образом обосновался во многих  русских сказках?
Здесь вера в торжество доброго и справедливого, и немножко (не в самую первую очередь) — в чудо.

  В сокровенной мечте отражается духовный облик мечтающего, как в сверкающем драгоценном камне высвечивается богатство.
Но если мечта какого-нибудь конкретного человека, как и драгоценный рубин в ларце, зачастую прячется от посторонних глаз, то что можно сказать о мечте народа?!
  Е ё   н е т  в буквальном смысле слова, а есть мифы о ней, есть мифотворцы и сказители, и все их «национальные мечтания», подчас, больше говорят о самих «мечтателях», чем о национальных интересах и стремлениях.
  Н о  о н а  е с т ь , существует, поскольку  существуют некие глубинные основы веры людей, их устоявшиеся национальные черты, национальный характер.

  Мысль изречённая есть ложь...
 Однако, нечто не совсем ложное и бесполезное может говориться  в период просветления, Великой Депрессии.
Например, источником словосочетания «американская мечта» считается написанный в то время исторический трактат Джеймса Адамса «Эпос Америки» : «... американская мечта о стране, где жизнь каждого человека будет лучше, богаче и полнее, где у каждого будет возможность получить то, чего он заслуживает»  (из Википедии)
   Или на волне революционного подъёма - является вдруг коммунистический «эпический трактат», «советская мечта» выразить которую можно одним только словом — социализм!

   В роли провозвестников народных чаяний выступают «по должности» и руководители государства, поэтому их «мечтания» заслуживают особого внимания в данном вопросе.
29 ноября 2012 года во время посещения выставки «Путь к возрождению» председателем Китайской Народной Республики Си Цзиньпином был озвучен термин «китайская мечта».
   « По словам Си Цзиньпина, Компартия Китая является локомотивом реализации «китайской мечты», а построение социализма с китайской спецификой единственным путём к возрождению китайской нации. « Мы полны уверенности в том, что преимущества социалистического строя нашей страны будут всё более очевидными,  наш путь будет всё шире и шире»,- подчеркнул Си Цзиньпин."  (Википедия)
    Собственно говоря, здесь не мечта как таковая, высказанная руководителем КНР, а политический лозунг, идеологическая установка, в которых подразумеваются руководящая роль компартии Китая и «специфический» социалистический выбор китайского народа.

    Владимир Путин при посещении завода «Этерно», в декабре 2016 года в Челябинске, высказал  мечту, развеселив  слушателей.  На вопрос молодого сотрудника завода - «скажите, а какая мечта есть у вас?» - Путин шутливо ответил: «Я хочу успешно завершить свою карьеру».
(источник РИА Новости 06.12.2016)
    Вот ещё из сказанного президентом Владимиром Путиным в ходе блиц-опроса в рамках медиафорума ОНФ «Правда и Справедливость» в Калининграде в марте 2018 года.
«На вопрос, есть ли мечта, которая не сбылась, Путин ответил отрицательно.
«Каждый из нас, все мы живём, работаем, ставим цели,- сказал  он.
- У меня известная работа и цель понятна: чтобы страна была успешной, мощной, сбалансированной, устойчивой, устремлённой вперёд»».  (RG RU 15 марта 2018 г.)

   Если сравнить высказывания нашего и китайского руководителей, то у Си Цзиньпина озвучена вовсе и не мечта, а Мечта как выверенный ориентир развития китайской нации.
Владимир Путин, напротив, как бы отрицает, что у него есть мечта (мечты существуют в «несбывшемся» виде), но каждый человек чего-то желает и к чему-то стремится, в том числе к тому,  что имеет не вполне предсказуемую, отдалённую перспективу.  Поэтому у большинства людей мечты всё же присутствуют в том или ином виде, даже если они чётко не формулируются ими как таковые.
   Успешно завершить свою карьеру и чтобы его страна «была успешной, мощной, сбалансированной...» - это мечты Путина...

   Отличие, если иметь в виду упоминавшийся председателем КНР «широкий путь», можно проиллюстрировать  следующим образом.
У китайцев есть мощный строительный каток, проведены все необходимые дорожно-подготовительные работы и есть «мечта», что они укатают как следует асфальт и получат широкую и красивую дорогу.
А у нас есть мечта, что мы однажды устраним все дорожные ухабы, положим асфальт и этот наш путь когда-нибудь будет широким и красивым...

   Мечта (с большой буквы) как национальный ориентир, как стремление и чаяние народа, возникает не тогда, когда некие национальные идеи и стремления формулируются и выдвигаются некими мудрецами и политиками, а тогда, когда эти стремления становятся значимыми для большинства людей, и сам народ «от праздных мечтаний» вовлекается в действия по их осуществлению.
Чтоб сказку сделать былью...

    Если этого не происходит, то, в лучшем случае, будут иметь место познавательные исторические изыскания и занимательные рассуждения на тему «Как и о чём русские мечтают», в худшем — эти рассуждения будут уводить воспринимающего их человека от осознания действий насущных и необходимых — в бесплодные восторженность и воодушевление, в мистику.

  «Тучи распахнутся, и случится великое озарение, о котором пророчат афонские монахи.
Генератор тьмы заглохнет, вместо его надрывного погребального воя возникнет иная музыка — музыка русских сфер, музыка Русской Мечты . Мечта — это ослепительное русское чудо»,- призывает Александр Проханов в своей газетной передовице «остановить генератор тьмы».
(«Завтра», август 2019 №34)

  Помнится, о преобразующей  силе духа писал Александр Блок в своей статье «Интеллигенция  и революция» в январе 1918 года: «Бороться с ужасами может лишь дух.
К чему загораживать душевностью пути к духовности? Прекрасное и без того трудно.
А дух есть музыка. Демон некогда повелел Сократу слушать духа музыки.
Всем телом, всем сердцем, всем сознанием — слушайте Революцию»...

  Блок призывал слушать музыку совершающейся русской Революции...
А у Проханова некий душевный подъём и какое-то преклонение перед некоей чудесной потусторонней музыкой — музыкой «русских сфер», музыкой «Русской Мечты»...            
Понятно желание авторов «Завтра» идеалом «Русской Мечты» как бы предвосхитить,   вдохновить Действительное, но ведь и Действительное имеет свои неотъемлемые права в отношении Идеального.

   «Русская Мечта есть сосредоточение русской сакральности. Это — третье, наряду с религией и политической (государственной) идеологией,- измерение русской идентичности»,- развивает идею Александр Дугин.

   А зачем? К чему нам это очередное провозглашение «сосредоточения русской сакральности»?
У нас есть множество толкователей божественного благоволения, не хватает  ещё только служителей и толкователей «Русской Мечты»...

   Вера человека в его личном мировосприятии, в его личном опыте, его совести. В глубоко личном истоки большой веры.
Верит человек в Бога, значит у него есть понимание личной связи и собственный духовный  опыт взаимодействия с Ним.
Если этих истоков веры нет, истоки замутнены или утеряны,- то и верит человек, приспосабливаясь к общему течению, больше не в небесное, а  земное: в свой ум, свою ловкость и силу, в коммунизм,  капитализм, в Русскую Мечту или в Православную Церковь...

     Замечательной иллюстрацией вышесказанного может послужить  рассказ Александра Куприна «Анафема».
Дьякон отец Олимпий, накануне службы ночью читавший с восторгом повесть Льва Толстого «Казаки»,  своим звучным, «сотрясающим весь воздух собора», голосом зачитывает длинный поимённый список проклинаемых церковью, а также и проклятия  в адрес  «обидящих церковь, магометан, богомолов, жидовствующих», «хулящих праздник благовещения, корчемников, обижающих вдов и сирот, русских раскольников, бунтовщиков и изменников...». И тут к концу этого списка , уже уставшему протодьякону, приносят записку «от отца протоиерея: по распоряжению преосвященнейшего владыки анафемствовать болярина Льва Толстого».
    
   «Боже мой, кого это я проклинаю?- думал в ужасе дьякон. - Неужели его? Ведь я же всю ночь проплакал от радости, от умиления, от нежности...»
 ... «И, напрягая всю мощь своего громадного голоса, он начал торжественно:
- Земной нашей радости, украшению и цвету жизни, воистину Христа соратнику и слуге, болярину Льву...
 ...и вдруг, наполнив своим сверхъестественным голосом громадный собор, заревел:
   -... Многая ле-е-е-та-а-а-а...
И вместо того чтобы по обряду анафемствования опустить свечу вниз, он высоко поднял её вверх.
  Теперь напрасно регент шипел на своих мальчуганов, колотил их камертоном по головам, зажимал им рты. Радостно, точно серебряные звуки архангельских труб, они кричали на всю церковь: «Многая, многая, многая лета...»

   Такая вот коллизия: протодьякон у Куприна не какой-нибудь там «богоотступник», беспробудный горький пьяница, а вызывающий симпатию, верующий русский человек, и рассказ этот у него почти что святочный, где божественное, вопреки высокопарной людской фальши, торжествует - и в светлых, захвативших дьякона, проникновенных  словах повести Толстого, и певческими голосами хора мальчиков в божьем храме, «точно серебряные звуки архангельских труб» ...
Но с другой  стороны...
С другой стороны здесь - «интересы церкви»...
«Опубликованный в 1913 году рассказ  был запрещён цензурой, номер журнала с рассказом изъят и сожжён, фактически рассказ издан только в 1920 году»...
     (Википедия)

  «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб.
А я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щёку твою, обрати к нему и другую»...    (5:38-39 Евангелие от Матфея)

    Приметой  нашего времени — корысти и стяжательства - является увеличивающееся число тех, которые не только бьют, не противящегося  злу, человека по щеке, а сбивают с ног, обирают  до нитки, убивают или калечат...
   Но растущее зло остановить может  только  добро,
а не противопоставляемое ему, каким-либо образом («допустимое в данном случае»), меньшее зло.
 Наряду с верой в Бога, в Евангелие присутствует и вера в человека:
   «Возлюби ближнего твоего, как самого себя»...

      И вера возвышает людей не на «крыльях мечты» или каким-то иным чудодейственным образом.  Поднимается человек, ступая на очень земные, доступные ему  ступени — ступени доверия, ещё ниже — доверчивость.
 С высоты доверия ближе и доступней становятся  светлые помыслы людей и их радости.
Но и фальшивое, и злое задевают больнее, и возникает вдруг ощущение очень лёгкой его  уязвимости среди всего людского непотребства...
  Но если нет преодоления  боязни упасть, - значит и не подняться.

 


Рецензии
Виктор Ушаков, хорошо пишите, слог сильный продуманный.
Но начали за здравие, а кончили ... не как.
Мечта (с большой буквы) как национальный ориентир, как стремление и чаяние народа, возникает не тогда, когда некие национальные идеи и стремления формулируются и выдвигаются некими мудрецами и политиками, а тогда, когда эти стремления становятся значимыми для большинства людей, и сам народ «от праздных мечтаний» вовлекается в действия по их осуществлению.
Чтоб сказку сделать былью...
Так вопрос, или я упустил вашу мысль или потерял не только ниточку, а и клубочек, но прошу вас вернитесь к статье и так теперь коротенько без воды, ну как почти в нашумевшей статье господина Суркова (бывшего помощником Путина):
"Все мы знаем прекрасную сказку о государстве-Держиморде и о глубинном народе, «На Руси, — иногда случается так, что у «глубинного народа» вдруг открываются глаза, и он видит, как Держиморда под обещания устроить всем счастливую жизнь открыто грабит его и давно уже устроил эту счастливую жизнь для тех, кто олицетворяет государство-Держиморду и пристроился возле него. И тогда российский «глубинный народ» берёт в руки вилы с дрекольем и начинает крушить «глубинное государство»».
Но вы правы, если нет преодоления боязни упасть, - значит и не подняться.

С уважением, Николай С.

Николай Скороход   21.01.2023 22:08     Заявить о нарушении
Государство должно служить народу, иначе правление "держиморд" может для них плохо кончиться.

Виктор Ушаков   22.01.2023 13:48   Заявить о нарушении
Да,Виктор, глубокая мысль...

Николай Скороход   22.01.2023 19:54   Заявить о нарушении
И всё же как вы относитесь к Наднациональной идее, объединяющей всех людей см http://proza.ru/2020/01/31/876
АЛЬТРУИЗМ и человеческая доброта способна менять жизнь в лучшую сторону. Только объединенные усилия и взаимная любовь могут отвратить те беды, которые уже стоят у нашего порога».
Выход в Наднациональной идее, объединяющей всех людей
в том числе и их местечковые идеи - жить для своей эволюции
и эволюционного развития Человечества.
Оно в Созидательном обществе

Людям важно объединяться и выйти из кризиса эгоизма цивилизации и прийти к созидательному.

Михаил Галакт   30.01.2023 22:47   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.