Юность

Леночка готовила борщ на кухне, когда раздался телефонный звонок. Звонил домашний телефон, который стоял в гостиной. Телефон был старенький. Все в семье пользовались трубками, а этот оставили так, на всякий случай. Разговаривали по нему редко, это было неудобно, да и к трубкам привыкли. Лена убавила газ и нехотя пошла к телефону. «Опять будут предлагать бесплатную юридическую помощь», - думала она.
- Слушаю! - громко сказала Лена в трубку. Из трубки донесся приятный мужской голос, который сразу назвал ее по имени и стал говорить вещи, которые ей совсем были неинтересны. Лена никак не могла взять в толк, что от нее хотят. Она прислушалась к звукам на кухне. Те сообщали ей, что пора закидывать морковь и лук в кастрюлю.
- Так, что Вам, в конце концов, надо? - строгим голосом спросила Лена, понимая, что надо уже заканчивать этот монолог.
- О! Теперь точно нотки нашей Леночки Шишкиной, - засмеялся на том конце провода мужчина. Лена насторожилась. Шишкиной она была лет 30 назад.
- Кто это?
- Это Сережа Паршин. Узнала, наконец?
- Боже, Сережа!! Откуда ты? Как ты меня нашел?
- Нашел с трудом. Ленок, у нас в этом году 30 лет выпуска. Вот решили, наконец, собраться. Отказов не принимается, в субботу в 16 часов в ресторане М... ждем.
- А много народу придет?
- Надеюсь. Многих нашли, народ обязательно подтянется.
- Неожиданно как…
- Короче, дорогая староста, ждем. Целую.
И он повесил трубку. Она села в кресло рядом с телефоном. Тридцать лет окончания школы! С ума сойти! И ведь и вправду ни разу не виделись с тех пор. Класс был большой, дружный. А как закончили школу - больше и не встречались. На плите булькал борщ. Лена встала, дошла до кухни. На автомате побросала овощи в кастрюлю. Мысли были далеко... Так, где же школьный альбом? Закончив быстро с борщом, взяла стремянку и полезла в самый дальний угол книжного шкафа. Там хранились старые черно-белые фотографии ее детства. Она вытащила старый фотоальбом, где россыпью лежали фотографии ее школьной поры. Вот она, испуганная маленькая девчонка, с огромным букетом гладиолусов стоит на своей первой школьной линейке. Здесь она уже октябренок, поливает цветы на подоконнике в классе. Пионерский галстук, комсомольский значок.... 10 лет жизни уместились в двадцати фотографиях. Последние два года она была старостой. Всегда активистка, впереди всех. Вот она на картошке с девчонками, вот выступает на школьном вечере. Разложила фотографии на полу и еще раз с удовольствием стала их разглядывать. Сережка Паршин, что позвонил сегодня, был ее другом все 10 лет. Все школьные годы он сидел за ней, и она честно давала ему списывать контрольные по математике. На выпускном он подарил ей конфеты и сказал, что, если бы не она, Лена, он бы точно аттестат не получил. А вот фото - она со своей закадычной подругой Милкой. Уж сколько они за 10 лет ссорились, мирились, шептались, делились самыми сокровенными секретами... и не перечесть. После школы перезванивались какое-то время, Милка даже на Леночкиной свадьбе была, а потом как-то разошлись пути-дорожки. Лена с мужем уехала из города, потом эти жуткие 90-е годы, а потом уже и не искали друг друга. Интересно, придет Милка? Хорошо бы! А вот еще одна подружка - Наталка. Хохотушка! С ней всегда было весело и просто. Тоже не общались. Связь потеряла на все эти долгие 30 лет.
Пришел с работы муж, увидел сидящую на полу жену в окружении школьных фотографий.
- Ностальгия по школьной поре?
- Да. Позвонил одноклассник, пригласил на встречу. В этом году 30 лет, как окончила школу.
- Да... а у меня тогда уже 33 года. Целая жизнь. Мне вот никто не звонит, только с институтскими и встречаемся.
И он задумчиво ушел в ванную.
К субботе Лена сбегала в парикмахерскую, к косметологу Лидочке, сделала стрижку, маникюр. Договорилась с невесткой, что с любимым внучком Петрушей посидит дед.
В общем, была готова к встрече на все сто. Уже подходя к ресторану, увидела впереди идущую женщину. Та шла тяжело, медленно. Но что-то знакомое мелькнуло, сердце екнуло. Лена забежала вперед и ..., конечно, Милка!!! Та посмотрела на Лену, и в глазах блеснула слезинка. Они остановились посреди улицы и бросились друг к другу в объятия.
- Господи, Ленка, ты моя дорогая! - причитала Мила. - А я иду и думаю, увижу ли тебя?.. Увидела!!! Как же я рада!
- А как я рада! Милочка, ты моя дорогая!!! - И она крепко обняла подругу.
К ресторану подходили вдвоем, держась за руки, боясь их расцепить, чтоб опять не потеряться в волнах жизни. У ресторана стояли мужчины в костюмах, курили. Увидели Лену и Милу и в один голос спросили:
- Девушки, вы куда идете? Здесь закрытая вечеринка.
Девушки остановились, переглянулись.
- Мила, это точно наш адрес?
- Точно, точно! - засмеялся один из мужчин. – Ну что, девчонки, знакомиться будем?
- Сережа, ты?
- Конечно, Ленуся, я. Не узнала?
- Узнала по улыбке и голосу!
Он подошел к ним и приобнял:
- Рад видеть неразлучных подружек! Ну а с остальными знакомить надо или сами узнаете?
- Попытаемся.
И они стали смотреть на мужчин. Один был высокий, в очках, с сединой на висках. Он улыбался так открыто, что Лена его сразу узнала:
- Это Петя Краснов, наш художник.
Она подошла к нему и прижалась щекой. Петя Краснов рисовал в течение всех школьных лет. Прекрасно оформлял стенгазеты, а еще играл и пел под гитару. Поэтому в старших классах в него были влюблены почти все девчонки. Лена попыталась спросить, что да как, но Сережа быстро остановил ее:
- После, после. Все расскажет, ничего не утаит.
- Ну, а это кто? - Он показал на грузного мужчину, который тоже улыбался. Лена с Милкой переглянулись.
- Неужели не узнали?
- Нет.
- Ну, раз не узнали, то разрешите представиться. - Мужчина с хитроватой улыбкой протянул руку Лене. - Очень приятно познакомиться - Володя Дмитриев.
Девчонки весело засмеялись. Володя Дмитриев в классе был самым маленьким, щупленьким пацаном. К 10 классу подрос немного, но… так всерьез его никто и не воспринимал. А сейчас перед ними стоял высоченный дядька размером этак 52.
- Ничего себе сюрприз!!!
- Да, да, девочки мои, это я. Можете не сомневаться.
- Так, время, время! Пошли в зал. Там народ заждался.
Все дружно зашли в ресторан. Около стола, где красовались бокалы с шампанским, стояла группа людей и громко, эмоционально что-то обсуждала. Когда хлопнула входная дверь, все разом повернулись к вошедшим. Секунд 30 смотрели друг на друга, а затем с раскрытыми объятиями и возгласами: «Ленуся! Иришка! Володька!..» - понеслись навстречу друг другу. Когда первая волна эмоций прошла, Сергей пригласил всех за стол. На празднично украшенном столе стояли знакомые с детства салаты, нарезка, официанты быстро разливали вино, шампанское для первого тоста. Рядом с Леной сидела Милка, а с другой стороны - Сережка. За столом было человек шестнадцать. Это больше половины класса. Первым взял слово Сережа. Пока он говорил, все с интересом рассматривали друг друга. Ну, а когда пошли рассказы о себе, кто чего достиг после школы, все окончательно раскрепостились. Лена слушала и радовалась: «Как же здорово, что эта встреча состоялась!» То, что рассказывали многие о себе, у нее не вызывало удивления. Если Таня Плотникова бредила литературой, то ничего удивительного, что сегодня она заслуженная учительница русского и литературы. Володька Дмитриев, бредивший в школе морем, закончил институт водного транспорта. Сегодня -ведущий специалист, работает в порту, трое детей. Здорово!! Удивила ее, пожалуй, Майка. Эта Майка в школе была закоренелой троечницей. У Лены было даже октябрятское поручение - проверять у нее уроки. Лена честно проверяла, помогала с домашними заданиями. Но все контрольные Майка с упорством писала на тройки. Так и закончила десятый - весь аттестат в тройках. Когда Майя стала рассказывать о себе, Лена не поверила своим ушам и глазам. Уверенная в себе женщина, холеная, явно не бедная. Говорила с легкой иронией, ну типа, не ожидали, ребята?! Оказывается, в институт она не пошла, что и понятно. Но закончила парикмахерское училище. А после этого в своей парикмахерской познакомилась со своим будущем мужем. Он оказался ветеринаром, Айболитом от Бога. Сегодня Майка и ее муж держат несколько салонов для животных. Майка стрижет, а муж ее лечит питомцев дорогих клиентов. Дети, квартира, машина и любимая работа! Можно только порадоваться - человек нашел свое место в жизни, состоялся по всем фронтам: как жена, мать и профессионал. Лена наклонилась к Сереже:
- Слушай, а вы Мишку Аверина не нашли?
Мишка Аверин в свое время был известен всему району. Он был гениальный математик. Решал задачки с ходу, разными способами. Ездил на городские и международные олимпиады. Приезжал всегда с наградами. Без экзаменов был принят на мехмат в университет.
- Он не придет, Лена. От Мишки ничего не осталось.
- Как это? Что случилось? Он же гений!
- Был гений, а сегодня это опустившийся человек, пьяница. Я его нашел. Сейчас отправил в больницу на лечение.
И Сергей поведал Лене драму Мишки Аверина. Гением родиться здорово, но к таланту обязательно должен прилагаться стальной характер. К Мишке он не приложился. Все начиналось замечательно. Досрочное окончание института, аспирантура, защита. Все аплодировали, восхищались, приглашали на фуршеты. Мишка никогда не отказывался. Стали звать заграницу читать лекции. Женился на дочери профессора. Сын, дочь, квартира от государства, машина с шофером. Жизнь его баловала. Но оказалось, что Мишка, больше чем математику, любил тосты в свой адрес, льстивые речи и коньячок. Так к сорока годам стал зависим от алкоголя. Перестал заниматься научной работой, жил старыми заслугами. Жена не выдержала ежедневного праздника жизни своего гения. Ушла с детьми. А потом он совсем опустился. Стал на лекции приходить пьяным, ну и уволили его. На сегодняшний день «гений» страдал проблемами с памятью, печенью и лежал в больнице за счет Сережки.
- Кто бы мог подумать, что гениальный мальчик с огромными синими глазами, которому Господь дал так много, сможет загубить свой талант? Да что талант!? Жизнь! - только и могла сказать Лена.
Скоро все забыли, что они заслуженные, почетные, серьезные и солидные; балагурили, смеялись, как в классе. Лена пошла танцевать с Сережей. Он рассказывал анектоды, потом вспоминал, как списывал у нее математику. Лена посмотрела на него, а потом сказала:
- Сережа, а ведь ты про себя ничего толком и не рассказал. Так обо всем и ни о чем. Сам ты где?
Он посмотрел на нее как-то чересчур серьезно. Если бы Лена не знала, что это Сережка, она бы испугалась.
- Заметила. Молодец. Я всегда знал, что ты внимательная, умная. А главное знаешь, где, кому и что можно сказать. Я, Леночка, в органах работаю. Отсюда есть возможность узнать про наших. Вот решил собрать всех, кого найду. У меня все нормально, погоны, положение, семья хорошая.
- Рада за тебя. Нет, правда, Сережка, очень рада. Слушай, а ты нашу Наталку не нашел?
- Нашел. Она опоздает. Только днем откуда-то прилетела.
- Правда? Какой же ты молодец!
Почти к самому концу вечера примчалась Наташка. Тоненькая, хорошенькая, улыбающаяся. Девчонки сели втроем на диван, говорили и не могли наговориться. В общем, у всех почти все было одинаково. Институт, работа, семья, в 90-х выживали как могли. Правда, Милка, дорогая любимая Милка, была уже вдовой, а единственная дочка с мужем служили Родине где-то далеко в Сибири. Тут уж Лена и Наташа решили Милке не давать скучать.
- Будем зимой ходить в театры, на выставки. А летом будем ездить на дачу.
Милка счастливо улыбалась. У нее появился новый смысл, новый стимул в жизни. Долго не могли расстаться. К концу вечера Сережка сказал, что всех ждет сюрприз. Открыл свой планшет, что-то там наладил, и на экране все увидели грузного седого мужчину. Он смотрел на них, все дружно смотрели на него. Наконец, кто-то предположил:
- По-моему, это Борька Аронзон.
- Точно. Похож.
- Я-то Борька Аронзон, а ты кто?
И понеслось... Борька из своей Америки пытался всех узнать, очки надел и... с еврейской легкостью шутил про каждого, начал вспоминать школьные приколы, стал звать к себе, обещал приехать сам, потом растрогался, а в самом конце расплакался и отключился. Наверное, что-то слишком глубоко его задело за живое, а может накрыла волна воспоминаний, ностальгия...
Разъезжались по домам глубоко за полночь. Лена ехала в такси и все время улыбалась. Вспоминала ребят, разговоры. Большой класс был, а ведь никто не пошел по кривой дорожке, никто. А в лихие девяностые это было запросто. Но нет. Стержень был у всех. Серьезный такой фундамент, который они все получили в школе, дома. Лена строила планы как скоро поедет с Милкой на дачу, а потом втроем с Наташей пойдут в театр. Молодой таксист посматривал на нее в зеркальце.
- У Вас, наверное, радость какая-то. Вы прямо вся светитесь.
- Да, молодой человек. У меня радость, я сегодня встречалась с Юностью...


Рецензии