VII-2 Жертвоприношенье

 http://www.proza.ru/2019/09/18/1595


               
     Когда пришли повозки, раненых положили в них. Стан кас-саков снимался.

     - Как много раненых выбыло из строя? – Спросил у Никона Первуд.

     - Более тысячи  раненых.

     - Никон, возьми три сотни воинов, раненых  и пленных хазар сопроводи к атаману Амосу. Как доставишь, сразу возвращайся.
 
     Первуд с войском отправился на юго-восток. Никон с ранеными и пленными пошел на запад. В его отряде оказался Гордей, Надежа и Молчан. Раненые, кто мог ехать сам, передвигались в седле, часть везли на повозках. Гордей ехал шагом рядом с Молчаном и молчал. В глазах его все еще стоял погребальный костер.

     - Почему мы одних сжигаем, других хороним в землю? – Спросил Гордей у Молчана.

     - Душа погибшего воина, очищенная огнем, сразу возносится на небо. А чем дольше тело сохраняется, тем дольше душа привязана к нему. Атамана  или же особо отличившихся героев  мы женим на родной земле и насыпаем холм, чтобы земля была беременна новым героем или атаманом.
Большей частью дороги Гордей не проронил ни слова. Где-то в полночь они дошли до атаманского стана. Здесь собралось более десяти тысяч воинов: это больше, чем ожидал сам Амос. Вся степь поднялась, и даже многие племена берендеев , помимо конной дружины Даика, пришли биться.

     В стане собрался совет волхвов от присланных племен, чьи воины приняли участие в войне. Здесь были жрецы, что несли службу различным Богам и Солнечной, и Лунной династии, ибо почитали всех, даже Чернобога , как одного из Ликов Рода Всевышнего. Были тут и маги,  и  чародеи, и кудесники, что творили чудеса. Пришли и звездочёты, что ведали звездную науку, и ведуны - хранители святого знанья Вед. Совет шел под открытым звездным небом  вокруг костра. Присутствовали на нем и Амос с Зарубой. Был тут и Велияр, дед Гордея.

     Руководил Советом Великий Велемудр. Это был могучий старец, в котором еще угадывалась былая стать. Он пользовался непререкаемым авторитетом и как Верховный жрец, и как муж, принесший своему народу много пользы. Посох его венчал Род Всевышний в виде Мирового Древа, над головой которого парил Орел. По четырем сторонам ствола бежали волки и олени - звери Сварога . С вершин стволов на каждой стороне свисали по несколько колокольчиков. Это был церемониальный посох.

     - Мы собрались решить, кого из Богов призовем на бой вместе с нами против врага, - говорил Велемудр, - помогая Русинам, мы тем самым и сами избавимся от страшной заразной болезни как Хазария, укрепив тем самым веру пращурскую.
Первым сказал Недаш, жрец Бога Радогаста .

     - Позовем Перуна  и Велеса , они всегда был с нами в годину испытаний.
Неожиданно вскочил, размахивая посохом,  Гридя, жрец Бога Велеса.

     - Велеса мы сегодня звать не можем. Насколько известно, есть его сторонники у хазар из Персии, они тоже, как мне ведомо, поклоняются ему в образе Асилы Мудрого, по-ихнему Ахурамазда .

     - Надо звать Перуна с Хорсом , они не раз были вместе. - 
Восстал Егуп, жрец Бога Семаргла  и стал требовать:

     - Семаргла надо звать, Бога огня, Он явится птицей соколом Рарогом . Он Бог огненных жертвоприношений  и посредник между людьми  и небесными богами. Семаргл поможет в этой битве. И жертвы нужно принести живою кровью. ...
Часть волхвов возроптала, и лишь Окул, успокаивая всех тихим голосом, сказал:

     - Мы - славяне оттого, что Богов своих только прославляем, ничего не прося взамен. И Боги, наши Прародители – Сварожичи. Они не берут жертв иных, а только плоды, зерно, да сурицу  из трав. Мы не варвары или эллины, что приносят в жертвы животных и даже людей.

     - Семаргл в битве светлых и темных сил победил Черного Змея, тебе ли не известно, Окул? – возразил Егуп.

     - Известно, как и то, что сам Сварог послал на землю Огнебога Семаргла помочь людям освоить просторы земные, – возбужденно стал рассказывать Окул. - Подлетел Семаргл к тому месту, где лежал Алатырский камень. А на том камне написано: « Направо пойдешь - богатым  быть, налево пойдешь – убитому быть, а прямо пойдешь - женатому быть». Люд земной, куда ни пойдет, все одно назад не возвращался.

     Догадался тогда Семаргл, что за всем этим  стоит луноликая Деванушка, и сбросил он ее из Яви  в звездную Навь . И разрушил он так навьи чары. И вышли  из врат царства Нави могучие витязи и волхвы, за ними кудесники и миряне, заточенные в годы прежние. Показал он им путь к Свету Белому.

     Стал  расходиться люд по своим домам. И увидел Семаргл сын Сварожич – вот идет богиня Деванушка . И тогда взял он секиру, закаленную в печи Сварога,  и, ударив с плеча, разрубил, как полено, ту Деву лунную.

     С тех пор Луна  в синем небе по дороженьке звездной ходит. Разрастается с новой до полной Луны, но могучий бог вновь секирой ее разрубает. …


     …. Зашумели тотчас все жрецы и волхвы. Мнения разделились: одни почитали детей Сварога, другие детей Дыя. Вдруг послышался звон колокольчиков – это дал знать посох Велемудра, и все утихли.

     - Кликнем Перуна, Хорса и... Семаргла. - Все безмолвствовали.
В этом безмолвии вновь зазвенели колокольчики, обходя костер, Великий старец Велемудр, прервав молчание, продолжил:

     - Предвижу  битву. Но вот какой будет конец сражения, не вижу. У хазар великое войско. Просто так их не одолеть. Поэтому нам надо биться на стороне Святослава.  Если мы этого не сделаем, хазары не простят нам нашу непокорность. Вспомните Русинов, что приходили с пятитысячным войском, а потом как коварно каган поступил с ними. По уговору после разорения Ширванского побережья Русины половину добычи отдали им. Однако харезмийские наемники кагана, состоящие из мусульман, потребовали мести за гибель единоверцев. Каган не смог им отказать и не захотел спасать Русинов. Харезмийцы нагнали Русин, завязалась схватка. Три дня бились, битва закончилась победой мусульман. Кто уцелел, бежали по Волге, там они были  окончательно истреблены буртасами и булгарами. Вот  что нас ждет. Так что призовем и Семаргла, коль речь сегодня идет о судьбе всего нашего народа. - Велемудр стукнул оземь посохом, грозно звякнули колокольчики. – Все решено. – Велемудр подошел к Амосу. - Атаман, пусть воины приготовят жертвенник для жертвоприношенья.

     Атаман поклонился и покинул совет волхвов.

     На следующий день кассаки приготовили жертвенник. Был сооружено квадратное возвышение. Одна сторона его была пологой, и по ней шел настил из крепко связанных тонких бревен. Три стороны были вертикальны. Наверху жертвенника два воина водрузили большой ритуальный меч. Он был деревянный длиною два метра. Наполовину его воткнули в хворост жертвенника. Все племена выстроились напротив отвесной стороны жертвенника, образовав площадь перед ним. На площади находились люди и животные, которых должны принести в жертву. Это были петухи для Перуна, кони для Хорса и пленники для Семаргла. Обряд проводили три жреца: служители Перуна, Хорса и Семаргла.      

     Гордей вместе с Надежей и Молчаном  стояли среди воинов. Гордей видел все, что происходило на площади, но не слышал всего, о чем там говорили, так как глухо стучали барабаны, и ветер уносил слова говорившего жреца. Он то и дело спрашивал у Молчана о том, что происходит на площади. Молчан  объяснял Гордею последовательность происходящего.

     - Жрец Перуна сейчас начнет приносить в жертву петухов, - говорил Молчан, указывая на жреца. Перунов жрец подошел с жертвенной чашей. Петухам отрубили головы. Наполнив чашу кровью, жрец пошел с нею на искусственный холм. Произнося заклинания, он вылил кровь из чаши на ритуальный меч.

     - А сейчас будут лошадей для Хорса жертвовать. -  Жрец Хорса подошел к связанным лошадям. Они лежали на земле, их удерживали воины. Одной из лошади пробили артерию на шее. Жрец наполнил чашу. Остальным лошадям просто свернули головы. Произнося заклинания, жрец взошел на холм и вылил кровь на меч.

     Жрец Семаргла направился с жертвенною чашей к пленникам. До Гордея донеслись заклинанья жреца на непонятном языке.

     - Что там происходит? – спросил Молчана Гордей.

     - Жрец призывает Семаргла. Пленники для него. Много лет такого не было.

     - Скажи, что это значит, призвать Семаргла?

     - Это значит, если откликнется Семаргл и будет воевать вместе с нами. ... Это не будет пленных. … Вот, что это значит.

    Ноздри Молчана раздулись как у хищника, единственный глаз горел гневом. Гордей непроизвольно отвернулся.

     Пленники стояли на коленях, руки их были связаны сзади. За каждым из них стоял воин с мечом. Первому из них перерезали горло, чтобы наполнить чашу. Остальным отрубили головы. Жрец поднялся с чашей на жертвенник и вылил кровь на меч. Воины отрубили у мертвых правые руки. Затем они подбрасывали руки в воздух. Руки, разбрызгивая еще теплую кровь, упали на площадь. От увиденного у Гордея мурашки пошли по телу, он вздрогнул и отвел глаза.  Не каждый воин мог вынести этого зрелища.

     Спустившийся жрец Семаргла прокричал:

     - Вот так Семаргл лишает врагов правой руки  и их силы.

     Жертвоприношение было закончено. Бой барабанов утих. Воины перенесли все мертвые тела  на жертвенник. Меч вынули и, не вытирая, унесли. Затем жертвенник  подожгли. Кас-саки стояли в тишине, а когда все прогорело,  стали расходиться.

     Когда стемнело, дед Велияр и Гордей сидели у костра. Велияр и Гордей были подавлены смертью Лощилы, а еще Гордей не мог забыть кровавый обряд, что он увидел сегодня.

     - Дед скажи мне, в чем смысл этой бойни? В чем смысл всех войн?

     - У земных властителей и народов может быть множество причин. Но если посмотреть на все духовными очами, ты увидишь: всегда и везде идет противоборство  Белобога  с Чернобогом. Иногда это происходит мирно, но чаще в войнах. То, что созидает на Земле Белобог, то Чернобог проверяет на прочность. Недаром говорят, что Чернобог - секира в руках Бога. И, наоборот, всё то, что хочет распространить на Земле и в людях Чернобог, разрушаем мы, дети Белобога.

     - Когда же эта распря прекратится, и кто победит? – сдержанно спросил Гордей.

     - Никогда, – тихо ответил дед. -  И пойми, нет абсолютного добра и зла. Белобог и Чернобог – это дети Всевышнего, ибо Он есть всё. Но их борьба есть путь познанья. Не узнавши зла, как ты узришь добро? Не вкусив добра, не будешь знать, что зло. Твое тело бренно, оно ищет сытости и удовольствий, а дух твой хочет стяжать истины и любви. Ты сам есть поле битвы. И так во всем. Познавши то и это, ты в силах выбрать Стезю Прави. Не творить зла, но и не ждать от добрых дел вознагражденья, быть беспристрастным, тогда ты Воин Духа, идущий путем Прави, и действия твои не расходятся с предначертаньем Бога. Коль надо биться - бейся без сомнений, коль надо проявить великодушие - проявляй.

     Велияр замолчал. Молчал и Гордей, осмысливая, что сказал дед.

     Долго молчали. Наконец Велияр приоткрыл опустившиеся веки.

     - Ну что, постиг все, сказанное мной?  – Дед закряхтел, поворошил концом посоха огонь. Костер разгорелся ярче.  - Так что, иди и бейся, Гордей. Ты в воинстве Перуна, и даже, если ты падешь на поле битвы, Перуница напоит тебя живой водой и вознесет на небо к нашим предкам, и там ты будешь продолжать биться.

 
     Две тысячи кас-саков  уходили в войско Первуда с Никоном.   Расставаясь, атаман с сыном сидели на конях.

     - Ты ведешь их к Первуду, береги себя, Никон, так что мне нечего добавить к тому, что ты уже знаешь... Я учил тебя, теперь учись у Первуда. Он лучший из кас-саков. Будь достоин... И вот еще... Передай ему, когда у хазар начнется смятение, и многие из них захотят уйти в горы, так вы не давайте им пути: пусть по степи идут без воды и еды и до дна испьют чашу нашей мести. Все, Никон, тебе пора.

     Атаман обнялся с сыном, не сходя с коня. Развернулся и поскакал, не оглядываясь.





        Берендеи - Впервые встречается в «Повести временных лет» под 1096  годом. Упомянуты они в качестве военной силы, участвующей в междоусобной борьбе, разразившейся после ослепления князя Василька Теребовльского. Не знакомый с древнерусским летописанием читатель может быть немало удивлен: берендеи там упомянуты как кочевое тюркоязычное племя, действовавшее совместно с торками и печенегами.  Причем, особенно близки берендям были, судя по всему, торки – тюркоязычное племя, говорившее на языке, принадлежавшем к огузской подгруппе тюркских языков. К этой языковой группе принадлежат, например, современный турецкий, азербайджанский и туркменский языки.
 
      


                Чернобог –  бог темных сил.
 
                Сварог – верховный небесный бог, тот, кто сотворил мир.
 
                Ралогощ – бог гостеприимства у славян.
 
                Перун – бог Грозы и Молнии, покровитель славянских мужчин и
                воинов.
 
                Велес – бог мудрости и богатства. Покровитель скотоводов,
                хлеборобов, купцов, охотников. Бог потустороннего мира, а
                также вдохновитель людей творчества – поэтов, певцов,
                музыкантов, зодчих.
 
                Ахурамазда -  (также Ахура-Мазда авест. ahura-mazd;,
                Орма;зд или Орму;зд, «Бог Мудрый» — авестийское имя божества,
                которого пророк Зороастра  — основатель зороастризма —
                провозгласил единым богом. В Авесте Ахура-Мазда — безначальный
                творец, пребывающий в бесконечном свете, создатель всех вещей
                и податель всего благого, всеведущий устроитель и властитель
                мира и высший объект почитания зороастриийцев, называющих себя
                по-авестийски mazdayasna, то есть почитателями Мазды.
 
                Хорс – бог Солнца.
 
                Семаргл – Огнебог – бог Огня, покровитель небесного и
                земного Пламени, а также семейного Очага.
 
                Рарог – сокол, племенной знак славян – ободритов.
 
                Сурица, сурья = священный напиток из перебродившего мёда и
                трав.
 
                Явь – философская категория, означающая видимый и
                осязаемый, материальный мир.
 
                Навь - философская категория, означающая полевой
                нематериальный мир, мир по обе стороны Яви, где обитают Боги
                и души Пращуров.
 
                Деванушка – Девана дочь Перунова.

                Белобог – бог светлых сил, антипод Чергобога.
 
                Правь – это Правда, Истина, или Законы Сварога, по которым
                миры существуют и взаимодействуют между собой. Закон Прави –
                основной закон Бытия у древних славян.




             http://www.proza.ru/2019/09/20/1648


Рецензии
Одно удовольствие читать Вашу прозу, Михаил! Столько в ней мудрости, древних обрядов, имен. В этом рассказе очень хорош Велияр - мудрый дед.

Успехов Вам в творчестве!

Татьяна Шмидт   19.07.2022 18:12     Заявить о нарушении
Благодарю, Татьяна за приятный отзыв! Вы как всегда найдете изюминку в моей работе.
С ув. Михаил

Михаил Илекский   18.07.2022 22:16   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.