Портрет Крылова была написан за один прием

Портрет великого баснописца, поэта, драматурга и публициста Ивана Андреевича Крылова Брюллов написал за один приём. Рассказывают, что художник усадил его в кресло, набросал на холст контур и тут же сделал подмалевок: написал голову, одежду, фон. Лишь на месте руки остался незакрашенный холст…

   Карл Брюллов остался очень доволен своей работой, но попросил Крылова прийти ещё раз для окончания работы. Иван Андреевич, поднимая воротник шинели, лукаво улыбнулся: «А ведь вы, любезный Карл Павлович, портрет этот, приди я или не приди, никогда не окончите». И оказался прав…

   По неизвестной причине этот портрет действительно не был закончен. А рука великого баснописца была написана, причём, довольно неумело, учеником Брюллова Фаддеем Горецким с гипсового слепка руки покойного Крылова.

    Но чтобы там потом не говорилось и не обсуждалось, великий живописец и представитель классической «акварельной» школы Карл Брюллов оставил нам прекраснейший портрет баснописца Ивана Андреевича Крылова.

Неряха и обжора

    Работа сразу поражает психологической наполненностью и некой поэтичностью. Крылов на портрете изображён в достаточно старческом возрасте. Об этом свидетельствует его одутловатое лицо, пряди седых волос, которые беспорядочно опускаются на виски и лоб автора бессмертных басен «Квартет», «Стрекоза и муравей», «Слон и Моська», «Мартышка и очки»… Нависшие брови подчеркивают напряжение думающего человека.

   Костюм писателя довольно прост и не предназначен для выхода. Скорее всего, это его домашнее одеяние. Наверное поэтому оно так неуклюже, если не сказать неряшливо, сидит на его грузной фигуре. Великий живописец, изображая великого писателя, не погрешил против истины: Крылов был известным неряхой и обжорой и никогда ни в чём себя не стеснял. Так что на полотне виден его огромный живот и мятые рукава.

   Лучше всего у мастера получился всё-таки наполненный мудростью взгляд Крылова. Кажется, что он смотрит тебе прямо в душу…

Общественное достояние

   Рассматривая портрет, можно заметить, что знаки отличия и ордена на шее и груди у Крылова художник умело прикрыл отворотом сюртука. Благодаря этому портрет не выглядит напыщенным. Единственное что видно, это серебряный отблеск звезды, которая заметна лишь наполовину. Даже красные ленты Анненского и Владимирского крестов не нарушают простоты образа.

  Надо сказать, что история сохранила довольно много портретов Ивана Андреевича Крылова. Писали его как знаменитые, так и малоизвестные авторы, есть даже работы любителей. Благодаря им потомки имеют представление о писателе, как о человеке умном, думающем, но при этом ничем не озабоченном, спокойном и достойном.

   Но портрет кисти Брюллова размером 415 х 500 см относится к общественному достоянию и хранится в Третьяковской галерее. А с его репродукцией можно познакомиться в учебниках литературы.

Бессмертные цитаты

   Иван Андреевич Крылов – великий русский баснописец, чьи произведения актуальны по сей день. Гениальные присказки и цитаты из басен, такие как «А Васька слушает да ест», «А вы друзья, как не садитесь, всё в музыканты не годитесь…» кратко и ёмко выражают заложенный в них смысл и остаются на слуху.

   Баснописец, поэт, драматург и публицист прожил долгую и спокойную жизнь. Он был обласкан и опекаем царской семьёй. По некоторым данным, Николай I в 1841 году согласился на преобразование Российской академии наук лишь при условии, что первым академиком будет Крылов. А императрица Мария Фёдоровна обеспокоенная болезнью баснописца, хотела лично присматривать за ним… На пенсию он вышел с пансионом в 6 тыс. рублей, а общий доход его составлял 11 700 руб. ассигнациями в год.

О баснописце

    Иван Андреевич родился 2 (13) февраля 1769 года в Москве, в семье бедного армейского офицера. Во время Пугачёвского восстания отец Крылова служил армейским капитаном в Яицкой крепости. Когда крепость попала в окружение войск Емельяна Пугачёва, маленький Крылов с матерью отправились в Оренбург, где снова оказались в осадном положении. Тогда их спасло только чудо. Александр Сергеевич Пушкин  потом напишет в своей «Истории Пугачёва»:

  «Пугачев скрежетал. Он поклялся повесить не только Симонова и Крылова, но и всё семейство последнего, находившееся в то время в Оренбурге. Таким образом обречён был смерти и четырёхлетний ребёнок, впоследствии славный Крылов».

   К сожалению, как это частенько случается, проявив мужество во время усмирения пугачёвского бунта, Андрей Крылов, не получил никаких наград и чинов. Более того, семья, в том числе и после переезда в Тверь, где он работал в должности председателя магистрата, жила в бедности. И после смерти единственного кормильца финансовое состояние лишь ухудшилось.

Без хорошего образования

   Иван не имел возможности получить хорошее образование. Зато от отца в наследство ему достался огромный сундук с книгами и любовь к чтению. К тому же, состоятельные соседи Крыловых позволили ему присутствовать на уроках французского языка, которые давались их детям.

   А потом его приняли на службу в тот самый губернский магистрат Твери, туда, где раньше работал его отец. Правда, денег на жизнь по-прежнему не хватает.

    Тогда мать, взяв детей, отправляется в Санкт-Петербург и начинает хлопотать о пенсии и обустройстве старшего сына на работу. В результате молодой Крылов получает должность приказного служителя в казённой палате. Но ему очень не хотелось заниматься карьерой. Очень скоро он уходит в отставку и приступает к занятиям литературой.

Первые творения провалились

     Так уж получилось, что переезд Ивана Андреевича Крылова в северную столицу совпал с появлением в городе общедоступного театра. Он сразу же там побывал, познакомился с некоторыми артистами и с этих пор начал жить интересами этого театра.

   Именно тогда Крылов в подражание классикам написал довольно посредственную трагедию «Филомела», которая осталась незамеченной. Однако неудача его не расстроила. И он  создал несколько комедий: «Бешеная семья», «Проказники», «Сочинитель в прихожей». Они также никого не поразили, но по сравнению с «Филомелой» рост мастерства был заметен.

  Первые басни, которые появились журнале «Утренние часы» в 1788 году, автор подписывать не пожелал. Впрочем, «Стыдливый игрок», «Судьба игроков», «Новопожалованный осёл» также остались незамеченными.

Работа над текстами

   Словом, высокого положения в литературе Крылов достиг не сразу. Но постепенно, особенно после перевода басен Лафонтена, куда он добавил много своего, о нём заговорили и стали отмечать талант. Вскоре собрание его «Новых басен» стало во многих домах любимой книгой, и злостные нападки критиков, которые утверждали, что все сюжеты он заимствует, скорее вредили им, чем самому Крылову. Иван Андреевич становится признанным баснописцем. Его произведения читают даже при дворе, в кружке императрицы Марии Фёдоровны.

  Если сравнить рукописи Крылова с многочисленными изданиями, то становится очевидным, что этот ленивый и небрежный в других отношениях человек постоянно выправлял и выглаживал первоначальные варианты своих произведений. Он постоянно стремился к пластичности и возможной краткости, особенно в конце басни.

   В 1825 году в Париже граф Григорий Орлов опубликовал Басни И. А. Крылова в двух томах на русском, французском и итальянском языках. Эта книга стала первым зарубежным изданием русских басен.

   В 30-е годы XIX века, ещё при жизни Крылова, Аббас-Кули-Ага Бакиханов перевёл басню «Осёл и Соловей» на азербайджанский язык. На армянский язык первый перевод был сделан в 1849 году, а на грузинский — в 1860.

Похороны баснописца были пышными

    Скончался Иван Андреевич Крылов 9 (21) ноября 1844 года. Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. В день похорон друзья и знакомые литератора вместе с приглашением получили по экземпляру изданных им басен, на заглавном листе которых под траурною каймою было напечатано: «Приношение на память об Иване Андреевиче, по его желанию». Похороны были пышными. Граф Орлов — второй человек в государстве — отстранил одного из студентов и сам нёс гроб до дрог…

    В 1848 году Императорская академия художеств объявила конкурс на лучший проект монумента баснописцу. Через 1,5 года, рассмотрев десятки эскизов, комиссия выбрала работу скульптора Петра Клодта. Мастер корпел над памятником более 5 лет, его образ Крылова получился живым, выразительным. Мемориал установили в Летнем саду Санкт-Петербурга в 1855 году.

 


Рецензии
Спасибо Вам, Наталья, за прекрасную статью о великом Иване Андреевиче Крылове! Я очень его люблю. Я скачал Вашу статью. А её прочтение побудило меня показать Вам пару своих стишков. Один из них - "Портретная галерея" - захотелось показать просто так, для смеху: уж очень живо Вы описали процесс написания портрета Крылова. А второй - "Ушла эпоха заблуждений" - о современных поэтах, которым, в основном, далеко до Ивана Андреевича. С уважением, Алексей Морозов.

Портретная галерея

Я в картинной галерее
Оказался неспроста:
Разбирать сюжет умею
Поперёк и вдоль холста…
Старину люблю… Портреты…
Вот надменный господин
В позапрошлом веке где-то
Был, видать, немалый чин! –
Принимать любил прошенья
От мирян: всегда в миру
Всё решалось с подношеньем…
О, сейчас не так берут!..
Слева, – гляньте! – смотрит дама…
Как же, бестия, строга!
Взгляд сценарий пишет драмы:
Свет… Любовник… Муж… Рога…
Ну а этот! Этот!! Этот!!!
Раскрасавец-молодец!
На дуэльные запреты
Государя чхал, подлец!..
Я смотрю опять налево…
Нет, туда я не хожу…
Просто там такая дева!
Это, – я вам доложу! –
Рассказать в другом бы месте!
Да за кружечкой пивка!
Мне б такую бы невесту! –
Где вы, силы старика?..
Ладно… Что травить зря душу?..
Отвернёмся от младой…
Вы на эту гляньте тушу! –
Ну, живот!.. Почти как мой…
Я ему свою диету
Посоветовать бы мог! –
Жаль, давно что канул в лету:
На диете б раньше сдох…
Ну, а этот, в бакенбардах! –
В лентах грудь и орденах! –
На паркетах и мансардах
Слышал что-то о боях,
И готов поклясться, знает,
Что сражение всегда
Войско битву проиграет,
Дождь прошёл с утра когда…
А у девицы весёлой
Что, скажите, на уме,
Окромя другого полу?..
Всё иное, как в тюрьме,
Одинаково противно! –
Ух, лукавый взгляд какой!..
Нет, портрет писал сей дивный,
Знать, художник молодой…
Я в портретной галерее
На характеры гляжу. –
От догадок чертенею!
От каких? Не расскажу…
Вы сходите в галерею.
Всё увидеть можно там,
Что душа понять сумеет
И подскажет, может, вам…

Ушла эпоха заблуждений...

Сказал мне как-то старый друг:
«Неплохо вроде бы ты пишешь,
Но где ж восторженный твой дух,
Знамением как будто свыше
Поэта лирой побуждал
Всегда сказать о жизни что-то,
Чего простой не замечал
Мирянин в будничных заботах?..
Где краски яркие! И слог
Где неожиданный, – как вспышка
На солнце! – грудь сдавить чтоб мог
Не хуже, старца чем одышка
Преследует, когда подъём,
Хоть малый, он одолевает!..
Ты пишешь нынче не о том,
Поэзия что воспевает
В её златые времена!..»
Ну что я другу мог ответить?..
Моя какая в том вина,
Силён что нынче всяк заметить
Порой такое, что поэт
Не каждый и понять-то может?..
Златой, конечно, ярок след
Поэзии! Но где же, Боже,
Остались чистых душ следы, –
В какую канули уж лету? –
Для коих не было беды
Стоять под дулом пистолета,
И честь открыто защищать
Свою и близких в риске равном
Дуэли честной!.. Убивать
Теперь втихую и бесславно
Давно уже из-за угла
Без церемоний чести стали!
И не обидчиков... Без зла...
Кого, – как пиццу! – заказали,
Того и упокоят в срок
Контракта, чтоб заказчик блюда
Ворчать о качестве не мог
Его, как мелочный зануда...
Мне трудно выразить восторг
Теперь и девичьею честью:
Я получил, возможен торг
Что с ней, давно уже известье...
Стихом не славить, но корить
Девицу стало впредь удобней! –
Прошу поэта мне простить
Вопрос к ней каверзный и злобный:
«О, гений чистой красоты!
В какое жуткое мгновенье
Лишь тела женского черты
Явились лучшим нам виденьем?..»
О да, любовь ещё жива,
Воспел в стихах какую гений,
О ней всё ж новая молва
Не внемлет старым заблужденьям:
Теперь любовью не живут,
Но занимаются уныло,
Теперь любовью могут блуд
Назвать, для душ живых постылый…
У времени любого есть
Свой лик, ничем неповторимый! –
И слово в нём имеет честь
Его картиной быть незримой...
Его носители когда
Уходят дружно на погосты,
Потомки их в свой век всегда
Идут не как благие гости,
Чужим что разумом живут,
Былым лениво восхищаясь,
Но как хозяева! Идут,
В ошибках новых не покаясь
Ничуть пред Богом и судьбой,
Чтоб всё, что сами натворили,
То слогом новым, меж собой
В согласьи, сами и крестили...
Попробуй слогом старым им
Под их неповторимым солнцем
Сказать о жизни, речь засим
То будет турка для японца...
Не потому ль теперь поэт
Уже не очень в свете моден,
Что раздражают нынче свет
Его возвышенные оды
О том, что кануло давно
Уже в седую древность века,
И видит в веке он ином
Живого ныне человека?..
Высоким слогом написать
Немудрено о жизни что-то.
Но как саму в нём жизнь узнать,
Не испытав душевной рвоты?..
Пришёл наш век! – И в нём пора
Иных забав, иных восторгов!
И слов иных теперь игра
В чести с рожденья и до морга,
И чем закончится она,
В том приговор потомков новых
Самим себе до слова дна
Уже означится иного…

Алексей Морозов 3   26.09.2019 20:53     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.