О душевных инвалидах

О душевных инвалидах.

Прежде чем начать данный разговор, должна уточнить, что данным определением у меня нет цели кого-либо обидеть. Объектами для моих исследований выступают взрослые, вполне здоровые свиду люди с их многообразием психологических зажимов.

Для того, чтобы обозначить предмет исследования, нужно расщифровать определение "психологический инвалид". Приступим.

Инвалид. По определению это человек с ограниченными возможностями. Это всем известный факт. Бывает, что рождается человек с дефектом здоровья (в таком случае это называется паталогией), но чаще всего инвалидность приобретается в процессе жизнедеятельности, как последствие несчастного случая или осложнение после перененной болезни.

Что касается психологии, то это наука о душе, так как от др.-греч. ;;;; [психеа] дословно переводится как «душа»; а ;;;;; [логос] как «учение, наука».
Установив таким образом исходные определения, можно сказать, что "душевный инвалид" - это человек с ограниченными возможностями в сфере душевной деятельности.

Так например для любого человека является нормой испытывать эмоции и чувства: радости, боли, агрессии, влюбленности, антипатии, доверия и мн.др.

Все эти чувства нормальный человек (не говорим о паталогических нарушениях психики) проявляет с детства. Ведь никто не учит младенца испытывать страх или радость. Это есть в нас по праву рождения. Так же как здоровых детишек не учат открывать глаза, кричать, смеяться или плакать - все это заложено в человеке на уровне рефлексов.

Среди детей нет "душевных инвалидов". Инвалидность приобретается позже: как результат несбалансированного воспитания, агрессивного воздействия окружающей социальной среды или как следствие перенесенных глубоких психологических травм (развод родителей, смерть близкого человека, стихийное бедствие, акт насилия и т.д.).
Травмируются все люди в процессе взросления. Но одним близкие люди успевают своевременно оказать необходимую психологическую помощь, а другим - нет. В последнем случае и появляется повышенный шанс приобретения "психологической инвалидности".

Каждое невыслушанное слово, каждое пресечение проявления душевной воли ребенка ("не плачь", "это все фигня", "переживешь" и прочие слова "для отмашки") - небольшие травмы для ребенка. Но если их слишком много, то последствия от них значительные.

Как подразделяются инвалиды на группы по признаку проблем со здоровьем (слабовидящие, слабослышащие, маломобильные и пр), так же и психологических инвалидов можно подразделить на группы: депрессивные (не умеют радоваться) , недоверчивые (не могут построить нормальных отношений), пассивные (этакие "вечные страдальцы", которые хотят, но ничего не могут) и безразличные (не умеющие сочувствовать ни чужому горю, ни чужой радости). Последнее мне кажется наиболее тяжелой разновидностью душевной инвалидности.

Так же душевную инвалидность можно присуждать людям по степени тяжести. Так например "безразличные" могут быть невосприимчивыми к проблемам отдаленным для их восприятия ("ну и что, что я выкидываю мусор в реку или плюю ошметки семечек в лифте?") из-за чего просто не в состоянии проследить причинно-следственные связи между их поступком и злом, которое тот поступок несет. И есть "безразличные", которые намеренно причиняют зло ("никто не ценит мою работу, и я не буду"," меня им не было жалко, и я теперь никого жалеть не буду"). Этакие мстители становятся заложниками своих невоплотившихся амбиций...

Можно об этом много размышлять, но я хочу лишь сказать об одном. Очень важно уметь сохранить в себе Человека. Очень важно не сломать его в ближнем. Душевную инвалидность чаще всего можно излечить любовью, заботой, добрым словом... Но ведь трудно не согласиться с тем утверждением, что лучше заниматься проффилактикой заболевания, нежели его лечением.
Поэтому я просто прошу вас: будьте друг к другу добрее.


Рецензии