Как не стоит проявлять инициативу

На нашем заводе было квадратное помещение с высоким потолком. Официально – вентиляционная камера. Вдоль ее стен шли паровые трубы. На одной из труб находился клапан, на нем - кран. Когда давление зашкаливало, кран спускал воду в вечно забитую воронку в полу.
В один из зимних вечеров при пересмене сменщик сказал, что кран этот подкапывает, и хорошо было бы клапан подкрутить. А то на полу постоянная лужа скапливается.
Сказал и поехал домой пить вино.
Приняв смену, проверив оборудование, через некоторое время я взял гаечный ключ и пошел исправлять недостаток. Хотя по инструкции паровые трубы мы не ремонтировали, но эта вентиляционная числилась за нашим цехом.
Вышел из теплой передевальни на ветреный мороз и побрел, медленно хрустя ботинками по застывшему снегу, до злосчастного помещения. Обычная, казалось бы, скучная смена…
Прибыв на место, я постоял у клапана, оценил подтекание и совершенно без мозгов крутанул его регулировочный болт.
Пружину клапана, что сдерживала 6 атмосфер давления, моментально сорвало… Бах! И пар со сверхзвуком ударил из крана по воронке. В доли секунды от воронки он полетел в потолок. В одно мгновение фонтан, «срикошетировав» распылился по всему пространству. И, распыляясь, пар за несколько секунд заполнил все 250 куб. м сплошным плотным туманом.
За этот короткий промежуток времени я оказался полностью промокшим до нитки. Фуфайка, спецовка, рубашка, футболка, штаны, подштанники, носки, трусы – все в воде. Ушанка превратилась в промежность гетеры.
Я потерялся во всех смыслах. Никакого ориентира. Куда идти?.. Что делать?.. Ошпарен или нет? Ладно, хоть распыленный пар быстро остывает, потому что вначале бьет в пол, а потом на меня. В противном случае 120 градусов сделали бы мое тело не только мокрым…
Сообразил, что нужно перекрыть трубу. Абсолютно дезориентированный, я на трясущихся ногах сквозь туман побежал к вентилям. Кое-как нашел их. Кое-как, разбухший от влаги, я попытался дотянулся до вентиля, который был установлен сволочами монтажниками выше человеческого роста. Прыгая и мокро шлепаясь, как клоун-водолаз, я все же закрыл подачу пара. Теперь мне надо дойти до щитов управления вентиляцией и отключить их.
Но где они теперь? Все в таком тумане, что найти их довольно трудно. Побежал вдоль стены. Вскоре меня встретила поперечная труба, в которую я влетел головой. Удар уронил на пол. И куда теперь подниматься?.. Встав, я еле нашел правильное направление.
Наконец добрался до щитов и отключил их. Теперь надо искать выход из помещения. Вдоль стены я добрался до двери, перезацепившись по пути за всю технологическую арматуру. За порог выхода лился натуральный водопад. Разгоняя волну, я вышел и тут же заиндевел на морозе и ветре. Пришлось постоянно двигать руками, чтобы фуфайка не смерзлась в один комок. Пока добирался до передевалки, одежду схватывало словно клещами.
И самое неприятное, пар спровоцировал срабатывание газовой сигнализации. Потому что на нефтепереработке устанавливаются оптические датчики, которые могут спутать газовый спектр углеводородов с водой. К венткамере прибежала вся смена, т.к. сигналы газоанализаторов на огне-газо-взрывоопасном предприятии – это очень серьезные сигналы…
Перед руководством мне удалось отвертеться. Сказал, что все произошло само собой, что клапан просто сорвало, и (надо же!) как раз в тот момент, когда я добросовестно проверял оборудование. Честно говоря, эта неисправность никаких проблем заводу принести не могла. Больше шума наделала сигнализация. Но я конкретно уяснил, что такое – инициативность.


Рецензии