ХЗ-2

До того – здесь:
http://proza.ru/2019/09/01/567

Продолжение хаотичных заметок

Получилось как-то неправильно, что в первой части я не практически не уделил внимания Марии Фёдоровне. Не той, вокруг которой некоторое время кучковалась монархическая оппозиция за границей. Типа использовать её как знамя. И даже не о моей тёще (М.Ф. Коношевич, жаль, она прожила недолгую жизнь, и я не даже теоретически не мог с ней познакомиться). А о той Марии Фёдоровне, которая была супругой (второй!)  Павла I, и родили ему десять детей, из которых выжило девять! Что по тем временам было редкостью даже для царствующих особ. В общем, и Павел был не промах, кто возражает  – путь попробует. Что не спасло бедолагу. А М.Ф. стала матерью двух императоров – Александра I и Николая I.

Кто не помнит, она же была принцессой…., и т.д., а Николай, которого прозвали  «палкиным» с «лёгкой руки» Льва Толстого, даже по нынешним временам был весьма милостивым Государем. Всего 5 казнённых мятежников. А что бы сделали сейчас, если Героя войны, маршала, застрелили во время путча? (Милорадович, герой Отечественной войны 1812 года, был застрелен в спину Каховским…, когда попытался уговорить(!) мятежников разойтись), – жутко представить! Кстати, именно в период правления Николая I была подготовлена, вольно или невольно, отмену крепостного права в 1861 году. И правил он 30 лет. Значит…. Нет, не скажу. Помните – «всё, что вы скажете, (и тем более напишете), может быть использовано против вас». А мне это надо? И снова недобрым словом вспомню топонимическую комиссию.

Переулок Каховского есть, а Милорадовича…. Кому интересен забытый генерал? Или, как сказал один из моих коллег – дескать, топонимики всё делают постепенно, чтобы осталась работа на будущее. 

Так вот, в Павловске, где она проживала в статусе «вдовствующей императрицы», есть памятник Марии Фёдоровне. Уж не знаю, почем, он находится в так называемом «Павильоне Росси». Красивый такой памятник красивой и великой женщине. Похоже, есть любители потереть некоторые части её тела…. На удачу, что ли?

А посещение Павловска – как завершение летнего сезона. Осенью мы снова поедем в Павловск, благо от выхода из нашего дома до входа в павловский парк, примерно сорок минут. «Закрытие сезона» состоялось первого сентября, и погода сему благоприятствовала.  Плюс 23, чистое летнее небо, много гуляющих. И уютные скамейки, расставленные по всем дорожкам огромного парка. Это здорово, можно присесть, отдохнуть, выпить кофе, покурить, пообщаться.

За один день не обойти, но на сей раз мы добрались аж до поляны «Большая берёза» в дальнем углу парка. По окружности посажены восемнадцать берёз, и жаль, что никакая фотография не может передать ощущения вставшего в центр поляны. Я не стану искать каких-то магических объяснений, просто хорошо.  Особенно, когда гуляешь вместе с любимым человеком. Или с той (тем), при встрече с которой сгораешь от страсти. Павловский парк к тому располагает, и предоставляет массу возможностей. Остаётся только представить. И написать. Так появился рассказ «Грубые хроники. Павловск», написанный достаточно давно и вошедший в сборник «Миссия сострадания». 

Мы вошли не через центральный вход, зачем? А прошлись вдоль шоссе, посидели возле пруда, заглянули в Дом культуры – но там, в ближайшие две недели интересующих меня мероприятий не намечается. Седьмого выборы, и т.д.

На местные не пойду, за нынешнего и.о. губернатора проголосуют почти все, а муниципальные депутаты.  Опять недоумение. Я раньше думал, что это дурь, но, с какого перепуга в Санкт-Петербурге 111 МО? М.б., не только «для призрения бедных», но и для создания «муниципального фильтра». Дабы отсечь «нежелательных элементов». И получилось, что «ЕР» – что твой «Спартак», как бы народная команда…. Только в это мало кто верит, а на ушах лапша уже не держится. «Не той системы!»

  Мы остановились выпить кофе – оказался очень вкусным, милая продавщица сказала, что кофе марки “Lavazzo”,  и такая же вкусная сосиска в слоёном тесте. Сидим в тенёчке отдыхаем и наслаждаемся, метрах в пятидесяти – ещё один вход в парк. Далековато от центра, и посему входящих и выходящих немного. И тут…
Кто-то угадал, да? Три автобуса китайцев, ох, тяжело им будет прогнаться по аллеям да ещё завернуть в Павловский дворец. Пока что они опустошили ящик с мороженым, ну, вкусное оно у нас, если сделано из натуральных сливок. И пошли мимо того самого павильона Росси во дворец…

Мы же во дворец, в такую погоду! Но подошли, конечно, и вот что прочли на объявлении:

«Стоимость абонементов на оказание услуги «ПУБЛИЧНЫЙ ПОКАЗ МУЗЕЙНЫХ ПРЕДМЕТОВ МУЗЕЙНЫХ КОЛЛЕКЦИЙ НА ТЕРРИТОРИИ ПАВЛАВСКОГО ПАРКА»…

После чего отпало всякое желание получить услугу. И я подумал, что есть нечто необходимое в применении закона о люстрации.  Чтобы авторы подобных перлов, да и их родственники, никогда не были допущены ни к культуре, ни к образованию, и вообще ни к какой службе.  Всё испортят. Но ведь не найти! «Кто шил костюм?» – «К пуговицам претензии есть?»…  И посему у нас чёртова прорва университетов, ПТУ стали «высшими школами экономики»…

Вернусь к фото. Да, хорош памятник Марии Фёдоровне, а дочка другой М.Ф., Александра Николаевна, сфотографирована возле льва. На лестнице, ведущей к дворцу. Лев такой сам из себя, и фотографий с ним каждый день делается множество.

На память. А другой лев – на обложке моей книги «Живу здесь».

Но отношение к кошачьим с недавних пор у меня изменилось. Несмотря на то, что у меня только что вышла книжка «Двадцать девятый этаж», где они играют не последнюю роль. Да, львы, они, конечно, каннибалы. Но кошки…. У нас на работе, во дворе, живёт целая популяция котов. Вторая, на моей памяти. Первую, чёрных красавцев, которые прожили самую лютую зиму на улице (!), извели – не приглянулись кому-то из высокого начальства. Свято место не бывает пусто.… Появились серые «друзья», потом – новые коты, и популяция держится на уровне 9 – 12 особей, так, кажется, по-научному. Их кормят, они слабо идут на контакт, ловят голубей, поедают их на десерт, и не заходят в помещение. Уличные. Периодически появляются котята, кого-то разбирают – красивые потому что, кто-то уходит «на вольные хлеба»…
И вот, выхожу во двор на перекур, слышу писк и вижу кота. Год ему. Но не может он так пищать! Подхожу ближе, и вижу, что старший, прошлогодний, уже задушил новорожденного котёнка! А потом вообще оторвал ему голову.  Несколько человек тоже подошли, но уже было поздно. Не слышал раньше о каннибализме среди кошек.  (Нет, кошка может, об этом известно, слабые должны гибнуть, но сытый годовалый кот!). Зато меня это происшествие сподвигнуло заглянуть в интернет и прочесть несколько статей на предмет каннибализма.  Так вот, на ночь читать не рекомендуется.

Но хватит о грустном. Хотя, мне кажется, что авторы реформ тоже в некотором смысле каннибалы. То ли по недоразумению, то ли по злому умыслу…. Или, хуже всего, по глупости.

Мы же продолжили прогулку по парку, периодически отдыхая на скамейках. Кстати, здесь они с деревянными сиденьями, в отличие от Екатерининского в Пушкине. Увы, красивые скамейки, но металлические сиденья. В нашем-от климате! Конечно, можно без труда пройти пару километров вокруг озера или взять с собой сидушку. Скамейки красивые, но не продумано. Может, просто руки не дошли? А вот в Новой Голландии множество стульев, скамеек и все очень удобные. Только почти все они заняты. Сядешь, и уходить не хочется, такая красота! Но про Новую Голландию написано уже предостаточно,  отмечу лишь, что достаточно побыть тут какое-то время, и на человека находит просветление.

Мы нашли местечко на деревянном острове – такие длинные стулья, шезлонги.
Chaise longue и есть длинный стул. У нас же шезлонг означает несколько иное – форма там, высота, длина и проч. Здесь же – обычный стул, но длинный. Посидели минут десять, посмотрели на обновляемый, будто к каждому нашему приходу, парк и пошли по своим делам – по Ново-Адмиралтейскому каналу прямо к Неве. А потом смешались с толпой – в хорошую погоду и горожан, и туристов, много, прогулялись и нырнули в метро. 

Прервался, мысли куда-то убежали, корабли давно покинули акваторию Невы, неожиданно подкралась осень, подарив несколько тёплых дней. 

А тут как раз выборы. Отреагировать, или подождать, чем закончится? Ух… Что с губернатором, так всё ясно. Первые его действия как-то легли в русло пожеланий горожан, конкуренты – хорошие люди, но уж никак не губернаторы. Интересно, не открыл новую станцию метро, и поступил правильно! Давеча после проливных дождей залило подход к новой станции «Проспект Славы», значит, недоделок больше, чем меньше.

А вот местные….  Дурят народ, дурят. Ещё раньше писал – с какого перепуга в Санкт-Петербурге 111 (сто одиннадцать!) муниципалитетов. Когда районные власти вполне справлялись. Понятно, отдельные образования, посёлки могут и даже должны иметь местное самоуправление – Павловск, Лисий нос, например, Зеленогорск с Сестрорецком. Но уж никак не 111. Хотя… так называемый «муниципальный фильтр» позволяет отсечь нежелательных кандидатов – не обязательно от оппозиции, от выборов следующего уровня. Плюс, конечно, возможность распоряжаться небольшим, но бюджетом, готовить свои кадры, которые непременно будут отрабатывать. Опять-таки, рабочие места для своих.

Вообще сложилась странная ситуация – в большинстве случаев всё равно, кто заполнить вакантные места.  Я опять не имею в виду отдельные поселения. Там-то все друг друга знают, и знают, кто чего стоит. И не смирятся ни с «пересчётами», ни с вбрасыванием  заранее подготовленных бюллетеней. Информация об этом просачивается в интернет, и свидетельствует о слабости партии власти. Своими действиями она предупреждает о том, что так просто власть не отдаст.  Хм, а другие партии не очень хотят? Пока что идёт нагонная волна, но когда она смоет? В общем, выборами я огорчён. Какой тут либерализм! Получившие власть – не столь важно, каким способом, в России, совершенно не собираются её отдавать, как и причитающиеся блага, хотя бы в виде отдалённой пенсии, которая будет несколько отличаться от пенсии обычных граждан, то есть, нас с вами.   

А кто ответит за «повторные пересчёты», вбросы? Нет ответа. Но информация разлетелась по стране, избиратели молодеют, и им будет не всё равно, или они будут поставлены в такие условия, что им первым делом нужно выжить, пока дети высокопоставленных особ и элиты учатся за границей, а потом занимают посты в советах директоров.

Кстати, тоже позаимствованная на западе форма руководства. Как-то при советской власти справлялись, а теперь они служат для пристанища полу-отставленных деятелей, «перспективной молодёжи» из своих, а также для… Получения бонусов. Ведь никто не будет работать за так! Даже если только числится. 

Ух… Хватит. Раньше история делалась на кухне, а ныне – в интернете. Интересно, действует ли закон перехода количества в качество?
Мне бы тоже завести шезлонг в Щебетовке. Чтобы сидеть, смотреть на горы и медитировать.  Если, конечно, дотяну до следующего лета, и билеты в Крым не станут дороже чем, допустим, в Австралию. 

А сейчас – пора заканчивать. Жаль, не обо всём не успел написать. Придётся продолжать хаотические заметки.

Думал на этом закончить вторую часть заметок, но как раз сегодня наблюл. Так, случайно. Лето закончилось, и у многих девушек на безымянных пальцах правой руки появились тоненькие золотые колечки. Ну, а те, кто постарше – тоже. Нет, колечки не надели, но видно, что устроили свою личную жизнь и тем довольны. И это хорошо. Впрочем, плохая погода тут не помеха. Но дето есть лето, что скажешь.


Да, вот ещё:
Примечания

Не моё. Цельнотянутое из открытых источников.

1.
Мария Фёдоровна (Феодоровна); до перехода в православие — София Мария Доротея Августа Луиза Вюртембергская (нем. Sophia Marie Dorothea Auguste Luise von W;rttemberg; 14 (25) октября 1759, Штеттин — 24 октября (5 ноября) 1828, Павловск) — принцесса Вюртембергского дома, вторая супруга российского императора Павла I. Мать императоров Александра I и Николая I.

2.
В советское время был создан миф о несчастных страдальцах-декабристах. Но почему-то никто не говорит о настоящих жертвах этого бессмысленного бунта. В то время как среди членов тайных обществ, заваривших эту кашу, убитых было немного, картечь ощутил на себе простой народ и втянутые в бойню солдаты. Воспользовавшись нерешительностью мятежников, Николай успел перебросить артиллерию, по восставшим выстрелили картечью, народ и солдаты бросились врассыпную, многие провалились под лед и утонули, пытаясь переправиться через Неву. Итог плачевен, среди убитых: из числа черни - 903, малолетних – 150, женщин – 79, нижних солдатских чинов – 282 человека.

Источник: Сколько погибло человек во время восстания декабристов
© Русская Семерка russian7.ru

Собственно декабристы легко отделались. Во глубине сибирских руд. Так романтично…
Но ведь «разбудили Герцена»…


3.
Из статьи Ю.Г.Шатракова «Военное обозрение», 2012 год.

Роковыми оказались для него события 1825 г. на Сенатской площади. В более чем пятидесяти сражениях счастливо избежавший ранения, он получил в тот день две раны, одна из которых оказалась смертельной: одну, пулевую, от Каховского (выстрелом в спину) и вторую – штыковую, от Оболенского. Когда, преодолевая боль, он разрешил врачам извлечь пулю, пробившую ему легкое, рассмотрев ее и увидев, что она выпущена из пистолета, он воскликнул: «О, слава Богу! Это пуля не солдатская! Теперь я совершенно счастлив!».

Умирающий Милорадович продиктовал свое завещание, в котором он освободил от крепостной зависимости 1500 крестьян.

В ночь на 15-е Милорадович скончался. Солдатский генерал погиб от руки отставного российского поручика. По высочайшему указу 38-й Тобольский пехотный полк носил имя Милорадовича. Один из островов в Тихом океане был также назван его именем.
Милорадович был похоронен в Александро-Невской лавре. А в 1937 году его перезахоронили в Благовещенской усыпальнице лавры, рядом с могилой его учителя – генералиссимуса Суворова.

Надпись на надгробии гласит: «Здесь покоится прах генерала от инфантерии всех российских орденов и всех европейских держав кавалера графа Михаила Андреевича Милорадовича. Родился 1771-го года октября 1-го дня. Скончался от ран, нанесенных ему пулей и штыком на Исаакиевской площади декабря 14-го дня 1825-го года в Санкт-Петербурге».

Ни одного памятника графу М.А. Милорадовичу на территории России нет. Отсутствует памятная доска на здании (ул. Морская, д. 38) о том, что здесь находилась канцелярия генерал-губернатора Санкт-Петербурга графа М.А. Милорадовича.   


Рецензии
Интересные факты. Может, что-то и изменится в отношении к истории...

Борис Готман   28.09.2019 01:09     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.