Перикл плюс Аспазия

Хочу рассказать о жизни как таковой, пропущенной через мясорубку моих собственных ощущений. Я о них, что бы вы при этом ни думали. Аспазия, гетера, покорившая Афины и сердце самого достойного из эллинов – Перикла. И давайте не будем рассматривать это как только любовную историю. Хотя – любовь там главный наркотик.

Полторы тысячи лет назад,ну совсем как сегодня,  в  Афины, как и в любую нашу Тьмутаракань, прибыла девушка.... Что она собиралась делать даже неважно. Она просто решила начать с нуля в новом, чужом для нее месте.
 Для кого-то это может быть приз, выигранный в лотерею. Но для нее – это река, потекшая вспять, роза, распускающаяся исключительно в лунном свете, – нечто таинственное, сверхъестественное....Она и занималась таинственным... Основала школу риторики. Чтоб вы поняли суть, вспомните, что имя идеальной по тем временам, жены Одиссея-  очаг, прялка…одно слово по смыслу вполне компенсировалось другим.  Но - Аспазия!  Ее ум, здравый смысл, красноречие, умение слушать и увлекать идеями...

Когда говоришь о великой любви, стоит помнить и о противовесе равноценном , о раздражении, неприятии, которые притаились на полюсе противоположном.... Присяжные ещё не заседали... Но обвинение   праведниц - Пенелоп...не заставило себя  ждать... Это они зорко охраняли  краешек мира  древних греков от бесшумного нашествия совершенства.. Времена никогда не бывшие. А выбор между.... ненавистью и вдохновением любви?...Он всегда существует. Понимаете, о чём я?

Мне понятен язык желтоглазого лунного волка.
и танцующий джигу, ослепший от радуги дождь,
перестань говорить. лучше пой,  пока птицы умолкли,
балансируй на шаре,  легко дрессирующем ложь.

Это – сегодняшние стихи поэта Лори Эз....И они тоже о выборе, в каком потоке замочить свои ноги, куда плыть.  Как бы нам с Лори  хотелось передвинуть эти строки назад, в 450 год, ближе к Аспазии... Потому что мы  говорим не о событиях тех времен, а бульоне, в котором эти события  варились, развивались.

Перикл - из знатного рода Алкмеонидов... Правителю Афин казалось, что уже никто ничему не может его научить. Но оказалось...
Влюбился, бог мой, -  и словно заболел. Сам того, не желая, не веря, против своей воли, не имея возможности защититься...
Её пытались сломить. Неравенство социального статуса – страшная сила. Но ...Ты слышишь,  Лори, это  ей, Аспазии..., мы говорим...

И за воздух держась, забывая слова, исчезая,
где ни низа ни верха, одна лишь небес синева,
вспоминай моя девочка, - падая тоже летают,
перестань говорить, лучше пой и забудь про слова.

Наверно  Аспазия   могла перевести   всё  в злую фазу...«без-него-мне-будет-лучше...».  Наверно так она и жила...со своей школой риторики))) Наверно, падая,  наверно - взлетая.  Только это была ее песня, ее лучшая песня. Сократ, философ Анаксагор, его ученик Еврипид, парадоксальный Зенон, врач Гиппократ, ваятель Фидий...-  великие имена  учеников  той школы.
А   Перикл?...
Он любил звук ее голоса, ее острый ум, ее смех, ее взгляд на мир. Любил ее любознательность, ее позвоночник, нежность и... все остальное. Любил.

Самое светлое - солнце,бабочки,смех.
Самое смертное - листья,слова,человек.
Самое громкое - ночь,тишина,пустота.
Самое вечное - мгновенье и красота.
Самое яркое - детство,мечты,цветы.
Самое нежное - ты,ты,ты...

Молился, чтобы она не смогла больше жить без меня, - вероятно  этими мыслями начинал он каждый день своей жизни.
Он разрушил старый брак. Афинскому гражданину разрешалось открыто иметь любовницу-куртизанку, но запрещалось жениться на чужеземке. Преступивших закон карали: жена продавалась как наложница... Сам Перикл был создателем этих законов.

Самое нежное - ты,ты,ты...

Без неё  в этом   "законном,   его мире"   возникало ощущение, словно кто-то разом погасил все   огни.

Утром ветра абсент с мескалиновым привкусом лета,
и медовые капли росы на ресницах сосны
во вселенной соседней такая же точно планета,
только кто меня встретит родная там, если не ты?

Закройте себя  на обновление...Посмотрите, что говорит вам  лично ваш  Мисс  или Мистер Импульс... В этой жизни, а я говорю о ней как о единой жизни и вы со мной согласитесь, подобные вопросы....не новы. Как обычно, когда судит толпа -  то только по своему подобию. Но я хочу, чтоб вы поняли главное : там были два в одном, слиты. И это не только спасало. Это возвышало их над всем эллинским миром. Посудите сами, где теперь оно, то общество, и где Перикл плюс Аспазия.

А пока в твоих сонно-зелёных зажмурилось небо
я сварю тебе кофе,  я буду послушно-ручной,
и слова подберу обронённые кем-то и где то.
те,что я позабыл...
а ты пой моя девочка,
пой.


Хочется  сказать, что они – пласт, духовное ядро нашей планеты. Но я даже не об этом... Если вы, выходя на это ристалище, в виртуальный мир сегодня, пишете стихи, создаете фильмы, даже общаетесь, увлекаясь не сиюминутным,… вы в потоке той самой энергии.

Вы — принцы сложных ситуаций. Вы — короли кризисов... Вам нужна бурлящая атмосфера, которую вы создаете..  .  Называйте это как угодно, считайте это чем угодно, но она творческая и творящая. Она – ваша. ОНА  избрана вами из всех прочих, давайте поймем главное, она есть продолжение ТОЙ, она черпается нами оттуда.
Вот почему наши песни  - о главном.

.... а ты пой моя девочка,
   пой.


На стихи поэтов  Ларисы Коневой и
Эдуарда  Делюж


Рецензии