Ужин с покойником

(из записок Л.О.)

Dramatis personae:
Доктор Кэлок;
Джеймс;
Этель, секретарь Кэлока.


Пролог
Человек достает из ящика конверт и читает содержимое письма:
Голос автора: Никто не может ручаться за это, но, сдается мне, все в тот вечер было именно так!..

Сцена 1
Ненастное небо в стиле Гримшоу. Двухэтажный особняк.

Сцена 2
Голос автора: Доктор Кэлок без удовольствия пил чай на нижнем этаже своего пустынного особняка, как вдруг в дверь постучали...
Доктор Кэлок пьет чай в одиночестве,  вдруг в дверь стучат. Кэлок удивляется, ведь уже за полночь (Часы).

Сцена 3
Он подходит к двери и открывает.
На пороге стоит Джеймс.
Джеймс: А я к вам, доктор! У меня что-то тараканы в голове завелись. Вот к вам пришел, подлечиться!
(с этими словами он достает из уха жука и бросает того на пол).
Голос автора: Джеймс умер полтора месяца назад и возможно от того некий особый запах вскоре распространился в помещении.
От созерцания внешности гостя Кэлок без чувств сползает по стене и растягивается на полу прихожей.

Сцена 4
Приходит в себя он уже в креслах, снова в комнате и с чашкою в руке.
Голос автора: Тут бы надо было сказать, что это все верно доктору «почудилось», или «приснилось»,.. но нет! Мы скажем правду. Оно ему еще не почудилось!
Бросив взгляд на стул напротив, Кэлок видит там Джеймса.
Доктор: Кхм. Так, вы, мне помнится, с месяц как изволили скончаться!
(Говорит он с врачебной точностью, после чего вопрошающе смотрит на гостя поверх пенсне, чем разрушает все впечатление).
Джеймс: Не я изволил, а вы изволили!
Доктор (ощупывая себя левой рукой, с ужасом): Простите великодушно, что?
Джеймс: Вы изволили, доктор, чтобы я скончался, или как вы тогда выразились: «покинул бренный мир». А я вот не покинул! Нет-с!
Голос автора: Тут Кэлоку в голову стукнуло, знакомое нам по трудам Алана По, слово «летаргия», но пришедшая затем приземленная фраза «сорок дней в гробу?» заставила забыть греческий термин.
Джеймс (тараторит): Доктор, доктор, не молчите, а то я подумаю, что вы сами решили покинуть бренный мир, а вместе с ним и меня!
Доктор (запинаясь): Я… не совсем понимаю… вы живой… или..?
Джеймс: Нет?.. Право же, вы тут доктор! Впрочем, это в самом деле сложный вопрос! Не совсем медицинский, сказать по чести. Можно бы решить, что и жив, только вот есть мелочи: я гнию и боли не чувствую… вообще ничего не чувствую. Непонятно, как только дошел сюда…
Доктор: Но ведь вы видите, слышите...
В эту минуту правая рука доктора, подчиненная рефлексу, подносит чашку ко рту.
Джеймс: Она пуста.
Доктор: Что?
Джеймс: Чая нет. Я его выпил.
Доктор смотрит в чашку и видит на дне человеческий зуб.
Чашка выпадает у него из рук и разбивается.
Джеймс: Я плохо вижу и плохо двигаюсь, но существую,.. мыслю и даже сердце бьется чуть-чуть... кажется... только вот ничего не чувствую, наверное, после яда.
Доктор (кричит в страхе): Яда! Какого!?
Кэлок оглядывается назад.
Джеймс: Нет никого. Этель придет только в восемь утра, а почтальон будет около семи. (печально) Одни мы с вами, доктор. (У него из носа начинает вытекать какая-то жидкость). Вы мне друг, доктор, и я не в обиде, что вы меня отравили. Вам ведь денег дали, а деньги нужны бывают. Сейчас я бы и сам дал вам денег, но у меня их нет. А когда были, я бы их вам не дал… Смех один!
Доктор: Я… Я… Господи.
Джеймс: Что-что?
Вдруг до них доносится чей-то вой вдали.
Джеймс: Вы слышали когда-нибудь о Шамаше?
Доктор (неуверенно): Да, а что?
Джеймс: Вы помните, у него еще были законы?
Доктор: У Шамаша?
Джеймс: Ну да, он их еще передал царю Хаммурапи. Помните?
Доктор выглядит очень растерянным, его глаза вытаращены и при этом сведены в некую точку где-то на столе. Там ничего нет.
Джеймс: Ну, так вот, как вы думаете, законы Шамаша действуют в Англии?
Доктор (не меняя ни позы, ни выражения): Думаю, что нет.
Джеймс: А в Шотландии?.. (пауза). Знайте, на самом деле законы Шамаша действительны по всему миру, однако не для всех!.. Вот, как вы думаете, для кого?
Доктор: Боюсь, не знаю.
Джеймс: А вы не бойтесь! Я вам так отвечу, чтобы вы не испугались... Они для Хаммурапи, для Александра,... Клеопатры, Сенеки и Леонардо, для Ее Величества Виктории и для меня! Вы догадались?
Доктор молчит.
Джеймс: Законы Шамаша действительны для мертвых, дорогой доктор.
Кэлок вздрагивает, но глаз не поднимает.
Джеймс: Теперь, полагаю, вам ясна цель моего визита!..
 
Сцена 5
Голос автора: Проснулся доктор Кэлок в своем кресле на кухне от щелчка ключа в дверном замке.
Доктор Кэлок в своем кресле на кухне. Открывается дверь. Входит Этель.

Этель (не поворачиваясь):
Доктор Келок! Я пришла!
Этель поднимается по лестнице, а затем спустилась, найдя хозяина в кресле внизу.
Этель (удивленно): Вы сегодня рано встали!
Доктор (безжизненным голосом стонет):
Этель,.. Этель, вы не можете сказать, нет ли под моим креслом разбитой чашки?
Этель нагибается
и заглядывает под кресло.
Этель: Нет, доктор.
Доктор вздыхает с облегчением, но тут Этель резко встает:
Этель: Фу! Гадость какая!
Доктор (вскрикивает): Что, что такое?
Этель: У вас там под стулом валяется какой-то зуб!
Голос автора: Ощупав языком свою ротовую полость, доктор обнаружил, что там недостает одного зуба.
Доктор ощупывает языком свою ротовую полость, и обнаруживает, что там недостает одного зуба. Нагнувшись, он берет зуб под креслом, и тут же его бросает.
Доктор: «Таких грязных и гнилых зубов у живого человека быть не может!»;
Он встает и поднимается наверх.

Эпилог
Голос автора: Нет нужды сообщать, что доктора Кэлока нашли мертвым в его собственной спальне на верхнем этаже дома №5 по Хичстрит, вечером 12 мая сего года.
Искренне Ваш, Л. О.


2006 (ред. 2019)


Рецензии