106. Кущи

Читаю Священное писание со словарем. С толстенным таким словарем, называется "Полный церковно-славянский словарь", и это уже смешно, потому что на букву "б" там есть такие слова, как "б..ядство", "б...дование" и прочие производные. Оказывается, все просто, и в словах этих нет никакого матерного смысла, если понимать, что молоть языком направо-налево просто для того, чтобы было радостно, это то же самое, что менять половых партнеров каждый раз, как они начинают требовать чего-то типа "уважай мое мнение!". То есть, ну, а какой смысл в том, чтобы просто трепацца? Тот же, что и "просто... ". Ммм... Некультурные слова, фу-фу.

Ну так что же - читаю я смешную книжку "Полный церковно-славянский словарь" и читаю Священное Писание (потому что идут года. Вот ничего с этим не поделаешь. И скоро, как ни крути, помирать. А "в никуда" помирать не хочется, поэтому читаю Священное Писание, хоть и со смешным словарем). И периодически там встречается такое понятие, как "кущи".

Из "Тома Сойера" знаю, что "кущи" - они какие-то "райские", и в них надо ходить в длинных белых одеждах и трынькать на арфе. А вот из Священного Писания узнаю, что это кое-что другое. Особенно, когда со словарем.

И что же?

Куща - шатер, палатка, шалаш. Праздник кущей совершался в пятнадцатый день седьмого месяца, когда собирались все полевые плоды, и народ должен был жить семь дней в палатках или кущах, которые обыкновенно устраивались из древесных ветвей. Этим народ должен был напоминать себе о странствии в пустыне.

То есть, вот есть у человека дом, хозяйство, поле с урожаем. А он берет и на неделю уезжает "с палаткой на природу" - вспоминать, как это бывало раньше, до пятидневки, штатного расписания, премиальных и пенсии. Как это бывало раньше, до того, как народ захотел себе Ивана Калиту, Петра Первого, Николая Второго, Ленина, Сталина и Путина. Как это было - "до царя в голове"...

Мясо на углях...

Никуда - абсолютно! - не надо, ведь урожай уже собран, и остается только воздавать хвалу Богу Адонаи... Богу Саваофу! Впрочем, тогда нельзя было еще произносить Его имя вслух. Сейчас - можно, и Свидетели Иеговы, наверное, очень этому рады. Как и я, впрочем, читая Священное Писание со словарем.

Что же такое "кущи"? Ну, то есть, понятно, почему они - райские, да? А вот за что Господь Бог Саваоф разрушил кущу пророку Ионе? Ну, тому, кто три дня во чреве китовом просидел, отмазываясь от обязанностей проповедовать Господа отпавшим от здравого смысла евреям?

Вспоминая эту историю, невольно становится жалко Иону - ну, блин, он что - виноват, что он Бога любит больше, чем прочие евреи? И с какого перепугу он побежит стучать в грудь кулаком и кричать: "Да вы оборзели, евреи! Да так нельзя же жить, ну, вспомните Моисеевы заповеди! Ведь надо - жертвы приносить! Каяться! Призывать Бога! А вы?! Вы что делаете? Вот возьмите пример с меня - я Бога помню, люблю, жертвы приношу, ну - делайте, как я! И Бог вас возлюбит! Иначе - кирдык, понимаете?!" - какой псих так поступит?

Это как минимум нескромно.

Поэтому Иона тихо смылся подальше от евреев куда-нибудь, лишь бы не проповедовать. Но от евреев - да, а от Бога? Куда от Бога скроешься? И вот начинается буря, и вот у "нееврейских" моряков возникают вопросы какие-то странные про "на кого это так Бог разгневался? Надо его того-с... Вычислить... ммм...".

Иона, не будь дурак, сам спрыгнул с корабля. Он-то знал, в чем прикол с бурей. Спрыгнул, угодил в чрево китово, и там, значит, отсиживался, потому что - ну, а кому во чреве китовом проповедовать-то? Нет возможности - нет и спроса.

Кита стошнило от такого Ионы.

И не осталось у Ионы никакого выбора.

И пошел он вразумлять евреев.

И, блин, вразумил же! Представляете? Я - нет. Но это я, я же читаю Священное Писание со словарем, и дальше буквы "б" никак не могу продвинуться.

А потом случилось страшное - Иона расстроился. Евреи вразумились, потоптавшись по самому же Ионе, мол, да дурак ты, не будет кары от Господа. Ну смотри сам - вот, мы принесли жертву Богу! И что - где кара? Нету. Значит, дурак ты, Иона... Иди-ка от нас! За напоминание - мерси, будем приносить жертвы Богу Саваофу, тем более, что это так вкусно, мясо на углях, ммм... А ты - иди-иди! Не фига тут с нами! Врешь ты все про кары небесные. Не покарал же? Не покарал, хотя ты нам и обещал огонь  с неба.

Понятно, да? Загрустишь от такой постановки вопроса, и как бы "Я так и думал! Недаром я проповедовать-то не хотел!" - это вполне резонная такая мысль для Ионы.

И построил Иона кущу. Подальше от евреев и их дыма всесожжений. И Господь увидел скорбь Ионы, и вырастил ему возле кущи райский садик... И Иона порадовался, но!

Вот тут - катарсис: а Господь взял, да и разрушил Ионину кущу вместе с райским садиком. За что?

Вопрос, да?

Официально считается, что за то, чтобы Иона понял, как плохо Господу от того, что евреи разрушили жертвенники и перестали приносить плоды покаяния, и порадовался бы вместе с Господом, что наконец-то образумились.

А мне отчего-то кажется, что фигня это все. Ну, что там тому Ионе оставалось жить? Ну, лет тридцать. И - зачем, спрашивается, привязываться к земному и тленному, типа кущей, в которых евреи (козлы неблагодарные!) вспоминают о путешествии через пустыню?

Господь на самом деле разрушил Ионе кущу, чтобы Иона любил больше Господа, чем Его виноградники. И это - самое трудное в чтении Священного Писания со словарем: как можно любить Того, Кто заставляет умирать за Себя?

Поди, знай...


Рецензии