Опоздавшее письмо

                ПОВЕСТЬ

1-ая часть

Азад:

 Старым другом заданные вопросы долго звучали в ушах: Чем закончилась та история, кто твоя супруга, откуда?
...Мысли мои вернулись назад, в те недостижимые, далекие, горестные и сладостные дни.  И эти воспоминания, полные радости и печали, опять меня несли туда, я медленно тонул, погружался.


--1--

Поезд прогудел, дернулся всеми вагонами и остановился. Mы уже в Баку. Я спустился на перрон. Вокзал напоминал бурлящее, кипящее море. Из репродукторов женский голос на двух языках сообщил о прибытии нашего поезда, призывая быть осторожным. На перронах было полно народу. Тут все двигалось, вертелось, как в муравейнике.
Среди этой людской толпы грузчики своими железными телегами по мастерски шныряли во все стороны, при этом н задевая никого.
 В душе моей было и радостно, и печально. Я приехал учиться, последние годы жил этим, видел себя то журналистом, то историком. "Я буду самостоятельным, я уже взрослый!" И, я боялся. Туманное, неизвестное будущее  пугало меня.
  Решил, что сначала я остановлюсь в доме своих родственников, а затем сниму квартиру где-нибудь.  Мне всегда нравилось быть независимым...
 Эту улицу отныне я назову "нашей", поскольку, несколько самые прекрасные годы моей юности  будут связаны с этой прекрасной улицей, с её прекрасными (любимыми) жителями.
 Здесь всегда была шумная. По обе стороны улицы стояли, в основном, одноэтажные дома. Перед каждым домом стояли скамейки. Всегда там было людно: дети и взрослые, мужчины, женщины.  Где-то в домино, где-то в нарды играли, где-то пили чай на маленьких столиках. И так до середины ночи.  Душевный покой, мир и лад,  хорошее настроение царило на этой улице. Как и во всех Бакинских деревнях  соседи жили очень дружно, да так, что можно было позавидовать им.  Двери каждого дома были открыты для любого ребенка..  Можно было слушать часто, как  какая то мама   зовет своего ребенка: «Сынок (дочка), дите мое ( кого-то по имени) иди, кушать пора. Поешь чуточку, потом пойдешь поиграть».  И, слышишь, какая -то женщина -мама другого ребенка отвечает:  «Не переживай сестричка, я их всех уже накормила!».
   Впервые два года назад, я увидел Солмаз  на одной из этих скамеек около большого тутового дерева. Она читала книгу. А я закончил восьмой класс.  После долгих уговоров и просьб мой отец  дал согласие вести меня в город, чтобы я пробовал поступить в техникум.   Я тогда пробыл в Баку около месяца.  Мы приехали напрасно.  В первый же день мои родственники отговорили  отца : «Мальчик хорошо учится, пусть заканчивает 10-летку, тогда и пойдет в институт».  Хотя я возражал, просил, ну это не помогло.   Я вернулся в деревню, так и никуда не подав документы.
 Вот тогда я и познакомился с  Солмаз.  Она была в гостях у сестры.  Солмаз была худощавым, застенчивым, неуклюжим подростком (я тоже был таким же!).  По вечерам мы все вместе собирались, играли, что-то рассказывали, галдели, хохотали.   Солмаз  была всегда скромной,  лишь иногда тихо смеялась.  Иногда мы вместе сидели во дворе у её сестры. Временами выходили на окраину поселка наблюдать на вращающиеся колеса  нефтяных вышек. Она была тихой, неконфликтной девочкой, не любила споры.  Потом мы уехали ...

--2--

Прошло пару дней, меня привели к одной бабушке. У неё был большой дом, из трёх комнат, она согласилась сдать мне одну комнату. Комната была маленькая, но мне хватало. Подмёл, протёр и порядок, у меня свой угол!
 После обеда взял свои документы, с тревогой в душе поехал, чтобы превратить в жизнь мечту свою. Я был уверен в правильности выбранного мной пути.  В конце концов я обязательно достигну того, о чём так страстно мечтал - быть историком.
  Вот великолепное четырехэтажное здание, которое мечталось мне в последние два года, занимало все мои мысли! Громадные одинаковые корпуса, напоминающие раскинутые крылья орла. Университет- мечта многих!
 Сдал свои документы. По пути обратно зашел в книжный магазин, купил учебник по истории " Пособие для абитуриентов", вернулся домой.
 Напротив дома, где я снимал комнату,  под тутовым деревом стояла новая большая скамейка. На скамейке  с книгой в руке сидела девушка в белом платье.  Когда  прошел мимо, я  поздоровался с ней. Она подняла голову, ответила на мое приветствие и улыбнулась. Какое красивое лицо, какая красивая улыбка!  Я растерялся.  От красоты обаятельного взгляда я забыл все на свете.  Красавица встала.  Очаровательным голосом: «Что, Азад,  не узнал?» - сказала она.
По глазам узнал её!
  - Солмаз?  О боже, как ты изменилась, Солмаз!
  Я потерял дар речи.  Я кое-как ответил на её расспросы.  Из калитки вышла её сестра и спасла меня:
-Привет, Азад! Как раз вовремя, нужны мужские руки. Помоги, пожалуйста нам. Ковёр надо к стене прибить.
Войдя во двор, я чувствовал себя не очень важно: в глазах только её лицо, в душе непонятное чувство, в ушах - её приятный голос. По этому плохо получилась моя работа, хотя я старался. Короче говоря, от волнения я ничего не видел и не слышал. Кое-как прибили этот ковёр к стене. Худощавая неуклюжая девочка осталась где-то там, в прошлом.  Теперь это была красавица Солмаз, которая вешала ковер со мной!  Мне показалось, что моя температура дошла до точки кипения.    «Садись, пей чай!» пригласили, но я отказался. Вышел от них и пошел к себе во двор, поспешно умылся.  Опять выбежал на улицу.
 Солмаз стояла на улице.  Очень красивая, стройная, с красивыми чертами  лица. Её красивые чёрные глаза выражали неизъяснимую прелесть простодушия . Она очаровала меня с первой минуты.  Кто сказал, что нет любви «С ПЕРВОГО ВЗГЛЯДА»?
 Я подошел.  Уже  успокоился.  Мы начали говорить.  Сегодня приехала.  Документы  сдала в техникум. Узнав, что я тоже подал документы, очень обрадовалась.

--3--

  С этого дня  моя жизнь изменилась.  Вечерами мы сидели вместе, болтали  об учебе, о будущем, о любимых книгах.  2-3 часа пролетали как одна минута.  Боже, зачем так быстро пролетают  часы!  Эти дни были самые незабываемые, счастливые дни в моей жизни!  Иногда выходили на берег, мы часами любовались синим морем, слушали пение синих волн.  Я был счастлив!  Вся моя сущность  была пленена красотой Солмаз. Было приятно  посидеть и поговорить, шептаться с ней где нибудь в укромном месте, по дальше от людей.

Х Х Х

  Я провалил второй экзамен.  Несмотря на то, что я был немного расстроен,  любовь к Солмаз заставила меня забыть все мои проблемы.  Как весенний цветок,  нежность и манящая свежесть красоты  Солмаз, не оставляла место грусти в моем сердце. Хотя, она тоже расстроилась,  с детской наивностью старалась  чтобы я не думал об этом, шутила: "Какие наши годы, всё равно, мир получит учёного, поэта в твоем лице!" Она улыбается, и мое угрюмое настроение сразу исчезает. Я был увлечен ее красотой и уникальным очарованием
 Солмаз поступила в  техникум. Было приятно видеть, как она радуется. Конечно, мой провал разочаровал меня, но радость Солмаз в какой-то степени компенсировала мои неуспехи.
 В те дни, когда не было занятии, мы выходили в город. Мы оба плохо знали город. А точнее, у Солмаз вообще не было знакомства с городом. Ей всё было интересно.
 Баку красивый город.   Он всегда прекрасен, особенно вечером, когда фонари освещают улицы.  Девичья башня. Это загадочное строение, и никто не знает истинного предназначения этого древнего сооружения. Кто-то считает, что Девичья башня есть старая крепость, однако это не так. И форма, и внутреннее устройство  не годились бы для оборонительных задач.  Существует красивая легенда, которой  придерживается большинство людей.
 Был в древнем Баку шах. Он решил выдать свою дочку-красавицу за нелюбимого, но состоятельного человека. Чтобы не противиться воле отца, дочка попросила его сделать подарок  к свадьбе - построить  башню на море. В те времена уровень Каспийского море был намного выше, чем сейчас, и в месте, где нынче стоит Девичья башня, бушевали волны морские. Так вот принцесса надеялась, что за время строительства отец передумает насчет избранника. Башню достроили, а отец не менял свои планы относительно жениха. Тогда девушка взошла на башню и с горя бросилась в море.
 Я рассказывал эту легенду ей. Мы стояли на самом верху, на смотровой площадке.  Она слушала очень внимательно, после моего рассказа долго молчала. А потом спросила:
- А шах знал, что дочь любит другого?
Я пожал плечами:
- Наверняка знал. Тот, кого любила принцесса, был из простого народа. А шах хотел выдать её за принца.
  Опять молчала, потом шепотом сказала:
- Плохой шах, плохой отец! Разве можно так со своей дочкой поступать?
 В это время на смотровой площадке появились 10-12 туристов-иностранцев, и наше внимание переключилось на них, по крайней мере, я так думал. Но, прошло десять минут, Солмаз сказала:
-Он был шахом, поэтому так поступил. Был бы простым отцом, так бы не поступил... Плохо быть дочкой шаха!
 Солмаз тогда не могла знать своего будущего, не могла предугадать, как поступит её собственный отец, который не был шахом. Мы ничего не знали, жили, радовались всему, что происходило вокруг нас, радовались  тому, что происходило в наших сердцах.
 Мы ещё ни разу не говорили о наших отношениях, не признавались в любви.
Но каждый новый день приносил нам новые  впечатления и незабываемые радости. Волна любви поглощала нас все больше и больше. Ветер молодости, впитанный любовью, переносился на сквозь через нас.

--4--

 Прошло лето. Наступила осень, я уже получил  призывную повестку.
10-го ноября должен явиться в сборный пункт. Поехал в деревню попрощаться
с родными, близкими. В деревнях гуляют на широкую ногу, а в армию провожают вообще шумно и весело. Поэтому, собралась вся деревня.
 Тосты, желания ссыпались в мой адрес много.
- Возвращайся, но, не приводи никого, своих красавиц хватает!
- Оставайся там, что в этой дыре делать?
Самые разумные желания у соседских мальчишек:
- Фуражку мне отдашь!
-Китель - мне!
-А мне значков побольше!..
Советские военные-парадные формы очень красивые, и мальчишки ценили эту красоту по достоинству.
 7-го я уже в Баку. Меня сопровождал младший дядя. У нас с ним были отношения очень дружные. Разница в годах немного, и характер у него идеальный. Я все искал момент, чтобы ему рассказать о Солмаз. К сожалению, так и не нашёл подходящего момента.
 Солмаз ждала меня. Она знала, что 10-го ухожу в армию. 8-го весь вечер, с 5-ти вечера и допоздна были вместе. Мы были счастливы, я смотрел на её красивые, радостные глаза, на красивое лицо и думал : "они мои, эти радостные, безвинные  глаза, это красивое лицо, эти пахнущие как весенние цветочки волосы мои, ОНА-моя! Я сделаю  её самой счастливой на свете!"
 Первый раз с ней мы сходили в кино. Фильм был индийский. В те времена мы все с удовольствием ходили смотреть  индийские фильмы. Вор (Шака, известный герой индийских фильмов) собирается обворовывать брошенный дом. Войдя, он находит в брошенном доме брошенную и забытую всеми больную женщину. Вор долго ухаживает за больной, заботится, она выздоравливает. Любовь, Доброта, Вера в человека –главная линия фильма.
 Первый раз я так близко к ней, почти, прижавшись плечом к плечу сидел. Левая сторона у меня горела. Это  мягкое, необыкновенно  приятное тепло распространялось по всему телу. Иногда у меня появлялось дикое желание обнять её, прижать к сердцу, чтобы бились вместе наши сердца.
 Сидели молча и изредка разговаривали. Мне казалось, что Солмаз была тронута и готова плакать. Физиология у женщин такая, что им легко лить слёзы. Слезы – это своеобразная психологическая разрядка и физиологическая защита от стресса. По этому, я считал, что Солмаз находится под воздействием фильма, переживает за ту женщину. Но, после кино я понял, что она переживала о нашей будущей разлуке.
 - Как плохо, что есть военная служба!
 -  Кто-то должен защитить вас!
 - Если бы месяц, два, три! А тут- два года!
 Время было уже позднее.  Прощаясь, договорились увидеться завтра вечером.
 Встретились возле нефтяной вышки. Поехали в город. Сначала долго сидели в парке, потом спустились до берега, говорили , смеялись. Но невозможно было скрывать грусть, тревогу.
 Весь день себя готовил к этой встрече! Надо говорить с ней о нашей любви, объясниться.  Но, увы! Не хватило смелости. Трудно было выразить словами, сказать ей, что : "Ты моё Солнце, что живу тобою, тобой дышу, люблю тебя!". Не смог!  Любовь даёт силу человеку, может поднять человека до небес, может заставить совершать самые сумасшедшие поступки.  Есть же люди, способные  свободно выразить всю свою любовь простыми и совершенными словами.
 Там же попрощались.

--5--

10-го ноября в 9 утра мы с дядей были на сборном пункте. Народу было много. Военные в парадный, призывники, провожающие. родные, друзья.
  Нас, призывников собирали в одну колонну, в шеренге по четыре вели к одноэтажному старому бараку, предписали пройти мед- комиссию. Прошли эту унизительную, на мой взгляд, процедуру. Потом по радио нас призывали собираться там-то, там-то. Каждому присвоили номер, определили по командам. Дали три часа перекура.Сказали : в 15.00 будет отправка. Сидели где попало, прямо на траве и асфальте, ибо лавочки отсутствовали. С дядей нашли поваленный ствол дерева и сели там. На моём лице было написано, что я переживаю. Дядя по всякому старался меня успокоить.
 Было тревожно в душе  от предчувствий, связанных с ожидающей меня переменой и той новой жизнью, которая начинается для меня сегодня.Два года вдали от родных, в чужих краях! Но была и другая причина, действовавшая гораздо сильнее : долго не увижу Солмаз! И я не смог объясниться с ней! В нагрудном кармане рубашки лежала маленькая фотография , рука моя все время находилась там, как бы, не  потерять её.
 Где- то не прошло и 30-ти минут, репродукторы орали на всю громкость:
  -Внимание! Всем собираться !
 Что вдруг? Ведь говорили до 15-ти, ещё  есть два часа. Все ринулись туда, куда приглашали.
 - Отправка призывников переносится на два дня. Идите домой!
Что случилось, никто ничего не объяснил, да и спросить никто не стал. Все с радостью спешили к воротам. Выйдя на улицу, гражданские нам сообщили : умер Верховный, в стране трёхдневный траур.
 Смерть человека плохо всегда. Но мысль, что ещё два дня буду с Ней, меня обрадовала. С дядей вернулись, обедали. Под  предлогом видеть других родственников, оставил дядю одного, поехал в техникум. Я знал, что Солмаз сегодня учится до полтретьего.
 Зашёл в фойе, около широких колонн стал ждать. Студенты группами шумно выходили. Вот Ангел мой с двумя девушками спускаются со второго этажа. Она увидела меня. Для неё было это неожиданно, она встала, растерялась, и через какие-то секунды с радостью поторопилась ко мне.
 -Солдат? Здесь? Я думала ты уже в мундире, защищать поехал!
 -Не взяли меня одного.  Велели найти себе товарища, при том красивого, похожего на ангела!
Солмаз весело засмеялась.
-Вот проблемы будут у тебя! Где найдёшь такого товарища?
-Да вот... Есть у меня одна, остается добиться её согласия!
 Она перестала смеяться, смотрела на меня чистым, манящим взглядом:
-Ах..., если бы!
 Я видел этот взгляд, слушал эту короткую фразу, и я понял : я самый счастливый человек на свете!

2-ая часть
Когда мы молоды, полны энергии,  у нас невероятная сила. Именно в этот период жизни каждый человек по-настоящему задумывается о карьере, о будущей семье, о любви и детях, о счастливой жизни. В молодости  мы мечтаем, начинаем строить что-то грандиозное, но увы, не всегда получается так. Иногда совершаем непоправимую ошибку, перечеркиваем все свои планы, намерения. Упускаем шанс, выпавший один на миллион. Кто -то упав, встаёт легко, кто -то эту тяжесть носит с собой всю жизнь.
 Молодость каждого  из нас связана с нежными любовными чувствами. Эта- самая приятная часть. Любовь прекрасна, это сила, любовь - иногда, безумие. Увы, иногда надо бороться за свою любовь. И на этой борьбе можно выиграть-проиграть все, что имеется в наличии.
 Я сегодня в зрелом возросте,   смотрю на те дни. Печаль и Боль. Мы проиграли. Победили  нас многие факторы: место + время + неумение бороться .  Сейчас бы с нами такое не могло случиться. Ну, никак не могло!  А тогда мы не знали, любили, и мечтали. Любили, планировали. Дорога  была прямая, горизонты ясные! Нам так казалось...

--1—

Нас распределили по вагонам, и в путь! Вагоны  были старые, ужасно грязные. Нам давали рваные, дурно пахнущие матрасы, и такие же одеяло. Ни подушек, ни простыней. Состав из 11 вагонов, во всех призывники. Три раза в день нам давали что-то похожее на суп. Иногда гречневую кашу. Никто не ел, выливали в туалет. Благо, у всех были сумки с едой. Уже на второй день в вагонах были разбиты многие стёкла. А мы ехали в Сибирь! Ноябрь месяц в этих краях уже зима. Натерпелись достаточно! Мы приехали на десятый день. И моя служба началась в этом  далёком, большом и красивом сибирском городе.
Мы переписывались с Солмаз.   
" Как долго тянется год, Азад! Я раньше, не обращала внимание как проходит месяц, неделя. А теперь много чего поняла, запомнила. Я поняла, что 168 часов  надо прожить, чтобы прошла неделя. А в году так много недель,  их  52! "
Эти письма Солмаз для меня были путеводной звездой в жизнь. В жизнь, где господствует Любовь, Надежда, Будущее!
 Жаль, в те времена  нынешних средств связи не было. Интернет, сотовая связь создают всякие возможности для общения. А тогда, солдату, чтобы писать письма и дождаться ответа  требовалось 1,5 -2 месяца.
 Маленькая фотография все два года жила у меня в нагрудном кармане.  В морозные дни меня согревала, в жаркие дни охлаждала. И радости, и мечты, и надежды были общие, взаимные. Минимум два раза в день встречались, делились:
" -Доброе утро, Солмаз! Как ты, любимая?
  -Доброе утро, Азад, милый!"
"- Добрый вечер, Солнце моё! День как прошел, милая?
-Добрый вечер, мой Азад! ..
-Спокойной ночи, Солмаз!
-Спокойной ночи, Азад!"
И так, два года...

--2—

Служба подошла к концу. Попрощались с товарищами. За два года мы стали настоящими друзьями. Командир роты обнял, пожелал удачи.  Он часто  мне говорил: " напоминаешь моего младшего брата!"
Я уехал. Маленькая фотография в грудном кармане мне показывала дорогу.
Билет был на поезд. Но это долго - 6-7 дней я не смог терять, я мысленно уже был рядом с Солмаз! С доплатой я поменял билет на самолёт, военным разрешали так делать. Солмаз знала когда увольняюсь и когда буду в Баку. Только про самолёт она не могла знать. Я никак не смог ей сообщить об этом. И так, я опередил время на пять дней.

--3--

Я уже в Баку!
 "Нет её здесь, уехала домой. Через два дня приедет!"-сказали. Она меня ждала через четыре дня.  Я, естественно, не поехал в деревню, к родителям. Хотя очень ждали. Но пока не увижу её, не услышу, никуда не поеду. За эти два года я очень хорошо,и окончательно понял, какое место занимает Солмаз в моем сердце! Эти два дня  мне казались дольше, чем два года службы. Её глаза, её волосы, её голос! Как я соскучился по ней! Как приедет, встретимся, найдём укромный уголок, поговорим.  Скажу, как я люблю, как я обожаю её!
Два дня занимал себя чем попало. Всё время подглядывал, подкарауливал. И вот белые жигули остановилась возле их ворот. Я когда подходил, они с сестрой стояли возле машины. Произнося имя сестры , поздоровался. Солмаз повернулась, радостно улыбнулась. На мой мир взошло Солнце!
 Как она изменилась за два года! Она была красавицей, стала ещё красивее! Мы молча, взглядами договорились обо всём.
 Отошёл от них. В конце улицы сел на скамейку, стал ждать.  Прошло всего полчаса . А похоже, прошла вечность. И вот, Она стоит возле открытой калитки. Я встал, направился к автобусной остановке. Улица идёт вверх, сворачивает направо, выходит за посёлок, и соединяется с автотрассой. Здесь ходят автобусы, и остановка здесь и всегда народ . Минут 10 стоял, слышу стук каблуков и вот Солмаз, красивая, милая! Она была чудо , прекрасней  её нет на свете никого! В сердце закипела кровь. Почему я тогда не обнял её? Какая сила сдерживала меня?  Я-сегодняшний Азад - обнимал бы, целовал бы тысячу раз! Прижал бы к сердцу. Тогда же мы были другими, и времена были другие...
 Сели на автобус, потом на метро до ст. "Баксовет". Вышли, поднимались на эскалаторе. Был теплый, осенний вечер. Здесь многолюдно, особенно много молодёжи. Нашли тихий уголок. Мне всегда казалось, что так легко говорить любимой девушке  "люблю тебя!", рассказать о своих чувствах. Мне трудно было начинать, сделать признание. Смелости не хватало. Ведь, этот момент в жизни самый важный. Произносить  одно слово тому, кого любишь, тому, без кого не мыслишь своего существования  - есть экзамен. Экзамен для перехода на более ответственный, важный и прекрасный период жизни. Ради этого периода и живем. Самые сладкие, незабываемые минуты жизни!
 Солмаз говорила обо всём : как считала дни, какой смешной, с сердечками календарь составила, говорила про учёбу, про своих товарищей.
 Я боялся голову поднимать, смотреть ей в глаза. Боялся, она увидит какой я не смелый!
Она меняла тему беседы:
- Племянница говорит, что вчера видела тебя перед кинотеатром, как будто ты стоял в очереди.
- Да, стоял за билетами.
-Что за фильм был, интересный?
- Не могу сказать, не смотрел.
- Наверное, не достался билет?
- Нет, билеты достались!
Я достал из кармана два билета.
 - А для чего, тогда, эти билеты куплены были?!
- Я купил два билета, тебе и себе!
- Ааа... я..., ты же знал, что я в районе, приеду сегодня!
- Я знал... Все мои мысли и желания, мои поступки, вся моя жизнь зависит от тебя, Солмаз, моя милая, моя дорогая! Без тебя нет меня! Я счастлив когда ты рядом. Я люблю тебя, Солмаз!
... Мы молчали. Легкий осенний ветер взметнул вокруг нас опавшие осенние листья. Прислонялись к железным поручням высокого фонтана. Молча слушали шуршания воды. Иногда золотистые водяные частицы попадали на нас. Солмаз красивыми и маленькими ручками пыталась поймать эти капли. А эти прозрачные капли иногда прыгали вверх, минуя маленькие ручки, попадали в лицо Солмаз.

--4—

Три дня мы были вместе. Такие приятные, такие сладкие дни!  Жаль, они прошли как один миг.  Я должен был ехать домой. Родители заждались уже. Когда приехал домой, подготовка подходила к концу. Во дворе были установлены
длинные столы, костры дымились. У нас в деревне народ жил очень дружно. Любое мероприятие  дружно проводились всеми и красиво организовались.  Народу было много. Самое радостное было то, что мои учителя -поэты были здесь.
... Дома жил около месяца. Пора было уезжать. Искал подходящий повод.
 С Солмаз договорились, что если родители меня задержат долго, то встретимся в городке, откуда родом Солмаз. Притом, что она приедет туда на новогодние каникулы. Место встречи было договорено. Подруга  Солмаз работала на почте. У неё и встретимся. Оттуда вместе поедем в Баку.
 Я уже здесь, в городке. Зашел на почту. Солмаз нас словесно обрисовала так точно, что мы сразу узнали друг  друга. Рыжеволосая, со светлой кожей. Она встала, вышла ко мне, улыбаясь, сказала:
- Она здесь,  только отошла!
 С любопытством начала смотреть на меня. Наверно, хотела понять, достоин ли я её подруге. Она  заметила мою неловкость, отвела свой взгляд, с улыбкой сказала :
- Подождите немного, Солмаз сейчас придет.
  Поблизости была скамейка. Сел на неё, и ушел в мир мечты,  где мы вдвоём, Солмаз и я.
... Голос Солмаз меня вернул на этот мир.
 - Азад!
Она стояла передо мной . Какая она была красивая и очаровательная! Её роскошные, распущенные по плечам волосы, нежный идеальный овал лица, чётко очерченные, красивой формы губы, великолепная фигура ! Как красиво смотрелась. Солмаз никогда искусственную красоту не искала, она сама была КРАСАВИЦЕЙ!
 Тонкий и приятный голос вывел меня из забытья:
- Ми-лый!
... Я брал два билета, вечером сели на поезд, приехали в Баку.



--5—

До конца марта я был в Баку с Солмаз. Часто ездили на берег. Прислоняясь к перилам, слушали шум морского прибоя. Под мягкий шелест голубых волн мы уходили в мир мечты, мир любви.
 Мы всегда были на одном и том же месте. Каждый раз, когда спускались вечерние сумерки, приходил на берег худой высокий старик. Он занимал недалеко от нас  место. Он по долгу мог стоят не двигаясь. Издалека он похож был на памятник. Старик всегда прислоняясь к перилам, свои взоры устремлял в одну далёкую и таинственную точку. Как будто "наш дед" -Солмаз со второго дня начала старика называть так-  кого то ждал. Каждый день изредка он поворачивал голову в нашу сторону, задавал один и тот же вопрос:
- Скажите мне, дети мои, который час?
 Ответили старику.  Он опять свой взгляд направлял в морскую даль. Дождь, ветер не были ему помехами.
 Мы привыкшие были к такой ситуации. Если старик задерживался, опаздывал, Солмаз переживала:
- Наш дед задерживается. Здоровья ему!
А как только  старик приходил и занимал "свое место" , Солмаз всегда подходила к нему, здоровалась с ним и довольная возвращалась.
 Мне казалась, что и старик скучал по нам. Иногда бывало, что мы приходили позже нашего деда. И, как только мы приходим, поздороваемся, дед довольным голосом отвечает. В такие моменты я заметил на лице старика радость. Взгляд его довольный,  смотрел на нас. Через минуту этот взгляд опять был направлен на далёкую морскую гладь. Эти стариковские взгляды на синих волнах Каспия искали своё прошлое. Прошлое, полное печали и радости.
Солмаз всегда просила, чтобы мы говорили шепотом, дабы не мешать деду.
 Несколько раз хотел подойти, поговорить  с дедом. Хотел спросить "Что на волнах ищешь, дедушка?". Боялся беспокоить старика.

--6—

21 марта, Новруз, великий праздник. Был весенний вечер, с легким, теплым ветром. Как всегда, стоял на остановке, ждал любимую. Эта остановка находилась далеко от нашей улицы, и мы могли здесь встречаться спокойно. Ждал несколько минут, и вот идёт моя королева! Меня наполнило чувство гордости за мою красавицу. Бело-голубое платье, короткие белые сапоги с черными каблуками ей очень подходили. Мне нравилось, когда она так одевалась. Этот  наряд у неё был праздничный. 
 Любил иногда отходить, смотреть на неё со стороны. Я отхожу, она бежит ко мне, не даёт долго смотреть.
-  Ну, почему ты такая жадная, королева моя?
- Долго нельзя смотреть. Чуть-чуть и хватит. Мало- всегда слаще.
- Я хочу занести эту красоту в свой мозг, копировать в свое сердце, чтобы потом, когда тебя нет рядом, достать и смотреть!
Она смеялась, отошла:
  - Ладно, сегодня праздник, смотри! - с детской наивностью  добавила,- Как считаешь, Азад, будем ли в действиях такими же лет через 10-15?!
- На 100 лет даю гарантию, ангел мой! А после - посмотрим. Не веришь, проверяй.
 Тогда мы считали, что наша любовь всесильна и сама решит нашу судьбу...
 У неё в руках в тот день был маленький сверток.
-Дай свой "чемодан".- мы уже на автобусе. - Что там?
Она не отдает сверток.
- Праздничные сладости. Сама спекла, приедем, там и отдам. И угостим нашего дедушку.
Приехали "к месту назначения. " Солмаз открыла свой сверток. Здесь были разные сладости. Меня угощала и с гордостью говорила:
- Вот сама спекла для тебя! Ешь и го-во-ри : ой, вкусно!
Хотел ей в ответ сказать многое. Что ты, радость моя! Что из твоих рук яд приму и окажется мёдом! Что ты меня сделала самым счастливым человеком! Что я летаю на небесах!
 Но, я не говорил ей эти слова, она сама чувствовала все, знала все. Я просто смотрел на её чистые, безвинные глаза, и радовался, благодарил Всевышнего. что дал мне такое счастье , что есть моя Солмаз!
 А сладости были очень вкусные. Я в жизни первый и ...последний раз ел такую вкуснятину.
 К сожалению, Солмаз не смогла угостить нашего деда. В тот день его не было на привычном месте.

--7--
 Я не смог устроиться в Баку на работу. Мне нужно было работать , не мог вечно сидеть на шее у родителей. Кроме того, при поступлении в ВУЗ советская система образования преимущества давала тем, у кого рабочий стаж больше. Прерывание стажа не приветствовалось.
 Был вариант уехать в Казахстан. Там жили и работали родственники.  Я мог бы до лета там работать. Так и решили, уехал. До лета работал, в июне я вернулся в Баку. Опять отдал документы и снова провал. Не суждено было мне стать историком.
 Сильно переживал. Был очень подавлен, постоянно задавался вопросом, что мне делать. Присутствие Солмаз  в моей жизни - вот единственная причина, чтобы я радовался, разговаривал, смеялся, чувствовал себя  человеком. Пришла в голову мысль, вернуться в тот город, где я служил. Учиться, работать в Сибири, в голову приходили  эти мысли ещё во время службы. Но я тогда быстро забыл об этом. Меня ждала Солмаз! А теперь Солмаз рядом. Обсудили с ней эту идею.
-Что делать, Солмаз! Я уверен, там поступлю и работу найду по душе.
- Я здесь, ты там...
- Я буду приезжать каждые два-три месяца. Новый год я буду здесь, с тобой.  Весной будем вместе. А потом как поступлю в институт, сразу приеду. Будем свататься. А там посмотрим, или со мной ты туда поедешь , или я сюда! В конце-концов, можно с института переводиться в другой, здешний.
 Сейчас  всё то, что тогда произошло - мои провалы, идея уехать в Сибирь, согласия Солмаз- можно называть как угодно, и судьбою, и ошибкой. Это ничего не меняет по сути. Кто мог бы угадать ранее будущую судьбу.
 Договорились обо всём. Год всего, терпеть, держаться год!
 4-го расстались. Почему в тот момент Всевышний не сделал так, чтобы я не поехал, почему Солмаз не говорила: не надо, не езжай?
 Я поднялся в вагон, и видел как слезы скатились по щеке Солмаз. Поезд загудел в последний раз, тронулся. А, она стояла, плакала.  Как мне было трудно! Но я знал, что вернусь. Вот  устроюсь на работу и приеду к любимой.
 Где то играл магнитофон:

 Я в печали, как  дождь осенний ,
Льются слёзы с моих очей.
Верни радость  прошедших дней,
Со своей песней, милый соловей!..

 
3-ая часть
 
Бренность мира узрев, горевать погоди!
Верь: недаром колотится сердце в груди.
Не горюй о минувшем: что было, то сплыло.
Не горюй о грядущем: туман впереди...

 О. Хайям



   



--1--
Я уже работал. Как приехал, сразу устроился  в автобусный парк. Меня отправили на курсы по подготовке водителей. После окончание дали автобус. Те времена работать водителем автобуса считалось престижно. Работа ответственная и зарплата достойная.
 Зимой и весной, два раза, я ездил на родину. Каждый раз по несколько дней были вместе. У Солмаз были каникулы. Поэтому мы могли с утра до вечера находиться вместе. Я видел, как моя принцесса радуется, она готова была кричать громко на весь мир- "Смотрите, мы вместе, люди, мы вместе!" 
 Мы опять вернулись на старое место на берегу. Жаль, «нашего деда» больше не видели. Здесь все было по старому. Подолгу гуляли по берегу, несмотря,на то  что январь был. Мечтали, радовались, как хорошо нам  вместе, какая у нас красивая и дружная  семья будет! Мечтали о красивом доме, чтобы был сад. Эти минуты были Путешествие в будущее. Стоило мне мечтать и что-то говорить о будущих детях, Солмаз своими красивыми ручками прикрывала мне рот.  Она очень стеснялась, сразу  "перестань, милый, перестань!"-  говорила. И продолжали мечтать. Ледяные порывы хазри, бледно-изумрудные волны зимнего Каспия не могли мешать нам.  Волны шелестели рядом и плескались на бетонные ограждение.  Море шумело и искрилось перед нами, и эти счастливые улыбки волн приветствовали нас ...

--2—

 Неделя прошла как один миг. Завтра мне улететь. Погуляли допоздна. Я ей рассказывал про Сибирь, какие необъятные просторы, про красоты природы.
-Я раньше считала, что там нет городов, ни заводов и фабрик.
Она резко меняла тему:
- Мне плохо, плохо оттого, что я не смогу с тобой уехать. И бедная Солмаз опять будет считать дни - говорит она.
- Поступлю, сразу же на самолёт! Осталось совсем немного, Солмаз.
- Все равно, долго. Дай Бог, чтобы поступил. Поступишь, приедешь. А потом  как собираешься уладить всё?
- Приеду, пошлю стариков к твоему отцу!
-Я буду считать дни, часы, Азад!
 Она голову повернула в другую сторону, мне казалось у неё в глазах были слёзы.
 Мы смотрели, как спряталось за горизонтом солнце, уступая свое место Луне, и как Луна поднимается выше,  станет ярче и,  наконец, вокруг неё засверкают тысячи маленьких светящихся огоньков. 
Солмаз шепчет:
-Вот Луна, а вокруг звезды. Как прекрасны они! Смотри, как красиво мерцают…  Среди них есть и наши звезды. Как  думаешь, они тоже там, рядом - так близко стоят?
-Да, Солмаз! Наши звезды давно вместе, с того июньского  дня. С того дня, когда Ангел в белом платье,  очаровательным голосом встал и поздоровался со мною.
-А может раньше, тоже июнь, только на два года раньше ?
- Может, и раньше. Только, в тот период с тобой поговорить о чём- то было трудно.  У тебя в лексиконе были, в основном, два слова : да, нет.
-Я тогда стеснялась тебя, Азад!..
 Вернулись в посёлок. Время уже было поздно. Мы попрощались возле дома. Как нам было тяжело, может понять тот, кто любил безумно, тот,  кому пришлось расставаться с самим дорогим человеком.
 У меня в 6 часов утро вылет. 
--3—

Работа была по душе. Все шло хорошо. Прекрасный коллектив, сильная вера в будущее. Хотя всегда мечтал стать историком, пришлось сдать документы  в технический вуз. Экзамены все сдал на "хорошо".  Стал ждать результат.
 Были жаркие дни августа. Нас, несколько автомашин сняли с линии, откомандировали к крупному заводу. Рабочих возили на сельхозработу. Утром забираем рабочих, выезжаем на поле, 70-80 км от города. Стоим там же, вечером везём назад. Выходили из дома рано, возвращались поздно. Из за такого рабочего графика я почти две недели не смог попасть на почту, чтобы проверить свой абонентский ящик. Сейчас не бывает на почте абонентских ящиков. Тогда были. Вся моя корреспонденция : письма, журналы, газеты- вкладывались туда. Из ящика забирал я сам.
 Так вот, 22-го августа взял выходной. В институт поеду, потом заеду на почту.
Я нашёл свою фамилию в списке! И так я студент политехнического института, мой факультет " Эксплуатация автомобиля"! 
 Сейчас поступать в ВУЗ просто. Знании недостаточно, плати и ты студент. А тогда мы готовились, трудились. Иногда, по несколько лет пытались стать студентом.
Моя радость не знала границ! Каким же счастливым был я!  Хорошая работа, 400-600 советских рублей зарплата, институт, живые-здоровые родители, моя красавица Солмаз- моя радость. Господи, что ещё надо для молодого человека 80-ых годов! Счастье окутывало меня. Как будет радоваться моя Солмаз! Как я хотел видеть её, это милое создание! Я благодарил Бога за  такое счастье, счастье в виде СОЛМАЗ!
 Я поехал на почту. Открыл свой ящик,  накопилось много и самое главное, есть письмо от Солмаз. Какая радость!
 Письмо отправлено из Баку месяц с лишним назад. Это по штампу было видно. А здесь приняли почти две недели назад. И так, она написала это письмо тридцать с лишним дней назад. Письмо, которое перевернуло всю мою жизнь.

--4—

Мы жили в одной большой стране. СССР был  многонациональной страной, нашу страну населяли более 150 различных наций и народностей. Хотя законы были везде одинаковые, многие народы нашей страны придерживались ( и  придерживаются) своих старинных традиций и верований.Тем более, на дворе был ещё 80-й год прошлого века. По этому то, что случилось в моей жизни,  кто -то может не понять. Факт остаётся фактом. В те годы, для нас многих слова старших, воля родителей имели не меньшую силу, чем законы.
 Не выходя из почты, открыл письмо: " Любимый, я знаю у тебя экзамены, но, ты должен срочно  приехать.  Меня хотят сватать..."
  Словами объяснить на тот момент моё психическое состояние  невозможно. Было очень и очень плохо.

 Рано утром я у начальника  автоколонны. При виде меня, он сам догадался, что у меня проблемы.
- Чувствую, Азад, что-то случилось!
- Николаевич, мне нужно 10 дней. Сегодня вылетаю в Баку.
 Внимательно посмотрел на меня. Ничего не спросил больше.
- Садись, пиши заявление.
Прямо с работы поехал в аэропорт. Взял билет через Ташкент, 25 -ое я в Баку.

   --5—

Вот улица, вот дом её сестры. Только собирался стучать, слышу голос  сзади:
- Ах, Азад, это ты!
Её сестра была, ходила за хлебом. Поздоровался с ней.  В голосе её чувствовал тревогу.
- Проходи во двор, Азад. Там никого нет, поговорим.
 Сердце стучало как бешеное. Глаза мои искали Солмаз.
- Нет её,  папа ей запретил здесь жить. - Потом она прячет глаза свои и добавляет,- Я в курсе, что, у вас были тёплые отношение друг  другу.
- Не теплые отношение, Алмаз ханум, а, любим мы друг друга. И вот-вот должны  жениться!
-Ах, Азад, вы оба были детьми. Чего не бывает в жизни. Вот я, например: плохо живу теперь? Хотя одноклассник был ко мне не равнодушен, и я так же к нему.  И что? Он живет себе, я себе. Ты слава Богу, красивый, достойный, любая пойдёт за тобой!  Это у вас были игры детские... А Солмаз сватали за другого, с её же согласия.  Вопрос уже решён. Успокойся, и вернись в свою Сибирь!
Искры сыпались из моих глаз! Глаза мои смотрели на неё. Неужели эта она, любимая сестра Солмаз. Годами я её считал добрым, справедливым человеком. Как же так?
 Она испугалась моего взгляда. Моя боль в душе написана была на глазах моих!
- Я сказала то, что знала. Езжай, сам увидишь! Солмаз в районе.
 И закрыла калитку.

--6—

В четыре утра я был в её деревне. Только начинало рассветать, уже стоял у ворот.
" О Всевышний! О таинственные мерцающие звезды! Ветер! Помогите мне, сделайте так, чтобы произошло чудо. Пусть откроются ворота, выходит моя Солмаз, помоги мне Господи!"
 Увы! Не произошло чудо. Не вышла Солмаз. Никто не выходил из дома сегодня.
Какая -то пожилая женщина приходила, открыла дверь ключом, зашла , через час ушла. Мне сказала, что, в доме никого нет. Куда уехали, не знает. Когда приедут, тоже не сможет знать, может сегодня, может завтра.
Поехал в городок, на почту, где работает её подруга. Рыжеволосая была на месте. Она заверила меня, что ничего не знает. Вернулся к дому. Что я мог сделать? Сидеть и ждать.
На западе багряный огненный шар медленно опускался за горизонт. Красное зарево вечерней зари таяло над далекими горами. Уже стемнело. Незнакомое место, вокруг незнакомые люди. Смотрели в мою сторону с интересом. Ведь я весь день стоял возле ворот как на посту.  Вернулся в городок ночевать. Эту ночь мне не удалось уснуть. Два-три раза вроде закрывались глаза. Но в тот же момент вскакиваю как сумасшедший.  Как будто чья- то неведомая тяжелая рука била меня по голове. В 5 утра, я уже одетый. Еду туда.
 Видно, что у них никто не ночевал. Встал "на своё" место, стал ждать. Куда бы ни уехали, приедут. Дом -то стоит здесь! Опять та женщина приходила. Видимо, какую -то работу выполняла, ушла через час.
 И вот наконец, поле обеда белые жигули остановились возле ворот! О Всевышний, я слышу как стучит моё сердце!
 Подошел к машине. К сожалению, нет Солмаз. Выходит из автомобиля он один, отец её. Пригласил во двор. "Может, чаю?"-"НЕТ!!!"
- ...Слушай меня, сынок. Ты ещё молодой, а я видал всякое за свои годы. Молодость  слепа. И я прошел через все это. Мало ли, кто кому нравится? У  Солмаз своя жизнь, свои заботы, у тебя свои. Забудь её, уезжай.
- Почему стараетесь двух людей несчастными сделать? Чем я не угодил вам?
- Это выбор самой Солмаз.  Она уже замужем. Уезжай, и не возвращайся сюда!
- Я не верю вам! Дайте нам возможность видеться. Хоть, издалека. Пожалейте нас, - Я начал умолять, просить его.- Вот я поступил в институт, и должен был к вам отправить своих, попросить  вашего благословения. Солмаз ждала меня!
- Не думай, что я силой заставляю свою дочь. Она меня поняла, и довольна всем, что происходит.
Долго, очень долго говорили, спорили. Я просил, умолял, что -то пытался объяснить, что-то доказать. но, без толку!
-Сынок, я в этом районе достаточно известный человек. Со мной считаются, меня уважают. Знай: никогда я не изменил своему решению. Я  тебе сказал все!
Могу сделать так, чтобы тебя выпроводили отсюда. Но, не хочу делать плохого, хотя, все смогу. Уходи и больше не приезжай сюда!

  --7—
Иду по широкой улице мимо Дома Советов в сторону берега. Вот кривые деревья - две ели. Часто мы стояли здесь, Здесь, под лучами белых и круглых фонарей Солмаз и я часами мечтали, радовались жизни. Стою здесь, час, два, не знаю. Ночную тишину нарушают редкие сигналы автомобилей. Иногда  где -то далеко, шумели трамваи.
 Подхожу к берегу, Луна светит так ярко, что дно видно. Солмаз прислонялась
к перилам, по моей просьбе распускала волосы на плечи, На фоне огней картина была потрясающей. Грудь наполнялась гордостью за Солмаз!.
 Бледная луна скатывается к горизонту, звёзды гаснут одна за другой. Светает.
... Пора вернуться.  Печаль в душе и слезы на глазах. Хотел ещё раз увидеть сестру её и спросить. Как бы я ни пытался, ничего не смог узнать.
Как жить дальше, что мне делать? И кто виноват в том, что случилось? Отец Солмаз, который, для дочери выбрал ту дорогу, которую считал лучшей?  Послушная, тихая, зависимая от воли родителей девушка , которая росла в семье , где слово отца-закон? Или виновата судьба? Или обстоятельства, в том числе опоздавшее письмо?
--8--
 Обратный маршрут до Мин Вод поездом, дальше, самолет. Как живой труп поднялся в  вагон. В момент, когда садился на поезд, вспомнил, прошлый раз Солмаз стояла на перроне, махала рукой, и ...плакала. А теперь я плачу! Выть хотел как раненый волк. Кричать хотел: ЗА ЧТО, ЛЮДИ?! Эти были самые страшные минуты в моей жизни. Рушилась моя выстроенная жизнь. Разлеталась по кусочкам...
 Поезд набирал обороты. Баку уже позади. В купе нас было четверо. Двое - отец и дочь- из Новосибирска, пожилая женщина из Баку. Все трое под стук колес познакомились друг с другом. Я понял, что девушка- Вера, учится на юрфаке, отец ж.дорожник. Несколько раз Вера пыталась меня привлечь к разговору. Но, мне было не до разговоров – я был поглощен своими мыслями.  И почему -то, каждый раз отец её, задавал ей отвлекающий встречный вопрос.
Всего 7 дней назад я считал себя самым счастливым человеком на свете. А теперь - что?
Опять слышу, Вера обращается ко мне. Просит, чтобы шторы я задвинул.
На самом деле, было жарко. При этом, ещё и солнечные лучи попадают туда, на ее полку. Она лежала на первом ярусе, головой к выходу, читала книгу. В купе мы были вдвоем. Чтобы шторы задвинуть нужно было полку второго яруса приподнимать, так , как- полка была раскрыта. Я встал, только хотел поднимать эту полку, о ужас, полка ребром упала вниз. "Ой, мама!"- крик Веры! Книга, постель в крови. Оказалось, полка  сломанная была.
 Отец Веры почему- то считал, что я нарочно это сделал. Написал жалобу.
 Поезд долго стоял на станции. Врачи забинтовали ей голову. Дагестанские милиционеры хотели меня снять с поезда. Вера наконец могла нормально разговаривать, и встала на мою защиту.
 Я остался в вагоне. Хотя виновным не был, чувствовал себя паршиво.  На Мин Водах простились. Рано утром я был у себя дома.
==========================================
--9—
В жизни бывает, приходит время, когда человек стоит перед величайшим вызовом своей жизни. Потеря чего-то, кого-то дорогого  переживаются по разному, кто -то легко переносит, а кто-то  может испытывать духовный кризис.  Я пережил процесс духовной трансформации. До катастрофы  я был обычным, с большим чувством юмора , любящим молодым человеком. Теперь я стал человеком, для которого смеяться, расслабиться,  отключиться и хоть на время забыться было не так просто. Я потерял мою Солмаз, потерял свою радость, мечты. В ответ моё раненое сердце  превратило свои слезы грусти в бетон. И построило внутри меня крепость. Внутри этой крепости находятся наша святая любовь, наши мечты, наша Молодость. Там же моя Солмаз. Туда вход закрыт для всех. Только небесная сила может забирать всё это у меня, и то вместе со мной. Не будет  этой крепости, не будет меня. И наоборот. 
 Вот так и живу я. Она, моя красавица со мной всегда. Она живет со мной  в моих мечтах, в моих снах. Вижу её во сне, мне хорошо, я успокаиваюсь. Быть с ней и не просыпаться никогда. И чтобы говорила со мной, и мы пойдем на берег. Вечно красивая, молодая, с распущенными по плечи волосами...
 Бывает, приходит, молчит.  Я понимаю, что хочет сказать. " Почему опоздал? Просила, приезжай скорее. Почему не увозил меня с собой?" " Я и себя потерял, Солмаз. Нет меня..."

4-ая част
  --1—

Пройдут годы, многое будет известно. А пока прошел год, слухи дошли, что у неё родилась дочь. "Счастья тебе, Солмаз!" -сказал я в сердцах.
 Время шло. Я иногда получал от своих  напоминание : "чего жду, ни пора ли завести семью?"
  Пришёл с работы. Вот, опять письмо из дома. " ...Дорогой сынок наш! Мы уже старые. Надо, чтобы ты был ближе к нам. Приезжай. Ждём!"
Я всё понимал. Родители хотели, чтобы я женился. Они считали, что жить в общежитии, без семьи нехорошо, могу влипнуть в неприятности. Письмо на руках, вышел на улицу. Общежитие находилось недалеко от берега, метров 200-250. Вокруг  господствовала тишина. Подошел к берегу. Мне нравилось посидеть на берегу могучего Енисея и путешествовать в мир мечты. Особенно мне приятно было в тихие зимние вечера сидеть одному. Вокруг такая тишина! И падают миллионы снежинок,  маленькие, большие, пушистые, красивые. Под пушистыми снежинками мечтал, планы всякие строил. Как хорошо и счастливыми будем жить с Солмаз, какие красивые дети будут у нас! Мечты мои всегда меня уносили в мир, где мы вдвоем, Солмаз, и я, где любовь и радость!
 А теперь пустота.  Сидел долго. Иногда забываюсь, какая-то надежда, искры радости  проникают в сердце, окутывают его чем то теплым. Проходят секунды, возвращается горькая реальность. Как сладкий сон. Сладкое  и далёкое прошлое, и горькое настоящее, непонятное будущее!
Х Х Х
Женился я. Родители сильно настаивали. Она была из соседней деревни. Хороший человек, умная, красивая. Но, к сожалению, не смог её осчастливить. Так и осталось закрыто моё сердце! Я ей про Солмаз ничего не рассказывал. Год не прошел, развелись.
 
--2--
Август 1992-го года. В больницу, которая находилась  в том городке- Шамкире попали друзья, родственники. Я должен был их навестить. Взял отпуск, поехал туда. Побывал в больнице. И оттуда сразу на почту.  Рыжеволосая меня узнала без проблем. Вышла на улицу. Просил её, скорее всего, умолял про Солмаз что-нибудь! "Одну минуту!"-сказала, вошла в здание. Мне казалось, звонить пошла. Через 3-4 мин. появилась.
- Пойдем!- сказала.
Встретились. Господи, помоги мне, чтобы не остановилось мое сердце. Солмаз! Солмаз! Плакала громко, слезы лились, как град.
 Кто-то говорил, мужчина не должен плакать. Но, как?   В моей груди раненое, разбитое сердце разрывалось на части. Я тоже плакал. Не смог сдержаться! Потерявшему все: любимого человека, радость свою, мечту, как сдержать себя!
О Всевышний! Почему мы должны были так страдать? Где справедливость твоя? За что ты так наказал двух, невинных молодых, которые только начали понимать вкус любви, вкус жизни!
 После рождения ребенка они развелись. Несколько лет одна воспитывала дочку.
 Второй год замужем за другим. Очень хороший человек. Недавно родила вторую дочку. Отца нет в живых.
  Просила адрес, отдал.
-Свое последнее письмо буду писать тебе, Азад! - шептала она.
 Мы боялись, когда расставались. В последнюю минуту, мы боялись, что заговорит наша любовь. Мы боялись, что огонь нашей любви загорится с новой силой и захочет залечить застарелую рану в наших сердцах. Боялись, что наши чувства одолеет наш разум. Ведь, есть две семьи! И там, и там дети, которые хотят жить с родителями.
 А у нас внутри вечные раны...
 Проводила меня Солмаз. Плакала. Как тогда, в далёкий сентябрьский день...
* * *

Солмаз:
 
 Молодость – это пора любви и влюблённости. Молодость - яркая и насыщенная пора жизни каждого человека. Именно в этот период жизни мы начинаем жить, осознавать смысл жизни.
  Наши отношении с Азадом изначально  как можно характеризовать? Чистая дружба двух молодых людей? Да, нет. Эта не дружба, это что-то большее. С первых дней мне было приятно шептаться с ним, говорить и слушать его. Сначала я не понимала, что происходило со мной. Если его долго не было на улице, мои глаза его искали, уши слушали голоса. Как услышу его голос, выхожу на улицу. Это уже не зависело от меня. Какая я счастливая была, когда первый раз Азад меня пригласил в город. Тот день я жила как в сказке. Я тогда поняла, на сколько прекрасен мир. Дни стали приятными, утро вдвойне добрыми, вечера сладкими.
Я видела, что я нужна ему. Какими взглядами смотрит он на меня, мне было приятно. Мы бродили по берегу, Подолгу сидели в парке,глядя как с деревьев срываются желтые листочки и беззвучно ложатся на землю. Мир был далеко от меня, Я с  Азадом была счастлива. И я поняла -Я люблю Азада!
 Прошло несколько счастливых месяцев, Азад ушел в армию. Все мужчины должны служить. Начинала считать дни.
 Я составила календарь. Нарисовала 732 квадратика, с цифрами. Первый идет 732, потом 731 и т.д. На каждом квадрате, который прошел, нарисовала сердечко. Каждое утро просыпаюсь, и сразу беру свой календарь, поздороваюсь с Азадом, и рисую очередное сердечко.
 Прошли эти годы, вот и вернулся Азад. Сестра сказала:
- Смотри, как повзрослел Азад. Армия делает из юнца мужчину!

  --1—

Тот день для меня был особенным! То, что было на душе, сегодня объявили друг другу! Я волнуюсь очень. Сердце бьётся сильно, как бабочка в стекло.  Это так приятно! Голос  его, взгляд!  Закрываю глаза, он стоит перед глазами. Для меня самое сладкое слово -Азад!
 С радостным и волнующим чувством в груди жду каждую встречу с ним. И эти волшебные часы, что находимся вместе, пролетают как короткие мгновения.
 
   --2—

Азад уехал в район, к своим. Они за два года сильно соскучились. Была большая вероятность, что его там долго не отпустят в город. Договорились встретиться в нашем городке. Новогодние каникулы буду там.
 Я у родителей. Несмотря, на то что каникулы, не смогла спать долго. За несколько лет учёбы так привыкла вставать каждое утро. Встала, оделась, солнце только-только показывало свои красные лучики. Слышно было, что мама в коридоре,  вышла к ней. Она стояла и задумчиво смотрела в окно. Я подошла, встала рядом. Мама повернулась, обняла и поцеловала мои волосы:
- Ну, радость моя, рассказывай. Сестра твоя говорила какие-то слова, я ничего не поняла.
- Что рассказывать, мама?
- Расскажи всё, дочка, сама знаешь, что говорить. По твоим глазам вижу, есть что рассказать.
  Я рассказала маме всё: кто он, как я люблю его., что мы уже три года знакомы.
- Ключи от моего сердца у него, мамочка, его люблю, очень сильно люблю!  Я очень рада, что встретила его, мама!
 Мама поцеловала меня:
- Будь счастливой!- некоторое время мама молчала, и добавила,- Узнать бы, что отец твой решит по этому поводу...

--3—

Зохраб был на четыре года старше меня, среднего роста, полноватый человек. Окончил техникум, работал каким -то небольшим начальником. А мой отец работал с его отцом. Точнее, его отец был начальником, мой отец его заместителем и были в то время друзьями.
Он в последнее время часто попадался на моём пути, можно сказать, мозолил мне глаза. Один раз остановил меня:
-Привет, Солмаз. Давай посидим где нибуд пару минут, поговорим.
- Нет, Зохраб, извини, некогда!
- Солмаз, послушай, прошу тебя.Я все время только о тебе думаю! Прошу, Солмаз, найди время, часок посидим.
- Нет, Зохраб. Нам не о чём говорить. И прошу больше не повторяйся!

  --4—

Проводила любимого в Россию.Тяжело было расставаться нам. Азад сказал: 
-  Буду приезжать 2-3 раза в году. Не увидимся всего 3 месяца. Пролетит и не заметишь.
 Когда Азад поднялся в вагон, не могла сдержать слёзы. Поезд тронулся, думала, остановится сердце. Хотела крикнуть: "Не уезжай, Азад! Вернись, милый!" Не смогла кричать. Господи, как я буду жалеть потом, всю жизнь! Надо было кричать, умолять, просить, чтобы он не поехал. Или мне тоже следовало бы уехать с ним! Хуже не было бы! Мы рассчитывали, соединятся наши судьбы через год, всего год...

 --5—

В течение полугода, Азад два раза приезжал, в январе и в июне. Зимой у меня были каникулы. Мы  шесть дней были вместе. Эти дни у нас были очень интересными и насыщенными. Гуляли подолгу. Часами сидели, слушали друг друга. Мечтали, радовались.
 Азад потом ещё раз в июне приехал. Получилось так, что я должна была домой- в район ехать. Азаду оставила записку. Сообщила ему, что встретимся у подруги на работе. Четыре дня, что были вместе, я буду помнить до последних дней моей жизни! Самые сладкие вспоминания об этих днях живут у меня в груди! Когда расстались, Азад сказал: " Солмаз, дорогая моя, душа моя! Осталось совсем немного, сдам экзамены, через два месяца приеду. Будем свататься. А там пусть решают наши родители, когда и как будет наша свадьба!"
 Моей радости не было предела! Азад уехал. Вечером проводила его до вокзала. Вернулась домой.
 Утром отец чересчур строгим голосом позвал к себе. Он был очень зол.
- Слушай и запоминай: Отныне куда бы ни пошла, отсутствуешь не больше часа! Поняла меня?! И в Баку больше не поедешь, не нужна мне твоя работа! Ты хорошо поняла меня?
 Я кивнула головой, еле слышно ответила:
-Я поняла.
-И ещё, куда собираешься, говоришь дома, чтобы мы знали!..
 С того дня вопрос у меня: отец знал про наши встречи. Откуда, от кого!
Не принято до помолвки гулять, уединяться с женихом. 
 
 --6—

Ездила в городок, отправляла письмо Азаду. Бросила конверт в ящик, только отошла, слышала голос:
-Привет, Солмаз!
 Опять он был, Зохраб.
 Испугалась сильно, может он видел, что бросила я конверт в ящик! Если до отца дойдет, проблемы у меня будут ещё больше.
 Подошел.
- Возвращаешься домой? Поедем вместе.
- Нет. У меня кое-какие дела здесь ещё.
Шагали вместе.
- Солмаз, почему не даешь мне возможности поговорить с тобой? Ты, наверное, должна знать, какие планы у наших родителей насчет нас.
- Какие планы? О чем ты!
- Как будто ты не знаешь! Даже вчера,  твой отец и мой поговорили, обсудили. Твой : "Мы готовые, с нашей стороны нет никаких  проблем."- сказал. Вот я и решил сегодня встретиться с тобой и поговорить.
Я успела заметить его взгляд, его ухмылку, и эта ухмылка переросла в неприятную улыбку, от этой улыбки можно было сойти с ума.
 Будто оборвалось что-то внутри! Перед глазами плавали разноцветные круги, в висках стучало сильно, остановилась. Держалась за забор, мимо которого проходили.
 Он удивленно-испуганным взглядом смотрел на меня:
-Что с тобой, Солмаз?
- Напрасно! Напрасно все это, Зохраб! Уходи, пожалуйста!- могла сказать.


  --7—

Бывало, иногда отец хвалит Зохраба, "Умный, шустрый. Знает, что надо ему, старательный. И умеет зарабатывать." Но, я не могла знать планы отца на сколько зашли далеко.
 А мать моя, наоборот, не могла его терпеть. Но, мама против воли отца никогда не пойдёт.
 Я приехала домой убитой. Мама увидела меня, аж испугалась. Я не переставая плакала. Мама пыталась успокоить меня, обещала поговорить с отцом.
 Я чуть успокоилась, но ненадолго.
  Вечером, как отец пришел с работы, мама завела разговор. Я была в соседней комнате. Высокий тон, крик...
- Я не для Сибири растил дочь, и не хочу слышать про какого - то Азада! Вы обе откройте уши и слушайте! Пусть кто -нибудь, ещё раз произносит это имя здесь! Вот мои последние слова.
Прошло пару часов, отец позвал меня к себе.
- Дочь моя! Ты ещё молодая, даже, можно сказать, ребенок. Ты не сможешь
знать жизнь как я. Какие проблемы возникают, к чему должен человек стремиться, я лучше тебя знаю. А Зохраб отличный человек. Достоин любви. Умеет организовать свою жизнь, умеет жить, умеет заработать. Семья у них приличная. 3-4 года, и он сядет на кресло отца, станет большим начальником.
Пройдет немного времени, сама поймешь все это, и судьбу будешь благодарить. Через день-два они придут получать согласие. Хотя согласие давно дали, обычаи соблюдать надо   и свататься будут.
 Я плакала молча.
 Что мне делать? Сбежать из дома к Азаду. У меня нет денег и как ехать, незнакомый язык, и дорогу не знаю. Единственный способ, напишу, приедет Азад, уеду с ним!
 Срочно отправила письмо: " Приезжай!"
 Через четыре дня пришла семья Зохраба. Плакала, просила, без толку. Ещё надеялась на самого Зохраба, поговорю -может, поймет. Позвала его: "Ты хорошо знаешь, я не люблю тебя! Ты знаешь, у меня есть любимый человек и буду любить его всю жизнь, Зохраб. Мы- и ты, и я будем несчастными. И ещё: как можешь жить со мной, зная, что я люблю другого?"
 Улыбнулся, хотел меня держать за руку, как дикая отпрыгнула в сторону.
- Солмаз, мы привыкнем друг-другу. До свадьбы есть время. Я тебя люблю больше себя, Солмаз, и настанет время, и ты полюбишь меня.
Когда язык врет, враньё можно и не понять. Но, глаза! У слов свой язык, у глаз - свой. Глаза как книга, можно прочитать, там все написано. Только уметь прочитать. У Зохраба на глазах видно было его вранье, его неискренность.
С того дня мир в моих глазах изменился.

 --8—

Были последние дни августа. От Азада никаких вестей не было. Я была готова уехать с ним. Документы прятала, у подруги, ждала Азада.
Сидела на улице, глаза смотрели на дорогу, ждут Азада! Было после обеда. Вижу, едет папа. Он обычно вечером возвращается. А тут, так рано. Зашел во двор. Велел нам собраться, едем к брату, что-то он заболел. Брат жил в другом районе, по направлению после университета работал там. В спешке мы собрались и поехали. Стемнело, приехали к нему.
 Брат встретил нас с лёгким удивлением. Он просто простыл, легкое недомогание. Ночевали у брата. Утром отец :" остовайтесь  день-два, приеду заберу вас!"- сказал и уехал.
 Пройдут годы, потом я буду знать, почему отец так рано приехал с работы, почему нас в спешке он увез к брату. В тот день Азад был у моей сестры, про меня спрашивал. Алмаз поняла, что он поедет за мной в район. Алмаз догадывалась, что я могу уехать с Азадом. Она звонила отцу на работу, предупредила его. А отец нас увез из дома. Она предала меня, она участвовала в моем уничтожении  как личность ,духовно - морально. И всегда эту подлость скрывала от меня.
 Если бы, Азад нашел бы меня, мы соединились бы. Через несколько лет она просила прощения, но у меня нет такой сестры! Не хочу знать её. Я потеряла Азада, потеряла себя, свою радость, счастье, и сестру.

  --9—

Через 13 месяцев развелись мы с Зохрабом. Ежедневные скандалы, ругань. И ещё он гулял на стороне с одной женщиной.
 Отец буквально, на глазах постарел и ушел с работы. Он хорошо понимал, какую роль сыграл в моих несчастьях. Не забуду никогда один эпизод. Было начало нового года, где- то месяц, как мы развелись. Собралась пеленать своего ребёнка. Нагнулась над кроватью, из нагрудного кармана упала  армейская фотография Азада. Подняла фотографию, приложила к губам, не смогла сдержать себя и плакала. А, точнее, рыдала. Позади меня послышала шум. Посмотрела- отец стоял. У него слезы были на глазах. Посмотрел на фотографию, еле слышно сказал:
- Тебя   несчастной сделал я. Нет мне оправдания на белом свете!
Х Х Х
 Прошли годы, теперь я смотрю на те дни, на ту Солмаз. На ту, которую заставили подчиниться воле отца. Почему так получилось? Какие факторы? Обычаи, воспитание? Слабая любовь к АЗАДУ- НЕТ, только не это! Мой Азад, любила и люблю!

Эпилог
Солмаз написала свое последнее письмо Азаду. Большое, объемистое письмо. Письмо, рассказывающее Азаду о горе, о страданиях, которым нет конца. Письмо это повествовало об идеальной чистой любви. Это письмо Азаду рассказывало о женщине, в сердце которой соседствует вечная любовь и вечные слезы.
 К сожалению, и это письмо так же, как предыдущее - было опоздалое...


Рецензии
Gözəl yazılıb!

Али Бек Азери   10.07.2022 14:02     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.