Что означает слово Апостол. Что такое христианство

Исходное значение слова «апостол» – посол. Демосфен однажды, обращаясь к афинянам, использовал это слово в значении «военно-морской флот», имея в виду, что афинский флот – лучший посланник Афин, и к друзьям, и к недругам, а в первую очередь к царю Македонии Филиппу. После того в своих речах он употреблял его только в этом значении. Демосфен указывал на опасность для Афин набиравшей силу Македонии. При этом для экономики Македонии, большое значение имела транзитная морская торговля, которую, блокировав македонские порты, афинский и союзные ему флоты вполне могли парализовать, так как своего достаточно сильного флота у Македонии не было. Демосфен призывал недовольных политикой Филиппа афинян воздерживаться от «просто переговоров» с ним, добиваясь таким образом того, чтобы, когда они соберутся направить к нему очередное посольство, то помнили, какое будет лучшим. От Демосфена и пошло переносное значение слова «апостол»: военно-морской флот, военно-морская экспедиция.

В прошлом, во время греко-персидских войн именно флот афинян сыграл решающую роль в переломе в ходе этих войн и в победе над персидским флотом на море, в ходе Саламинской битвы, будучи при этом меньше и слабее персидского. Это привлекло к афинянам зависимые до того от персов греческие города эгейского побережья и позволило им создать свою морскую империю, "архэ", так называемый первый афинский морской союз. Это же флот впоследствии удерживал союзников от выхода из состава союза. Чуть позже, в начале Пелопоннесской войны, в которой афиняне поставили своей задачей приобрести власть над всей Грецией, чему противостоял сильнейший на суше Пелопоннесский союз, Перикл указывал им, что этой войны им не проиграть, пока они заботятся о своём флоте, пока он господствует на море, а на суше им вовсе нет нужды беспокоиться об армии Пелопоннесского союза. Ведь города Афины ей всё равно не взять; пока же она стоит под его стенами, афинский флот будет разорять побережье самого Пелопоннеса, создавая угрозу любому из тамошних городов, участников союза. В самом деле, именно борьба на море в дальнейшем определяла ход этой войны, длившейся с перерывами свыше 25 лет, и только с потерей своего флота Афины, наконец, пали. Падению Афин, от которых к тому времени отвернулись все бывшие союзники, греки радовались как празднику, но постановили не разрушать города, из-за его заслуг во время греко-персидских войн, а в первую очередь – из-за Саламинской битвы.

Тогда греческий флот, большинство которого составляли афинские корабли, победил персидский, будучи меньше и слабее того, прибегнув к обману. Это привело к поражению Персии и на суше, изгнанию её из Греции, за которыми последовала через какое-то время гибель самой персидской империи и завоевание Востока объединенными греко-македонскими силами. Эта морская битва стала переломной в мировой истории. Афинский драматург Эсхил, бывший её участником, написал на её тему трагедию «Персы», восхваляющую афинян. Персидский вестник («ангелос»), вернувшийся из Греции, рассказывает в этой трагедии царице Атоссе о ходе битвы, о том, что весь персидский флот погиб. Потрясенные персы идут за советом к гробнице царя Дария, где его «дух» укоряет их за то, что допустили этот поход, и предостерегает их от нападения на Грецию в будущем. На что один из персов возражает царю: «Бойцов отборных снарядим получше мы». Мы ещё отомстим им. Зрителю в театре, афинянину, совершенно ясно, что перс говорит так, не желая принимать неизбежного. В Грецию и так были отправлены все лучшие, откуда же возьмутся другие?

«Бойцов отборных…»: представляются хорошо подготовленные сухопутные воины. Но разве смогут они отомстить за Саламин. Это должен сделать флот. Или, по образному выражению афинян, «апостол». Таким будет наш ответ. «Павел возмутился духом при виде этого города (Афин), полного идолов». Не сказано, что Павла возмутил именно вид идолов, но говорится только, что его возмутил вид самого города. Вот и они. «Вторая модель». Как же они будут мстить афинянам.
«Так что же, город Афины цел?», - спрашивает Атосса у вестника в «Персах», имея в виду, что город сожжен персами, так с кем же тогда у нас война. «У них есть «андрэс» (мужи, мужчины)», - отвечает на этот вопрос вестник, - «это щит надежнейший». Этот-то щит и пытается поразить Павел, это заявление афинян о самих себе они и имеет в виду, так обращаясь к ним на ареопаге: «андрэс афэнэи», мужи афинские, что переведено в Синодальном просто как «афиняне». Надёжнейший щит, а сможешь ли ты отразить такой удар? Как говорится в одном из комментариев, афиняне выпроводили тогда со смехом Павла из ареопага, но всего через несколько веков не стало их, «всех этих стоиков и эпикурейцев, а были только ученики и последователи Павла».

«Никогда в один день не гибло столько людей», - говорит у Эсхила персидский вестник. И «жены, мужей потеряв, горюют о тех» - сообщает вслед за ним хор. То же самое будет и с вами, и то, что вы говорите про нас, можно будет сказать и про вас. Причём это не мы, а вы начали эту войну, с ваших же слов, это у вас говорится, что те 20 кораблей (посланные афинянами в Милет для поддержки восстания, с которого и начались греко-персидские войны) стали началом всех бед, как эллинов, так и варваров. Такая якобы месть Востока Западу.

Как христианство действует. Всем известно выражение «Бог есть любовь», это цитата из апостола Иоанна. При этом Христос есть Бог, что подтверждается символом веры: «Верую во Христа, Бога истинного», следовательно Христос есть любовь. Иисус говорит в Евангелии от Иоанна: «Я есть истина». Он, возможно, имеет в виду, что истиной является «я» как таковое, собственное я человека, а может быть, имеет в виду самого себя, то, что он – истина для каждого. Если мы принимаем, что истина – это он, а также принимаем, что Иисус есть Христос, в чем настойчиво убеждает нас эта религия, то получается, что истина – это Христос, и, следовательно, что истина – это любовь. Этот совсем не безобидный тезис не так-то просто было бы провести прямо. У греков было другое представление об истине, изложенное в истории про Пенелопу и Одиссея. Пенелопа ждёт истину, под которой подразумевается Одиссей, которая и её сделает самой собой. Теперь же, после вмешательства христианства, мы должны думать, что на самом деле она ждёт любовь – а не Одиссея. Если же она когда-либо разочаруется «в любви», то должна вспомнить, что истина – это Христос, к нему следует обратиться. Любовь, Христос (а этим словом обозначается ещё «священник моисеевой религии»), но не Одиссей - при том, что вначале именно он имелся в виду, потому что только с ним Пенелопа может быть самой собой.


Рецензии
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.