Круговерть Глава 23
Однако не тут-то было, когда Валентина стала «уходить» куда-то в своё, — его это задело. Он не мог себе представить, что она будет чужому человеку открывать свои чувства, поверять мысли, каяться перед ним «в грехах». Когда эта картина вставала в его воображении, у него всё замирало и холодело внутри. «Она ведь не может ему говорить только о себе, она будет ему говорить «о нас». То есть и о нём тоже». И даже если он сам этого не услышит, но только предположить тот факт, что эти разговоры будут происходить в реальности, было крайне неприятно. «А это будет происходить постоянно. Она же будет ходить к кому-то на исповеди». И это даже хуже, что он никогда не услышит и не узнает, о чем они там будут говорить. Эта неизвестность его ещё больше будет уязвлять и изводить. Он-то себя знал. Он ранее представлял её так, что жену его интересует только земное. Она никак иначе для него и не проявлялась. А тут вдруг такое. Но почему она ему ничего не сказала? Почему он ей ничего не сказал? Почему они прожили соседями и ничего друг другу не сказали? Почему они тогда не разговаривали? А ведь выходило, что они столько слов друг другу сказали, а не разговаривали никогда. «Никогда».
И перед ним теперь встала эта необходимость — начать разговаривать. Не о мелочах и обидах, о каких-то минутных радостях и расчётах на будущее, не о бытовом, а о главном — как перед смертью. И Андрей растерялся. Он понимал сына, понимал дочь. Понять их было не сложно. Разум у человека изначально развивался для наиболее успешного достижения блага для себя и для своих близких. Их разум так и работал: найти место, где лучше. Он был всегда убеждён, что и разум Валентины работал так же. «Ан, нет: так, да не так».
У неё впереди уже не было чего-то такого, от чего бы замирало сердце, замирало в предвкушении. «У них это материнство, замужество и т.д.», — так он думал. А у неё теперь дети выросли и разлетелись. «Для неё впереди что?» Она ведь живёт только очевидным и тем конкретным чувством, которое это очевидное в ней вызывает. Очевидное для неё теперь — опустошённость, пустота, а за пустотой бездна: смерть. Тут волей-неволей побежишь от очевидного. «Надо с ней поговорить», — решил он для себя, но всё как-то за житейским не выходило. Такой разговор просто так с кондачка не заведёшь.
«Она говорит, что обрела бога, но это нелепость, потому что если бог действительно бог, то нельзя отходить от бога, приходить к богу. Что это за бог такой, которого можно обрести, а можно не обрести? Если бог — бог, то всё и всегда в его власти, обрёл ты его или не обрёл, пошёл ты в монастырь или не пошёл, ходишь ты в церковь или не ходишь, веришь ты во что-то или не веришь, кладёшь ты поклоны или не кладёшь».
«Может, она заболела, а от меня скрывает?» — ему и такие мысли приходили в голову. И она на самом деле что-то там говорила об исцелениях, о разных чудесах». Он мог бы и здесь ей аргументировано возразить: если есть бог, то не может быть никаких чудес, никогда, так как бог это закон и отсутствие исключений из закона. Лучшее доказательство существования бога это — непререкаемое действие закона везде и во всём. «И никаких чудес». Бог это закон везде, всегда и во всём. «Либо всё в воле бога, без единого исключения, либо никакой он не бог».
Правда, для больного человека, если с ней действительно что-то не так, такой аргумент — не аргумент, чаще всего. А с другой стороны, больному человеку легче отрешиться от обыденного и воспарить… над самим собой. Может так случиться, ей предстоит сделать самое важное в жизни, и он сможет ей помочь. Уж в этом-то он сможет быть полезен. Андрей интуитивно полагал, что самое главное в жизни в — душе человека. И свершается это главное посредством разума. А то, что все они кормятся в стае себе подобных и взращивают потомство, то так и животные делают. «В человеческой жизни главным должно быть что-то человеческое».
И опять он видел, что впадает в противоречие, используя это необычное для себя понятие — «бог». Потому как, если всё во власти Бога, то Бог распорядится жизнью Валентины наилучшим образом без всякой его, Андрея, помощи. А все его попытки как-то повлиять на неё, это всё от дьявола. И снова: если есть бог, то дьявол это та часть бога, которая нас по какой-либо причине не устраивает. И нет никакого дьявола, а есть только бог. «Если, конечно, Бог — бог».
Продолжение: http://www.proza.ru/2019/09/21/467
Свидетельство о публикации №219092001576