От Небесных гор и Крыши мира до Чёрной пасти

Гербы городов Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана

Кыргызстан

В советской литературе можно было встретить утверждение, что до 1917 г. в Киргизии вообще не было никаких гербов... Конечно, это - недобросовестное превратное представление. На этой земле были древние города со своими символами на монетах и печатях - Узген, Баласагун, Суяб... Были тамги у различных племён и ханств, упоминающиеся ещё в гигантском эпосе "Манас". Были символы, пришедшие с вождями на берега Иссык-Куля с юга Сибири - прародины киргизов, в том числе стяги с орлом и барсом.
В составе Туркестанского генерал-губернаторства на киргизских землях, подчинённых Российской империи с 1860-ых годов, существовало три уездных города - Пишпек, Ош и Каракол, переименованный в 1889 г. в Пржевальск - в честь исследователя Центральной Азии Н.М.Пржевальского, скончавшегося там в 1888 г..
Гербы этих городов были утверждены в 1908 г. Прямо сказать - хорошо постарались местные власти и специалисты, составляя эти гербы, где всё было к месту и красиво вписано.
Пишпек возник как крепость Кокандского ханства, называвшаяся изначально Бишкек ("бишкек" - палка-пест для взбивания кумыса). Возможно, название связано с караванной стоянкой, но есть и легенда о девушке, гнавшей с пастбища лошадей и уронившей в этом месте палку... По-русски Бишкек стали называть Пишпек, дав это имя городу, образованному в 1878 г. Как бы то ни было, песта на первом городском гербе не оказалось. Ещё в 1890-ые годы был составлен первый гербовый проект с ульями (до сих пор этот край славится мёдом) и земледельцем с плугом. В утверждённом гербе ульи заменили двумя пчёлами, пахаря - тремя лемехами.
В гербе Пржевальска отображён памятник путешественнику в окрестностях городка - глобус и пятиконечная золотая звезда - символ далёкой славной цели. В нижней части щита - перекрещенные колосья и пчела вместо всё тех же первоначальных пахаря и ульев. В обоих гербах в обрамлении были золотые колосья, в углу - герб Семиреченской области.
Главный элемент герба Оша - священная гора Тахт-и-Сулейман (Трон Соломона)."В червленом щите серебряная вершина горы, сопровождаемая сверху золотым полумесяцем рогами вверх. В нижней оконечности щита две золотые воловьи головы, червлеными глазами. В вольной части щита герб Ферганской области. Щит украшен серебряною башенною короною о трех зубцах и окружен двумя виноградными лозами, соединенными Александровской лентою". Полумесяц - символ мусульманских святынь, воловьи головы - мясного рынка.
Были ли проекты гербов у заштатных городов, таких, как Токмак, Узген, Джалал-Абад и Нарын - не установлено.
(Использована статья А.Тузова "На геральдических щитах". "Вечерний Бишкек", 21 ноября 2008 г.)
А далее история городской геральдики Кыргызстана возобновляется только в 1978 году или незадолго до него. К 100-летию столицы Киргизской ССР, носившей с 1926 г. имя Фрунзе в честь полководца Красной Армии и советского администратора в Туркестанском крае, решено было разработать новый городской герб. В первом проекте (есть такой значок) герб был подчёркнуто "говорящий" - как раз пригодилась резная палочка-бишкек, а также зелёные листья винограда, поскольку молдавская фамилия Фрунзе означает тот самый "лист резной", "фрунзе верде" в припевах народных молдавских песен. Но в утверждённом в том году гербе в центре оказался, как тогда предпочитали, национальный орнамент-цветок, пест переместили вверх, над ним поместили силуэт трёх гор,листья отвели в стороны и соединили их внизу шестерёнкой - ведь есть в городе и развитая промышленность! Авторы этого рисунка - сотрудники «Фрунзегорпроекта» Г. Мулявин и А. Согонов.
Этот почти не идеологический герб пережил советские годы, употребляясь и первые несколько лет в независимой Республике Кыргызстан. Лишь название вверху сменилось с "Фрунзе" на историческое - "Бишкек", как оно было восстановлено.
В 1994 г. был составлен новый герб столицы по инициативе мэра Феликса Кулова. Выбрали проект, представленнный графиком М. Асаналиевым и кандидатом философских наук С. Иптаровым. Новый герб не похож ни на герб Пишпека, ни на герб Фрунзе. Вот его пространное описание с историко-культурным обоснованием:
"Герб города Бишкек представляет собой прямоугольный силуэт крепости, где внизу под ломаной чертой гор крупными буквами значится "Бишкек", а над ним по стене крепости светлый квадрат с Ильбирсом - Снежным барсом в центре круга.Белый барс (снежный барс) - редкое и красивое животное, обитающее в скалах заоблачных гор, большей части Ала-Тоо. Благородство и великодушие на грани осторожности с древних времен в нем было отмечено человеком. В многочисленных сказаниях барс становится символом отчаянной смелости, мужества и выносливости, что для воинов- горцев определяет высокий эталон настоящего мужчины, воина- защитника. Поэтому он был тотемом Манаса, многочисленные сравнения сближают человека и барса, наделяют их идентичными эпитетами.Барс-бек Ынангу Алп Билге был правителем древнего великого Енисейского Кыргызского каганата (VIII в). И в старейшем восточном календаре рожденный в Год барса у разных народов считается властелином мира, наделенный с рождения такими качествами характера как свободолюбие, смелость и мужество. «Год твоего рождения - Год Барса, мой повелитель»,- говорила Каныкей, жена легендарного Манаса. Этот обычай и до сих пор сохранился в кыргызских семьях, когда при рождении мальчика дают ему имя- Барс, Барсбек.Круг, барс, тигр - извечные атрибуты геральдики многих народов и не только Востока. Кыргызы- не исключение. На старых знамёнах воинов – кыргызов всегда был орел и барс. В этом значимо возвышенном символе выражается многовековой уклад характера нации.Круг и квадрат. Солнце - это, или единство времени, совмещенное с пространством, квадрат - четыре стороны света. Древнекыргызское представление о целостности времени и пространства современно и сейчас».
  ...К концу советского времени в целом в Киргизии было лишь несколько утверждённых городских гербов. Герб Токмака включал в себя поля цветов флага республики - красного и синего, символы промышленности, а также древнее оружие, отображающее Буранинское городище. Герб города Рыбачье на озере Иссык-Куль посвящался водам озера и вершинам Ала-Тау, были также изображены штурвал, соединённый с шестернёй, ладья и национальный орнамент(был более удачный "говорящий" проект - две рыбы). Крестообразный орнамент, пятиконечная звезда и шестерёнка представляли Шопоков.
  При этом в 1980-ые годы имелись проекты гербов чуть ли не всех городов республики. В их основе были символы для областных центров, отображающиеся в крыжах других городов этих областей или входящих туда деталями. При этом сами гербы часто были нагромождением малосочетаемых изображений(например, для Оша предлагались рядом историческая мечеть, полумесяц(!)со старого герба и пятиконечная звезда с трубами заводов; для Джалал-Абада - дехканин с кетменём и чаша Асклепия, означающая минералогический курорт). Как общий элемент для областей предполагались в Нарынской области - вершины Тянь-Шаня и три красных тюльпана, в Ошской - традиционная арка и орнамент, в Иссык-Кульской - волны озера и пики Ала-Тау, в Таласской области - скакун, в Чуйской(ранее - терр. республиканского подчинения) - орнамент. Сам по себе этот принцип можно признать удачным, но реализован он не был.
  С начала 1990-ых годов в Республике Кыргызстан начали уточнять или принимать новые городские гербы. Обычно прежде всего старались найти символы, характеризующие киргизскую историю и культуру. И наиболее популярными, конечно, оказались образы огромного эпоса "Манас", так или иначе  связанные с различными местами Кыргызстана. Так, город Кара-Балта на одноимённой реке, имя которой связывают с богатырём Карабалта, получил в 2001 г. следующий герб:
 "Контур герба символизирует крепость и щит, напоминая о древности города во времена Великого шёлкового пути.Зеленый цвет символизирует жизнь и постоянное обновление. В центре герба – тюндюк – символ мира и взаимосвязи с космосом в мифологии древней кыргызской культуры. Сквозь тюндюк видны три заснеженные вершины гор Алатоо, освещенные восходящим солнцем и подчеркивающие неповторимость природы родного края.Справа и слева тюндюк украшен колосьями пшеницы, указывая на развитие перерабатывающей промышленности. Внизу тюндюк сливается с шестерней, отражая развитие промышленности, вверху - бросает отблеск в виде солнечных лучей, которые высвечивают название города и выше - скачущего всадника – Баатыра Карабалта. Внизу возле острия щита – указана дата официального образования города Карабалта – «1975».Нижний край герба обрамлен кыргызским национальным орнаментом".
  В гербе Баткена изображён собственно Манас верхом на коне на фоне близлежащего озера Курбан-Кёль(Голубое озеро) с голубыми волнами и восходящего солнца над отрогами гор. В гербе Токмака некоторое время изображалась историческая башня Бурана, но в последней версии вместе с солнцем, сводом юрты, шестерёнкой и колосом виден Манас. Скульптура на тему эпоса - главная фигура и в гербе Жалал-Абада.
  После 2000 года сменилось два варианта герба Балыкчи (Рыбачье). В обоих - Иссык-Куль и белый корабль(очевидно, навеянный "Белым пароходом" Чингиза Айтматова), символы экономики, солнце и свод юрты; в последнем варианте - круговой орнамент. Орнаментальный герб с восьмиконечной звездой в центре стала иметь Чолпон-Ата. Символом Оша вновь стала вершина горы Трон Соломона под золотым солнцем. Это - круглый герб, как и у большинство современных гербов Кыргызстана, в их числе - и герб Нарына, где в навершии = юрта сверху(государственный символ), по ободку - национальный орнамент, в центре щита - плотины строящихся (недостроенных) ГЭС на реке Нарын, солнце над тройной вершиной Тянь-Шаня и белый скакун в красном поле.
  Описание герба города Каракола, принятого в 2007 году:
"Основная композиция внутреннего круга состоит из элементов солнца и головы оленя с рогами, которые несут в себе глубокий смысл и образ присущий г.Каракол.
Эта композиция отражает глубокие исторические корни кыргызского народа и современную жизнь. Солнце несет в себе символ света, тепла, энергии сознания, высокий галактический образ, дающий жизнь на планете Земля. Солнце светит всем. На солнце выделяются силуэты гор и воды, в виде двух полос волн, которые дают широкий образ бытия и жизни. Горы несут в себе окружение города, красоту и величие Ала - Тоо, символизируют богатство недр и туризм.
Волны дают образ речки Каракол, которая проходит по центру города и вливается в озеро Ысыккол, на берегу которого расположен г. Каракол.
Сочетание колец- кругов герба ведущих к центру, к силуэту солнца, говорит о значимости центра - борбор, т.е. отражает то, что город является административным центром Ысыккульской области.Издревле кыргызский народ бережно относился к природе, к окружающей среде.
Одним из представителей нашей фауны – является благородный олень(ак марал) к которому кыргызский народ относился как к священному животному- кайберен, и почитал его как символ благородства, красоты, вольности, быстроты, гордости и мужества, плодовитости, об этом рассказывают многие поверья и легенды нашего народа. Олень имеет астрологическое значение в летоисчислении кыргызов поэтому не даромего издревле использовали как название календарного месяца "Бугу” – май- время начала расцвета природы, зарождения новой жизни.Элементы изображения на втором круге дают единый композиционный образ настоящей жизни г. Каракола.В нижней части изображен алый свиток на котором лежат:- книга – символ культуры и знаний;- шестерня – символизирует промышленность;- роза ветров – символизирует туризм.Рядом с алым свитком симметрично с двух сторон расположен национальный орнамент инего цвета. Он символизирует народный фольклор, необходимость сохранения культурного наследия, развития современного искусства и культуры.Далее с двух сторон симметрично расположены лавры, символизирующие миролюбие и достаток. Лавры в цветовом отношении символизируют зеленый наряд города.Название города «Каракол» имеет бордовый цвет с наружной тонкой окантовкой черного цвета.Фон второго кольца серебристо- серый цвет- цвет благородного металла. "

Таджикистан

  Парадоксально: на древней земле цивилизаций, какой является Таджикистан, устойчивая местная геральдическая традиция появляется лишь в недавние времена. Хотя свои знаки правителей имели ещё в первые века нашей эры и Худжанд(Ходжент)- это было изображение скачущего коня или всадника, и Пенджикент(Панч)- лирообразная тамга.
Так же, как и на территории Кыргызстана, гербы ряда городов в составе Самаркандской области Туркестанского края Российской империи были утверждены в начале ХХ века - в 1910 году. Вот их описания:
Ходжент."В серебряном щите три зеленых тутовых листа, обремененные золотыми тутовыми червями. В вольной части герб Самаркандской области". Щит увенчан серебряной стенчатой короной и окружен золотыми колосьями, перевязанными Александровской лентой.
Пенджикент. "В золотом щите пять, положенных диагонально лазоревых башенных корон с тремя зубцами. В вольной части герб Самаркандской области". Щит увенчан червленой стенчатой короной и окружен золотыми колосьями, перевязанными Александровской лентой. Это гласный герб - "Пенджикент" означает "пять поселений".
Ура-Тюбе. "В черном щите серебряная башня, сопровождаемая вверху оторванной золотой конской головой. В вольной части герб Самаркандской области". Щит увенчан червленой стенчатой короной и окружен золотыми колосьями, перевязанными Александровской лентой. Ранее предлагались такие проекты герба Ура-Тюбе:"В черном щите золотое стропило, за ним золотой меч".
"В червленом щите золотое стропило, сопровождаемое 3 серебряными полумесяцами".
Нынешняя столица Таджикистана, город Душанбе в то время был значительной крепостью на берегу реки Варзоб во владениях Бухарского эмирата. С 1924 г. Дюшамбе становится столицей Таджикской АССР, с 1929 г. - Таджикской ССР под названием Сталинабад. В 1961 г. городу возвращено название Душанбе, и лишь в конце 1970-ых годов впервые появился его герб. Поле герба определялось цветами флага республики - красная, белая, зелёная и вновь красная полосы. Вверху - стилизованные треугольники гор, на фоне центральной вершины - пятиконечная красная звезда. В нижней части - шестерёнка, чаша Вечного огня и выходящее из неё красное пламя в виде цветка тюльпана. Над пламенем - белый силуэт мавзолея великого поэта IX-X в.в. Рудаки, открытого в 1958 г. , находящегося к северу от столицы, на территории родного кишлака Рудаки - Панджруд.
В 1980 г. был утверждён герб Нурека: в голубом щите национальный орнамент в виде окна, в красном круге - турбина строившейся Нурекской ГЭС, над ней - рисунок лодки с веслом, символизирующий реку Вахш.
В 1986 г. отмечалось 2500-летие Ленинабада(Ходжента). Был утверждён новый герб города: на фоне поля, повторяющего флаг Таджикской ССР, изображение в круге цитадели средневековой крепости, русла Сырдарьи, памятника Ленину(ныне - перемещён в парк) и гор вдали. Под памятником - коробочка хлопка, рядом - зубцы шестерёнки, вне круга - лучи солнца.
Как и в Кыргызстане, в Таджикистане в 1980-ые годы имелись проекты гербов городов и посёлков. Почти везде в проекты гербов включались полосы флага республики. В Кулябской области общей частью предлагались также вершины гор Памира в снегу, в Курган-Тюбинской - голубая линия арыка и башня ЛЭП, в Ленинабадской - коробочка хлопка, в регионе Душанбе(республиканского подчинения)- тоже вершины гор. В Горном Бадахшане предлагался общий зелено-красный щит с орнаментом в углу. Символы, предложенные для различных населённых пунктов, можно признать разностепенными по выразительности. Трудно считать удачным, например, сочетание серпа и молота, граната и плотины в эмблеме Курган-Тюбе, но более удачны мавзолей Мир Сайида Али Хамадани и монумент в логотипе Куляба.
  Современный герб Душанбе утверждён в 1997 году. Его описание:
"В основе композиции герба имеются арки, символизирующие ворота в город и в страну. В центре арок помещены горы и корона с полукружьем из 7 звезд в лучах восходящего солнца. Эти элементы государственного герба и флага подчеркивают значение города как столицы республики Таджикистан.
Справа и слева арки окаймляются стилизованными крыльями, а снизу украшены элементами древнего таджикского декоративного орнамента.
В верхней части герба над аркой надпись «Душанбе».
На переднем плане герба размещается символичный ключ от города, на фоне раскрытой книги — символ мудрости, науки и образованности.
Вся символическая композиция помещена в квадрате с заостренной нижней гранью на фоне трех цветов — красного, белого и зеленого — символичное изображение государственного флага Таджикистана. "
  В современном Таджикистане часто новые символы городов утверждаются к их юбилейным датам. Так, к 2500-летию Истаравшана(до 2000 г. - Ура-Тюбе, древний Кирополь, Курушата) появилась круглая эмблема - солнце в голубом небе и изображение памятника старины - замка Мугтеппа с воротами с куполом. В основе замка - укрепления, возведённые ещё при Ахеменидах.
  К 2700-летию Куляба в 2006 г. появилась новая эмблема города - изображение двух противообращенных львов, между ними солнце, корона со звездами и два полумесяца.
  Автор нового герба Худжанда (2014 г.) - Акбар Махмудов. Его символом осталась старинная крепость на берегу Сырдарьи. На заднем плане - стилизованный рисунок в виде раскрытых страниц книги, а также "колесо жизни". В канве круглого герба - цвета флага Таджикистана и эмблема "тадж".

Туркменистан

 Как и в других странах Центральной Азии, историю городских символов на туркменской земле можно начинать с отличительных знаков древних Нисы, Мерва, Ургенча(Гурганджа)...
  Самые первые проекты собственно гербов городов Закаспийского края относятся к самому концу XIX века, когда его территория вошла в состав Туркестанского генерал-губернаторства Российской империи. Это - первоначальные варианты гербов Красноводска и Асхабада(соответственно основаны в 1869 г. и в 1881 г.). Весьма вольно составленный рисунок герба Красноводска изображал залив Каспийского моря, причал, сзади - горы и "смену времён":с одной стороны идёт караван верблюдов, с другой движется по недавно построенной железной дороге поезд... Внизу в крыже - осётр, очевидно, гербовый символ области. Более поздний проект герба Асхабада прост, но нестандартен: в кайме щита - надпись "Город Асхабад", вверху - двуглавый орёл, в щите - изображение крепости, крест(?) и лучи жаркого солнца.
  В 1904 г. начальником уезда Куколь-Яснопольским был разработан новый проект герба Асхабада:"Асхабад, областной город Закаспийской области, составляет не только административный центр, но и сосредотачивает в себе торгово-промышленную деятельность всей области, — служит главным транзитом в торговых сношениях между Россией, Персией и Афганистаном, последнее и составляет его отличительную черту и главный характер жизнедеятельности»; герб следующий: на щите под царской короной изображен торговый караван с датой возникновения торговых сношений, а внизу железная дорога с датой устройства железнодорожного пути сообщения, имеющего громадное значение в торговле"(соответственно 1881 и 1892 годы).
  Наконец, в 1908 г. был утверждён герб, повторявший герб Закаспийской области 1890 г.:"в лазуревом щите стоящий на золотой оконечности лев без когтей, держащий лук с порванной тетивой".
 Тогда же были утверждены и гербы других городов области. Герб Красноводска:"В червленом щите серебряный пояс, обремененный тремя навьюченными верблюдами. Пояс сопровождают: вверху - золотая шестиугольная звезда, внизу - свернувшаяся в кольцо золотая рыба. В вольной части герб Закаспийской области".
  Герб Мерва(ныне - Мары, не следует путать с древним Мервом - это ныне город Байрамали):"В верхней серебряной части пересеченного щита натуральный куст хлопчатника, в нижней червленой две накрест положенные серебряные текинские шашки с такими же перевязями. В вольной части герб Закаспийской области".
  Существовали ещё гербы Серахса с маком в золотом поле и Теджена с голубыми линиями реки Теджен в зелёном поле, а также верблюдом.
  Герб Асхабада ( с 1919 г. - Полторацк, с 1927 г. - Ашхабад) использовался до 1920 г. В 1924 г. была образована Туркменская ССР, куда вошла большая часть Закаспийской области и районы владений Хивы и Бухары. Ашхабад - столица республики и другие города Туркменистана не имели гербов до 1969 г., когда был утверждён столичный гербовый знак(автор - П. Парцалис).
  Описание герба Ашхабада 1969 г. несёт сильный отпечаток пропаганды "социалистической действительности":"Форма герба принята традиционная, исторически сложившаяся для геральдики – в виде щита.Цвет герба желтый (из цветного металла – медь, латунь) и фон щита – точечная фактура символизируют основную природную характеристику Туркменского края – знойное солнце и бескрайнюю песчаную пустыню.Низ герба с использованием элементов геометрического туркменского орнамента изображает профиль канала с голубой лентой воды – как символ преобразования края созидательным трудом людей, благодаря которому наступил подлинный расцвет Туркменской земли и ее столицы.Основной элемент герба – расцветший красный цветок, прорисованный по аналогии с исторически-традиционным элементом туркменского ковра («гель»), символически выражает и историческую преемственность национальной культуры и новый небывалый расцвет ее в условиях социалистических преобразований".
Утверждённый герб имел, судя по всему город Керки в Чарджоузской области. В нём изображались знойное солнце в небе, лента Амударьи с волнами, сайгак и три холма, на одном из которых - рисунок мавзолея Аламбердар (XI век), на другом - коробочка хлопка.
И опять надо вспомнить серии проектов гербов населённых пунктов для республик Средней Азии, появлявшихся в виде значков в 1980-ые годы. Некоторые из них оказались достаточно удачными и прижились как неофициальные эмблемы.
Взять, например, проект герба Куня-Ургенча(ныне написание - Кёнеургенч). В нём - несомненная логика: обрамление щита в виде порталов средневековых сооружений столицы Хорезма Ургенча, вид одного из мавзолеев(какого?) и три кисти винограда (виноградная лоза была ещё в I тысячелетии нашей эры тамгой правителей Хорезма).
Для Красноводской области предлагались общей частью характерный орнамент внизу и внутренний щит в виде остроконечной арки; для Ашхабадской - также местный орнамент и внутренний щит с выступом внизу; для Чарджоузской - ковровая красная дорожка, для Марыйской - красная полоса с белым орнаментом внизу в испанском щите.
После образования независимой Республики Туркменистан продолжительное время практически не появлялось новых местных гербов. По-прежнему бытовал герб Ашхабада(Ашгабата)1969 года, в котором не было советских символов.
Неофициально продолжал использоваться предложенный в 1980-ые годы герб Красноводска(с 1993 г. - Туркменбаши): во внутреннем голубом щите - волны Каспия, чайка и нефтяная цистерна.
В 2003 г. изменилась форма государственного герба Туркменистана - вместо круглой она стала восьмиугольной, более традиционной для Центральной Азии и других мусульманских стран. При этом значимость восьмиугольника провозгласил, как повелось, сам "Отец туркмен":"Восьмиугольник с древних времен у туркмен считается символом изобилия, мира и спокойствия". Очевидно, вскоре после 2003 года появились и восьмиугольные символы городов. Правда, всего два.
В полном смысле герб был составлен для бывшего Чарджоу (с 1999 г. - Туркменабад). Зелёное поле означает национальный цвет флага(жизнь, земля, цвет травы на пастбищах, благоденствие и мир), с национального флага же в верхней части - серебряные полумесяц и пять звёзд. В центр композиции помещён один из пяти типов гёлей - ковровых узоров Туркменистана - ахалтеке. Он размещён на холме песчаного, пустынного цвета. Над узором - три нефтяные вышки, под ним - синие волнистые линии, означающие Амударью. Опоясывает гёль и вышки венок из колосьев хлеба и семи коробочек хлопка - они расположены так же, как на государственном гербе.
Символом же Ашхабада стала композиция из разноцветных линий, образующая восьмиугольник, причём один четырёхугольник - тёплых цветов, другой - холодных. Но, вероятно, чёткого смысла в сочетаниях цветов нет. Город же за последние годы просто переполнился различными восьмиугольниками в оформлении зданий, на памятниках и в скверах...
Скорее всего составление настоящих гербов или гербовых эмблем для немалочисленных туркменских городов - дело ближайшего будущего.


Рецензии