Чеченцы и болгары. новейшие открытия

ЧЕЧЕНЦЫ И БОЛГАРЫ. НОВЕЙШИЕ ОТКРЫТИЯ:
“ВЕЛИКАЯ БУЛГАРИЯ” И САЛТОВО-МАЯЦКАЯ КУЛЬТУРА

О МОЕЙ ПУБЛИКАЦИИ В “БОЛГАРСКОЙ ЭТНОЛОГИИ” ИЭФЭМ БОЛГАРСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК И ОЖИВЛЕННОЙ ДИСКУССИИ ВОКРУГ СВЕДЕНИЙ О ЧЕЧЕНСКО-БУЛГАРСКИХ КОНТАКТАХ И ЭТНОГЕНЕЗЕ В РАННЕМ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

В 2017 году Чеченскую Республику посетила группа исследователей Болгарской академии наук. 25 июля команда болгарских исследователей – Ружа Нейкова, Славян Стоилов и Иво Леонкев – побывали в Академии наук ЧР. Узнал я об этом благодаря Н.Н. Альбекову, пригласившему меня на встречу с ними в отдел этнологии ИГИ АН ЧР.
Уже на следующий день, 26 июля, по просьбе гостей мы вместе отправились в Чеберлой и посетили развалины города Хой (нас было четверо на арендованном автомобиле): Ружа сразу же своим исследовательским глазом заприметила некоторые особенности архитектуры, надмогильные камни с их орнаментом, а также петроглифы и пр. На обратном пути после продуктивной беседы гости записали видео-интервью со мной, поскольку были заинтригованы моей теорией о чеченско-булгарских контактах и характере этих взаимоотношений. Также мною была передана рукопись моей статьи по данной тематике (см. далее), которая сразу же заинтересовала Р. Нейкову – руководителя группы.
Затем гости покинули республику. Уже 16 августа я написал Р.Г. Нейковой и Иво Леонкеву. Впоследствии доктор исторических наук, профессор, этнограф и сотрудник Института этнологии и фольклористики с этнографическим музеем БАН (Болгарской Академии наук) Ружа Нейкова напишет мне: «Я тоже верю, что наше знакомство и вообще наше хоть и кратковременное пребывание в Чечне никак не случайно!»
29 сентября 2017 года я вновь связался по почте с Ружей. На следующий день она ответила мне. Последние ее слова: «…увидим, как все пройдёт (очень надеюсь, что пройдёт), и вообще буду ли я или не буду», – были весьма судьбоносны, хотя я и не сразу понял их печальный смысл. 13 октября по просьбе Ружи Нейковой я отправил ей электронный вариант своей статьи.
7 февраля 2018 года Ружа сообщила о том, что статья принята главным редактором «Болгарской этнологии» (издание ИЭФЭМ БАН) на публикацию, а переводом займется она лично. 29 апреля 2018 года Анна Генчева – ответственный секретарь редколлегии «Болгарской этнологии» – направила мне два файла с одобрительными рецензиями к публикации материала.
13 июля 2018 года Анна Генчева направила в мой адрес письмо с просьбой подготовить ссылки на источники в соответствии с требованиями издания, извещая об утверждении статьи на публикацию.
Позже мне стало известно о том, что Ружа Нейкова скончалась от рака 30 мая 2018 года. Она так и не успела увидеть результаты нашего совместного труда. 
По-видимому, после смерти Р. Нейковой, в конце 2018 года статья вызвала очередную дискуссию в научном коллективе Болгарии. Вследствие этого, 14 декабря главный редактор «Болгарской этнологии» Анелия Касабова отправила мне еще одно письмо – фактически, еще одна рецензия с пожеланиями и спорными вопросами.
22 февраля 2019 года Анна Генчева написала: «Статья возбудила оживленные обсуждения в редакции – это очень здорово, считаем мы, ведь одна из задач науки – возбуждать дебаты. По этой причине мы намерены опубликовать статью под рубрикой “Дебаты”, одновременно с комментариями Цветана Степанова, профессора Софийского университета имени святого Климента Охридского. Указанные комментарии мы выслали Вам в предыдущем письме».
Наконец, 14 сентября 2019 года я получил извещение о публикации статьи.
Итак, что за интрига, и о чем же этот материал, который вызвал столько дискуссий и интерес болгарских ученых? В  статье  рассматривается  ряд  свидетельств, указывающих на тесные контакты чеченских и булгарских племен, их взаимное проникновение и участие в этногенезе и становлении современных чеченцев и болгар в период античности и раннего средневековья, а также участие в миграционных процессах на территории евразийских степей и гор так называемого Турана. Проводился сопоставительный анализ сведений исторических источников и этнографических данных, привлекался языковой материал.
Суть заключается в том, что в VII веке в кавказском треугольнике (Кавказ, Дон, Волга, а также правобережье Днепра) сформировалось совместное чеченско-булгарское государство, известное в науке как “Великая Булгария”, и основанное ханом Кубратом. В скором времени хазары разрушили это государство и на его месте сформировалось новое государствообразование, Хазария, в которую вошли все те же племена, за исключением некоторых, которые ушли с подконтрольных новой династии земель. Фактически, под Хазарией и Великой Булгарией разумеется одна и та же территория и население. Важно то, что в состав «булгар» включалось три племени, два из которых – собственно булгары и буртасы, или берсилы, отождествляемые рядом исследователей с предками современных чеченцев. При этом Кума именовалась прежде Буртасом, а Маныч считался Доном, и обе эти реки соединялись с Волгой на месте современного устья Кумы, образуя великую речную дельту. Более того, известная салтово-маяцкая культура (признано, что она являет собой алано-булгарскую, или хазарскую, совместную культуру), в погребениях которой были обнаружены предметы с текстами, переводимыми на современные чеченский и дигорский языки (Мудрак, О.А.), фактически, подтверждает следующее: чеченцы и дигорцы (доираноязычное, автохтонное племя, прежде относившееся к балкарской общности, прямая лингвистическая связь которого с чеченцами описана В.П. Кобычевым; т.н. “кавказский этнический субстрат” по В.И. Абаеву, ассимилированный явившимися в XV–XVI вв. в горы иронами; все подробности об этом процессе вы найдете в моей «…Географии…») – два артефакта: потомки булгар и буртасов, которые прежде были известны и под другими именами, в том числе – скифо-сармато-аланов. ОБРАЩАЮ ВАШЕ ВНИМАНИЕ! Часть материалов мною опущена (данная статья – лишь краткий экскурс большого исследования, которое было завершено к 2017 году почти на 90%), мы работаем с учеными и исследователями; мы на пороге приятных открытий! 
Статья была разделена на несколько разделов: I. Булгары, буртасы и чеченцы; II. Киммерийцы – предки протобулгар; III. Предки чеченцев в Афганистане. Миграция из Азии на Кавказ; IV. Алано-берсильский союз в Северо-Восточном Кавказе; V. ДНК-исследования. Чеченцы – потомки западных скифов; VI. Выводы.
ХОЧУ ПОДЧЕРКНУТЬ! Данная работа была начата до выпуска статьи О.А. Мудрака в “Хазарском альманахе” (альманах утвердили к печати лишь в ноябре 2017 года!), по факту, став теоретической базой, которая была подтверждена материальными доказательствами археологии. С трудами О.А. МУДРАКА я познакомился позже благодаря активной общественной деятельности РУСЛАНА ХАСХАНОВА, которому я выражаю БЛАГОДАРНОСТЬ и ПРИЗНАТЕЛЬНОСТЬ!   
Впервые материал был опубликован у нас, на Кавказе: Тесаев, З.А. К вопросу этногенеза и истории чеченско-булгарских контактов в античности и раннем средневековье / З.А. Тесаев. – Lingua-universum. – 2018. – №3. – С. 51–66.
Затем я разместил статью в моей «…Географии…» в качестве приложения: Тесаев, З.А. Чеченская “География” XV века, составленная по данным ученого-богослова и путешественника Аздина Вазара / З.А. Тесаев. – Грозный: АО «ИПК «Грозненский рабочий», 2018. – 256 с. С. 183–210.
Наконец, теперь материал опубликован в «Болгарской этнологии» БАН: Тесаев, З.А. Към въпроса за етногенезиса и историята на чеченско-българските контакти в ранното средновековие / З.А. Тесаев. – Българска етнология. – Год. ХLV 2019. – Кн. 2. – С. 222–240.


Рецензии