Земля Франца-Иосифа. Почему самые северные русские

     В августе 2013 года, когда мы уже возвращались с Северного полюса, поутру, не могу сказать на горизонте, так как мы приблизились уже достаточно близко, показалась земля - не привычные льды, а настоящая земля, пусть даже частично покрытая льдом.

       Стало ясно, что мы приблизились к самым северным российским островам, носящим по исторической иронии имя австрийского императора. Да именно так, императора страны, не имеющей никакого отношения к Северному Ледовитому океану. Но вот открыли, и по праву первооткрывателей дали те чудные для русского уха названия, которые напечатаны на всех картах мира. Надо заметить, что островов в этом архипелаге много, поэтому и открывателей было тоже много, и что удивительно, там были представители многих морских держав, кроме России. Вот так и получилось, что русские острова носят в основном имена всяческих князей, да баронов, графов, да маркизов, к тому же исключительно иностранных государств.

      А история, не освоения, а именно открытия островов архипелага Земля Франца-Иосифа, состоящего из 192-х отдельных кусочков земли в океане, такова.

       Еще в XVIII веке Ломоносов, изучая движения льдов в Северном Ледовитом океане, предположил, а в 1865 году офицер русского флота Шиллинг аргументировал нахождение к востоку от Шпицбергена большой земли. Буквально в том же году, но, не зная этого, шкипер норвежского китобойного судна Ронбек в погоне за китами сильно отклонился на восток. Было чистое ото льда море, вот и забрел он так далеко. Там капитан увидел на горизонте большой остров и назвал его "Землей Ронбека", о чем и сделал запись в судовом журнале. Однако эту запись увидели только в архиве, поскольку по какой-то причине Ронбек никого не оповестил о сделанном им великом географическом открытии.

       В те же годы представитель знатнейшего аристократического рода России, в будущем теоретик анархизма, а в то время секретарь Русского Географического общества князь Петр Кропоткин, воодушевленный статьей Шиллинга, обратился в указанное общество с предложением об организации экспедиции для обнаружения неведомой земли. Однако, чиновники, сочли доводы князя не убедительными, и отказали ему.

       А вот в совершенно не морской державе – Австро-Венгрии, организовали полярную экспедицию, правда глобальная цель ставилась несколько другая – найти Северо-Западный проход на восток, позднее его назовут Северным морским путем. Австрийцы снарядили для экспедиции парусно-паровую шхуну, названную в честь Тегетхоффа, единственного адмирала в империи, разгромившего превосходящий итальянский флот в войне 1864 года. Экспедиция достигла Баренцева моря летом 1872 года, но вскоре их корабль был зажат льдами и начал дрейфовать. Дрейф продолжался уже 375 дней, и вот как впоследствии описал этот момент Юлиус Пайер, возглавлявший экспедицию: "Около полудня мы стояли, облокотившись о борт корабля, бесцельно глядели в туман, который то тут, то там начинало разрывать. Внезапно на северо-западе туман рассеялся совсем, и мы увидели очертания скал. А через несколько минут перед нашими глазами во всем блеске развернулась панорама горной страны, сверкавшей ледниками. В первое время мы стояли, точно парализованные, и не верили в реальность открывшегося…". Так была открыта "Земля Кайзера Франца-Иосифа", такой подарок любимому императору сделали австрийские моряки.  "Открытие ее, — писал Пайер, — было наградой кучке незадачливых моряков за силу их надежды и выдержку в период тяжелых испытаний. Нам подарил ее каприз пленившей нас льдины".

      Тогда австрийским морякам удалось открыть еще несколько островов:  первый был назван "Землей Вильчека" в честь Ганса Вильчека, ассигновавшего на экспедицию большую сумму. Затем последовало открытие острова Галля, а следом на карту были нанесены новые острова — Сальм, Райнера, Карла-Александра… Ну и, наконец,  самый северный остров архипелага был назван именем сына императора,  Рудольфа. Все эти острова располагались по обе стороны широкого пролива, который Пайер назвал Австрийским каналом.

       В последующие годы многие исследователи из десятка государств пытались найти таинственный Северо-Западный проход, но никому это не удалось сделать. Взамен они открывали все новые и новые острова в архипелаге Земля Франца-Иосифа, называя их на иноземный манер.

        В августе 1901 года по Северному Ледовитому океану совершал свой первый поход русский ледокол "Ермак" с экспедицией под руководством адмирала Макарова, 9 августа он подошел к мысу Флора острова Нордбрук, где Макаров и установил русский флаг. Окончательную точку с владением островов поставил в 1914 году капитан 1 ранга Ислямов на шхуне "Герта", который по собственной инициативе поднял на острове Гукера российский национальный флаг и объявил архипелаг принадлежащим России. Это событие было отражено в средствах массовой информации, но ни одна страна это  заявление о праве собственности на острова не оспорила.
 
        Как же наша страна распоряжалась этими северными территориями? Ну, естественно, там были размещены погранвойска, а кроме того, в 50-е годы XX века на Земле Франца-Иосифа были созданы "точки" Радиотехнических войск СССР. Они располагались на острове Греэм-Белл, где была отдельная авиакомендатура, обслуживавшая ледовый аэродром, и на острове Земля Александры. Эти "точки" были самыми северными войсковыми частями Советского Союза, но помимо основных задач, связанных с обороноспособностью страны, они были включены в систему наблюдения за движением судов по Северному Морскому пути. Эти "точки" были ликвидированы в начале 90-х годов, когда правительство Гайдара ошиблось в оценках и объявило, что дальнейшее развитие Северного морского пути не целесообразно. В последние годы началось возобновление движения караванов судов по кратчайшему пути с востока на запад. Если в 2010 году два первых иностранных судна, ведомых нашими ледоколами, проследовали Северным морским путем, то в 2011 году таких судов было уже 86, а в 2013 – 717, правда, для справки – в среднем через Суэцкий канал за год проходит более 18 тысяч кораблей.
2015 г.


Рецензии
Добрый день, Владимир! Совершенно случайно наткнулся на ваш краткий обзор истории освоения архипелага Земля Франца-Иосифа. Волею судьбы мне посчастливилось участвовать в ракетных экспериментах по изучению верхних слоев атмосферы на полярной обсерватории им. Э.Т. Кренкеля на о. Хейса в 1980 году, где я пробыл около двух месяцев. Надеюсь, что когда-нибудь напишу об этом. Недавно вышел № 3 журнала «Воздушно-космическая сфера», в котором опубликована наша научная статья об экспериментах на о. Хейса «Азидный способ генерации паров металлов в космосе», с. 102. http://www.ashurbeyli.ru/public/flipboard/3vks2020/#page=1. Неоднократно бывал по работе в Дзержинске, там долгое время работал мой одногрупник.
Спасибо за ваш обзор, вспомнил свои молодые годы! Александр Пыжов

Александр Пыжов   19.10.2020 19:07     Заявить о нарушении
Александр, добрый день!
Благодарю за отзыв. Рад, что сумел всколыхнуть Ваши давние воспоминания.
С уважением и доброго Вам здоровья,

Владимир Жестков   19.10.2020 19:11   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.