Письмо внуку-кадету

.                Добром на добро – всяк.    
                Злом на зло – дурак.                Злом на добро – подлец.     .                Добром на зло – мудрец.
               
               
Здравствуй, мой дорогой боец.
Хочу поговорить с тобой сегодня о деле, которое так или иначе, касается любого мальчишки – желании подраться. В принципе, я в этом не вижу ничего плохого – будущему воину навыки рукопашного боя, и психологической готовности к этому бою, совсем не повредят. Но тут есть свои нюансы, которые следует подробно разобрать.
Помнишь, когда в начальных классах ты перешёл в другую школу, тебя там сразу начали прессовать одноклассники и мальчишки постарше. Я сделал тебе тогда резиновую палку, и благословил лупить ею, при необходимости, всех агрессоров. В один день всё встало сразу на свои места: ты обрёл уверенность в своих силах, а они её потеряли. Проблем больше не было.

Психологической особенностью этой ситуации, явилось то, что слабый мальчишка должен почувствовать свою силу и реальную возможность успешно противостоять даже более сильному физически противнику. Физическая сила тут отходит уже на второй план, и вперёд выступает психологическая готовность к противостоянию. А если принять во внимание, что у агрессора всегда присутствует чувство своей неправоты, то более или менее жёсткий отпор правого, его всегда ломает.
Уверенность в своих силах, делает из испуганного парнишки бойца, способного постоять за себя, и нападать на такого, желающих уже обычно не бывает.
Делаем отсюда первый вывод: в любом новом мужском коллективе, если на тебя направлена прямая физическая агрессия, имеющая целью подавить твою волю и унизить – на неё необходимо отвечать адекватно, сразу и однозначно. Даже если понимаешь, что этот бой будет тобой проигран. (В исключительных случаях, когда ничего изменить не можешь, просто не реагируй никак). Мужская честь – дело серьёзное, и поступаться ею нельзя ни при каких обстоятельствах. Недаром девизом русских офицеров были слова: «ЖИЗНЬ ОТЕЧЕСТВУ, ЧЕСТЬ НИКОМУ». При этом, в словесную перепалку вступать НИКОГДА НЕ НАДО – это явный признак слабости человека. Просто молча отойди и всё.

В знакомом мужском коллективе, где ты уже освоился (применив первое правило), и вопросов о твоей «вшивости» особо ни у кого не возникает, частенько пацаны устраивают друг дружке какие-то мелкие пакости, провоцирующие на потасовки. А вот тут уже все подобные инциденты надо оценивать с духовной точки зрения.
Вот давай разберём такой обычный пример: один мальчишка исподтишка подставил другому подножку. Тот запнулся, упал, и, поднявшись, дал тому в лоб. Впоследствии был справедливо обвинён в нарушении дисциплины. С точки зрения «нормального» человека, ответить на пакость ударом – это правильно, но для христианина тут раскладка совершенно другая.
Христианин знает, что самое главное дело в жизни для любого человека – спасение души через исполнение Евангельских заповедей и борьбы со своими страстями. Бесам это не надо, и они изо всех сил стараются помешать духовному развитию человека.
 
Так, одному мальчишке они внушили тщеславный помысел: «Поставь вон тому подножку, он упадёт, все будут смеяться над ним, а тебя зауважают за ловкость». Этот пацан, не задумываясь, принял греховный помысел, и вытянул свою ногу. Другой (разиня) споткнулся и упал. Тут же этот бес перелетел к упавшему и шепчет ему на ухо: «Он тебя оскорбил, и все над тобой смеются! Дай ему как следует, и все увидят, какой ты крутой парень!». Вот тут у обиженного сразу сработали две страсти: тщеславие (это он, МЕНЯ?!?) и гнев (ну, я ему щас!!!). В результате инцидента, оба участника  проиграли на духовном фронте, а выиграл бес – вон посмотри, как он радостно прыгает вокруг потасовки и потирает лапки.
А всё могло бы быть по-другому, если бы упавший имел хотя бы небольшие навыки духовной битвы со своими страстями (бесами). Поднявшись после падения, он, победив в себе закипающее зло, не только бы не обозвал виновника, но попросил бы у него прощения: «Ой, прости, пожалуйста, я зазевался и наступил тебе на ногу… Тебе не больно?». Тот бы ошалел от такой неожиданной реакции, и сам бы устыдился своего поступка, и тут же извинился. В результате, бес оказался бы посрамлённым, а оба участника инцидента, получили бы по пятёрке с плюсом от своих Ангелов-хранителей за успешную борьбу со страстями (бесами) тщеславия и гнева.

И так, во всех подобных ситуациях, которых у вас, как и у всех нормальных пацанов, каждый день бывает очень много, надо стараться погасить конфликт тут же, извиниться и объявить виноватым себя. Это очень непросто, таким образом бороться со своими страстями (бесами), но надо стараться. Только сильный духом человек может так себя вести, а слабаки идут на поводу у своих страстей (бесов). Даже словом не надо оскорблять обидчика, и радовать беса.
Вот и второй вывод, который можно для себя сделать: никогда, и ни при каких обстоятельствах, нельзя отвечать злом на зло, если это зло направлено лично против тебя. «Любите врагов ваших – сказал Христос – благословляйте проклинающих вас». А почему Он так сказал? Да потому, что не отвечая своим врагам злом на зло, мы побеждаем свои собственные страсти, и тем самым становимся всё ближе и ближе к Богу.

Есть чеканная формула святителя Филарета: «Гнушайтесь убо врагами Божиими, поражайте врагов Отечества, любите враги ваша. Аминь.» Одна из основных задач мужчины – защита Отечества от всех врагов, и мы знаем немало воинов, прославленных Церковью в лике святых. Вот тут и жизни своей нельзя жалеть ради защиты Родины и своего народа. Не зря же Христос сказал: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Такой воин сразу идёт в Царство небесное, то есть сразу достигает основной цели человеческой жизни. При других обстоятельствах, чтобы достичь этой цели, ему надо было бы очень много трудиться, и не факт, что цель была бы достигнута… А тут сразу такая награда!
А если принять во внимание, что вас, кадетов, готовят к защите Родины от врагов, то и относись к своим товарищам, как к будущим соратникам по оружию, и не обращай сегодня внимание на их мелкие детские пакости. Они это делают не со зла, а от недомыслия. Будь выше мелкой мстительности и обиды. «Прощайте, и вам простится» - знаешь, Кто это сказал?

Вот это стихотворение я помню наизусть ещё с армейских времён, оно научило меня правильно относиться к своим сослуживцам:

Вечерняя поверка

Все живое в казарме
застыло и смолкло, не двигаясь.
Так притихшие травы стоят,
предвещая грозу.
Одному старшине
здесь дано это право завидное —
стихотворные строки фамилий
читать наизусть.
Я друзей понимаю.
Я сам, как поэмой, заслушался.
Может, кто-то из тех,
с кем я рядом сегодня стою,
завтра, всех прикрывая,
на дзот своим телом обрушится,
в ротных списках оставив
навечно фамилию свою…

Нужно сожалеть о согрешающем товарище, понимая, что он поддался бесу, который ведёт его. А куда ведёт, сам знаешь, поэтому идти как тупому барану вслед за ним, нельзя ни к коем случае. Делишки вроде бы мелкие, но их последствия в духовном понимании – весьма серьёзные. И это надо понимать, и никак не реагировать – то есть – расти духовно. Вот из таких маленьких и больших уроков, и состоит вся жизнь христианина.
Ты только задумайся – твой товарищ, поддаваясь на бесовское наущение, вот так глупо и дёшево, губит свою душу. И если не поймёт этого и не исправится, то со временем будет в аду. Неужели тебе его не жалко? Вот такого паршивого и несчастного котёнка, который даже не подозревает, кто им управляет, и для чего. Пожалей его, и, хотя бы не отвечай тем же, чтобы и самому не оказаться в бесовском плену.

Надо различать порой очень тонкую грань между физической агрессией, на которую нужно однозначно отвечать (это случается в нашей жизни крайне редко), и бесовской пакостью, на которую не стоит обращать внимание (а это бывает по многу раз в день). И как высший пример исполнения этого правила, вспомни жития наших Святых: монаха Пересвета, с оружием в руках, положившего свою жизнь «за други своя», и страстотерпцев Бориса и Глеба, которые не противились своему брату, когда тот пришёл их убивать. Николая Гастелло, который вместо того, чтобы покинуть свой горящий самолёт, направил его в гитлеровскую колонну техники, идущей на Москву. Преподобного Серафима Саровского, который не стал сопротивляться двум разбойникам, пришедшим его грабить, хотя был сильнее их. В результате, они так покалечили его, что он едва остался жив. Но… Господь наградил его великими дарами!

Не забывай, мой дорогой, что рост человека измеряется не от ног до головы, а от головы до Неба. Поэтому, расти большой, и не забывай, что русский мужчина – не просто воин, а воин Христов, и это налагает на нас большую ответственность. Так что нам ли размениваться по мелочам?

Твой любящий дед. Воин Христов.


Рецензии