Тюремное образование

С тюремной системой образования я впервые столкнулся в штрафном изоляторе костромской колонии.

Маленькая сырая клетушка с железными стенами, беспардонные крысы и рыжий сосед восемнадцати лет. Рыжий был школьником, но только номинально. Учиться он не любил с детства. Однако если на воле за нежелание учиться можно было отхватить максимум отцовского ремня, то «за колючкой» среднее образование являлось столь обязательным, что за прогулы наказывали жёстко. Вместо ремня — электрошокер, вместо «домашнего ареста» — карцер.  За систематические прогулы Рыжий и был водворён в ШИЗО аж на две недели.

В общей сложности он провёл в изоляторе полгода, и это его совсем не беспокоило. На мои удивлённые возгласы, он недоумённо пожимал плечами. Восемнадцатилетний школьник? Ну и что, у нас в классе есть и тридцатилетние. Карцер вместо школы? Ну и что, я «под крышей» чувствую себя свободнее, чем за партой. Кем я стану, когда вырасту? Да мне пох...

Когда меня, спустя два года, привезли в сибирскую колонию, за учебную парту сел уже я сам.

Работая в «красной» колонии статистом (эдаким учётчиком-бухгалтером), я имел доступ к данным об всех осуждённых колонии. Как к официальным данным, так и к тщательно скрываемой информации от проверяющих комиссий. Мечта репортёра.

На тысячу человек школьников было около ста. То есть каждый десятый совершеннолетний зек был без среднего образования. Немало было и тех, кто учился всё ещё в пятом или шестом классе.

Каждое утро начиналось с переклички. Юные карманники, наркоторговцы, грабители и насильники собирались на плацу, выкрикивали фамилии и строем расходились по классам. Там, за решёткой, что отделяла учеников от учителя, преступные элементы превращались в обычных школьников. Кто-то старательно выводил формулы в казённых тетрадях, кто-то пялился на грудь молодой учительницы, кто-то учился спать с открытыми глазами.

Уклонистов вылавливали дневальные отрядов, «сдавали» их в оперотдел, и там проводились такие «разъяснительные беседы», что уклонист ещё долго чесал за партой ожоги от шокеров.

Стоит отдать должное учителям. Их выдержка и терпение к молодым уголовникам была фантастична. Флегматичные пенсионерки повторяли какое-нибудь правило в стотысячный раз, лишь бы наголо стриженный неуч смог его повторить. Если ученик позволял себе лишнее — красная кнопка решала проблему. Приходил инспектор с дубинкой, выводил хулигана из класса, и, через некоторое время, обратно возвращался уже примерный ученик. Сидеть ему, правда, было очень больно.

Учиться старались хотя бы на тройки. Списки хронических двоечников отправлялись начальнику колонии. Тот был суров. В общении с зеками слова «бл..дь» и «отъ..бать» у него слышалось чаще других. Лишний раз не попадаться ему на глаза старались и взрослые арестанты, что уж тут говорить о малолетках. И потому, со скрипом и натугой, но к концу года десятки осуждённых получали корочку о среднем образовании и радовались окончанию школьных мучений куда как сильнее вольных выпускников.

В лагере зеки могли получить не только среднее образование. Рядом со школой находился филиал ПТУ. Охотники за технической специальностью шли учиться на столяров, плотников, сварщиков, электриков и автослесарей. В клубе колонии висели плакаты высших учебных заведений. Особо настырные имели возможность получить заочный диплом экономиста или юриста.

Я решил посмотреть как выглядит лагерное образование изнутри и, проявив настойчивость в штабе колонии, записался в группу автослесарей. Заодно смогу отличить карбюратор от аккумулятора, думал я.

ПТУ колонии было показательным, как и сам лагерь. Преподаватели, как правило, бывшие работники ФСИН были мужчинами, и потому решёток в классах не было. Зато было множество учебных пособий, экспонатов и тематических книг. У будущих автослесарей в классе стоял двигатель в разрезе и, покрутив на нём ручку, можно было наблюдать цикличный ход поршней.

Уже через неделю я был любимым учеником. Единственно потому, что только мне и был интересен предмет. Сзади меня храпел то один, то другой малолетка, кто-то весь урок смотрел в окно, третьи терпеливо скучали, ожидая обед, я же задавал вопросы, ковырялся в дисках сцепления и изучал схему подачи топлива. Преподаватель, впервые за последние годы встретив откровенный интерес, с удовольствием мне всё объяснял. На практических занятиях в «промке» я не только менял раздатку на ЗИЛе, но и «сканировал» условия работы зеков на вредном производстве и «запретку» на предмет возможных вбросов.

Остальные ходили на учёбу за сменой обстановки, пенсией и возможностью после учёбы попасть на «промку». Так как отряды в лагере были режимными, где даже в туалет ходили по разрешению, многие зеки стремились попасть в ПТУ. Дышалось там чуть свободнее, поэтому везло немногим. Некоторые зеки получали пособие по потере кормильца. Неплохие по лагерным меркам деньги выплачивали только на время получения образования. Таких «пенсионеров» за 50% отката проталкивали в ПТУ уже сами завхозы отрядов. Актив лагеря питался хорошо. Так же получение профессии давало возможность устроиться на работу в промзоне колонии. Благодаря ей зек имел не только деньги на сигареты и чай, но и хороший шанс на условно-досрочное освобождение.

День за днём, моя учёба подошла к концу. Корочку автослесаря мне не выдали из-за наличия высшего образования. Директор ПТУ договорился с начальником колонии оставить меня учиться на других специальностях. Однако начальник оперотдела сослался на мой профучёт экстремиста и поставил на учёбе крест. Возможно и из-за того, что за время моего посещения ПТУ завхоз училища проиграл мне в шахматы две своих месячных зарплаты.

Ну а я всё же узнал как работает карбюратор.





Рецензии