Легендарная нота си-бемоль 4-й октавы

История эта древняя и очень запутанная. Если попытаться ее распутать, идя с самого начала, то получится следующее. У древних греков главным богом был Зевс. Его жену звали Гера. Несмотря на то, что оба они были величайшими и всесильными богами, свои собственные проблемы они уладить не могли, и семейная пара жила очень недружно. Гера была сварливой, злой женой. Постоянно завидовала красоте более молодых и красивых богинь, ревновала к ним мужа и безжалостно мстила и ему, и его любовницам - всем напропалую! Потом от имени Гера возникло французское слово "гер" - "брань, битва, война". А уже у русских от этого корня возникло слово "герой" - т.е. победитель на войне.

  Зевс часто изменял Гере, и у него было множество внебрачных детей. Так, от его связи с богиней Гармонией родились несколько дочерей. Зевс поручил им отвечать за творчество и искусство среди людей, и поэтому все эти дочери получили одно собирательное понятие - музы. Слово "муза" - женского рода. Предполагалось, что у каждой музы со временем появится супруг, которого будут называть словом "муз". Так у славян появилось слово "муж". Муж, который является степенным главой семейства и получает в обществе определенный высокий чин, стал именоваться словом "мужчина". А тот муж, который занимается только музыкой, по своему статусу находится на очень незначительной социальной ступени и не достоин звания мужчины. Поэтому его "кличка" - музыкант. В средневековой Европе музыканты за деньги развлекали народ на ярмарках и тем самым были как бы актерами. А уж актеры были и вовсе презираемым сословием! Их считали почти сумасшедшими, потому что они со сцены говорили не своими нормальными голосами, а несли всякую чушь, наряжались шутами, мертвецами или ведьмами. В зависимости от роли могли кричать петухом, блеять по-козлиному, изображать чертей, колдунов и прочую нечисть. За это их не пускали в церковь. А тот, кого не пускают в церковь, в те страшные времена считался в обществе хуже преступника и часто сжигался на "очистительном" костре. Потому что даже к самому страшному убийце, или казнокраду, или растлителю перед казнью обязательно допускали священника, чтобы злодей мог покаяться, быть помазанным мирром, елеем и тем самым получить от имени Всевышнего прощение и возможность на том свете попасть не в ад, а все-таки в рай. К актерам же  священник не приближался никогда! Сторонился их как чумных! А умерших актеров и музыкантов хоронили не на кладбище, среди праведных христиан, а, как паршивых бездомных собак, далеко за оградой. И тем самым даже на том свете их ожидало не успокоение в раю, а лишь вечное мучение на адском огне!

 Даже имена тех муз, которые покровительствовали "балаганщикам", то есть музыкантам и актерам, были не простыми, а "говорящими". У всех прочих муз имена были весьма достойными и даже высокопарными. Например, муза, отвечающая за любовную поэзию, звалась Эрато. И рядом с ней постоянно летал ангелочек с любовными стрелами - Эрос.

 Музу астрономии звали Уранией.  Музу, которая помогала художникам, наносившим надписи на вазах, называди Хоро. Так и слышится - "хор", "гимн"!

 А вот музу танцев звали Терпсихорой. В этом многозначном имени так и слышатся слова "псих" и "терпи"  - в смысле "терпи вечные насмешки толпы".

 Слово "трагедия" означало в древней Греции "пляска козлов" - потому что после сбора винограда и получения молодого вина актеры действительно надевали на себя маски козлов и козлиные шкуры и изображали этих грязных животных. Тем самым они в утрированном виде показывали пьяных людей. А пьяная и веселая толпа гоготала над танцующими актерами и в ответ в "благодарность" за искусство закидывала их гнилыми фруктами и прочей всякой дрянью. Именно отсюда и "псих", и "терпи".

  Муза комедии именовалась Талией - от слово "телец, теленок". Когда древнегреческие мореплаватели открыли Аппенинский полуостров, то удивились огромному количеству коров, которые паслись на тамошних лугах с высокой сочной травой, каковой не было в выжженной солнцем Греции. И потому моряки назвали новую для себя страну Италией, т.е. "страной телят". И если "трагедия" - это пляски козлов", то Талия - это как бы "мычание телят"...

 Муза лирической поэзии и музыки именовалась Эвтерпой, что означало всё то же - "терпи"!

 И музыканты с актерами терпели! Покорно сносили постоянные унижения, насмешки, неудобства вечных странствий-"гастролей", частое безденежье, голод, холод, дожди в чистом поле без надежной крыши над головой и прочее. И тем не менее редко кто из них изменял своей профессии. А когда их спрашивали: во имя чего они испытывают на себе всё это, ради какой такой великой цели, то они в ответ лишь пожимали плечами и сами не знали, что ответить. Просто такими их создал Бог... А Бог ничего не создает напрасно. Всё на земле существует почему-то и ДЛЯ ЧЕГО-ТО. И лишь ждет своего часа, чтобы всем наконец-то открылся великий Божий замысел...
Так случилось и на этот раз. В средневековой Британии жил очень трусливый король. И у него, как и у всякого короля, был собственный шут. А у шута был внук. В те времена профессии передавались строго по наследству. Тем самым лучшее, что внуку светило в его несчастной жизни, было только одно - повторить судьбу деда и тоже стать шутом во дворце. Именно так и случилось. И когда дед мальчика умер, то король милостиво разрешил ребенку шутействовать тоже. При этом у ребенка даже не было имени. Точнее, оно когда-то было, но его никто во дворце знать не знал и все звали мальчишку просто шутом. Так Шут из полупрезрительной клички стало именем собственным.


 Когда началась очередная война Британии с Францией, то британский король ее проиграл начисто и, хуже того, сам попал в плен. Французский король пообещал английскому королю сохранить жизнь. Но не задаром. Он потребовал с него огромный выкуп - несколько десятков сундуков с золотом. Английский король пообещал собрать деньги, но для этого ему было необходимо вернуться в Англию, восстановить потерянную армию, пройтись с нею по всем его английским владениям и собрать с народа новую дань. Французский король согласился, чтобы английский король вернулся домой. Но, чтобы англичанин его не обманул, он потребовал, чтобы тот оставил вместо себя во французской тюрьме своего сына. Английский король согласился. И тем не менее он все-таки обманул французов и вместо своего сына ловко подсунул им не сына, а своего молодого шута, переодетого в королевского сына. Дело в том, что мальчики были очень похожи - одного возраста и роста, и внешне были почти на одно лицо. И в этой их схожести не было никакой мистики. Дело в том, что английский король, когда напивался, то любил грубо поиздеваться над своими подданными. Однажды во время очередного такого буйного пира он вдруг потребовал привести к себе юную и незамужнюю дочь шута. Девушка была действительно красивой, и король сначала заставил ее перед ним танцевать полуголой, а потом и вовсе прилюдно сорвал с нее одежды!  А потом король, увидев ее нагую красоту, возбудился, увел ее в другую залу и там грубо соблазнил. И после этого пользовался ее телом еще неоднократно и долгое время. В результате этой порочной связи несчастная забеременела и родила от короля сына, который был очень похож на законного сына короля и наследника. Все во дворце знали об этой истории, но благоразумно помалкивали. А вот французы обо всех этих подробностях королевской интимной жизни, конечно же, не подозревали и, когда английский король представил им своего шута как родного сына, то поверили в эту басню безоговорочно. Ведь мальчишки были похожи чрезвычайно. Тем более шута англичане переодели в королевский наряд, и шут действительно стал выглядеть как реальный английский наследник. Доверчивые французы отпустили хитрого английского короля, тот уплыл в свою Англию, и следом тут же прислал оттуда гонца, в котором рассказал французскому королю всю поднаготную произведенной им подмены и приписал в конце письма несколько похабных фраз, в которых издевался над глупыми французами. Французский король был взбешен! И уже готов был приказать палачу отрубить ни в чем не повинному шуту голову, но тут хитрые советники вовремя остановили его и предложили ему провернуть хитрую комбинацию. И рассказали - какую именно. Она была поистине гениальной! Король восхитился планом советников и сохранил юному шуту жизнь. Более того, он приказал отныне одевать шута в прекрасные одежды и кормить лучшей едой - той же самой, какую ест и он сам, великий французский король. Шута стали обучать лучшие преподаватели Франции. С ним дружили самые красивые девушки королевства. И в результате Шут из англичанина вскоре превратился в самого настоящего француза. И он полюбил Францию сильнее, чем родную ему и такую жестокую для него Англию. А его некрасивое и низкое, позорное имя ему изменили и переделали слово "шут" на старофранцузский манер. Таким образом подросший прекрасный юноша получил сначала имя Шат. И прозвище - Британский. А потом со временем это всё соединилось в одно слово и получилось прекрасное и гордое имя - Шатобриан!

 Так прошло 15 лет. Постаревший и окончательно спившийся король Англии умер, и новым королем стал его законнорожденный сын. Вот тут-то французы наконец-то и осуществили свой план. Они подкупили королевскую стражу и сумели однажды ночью в спальне убить настоящего английского наследника и заменить его на Шатобриана. Таким образом во главе Англии стал ее лютый враг и убежденный француз! И он своей политикой за самое короткое время сумел причинить Англии огромнейший вред. Его возненавидел весь английский народ и готов был подняться на восстание! Чтобы его не свергли, хитрый Шатобриан издал указ, которым под страхом смертной казни приказывал всем англичанам сдать в королевский арсенал все железные изделия, какие у них только были в хозяйстве. Шатобриан объяснял это тем, что стране якобы не хватало железа для изготовления нового оружия для новой войны. Но на самом деле Шатобриан действительно боялся народного восстания и таким образом решил лишить свой народ всего того, чем можно было его убить. Народу некуда было деваться, и он покорно подчинился. Таким образом английская армия остался не только без пик, алебард, кольчуг и всего прочего, но и весь британский народ  лишился железных плугов, лопат, мотыг, гвоздей, молотков, ножей, кастрюль, ножниц, иголок и вообще всего-всего, что содержало хоть самую малую крупицу железа. В стране начался голод, потому что поля нечем было вспахивать, а выросший урожай - убирать. Люди ходили во рванье и босые, потому что старая одежда и обувь быстро порвалась, а новой не было - ее не из чего и нечем было сшить. В городах по центральным улицам стали бродить волки, лисы и медведи - потому что расплодившихся диких зверей нечем было убивать. Люди умирали даже от самых мелких ран и незначительных болезней, потому что у врачей не было ни скальпелей, ни иголок, чтобы сделать операцию или укол. Народ массово вымирал! Так долго продолжаться не могло. И тут Англию спасло иное и куда более опасное несчастье - на нее напали новые и ранее неведомые враги. Их звали викинги. Викингов было немного, в разы меньше, чем британцев, но викинги все до одного были хорошо вооружены, а английская армия представляла собой позорное сборище оборванцев с простыми дубинами в руках, словно это было стадо первобытных дикарей. Вот только тогда Шатобриан понял, что действительно наступают его последние дни!.. И он обратился к своим мудрым советникам с единственным вопросом - как ему спастись?! Но никто ничего не мог ему в сложившейся ситуации сказать... И тут самый древний и уже совсем выживший из ума старик-звездочет сообщил, что вместе с актерами по обезлюдевшим деревням Англии бродит один музыкант, который, как и все творческие люди, носит греческий псевдоним - Кронос. Вот он-то наверняка знает, как спасти Англию.

 - Эй, звездочет! - заорал на старика Шатобриан,- ты действительно от старости совсем уже спятил! Как и чем против викингов может помочь какой-то бродячий музыкантишка?

 - Дело в том, что он, как и все, сдал по твоему королевскому указу все имевшиеся у него железные предметы.

 - Ну и что ж с того?! - негодовал Шатобриан.

 - Вся хитрость заключается в том, что Кронос руководит небольшим бродячим оркестром. А все инструменты оркестра необходимо все время настраивать - чтобы они издавали нужные ноты и звучали в унисон.

 -  Ну и что?! - не унимался Шатобриан.

 - А для настройки оркестра существует только один инструмент - камертон. И он - железный. Деревяшкой его никак не заменишь.

 - Ты хочешь сказать, что Кронос обманул меня и припрятал камертон, так? Ну тогда я прикажу убить его. Немедленно!

 - Не торопись, владыка. Убить его ты всегда успеешь. Но сначала нужно расспросить Кроноса, как ему удается настроить оркестр на одну ноту? В чем его хитрость?

 - Но что это нам даст против викингов?

 - Сам не знаю... - честно ответил Звездочет. - Но звезды говорят мне, что нас спасет только один человек - Кронос. Надо его найти. Немедленно!

  Слуги  Шатобриана перерыли все графства, баронства, села, болота и закоулки Англии в поисках неведомого Кроноса и уже через несколько дней доставили его во дворец на допрос. Это был самый обычный парень лет 20. Высокий, стройный и красивый.

 - Или ты мне раскроешь, в чем твой секрет, как ты умудряешься обходиться без камертона, или я прикажу тебя повесить - сказал ему Шатобриан.

 - Да нет тут никакого секрета, - улыбнулся парень. Вся моя тайна - это простые комары.

 - Комары?!!! - ахнули все сто человек, которые присутствовали в этот момент при допросе.

 - Да, - продолжал улыбаться парень. - После того как вы, ваше величество, приказали отнять у меня мой камертон, я стал искать, чем его можно заменить. Искал долго. И не находил. Но вот однажды мы проезжали мимо какого-то большого болота в графстве Кент, и я вдруг услышал писк, очень похожий на звук камертона. Это пищали комары.

 - Ты издеваешься надо мной?! - вскипел Шатобриан.

 - Ни в коем случае. Я определил, что они пищат своими крыльями в тональности си-бемоль 4-й октавы. Причем пищат все одинаково - только на одной ноте. Ни на полтона выше или ниже. И тут я догадался, ЧТО нам надо делать. Если нет камертона, то вместо него можно использовать комаров. И тогда мы остановились, вынули свои инструменты и настроили их по ноте си-бемоль. Нам больше был не нужен камертон! Мы отрепетировали и поехали дальше. На другой день мы начали репетировать снова, стали настраиваться по комарам, но на новом месте тамошние комары пищали уже на другой ноте, на четверть тона ниже. Для обычных людей это совсем не заметно, а вот нам, музыкантам, эти неправильные четверть тона режут уши! Использовать таких комаров нам было не с руки. Оказалось, что комары, как и люди, в разных местностях "говорят" в разных тональностях. И тогда мы вернулись на прежнее болото в графстве Кент, я сачком наловил комариного мотыля и с той поры тщательно ухаживал за этой породой комаров. Ведь именно она, эта странная порода, пищит в удобной нам ноте си-бемоль 4-й октавы.

 - И как же ты ухаживал за комарами?

 - Ой, это совсем несложно: всего лишь вовремя менял в банке воду, подливал в нее новые порции ила, а в холодные ночи клал банку возле себя - согревал ее своим телом, чтобы мотыль не замерз. Зато, когда мы репетировали, я открывал банку, комары вылетали из нее, кружили над нами тучами и все они пищали исключительно на ноте си-бемоль 4-й октавы. Вот и всё.

  - Ну и как же комары помогут нам спастись от нашествия викингов? - спросил король всех присутствующих.

 Но все молчали в полном недоумении. В том числе и Звездочет.

 - Очень даже просто, - продолжал улыбаться находчивый Кронос. - Этот способ описан еще в Библии как случай с иерихонскими трубами. Они своим воем разрушили до основания каменную крепость! А вам, господин король, я советовал бы собрать всех музыкантов Англии в одном месте, настроить их инструменты на одну ноту си-бемоль 4-й октавы и начать играть только эту ноту.

 -  И что же тогда будет? - удивился Шатобриан.

 - У викингов от такого пронзительного, безжалостного звука лопнут барабанные перепонки и, как яйца в костре, взорвутся глазные яблоки. Их лица зальет кровь! Они все ослепнут и оглохнут. А многие сойдут с ума и вонзят сами в себя свои ножи! Они уничтожат друг друга!

 - Ну что же, а другого способа у нас просто и нет... Так и сделаем! - заключил Шатобриан.

 И действительно он приказал собрать по всей Англии всех музыкантов. Их для такой большой страны, как Англия, набралось очень мало - всего-то две или три сотни человек. Они все встали кольцом вокруг крепости, где укрывались викинги, Кронос выпустил из банки своих комаров, и вся толпа музыкантов настроилась на ноту си-бемоль 4-й октавы. Затем, чтобы самим не пострадать, музыканты замазали свои уши воском, дополнительно натянули на головы поглубже войлочные шапки, обмотали головы еще и шерстяными платками и все разом задудели, заиграли, запиликали на своих дудках, пищалках, сопелках, волынках и прочих инструментах, какие у них были. Звук получился таким тонким, громким и единым, что стены крепости, в которой сидели враги, действительно мелко задрожали, словно от землетрясения. А потом вдруг раздался дикий вой викингов! Они все выскочили на самый верх крепостной стены, заорали что-то, затыкая уши руками, но всё было бесполезно. Было видно, как у них лопаются глаза! Враги в безумии пронзали друг друга копьями и мечами! А многие бросались вниз и разбивались насмерть! После этого с нашествием викингов было покончено навсегда!

 Так была спасена Англия.

 А великого и находчивого музыканта Кроноса потом продажные придворные совместно с хитрыми монахами все равно обвинили в ереси и в связях с нечистой силой и сожгли на костре. Но его имя потомками не было забыто. Спустя столетия слово "Кронос" переделалось в народном языке в Хронос, а потом и вовсе в слово "хоронить". А потом польский композитор Шопен услышал эту историю и написал знаменитый марш "Кронос", который потом переименовал в похоронный. И он стал самым знаменитым похоронным маршем в мире! И самое главное - отдавая дань легендарному музыканту, Шопен написал этот марш в знаменитой тональности си-бемоль минор, которая играется на рояле на одних только черных клавишах и по своему звучанию является самой печальной, самой трагической в нашем звукоряде!


Рецензии