Из каких семей вышли демократы первой волны. Ч. 2
Начало. http://www.proza.ru/2019/09/19/564
Правительство младореформаторов возглавил Егор Гайдар.
Его;р Тиму;рович Гайда;р — российский либерал-реформатор, государственный и политический деятель, экономист, доктор экономических наук.
Один из основных руководителей и идеологов экономических реформ начала 1990-х в России. В 1991—1994 годы занимал высокие посты в правительстве России, в том числе в течение 6 месяцев (июнь—декабрь 1992 года) был и. о. председателя правительства. Принимал участие в подготовке Беловежского соглашения. Под руководством Гайдара начался переход от плановой к рыночной экономике, были проведены либерализация цен, реорганизация налоговой системы, либерализация внешней торговли, начата приватизация.
Отец, Тимур Аркадьевич Гайдар, — сотрудник военного отдела, с 1972 года заведующий военным отделом газеты «Правда», её собственный корреспондент на Кубе, в Югославии и в Афганистане, за время службы в газете был неоднократно повышен в звании вплоть до звания контр-адмирала (прим. - единственный адмирал во флоте, не служивший ни дня), приемный сын известного советского писателя Аркадия Петровича Гайдара от его второй жены Лии (Рахили) Лазаревны Соломянской. Мать — Ариадна Павловна Бажова , дочь писателя Павла Петровича Бажова и Валентины Александровны Иваницкой.
Родители Е. Гайдара принадлежали к среде интеллигентов-шестидесятников, исповедовавших демократические взгляды. Как рассказывал Гайдар, в семье было не принято проявлять страх. Показывать, что чего-то боишься, являлось самым худшим проступком. В детстве Гайдар жил с родителями на Кубе (с 1962, во время Карибского кризиса, до осени 1964 года). В доме на Кубе бывали Рауль Кастро и Эрнесто Че Гевара. С 1966 года Егор Гайдар часть времени проводил с родителями в Югославии, где впервые начал интересоваться экономическими проблемами реформ. Там же активно занимался шахматами, выступал в юношеских соревнованиях.
На формирование мировоззрения большое влияние оказали книги братьев Стругацких. В частности, под влиянием повести «Обитаемый остров» ещё в детстве проснулся первый интерес к экономике. Другим стимулом к изучению общественных наук стало впечатление от ввода советских войск в Чехословакию в 1968 году.
Стараясь разобраться в происходящем, Гайдар обратился к сочинениям классиков марксизма — Маркса, Энгельса и Плеханова. Изучение марксистской теории привело Гайдара к мысли, что в СССР бюрократия стала новым классом, корни могущества которого — «в присвоении государственной собственности». А это, в соответствии с марксизмом, противоречит потребностям развития производительных сил страны и должно быть исправлено переходом к «рыночному социализму» с рабочим самоуправлением и конкуренцией между предприятиями.
Первые сомнения в правильности экономической части марксизма появились у Гайдара, по его словам, после прочтения сочинений Адама Смита и учебника экономики Пола Самуэльсона, по сравнению с которым теории Маркса выглядели «архаично». Знакомство с этими книгами также произошло ещё в школьные годы. Позднее, во время учёбы в Московском университете, начинается чтение оригинальных сочинений других классиков экономики — от Рикардо до Фридмана. Под влиянием этих книг привычное экономическое мировоззрение марксизма рушится, становится ясно, что социализм, даже рыночный, не может быть по-настоящему эффективным. Однако для Гайдара остаётся убедительным данное в работах Маркса объяснение логики социально-исторического процесса.
В 1973 году окончил среднюю школу № 152 с золотой медалью, после чего поступил на экономический факультет МГУ. Интерес Гайдара к конкретным деталям функционирования плановой экономики определил университетскую специализацию по кафедре «экономики промышленности». В 1978 году окончил университет с красным дипломом и поступил в аспирантуру. В 1980 году под научным руководством В. И. Кошкина защитил кандидатскую диссертацию по теме «Оценочные показатели в механизме хозяйственного расчёта производственных объединений (предприятий)».
В 1980 году вступил в КПСС и оставался её членом до августовского путча ГКЧП в 1991 году. В 1980 году пришёл на работу во Всесоюзный НИИ системных исследований (ВНИИСИ. Как вспоминал Гайдар, в этом институте царила относительно свободная атмосфера и можно было обсуждать темы, далеко выходившие за рамки марксистской политэкономии. Основной сферой исследований был сравнительный анализ экономических реформ стран соцлагеря. В одной лаборатории с Гайдаром работали Пётр Авен (вошедший в правительство реформаторов в 1991 году), Олег Ананьин, Вячеслав Широнин. Руководителем направления был Станислав Шаталин. В своих воспоминаниях Гайдар пишет, что ещё в период работы во ВНИИСИ пришёл к выводу, что экономика СССР находится в тяжелом состоянии и что «не запустив рыночные механизмы, принципиальных проблем советской экономики не решить». Методом для этого является подталкивание власти в сторону постепенных рыночных реформ до того, как «социалистическая экономика войдет в фазу саморазрушения».
В 1986 году группа экономистов, занимавшаяся проблематикой реформ под руководством Шаталина, переходит из ВНИИСИ в Институт экономики и прогнозирования научно-технического прогресса АН СССР, где Гайдар становится старшим, а затем ведущим научным сотрудником.
С 1987 по 1990 годы Гайдар занимал должность редактора и заведующего отделом экономической политики в журнале ЦК КПСС «Коммунист», который стал одной из площадок для дискуссий по вопросам реформирования в СССР. Публикуется там и сам Гайдар, в том числе в 1988 году выходит его статья «Курсом оздоровления», в которой он, анализируя ход реформ, приходит к выводу о том, что «нужно всемерно „разгрузить“ экономику, освободить её от балласта, резко ограничить все виды деятельности, не приносящие адекватного социально-экономического эффекта». В том же 1988 году он публикует совместно с Отто Лацисом статью «По карману ли траты?», в которой решительно выступает за необходимость сокращения бюджетных трат: «Если не принять крупные меры, направленные на устранение финансовых диспропорций, неудача реформы предрешена»
В 1990 году заведовал отделом экономики газеты «Правда». Сотрудник Института социологии РАН Наталья Шматко отмечает, что Гайдар таким образом «институционально был связан с двумя самыми важными идеологическими органами КПСС, действующими при её Центральном комитете». Ряд комментаторов отрицательно оценивали деятельность Гайдара на посту редактора журнала «Коммунист» и заведующего отдела экономики газеты «Правда» и приводили связанные с этим личные истории, свидетельствующие о цензуре. Гайдар отрицал эти утверждения и рассказывал, что «Коммунист» в то время «толком не был подвержен цензуре».
В 1983 году Гайдар знакомится с Анатолием Чубайсом, который был неформальным лидером ленинградской группы экономистов из Инженерно-экономического института, проводившей экономические семинары с обсуждением возможных путей рыночного реформирования социалистической экономики. Начинаются тесные контакты между ленинградской группой и московскими экономистами, работавшими над программой реформ.
С 1984 года Гайдар и его ленинградские коллеги привлечены к подготовке документов для Комиссии Политбюро по совершенствованию управления народным хозяйством. Как утверждал Гайдар, комиссия должна была подготовить умеренную программу экономических изменений, в чём было заинтересовано молодое поколение членов Политбюро, возглавляемое Горбачёвым. При этом за образец брались венгерские экономические реформы 1968 года. В итоге предложения комиссии были отвергнуты, но, по словам Гайдара, в процессе работы над программой «сформировалась команда людей, которые понимали, что происходит в Советском Союзе, способны вместе работать, адаптировать свои предложения к тому, что происходит в стране».
В 1986 году ленинградские и московские экономисты, работавшие над проблематикой реформ, собрались на экономическом семинаре в пансионате «Змеиная горка» (Ленинградская область). На семинаре часть участников, в которую входили Гайдар и Чубайс, встречалась отдельно от основной группы, чтобы обсудить реформы в ключе рыночных преобразований. Делались доклады о разрастании финансового кризиса в СССР, реформировании банковской системы, обеспечения прав собственности.
При этом, по утверждениям Чубайса и Авена, Гайдар всегда был настроен на максимально реалистичные варианты преобразований, которые можно воплотить в жизнь в советских условиях, поэтому старался ориентироваться на опыт Югославии и Венгрии. По словам Чубайса, обсуждения радикальных капиталистических преобразований не выносились в публичную дискуссию и не публиковались, потому что это могло политически уменьшить возможности для постепенных реформ социалистической системы, кроме того, по словам С. Васильева, в то время это могло быть опасно.
Назначению Гайдара в правительство предшествовало его знакомство, через Алексея Головкова, с государственным секретарём РСФСР Геннадием Бурбулисом во время защиты Белого дома в ночь с 20 на 21 августа 1991 года. Впоследствии Бурбулис убеждает президента Ельцина поручить команде Гайдара разработку программы реформ.
В сентябре группа Гайдара начинает работу над проектом реформ на 15-й даче в Архангельском. В октябре Ельцин встречается с Гайдаром и решает формировать правительство реформаторов на основе его команды. Гайдар должен был руководить работой кабинета и непосредственно отвечать за весь финансово-экономический блок.
Старт реформ был положен на втором этапе V Съезда народных депутатов РСФСР, который начался 28 октября 1991 года. На съезде президент Борис Ельцин выступил с программной речью. Основные положения выступления Ельцина, касающиеся экономической реформы, были подготовлены Гайдаром. Съезд принимает постановление, в котором одобряет изложенные Ельциным основные принципы экономической реформы (в числе которых было и разовое размораживание цен), а также утверждает Ельцина исполняющим обязанности Председателя Правительства РСФСР.
Пётр Оле;гович А;вен — российский государственный деятель, предприниматель, коллекционер.
Дед — Янис Авен, латышский стрелок, репрессирован. Отец, Олег Иванович Авен — профессор, член-корреспондент АН СССР, специалист в области вычислительной техники, наполовину латыш, наполовину русский. Мать по национальности еврейка.
В 1972 году окончил московскую физико-математическую школу № 2. В 1977 году окончил экономический факультет МГУ, диплом защитил на кафедре математических методов анализа экономики, которой руководил академик Станислав Шаталин. В 1980 году получил учёную степень кандидата экономических наук, защитив диссертацию по специальности «математические методы в экономических исследованиях».
В аспирантуре был учеником академика С. С. Шаталина. Работал в Институте системных исследований ГКНТ и АН СССР сначала младшим, а затем старшим научным сотрудником. Работал в одной комнате с Егором Гайдаром.
В 1989—1991 гг. был научным сотрудником Международного института прикладного системного анализа (г. Лаксенбург, Австрия), одновременно будучи советником Министерства иностранных дел СССР.
В 1991—1992 годах — заместитель министра иностранных дел РСФСР, затем председатель Комитета внешнеэкономических связей РСФСР — первый заместитель министра иностранных дел РСФСР, министр внешних экономических связей Российской Федерации в правительстве Ельцина — Гайдара и представитель президента России по связям с индустриально развитыми странами (G7).
Как вспоминал сам Авен, первое посткоммунистическое правительство России рассчитывало на западную помощь в проведении реформ и было разочаровано тем, что получает: в 1992 году Международный валютный фонд предоставил стране только миллиард долларов, а «западные партнеры» — ноль, тогда как во время кризиса 1990-х годов в Мексике США в течение нескольких дней выделили соседям $40 млрд. Даже Парижский клуб не предлагал России условий, аналогичных тем, что получила Польша. «Для Гайдара, Козырева, меня неготовность абсолютного большинства западных лидеров видеть в нас не соперников, а партнеров на первых порах оказалась настоящим шоком», — отмечал Авен.
По данным газеты «Совершенно секретно», в 1992 году «Авен, будучи министром внешнеэкономических связей России, своим распоряжением передал функции представителя МВЭС по Санкт-Петербургу Владимиру Путину». Перед этим в Контрольное управление депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга поступило обращение от так называемой комиссии Марины Салье по результатам расследования внешнеэкономической деятельности мэрии, которую курировал Путин. Ознакомившись с отчётом депутатской комиссии, Юрий Болдырев направил официальное письмо министру внешнеэкономических связей Петру Авену, в котором просил не рассматривать вопрос о назначении Путина В. В. на какие-либо должности впредь до рассмотрения поступивших в Контрольное управление материалов. Однако Авен письмо Болдырева проигнорировал, более того, вскоре он назначил В. Путина уполномоченным министерства внешнеэкономических связей по Санкт-Петербургу. А вскоре Собчак повысил В. Путина в должности, назначив его заместителем мэра Санкт-Петербурга.
Серге;й Миха;йлович Шахра;й — российский государственный деятель и учёный-правовед, доктор юридических наук, профессор, один из авторов Конституции Российской Федерации.
Родился в Симферополе. Потомственный терский казак. Отец Шахрая — военный лётчик, после аварии и сокращения военных кадров вернулся в родную станицу Солдатскую в Прохладненском районе Кабардино-Балкарии и 30 лет возглавлял в ней колхоз.
Шахрай школу окончил с золотой медалью.
В 1978 году с отличием окончил юридический факультет РГУ. Специальность по образованию — государствоведение. Поступил в аспирантуру МГУ имени М. В. Ломоносова. Окончил аспирантуру в 1982 году. Кандидат юридических наук (диссертацию защитил в 1981 году по теме «Влияние федеративной природы ЧССР на организацию и деятельность Федерального собрания»).
Доктор юридических наук. Докторскую диссертацию защитил 3 ноября 2005 года в Санкт-Петербургском Университете МВД России по теме: «Федерализм и конституционное правосудие (проблемы теории, методологии и практики)». Профессор.
В 1982—1987 годах — ассистент юридического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова.
С 1987 по 1990 год — заведующий лабораторией правовой информатики и кибернетики МГУ.
Был членом КПСС с 1988 года, покинул партию 20 августа 1991 года.
В 1989 году приглашен в качестве общественного консультанта в Комитет по законодательству Верховного Совета СССР.
С марта 1990 года по декабрь 1992 года — народный депутат РСФСР по 10 Центральному национально-территориальному избирательному округу Московской области (города Калининград, Мытищи, Долгопрудный и др.). Входил в депутатскую группу «Смена». Был одним из основателей и лидеров группы «Левый центр». С 3 июля 1990 года по 15 ноября 1991 года — Председатель Комитета Верховного Совета РСФСР по законодательству, член Президиума Верховного Совета РСФСР, потом — член этого комитета.
8 декабря 1991 года участвовал в разработке и подписании Беловежского соглашения о ликвидации СССР и образовании СНГ между РСФСР, Украиной и Республикой Беларусь.
12 декабря 1991 года, являясь членом Верховного Совета РСФСР, проголосовал за ратификацию беловежского соглашения о прекращении существования СССР.
С 19 июля 1991 года по 15 июня 1992 года — Государственный советник России по правовой политике. Являлся членом Государственного совета РСФСР.
12 декабря 1991 года — 20 апреля 1992 года — заместитель Председателя Правительства Российской Федерации. На него были возложено ведение вопросов государственно-правовой политики РСФСР в период проведения экономической реформы, а также курирование Министерства юстиции РСФСР, Агентства федеральной безопасности РСФСР, Министерства внутренних дел РСФСР, Государственного комитета РСФСР по национальной политике.
25 февраля 1992 года возложено оперативное руководство деятельностью Министерства безопасности и Министерства внутренних дел Российской Федерации
С 27 декабря 1991 года по май 1992 года возглавлял Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации.
С 11 ноября 1992 года — заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, председатель Государственного комитета Российской Федерации по национальной политике, а с 23 декабря 1992 года — заместитель Председателя Совета Министров — Правительства Российской Федерации, Председатель Государственного комитета Российской Федерации по национальной политике.
С 11 ноября 1992 года по 18 января 1996 года — член Совета Безопасности Российской Федерации.
С 3 июня 1993 года — представитель Совета Министров — Правительства Российской Федерации для участия в Конституционном совещании
Со 2 марта 1993 года — Председатель Государственного комитета Российской Федерации по делам федерации и национальностей.
20 января 1994 года — 16 мая 1994 года — Министр Российской Федерации по делам национальностей и региональной политики.
С 7 апреля 1994 года по 5 января 1996 года — заместитель Председателя Правительства Российской Федерации.
С 24 августа 1995 года — член Совета по местному самоуправлению при Президенте Российской Федерации.
Именно на Шахрае лежит ответственность за действующую ныне Конституцию Российской Федерации, по которой она практически утратила свой суверенитет.
И наконец, последний человек в правительстве младореформаторов, который привел Россию к утрате многих завоеваний, полученных несколькими поколениями советских людей.
Андре;й Влади;мирович Ко;зырев — российский государственный и политический деятель, первый министр иностранных дел Российской Федерации с 11 октября 1990 года по 5 января 1996 года. Депутат Государственной Думы 1-го и 2-го созывов. Член РЕК. После ухода с государственных постов — бизнесмен.
Родился в Брюсселе в семье инженера Министерства внешней торговли СССР, находившегося с семьёй в Бельгии в длительной командировке. Два дяди Козырева были полковниками Советской Армии.
1968—1969 — работал слесарем-сборщиком на машиностроительном заводе «Коммунар». Рабочий стаж позволил ему поступить в МГИМО на льготных основаниях, так как лицам, отработавшим после школы на производстве или отслужившим в армии, предоставлялась первоочередное право на зачисление в вузы или они поступали в них через рабфак.
В 1974 году — окончил МГИМО МИД СССР по специальности «международные отношения»
1974—1979 — референт, старший референт Управления международных организаций МИД СССР.
Член КПСС с 1973 года по август 1991 года.
В 1977 году защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата исторических наук на тему «Роль ООН в развитии разрядки».
В ходе своей первой командировки в Нью-Йорк Козырев был потрясён фактом, что даже у рядовых американцев есть машины, и покупки они делают в заполненных товарами супермаркетах.
1979—1980 — атташе Управления международных организаций МИД СССР.
1980—1986 — третий, второй, первый секретарь отдела Управления международных организаций МИД СССР.
1986—1988 — советник, руководитель отдела Управления международных организаций МИД СССР.
1988—1989 — заместитель начальника Управления международных организаций МИД СССР.
1989—1990 — начальник Управления международных организаций МИД СССР.
11 октября 1990 года по предложению председателя Совета министров РСФСР Ивана Силаева назначен министром иностранных дел РСФСР. Переназначался 25 июля 1991 года и 23 декабря 1992 года в связи с формированием нового состава Совета Министров РФ (РСФСР)
.
В декабре 1991 года участвовал в подготовке Беловежского соглашения о прекращении существования СССР и о создании СНГ.
В сентябре 1993 года одобрил Указ президента Ельцина № 1400 «О поэтапной конституционной реформе», в соответствии с которым были распущены Съезд народных депутатов и Верховный Совет России.
20 октября 1993 года указом президента Российской Федерации назначен членом Совета безопасности России.
В 1991—1995 годах Козырев определял внешнеполитический курс России. Он сопровождал президента Ельцина в визитах в США в феврале 1992 года (подписана Декларация о новых отношениях), в июне того же года, когда была принята Хартия российско-американского партнёрства. В январе 1993 года при его участии был подписан договор «СНВ-2»; при согласии и содействии США Россия осталась единственной ядерной державой из бывших республик СНГ. После избрания на пост президента США Б.Клинтона отношения с Россией стали более прохладными, однако встречи на высшем уровне продолжились в Ванкувере (3-4 апреля 1993 года) и Москве (12-15 января, 10 мая 1994 года).
В 1994 году Козырев подписал документ «Партнёрство ради мира» с НАТО, активно развивал связи России с ОБСЕ.
В 1993, 1994 и 1995 годах министр участвовал в сессиях Совета Баренцева моря, а также уделял внимание налаживанию отношений с Юго-Восточной Азией в рамках АСЕАН.
Бывший госсекретарь США Джеймс Бейкер назвал самооправданием Козырева его отсылки к тому, что американская администрация в 1991 году уделяла слишком много внимания отношениям с СССР и Горбачёвым, а не с Россией и Ельциным, и это якобы помешало созданию «плана Маршалла» для России. «План Маршалла» в то время был абсолютно невозможен. Американское общество не могло его поддержать — ни тогда, ни позже. Политически было очень трудно обосновать экономическую помощь России, с которой мы боролись 40 лет", — утверждает Бейкер.
Андрея Козырева называли «Мистер „Да“» — как антипода «Мистеру „Нет“» Андрею Громыко. Как отмечал Forbes, на посту главы российской дипломатии Козырев пытался кардинально изменить вектор внешней политики России — перейти от отношений мирного противостояния с Западом к отношениям, основанным на союзнических принципах. Однако это у него не получилось: несмотря на усилия Козырева, которого оппоненты обвиняли в предательстве национальных интересов, Россия не стала частью западного мира.
В мемуарах Евгений Примаков вспоминал, как однажды бывший президент США Ричард Никсон спросил Козырева, каковы интересы новой России. «Одна из проблем Советского Союза состояла в том, что мы слишком как бы заклинились на национальных интересах, — ответил на это Козырев. — И теперь мы больше думаем об общечеловеческих ценностях. Но если у вас есть какие-то идеи и вы можете нам подсказать, как определить наши национальные интересы, то я буду вам очень благодарен».
М. С. Горбачёв считает, что при Козыреве российский МИД был филиалом Госдепартамента США, так как действовал в русле его политики, а не национальных интересов своего государства.
В то же время сам Козырев ставил в упрёк Ельцину то, что он не уволил людей, известных своей антизападнической позицией — таких, как Е. М. Примаков. Они, по мнению Козырева, помешали России «выстроить отношения с США».
Вот это были те люди, которые из второй экономики мира в лице СССР, в котором РСФСР принадлежала ведущая роль, превратили «демократическую» России во второстепенную державу, о которую вытирали ноги все, кому не лень. Страна практически утратила свой суверенитет, не могла проводить самостоятельную внешнюю и внутреннюю политику. Экономике России был нанесен ущерб, превышающий тот, что имел СССР в годы Второй мировой войны. Произошел не только развал экономики, но и обнищание широких народных масс, несправедливое перераспределение богатств страны, когда небольшой кучке олигархов и чиновников досталась львиная доля. Началась бесконтрольная утечка капиталов за границу. По мнению многих историков, экономический кризис в США не произошел только по той причине, что на Запад перетекли материальные и финансовые ресурсы России.
В капитализме главная цель – получение максимальной прибыли. Глобализм последних лет с созданием транснациональных корпораций и преследует эти цели. Не от большой любви к народам Юго-Восточной Азии переместились туда реальные производства, а из-за дешевизны рабочей силы в этих странах, где рабочий класс формировался лишь в последние годы, когда Советский Союз распался, и не стало примера более справедливого общественного строя.
А теперь вывод – из какой категории вышли демократы первой волны? Все они родились во вполне благополучных семьях. Только Ельцин, который намного старше всех, из семьи репрессированных, его отец пострадал, в отличии от Горбачева, у которого были репрессированы деды. Практически никто из этих демократов не работал в реальном секторе экономике, все после институтов стали учеными, защитились. Не считать же работу для получения стажа у Бурбулиса и Козырева за серьезную работу на производстве. Не думаю, что их семьи в чем-то нуждались. Да и все эти Бурбулисы, Гайдары, Чубайсы, Авены, Шахраи и Козыревы жили в особом мире, зачастую придуманном ими. Что, знали они об эксплуатации рабочих капиталистических стран? Нет, они видели только верхний слой, элиту капиталистического общества. Пока существовал Советский Союз и перед трудящимися массами капиталистических стран был пример более справедливого строя, капиталисты боялись очень сильно эксплуатировать народ. Недаром есть высказывание, что от советской власти больше всего выиграли трудящиеся ведущих капиталистических стран, особенно хорошие специалисты и профсоюзные лидеры. С ними стали считаться и стали хорошо платить.
А что в мире с распадом Советского Союза? Опять началась жестокая эксплуатация трудящихся, особенно в развивающихся странах мира. И для России это стало нормой. Чтобы получать хорошие деньги, люди вынуждены буквально жить на рабочих местах, или воровать. Коррупция в современной России превысила все мыслимые и немыслимые пределы, взятки берут с самого верха властной пирамиды до последнего слесаря в управляющей компании. Огромные территории обезлюдили, и вместо коренного населения их заселяют выходцы из бывших республик Средней Азии, Закавказья, где жизнь стала еще трудней, и китайцы с вьетнамцами.
И если такие цели были у детей отнюдь не отщепенцев, а у элиты советского общества, то процесс гниения, начавшийся еще в последние годы жизни Сталина, после победоносной войны, когда элита поняла, что ей ничего не грозит, поразил не только голову, но и организм нашей страны. Не оказалось в обществе людей, которые пользовались бы авторитетом и могли сказать твердое «НЕТ!» псевдо-реформаторам первой волны, о которых я хотел поведать своим читателям.
Свидетельство о публикации №219092000517