Человек как духовная индивидуальность

Не следует зауживать понятие «ВПОЛНЕ ЧЕЛОВЕК», его значение в единстве общечеловеческого, надиндивидуального и индивидуального, уникального.
Стать вполне человеком значит пробудить человеческую сущность, человечность, обрести самого себя и самобытиё – стать личностью, самостоятельным субъектом бытия через культуру, через усиление своего личностного духовного начала («вполне человеческой» составляющей), преодолевая инфантильную зависимость, безответственность, ведомость, узость «винтичного» потребительского и обыденного существования («частность, частичность»), развивая самосознание (по Дюбенку Ю.Л.).
Полностью состоявшаяся гармонично развитая личность целостна, внутренне свободна, способна к самостоятельным ответственным решениям, независимым от внешнего давления (авторитета, стереотипов, преходящих обстоятельств, произвола власти); открытая всему происходящему; с искренней устремлённостью к любви, к свободе и истине, к достоинству, к солидарности; достигшая порядка (качественности) внутреннего бытия, освободившись от эгоцентризма; с целостным сознанием, объединившим интеллект и духовность; с собственным широким мировоззрением; творчески активная, т.е. духовная индивидуальность – средоточие единства универсального и уникального, «микрокосм», духовно зрелый человек – «вполне человек» - самореализирующийся, проявляющий свой дух в мире в свободной созидательной деятельности на общее благо.
Духовная индивидуальность соборна, не исключает себя из мира, но вбирает, вмещает в себя этот мир. Через самобытиё - «духовную индивидуальность осуществляется желанное всеединство и цельность жизни личности, общества и природы, восхождение к надвременному - причащение к Универсуму». Человек вписывается в бесконечность.
Все люди потенциальные личности, но не все реализуют свой потенциал. Попытки человека выделиться из среды, утвердить свою суверенность, свою особенность, оканчиваются, обычно, адаптацией к общепринятой системе отношений. Трудно стать и быть полностью состоявшейся гармонично развитой личностью, взять ответственность за самого себя. Кому это удаётся, тот не зря прожил жизнь. Ценность личности заключается в том, что она в максимальном виде выражает смысл жизни. Мы часто видим фальшивые личности, придуманные маски, не личности, а личины, то, что себя показывает. «Среди людей больше копий, чем оригиналов» (Пабло Пикассо). Личина не просто маска, а навязанная несостоятельность (по Карабущенко П.Л.).
Современная капиталистическая система нивелирует индивидуальность, стремится к оболваниванию людей, человеку «не дают стать зрелой личностью.., дабы властвовать над вашей незрелостью и эксплуатировать вас» (по Ницше Ф.), возрастание личности к своей целостности, восхождение к полноте бытия, самомобилизация потенциала есть сопротивление стандартизации, «героическая борьба за самоопределение изнутри» (по Бердяеву Н.А.) за сохранение себя как вполне человека в любых условиях.








.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.