Впечатления начинающего охотника

   После затяжных январских праздников все чувства немного притупились, включая чувство голода и жажды. Погода так же не радовала, морозы не наступили даже на крещение, снега было очень мало. А после крещения начали моросить дожди, которые быстро стали уменьшать и без того неглубокий снежный покров. Лыжи и коньки лежали в кладовке ожидая своего часа, а родственников, пересказавших все свои новости и обсудивших все наши воспоминания, вывести на прогулку не представлялось возможным. Телевизор, с его безрадостными и однотипными новостями, уже вызывал чувство тошноты. Очень хотелось каких-нибудь свежих впечатлений.
   И вот в один из таких невеселых январских дней позвонил Юрий Викторович, бывший коллега по работе и компаньон по охотничье-рыболовным поездкам. Он радостно сообщил мне, что ждет приезда своего брата из прифронтовой Донецкой области, и уже пообещал взять его с нами на охоту. Хотя мясных запасов после осенней охоты на лосей было еще много, а места в морозильниках мало, мы решили собраться для охоты на кабана. Осталось собрать компанию и выбрать место охоты. Желающих оказалось не много, согласился только Александр Андреевич, участник большинства наших совместных поездок, всегда уверенный в себе, властный и практичный, длительный опыт руководящей работы не прошел для него даром. С местом охоты у нас большого выбора не имелось, выбирали из трех - четырех охотничьих хозяйств, где уже бывали раньше. На этот раз выбрали самое близкое хозяйство, по направлению на северо-запад от Москвы, хозяйство не из дешевых, но с комфортными условиями размещения и хорошей кухней.
   В назначенное время съехались мы в охотничье хозяйство с надеждами на удачную охоту. До отъезда к местам ожидания дичи оставалось не так много времени, а трапеза для нас была уже приготовлена, и мы постарались как следует подкрепиться, и даже немного выпили за удачную охоту. Быстро переодевшись и снарядившись, бодрые и азартные мы с нетерпением ожидали егеря на " Уазике " с огромными колесами. Кроме того, для ночной охоты на кабана требуется оружие с ночным прицелом, а такое оружие имелось только у меня. Но по моей, неясной сейчас даже для меня, неорганизованности - мой ночной прицел стоял на ружье, а не на карабине. Александр Андреевич и Юрий Викторович взяли карабины с "ночниками" напрокат у принимающей стороны.
   Ждать егеря долго не пришлось, знакомство с арендованным оружием было недолгим, инструктаж так же был весьма краток. Нашим егерем сегодня был  Роман, мы с ним охотились и раньше, крепкий и оптимистичный, молодой по сравнению с нами человек, знающий множество охотничьих историй. И вот мы идем занимать места в машине, что оказалось очень непросто - ведь мы одеты в теплые зимние костюмы, а транспорт наш из-за очень больших колес, сильно возвышается над землёй. После непродолжительной возни, размещаемся в тесном пространстве нашего транспорта, и с трудом закрываем задние двери, по причине нашей объемной одежды. Вперед -   навстречу приключениям в зимний, промокший лес!
   По дороге продолжается инструктаж под всевозможные шутки - кого можно стрелять, а кого не стоит, и сколько это будет стоить. Вспоминаем разные истории – правдоподобные и не очень, настроение у всех приподнятое. Едем мы довольно долго по дороге из размокшего снега и грязи, под недоброе завывание мокрого ветра. Первыми высаживаем Юрия Викторовича с братом, вооруженных одним арендованным карабином на двоих. Со слов егеря, к этой вышке регулярно выходят две свиноматки с двадцатью поросятами.
   Мы же с Александром Андреевичем и егерем едем дальше, в сгущающиеся сумерки. Вскоре мы выезжаем на берег небольшой речки, вода которой, течет поверх льда бурным потоком, и вид её вызывает некоторую тревогу. Но егерь нас успокаивает, предлагая в случае ухода под лёд машины, сильно не волноваться, так как до дна мы доберёмся быстро, мне будет по шею, а Александру Андреевичу - до макушки. Мы крепко держим своё оружие и готовы выпрыгнуть из машины, как только лед под нами затрещит, однако, переправа проходит благополучно.
   На противоположном берегу нас ожидает необычное зрелище, на остатках снега видны два лосиных копыта и клочья шерсти.  По подсчетам Романа, в пиршестве участвовало семеро волков, которые направились в том же направлении, куда лежит и наш путь. Это, вместе с мелким дождем и сильнейшим ветром, сильно уменьшало наши шансы на удачную охоту.
  Охота на кабана зимой весьма незамысловата. Сидишь на вышке, недалеко от которой рассыпан корм, обычно это зерно, которое подсыпают регулярно, для привлечения свинского населения леса, так как зимой под снегом находить пропитание сложно.   Стрелять можно в кабана или сеголетка, поросёнка не достигшего года, а самок стрелять запрещено, зверь должен размножаться, поэтому штрафы за свиней существенные.  Задача охотника заключается в том, что надо дождаться прихода дичи, не испугать лесных обитателей ни звуком, ни запахом, и произвести точный выстрел. Одежду принято выдерживать несколько дней на свежем воздухе, чтобы она не наполнила ароматами жизнедеятельности своего хозяина окружающее пространство. Перед охотой не желательно угощаться копчёностями и кофе, да и алкоголь может отпугнуть дичь. Охотники, верящие в приметы, не бреются и не едят мяса того зверя, на которого будут охотиться.
  Сумерки под январским дождём наступают быстро, и к вышке мы подъезжаем почти в полной темноте. К моему огорчению, прикормка насыпана в 90 метрах от вышки, вместо привычных 25-50. Из ружья, да ещё при сильном боковом ветре, попасть в цель не совсем просто, учитывая, что и стрелять проходится редко, и глаз уже не тот, что раньше был.
  Роман повёз Александра Андреевича дальше, на следующее место засады, предупредив, что с вышки не спускаться ни при каких обстоятельствах, пока он не подъедет. Связь с ним держать по рации, кнопочки на которой в темноте совсем не заметны.
  Я не спеша зарядил ружьё, проверил прицел, и приготовился к длительному ожиданию. Окно на вышке было не маленькое и не скрипучее, я потренировался открывать его без шума. Вышка, видимо, сооружена была недавно, но от сильного ветра не спасала, пришлось надвинуть поглубже шапку и заправить перчатки в рукава. Дождик продолжал моросить, и снег лежал уже не сплошным покровом, местами земля оголилась, и неприятно чернела.
  В такие моменты, обычно, обостряется слух и зрение, а также улучшается обоняние. Я сидел, вглядываясь в темноту и прислушиваясь к завываниям ветра. Вскоре появился запах прелой шерсти или мокрого ковра, что никак не могло свидетельствовать о близости моей дичи. У кабана шерсть редкая, и запах от него бывает настолько резкий и не приятный, смесь пота и мочи. Это был совсем другой запах, подумалось - мокрыми волчьими шкурами. Сразу промелькнула мысль, кто здесь охотник, а кто дичь? Но успокоился почти сразу, вышка поднята метра на четыре от земли, дверь заперта, ступени крутые. Жалко только, если это волки подошли, то о хрюшках можно забыть. Чужой дух улетучился вместе с ветром, его принёсшим, и я продолжил всматриваться в темноту.
  Примерно через час ветер сделал своё дело - разогнал все тучи, и немного успокоился. Так как освещения не было вокруг никакого, небо казалось совершенно чёрным, а бесконечное число звёзд украшало его по-праздничному. Завершала великолепный вид почти полная луна, появившаяся над грустными березами. Окрестности, перед моей вышкой осветились луной, и уже можно было не напрягать глаза свои, поляна перед вышкой просматривалась отлично.
  Так прошёл ещё, примерно, час, на поляну смотреть наскучило, и я начал разглядывать звезды. Астроном я оказался не очень грамотный, но некоторые созвездия вспомнил, а когда закончились мои познания в звёздах, я стал их просто разглядывать. Вдруг появилось тревожное чувство, что я на этой поляне не один, и даже послышались какие-то звуки. Опустив, с беспокойством, свой взгляд с завораживающего неба на грустную землю, я чуть не вскрикнул от радости. На поляне стоял здоровый кабан, левым боком ко мне, и старательно поедал насыпанное зерно, поднимая свою морду к верху. Что это был кабан, а не свинья, сомнений не было, свинья могла выйти одна на прикорм, но есть без своих поросят вряд ли стала бы. Да и длина рыла свидетельствовала о своём хозяине, правда, клыков не было видно даже при луне.
  Кабан стоял передо мной как в тире, четко повернувшись боком, силуэт его хорошо был освещён луной. Он торопливо хватал корм, поднимал вверх своё рыло и весело чавкал. Я осторожно открыл окно, выставил в него ружьё, включил прицел и начал готовиться к выстрелу. Хряк в это время немного отошёл, и повернулся ко мне передом. Ругая себя за то, что взял с собой ружьё, а не карабин, сомневаясь в качестве патронов и точности пристрелки прицела, я не сводил взгляда через оптику со зверя, размышляя стрелять или нет. Кабан тем временем начал крутить головой и переступать с места, на место, он явно нервничал, возможно почуял мое присутствие. Объяснить в охотничьем хозяйстве свой отказ от выстрела будет трудно, зверь стоял там, где положено, предложить поделить стоимость отказа от выстрела с друзьями как-то не хорошо, и я понимаю, что стрелять придется. Начинаю терять спокойствие вместе с кабаном, он топчется на одном месте и вертит головой, а я с нетерпением жду, когда он подставит мне свой бок. Раздался негромкий выстрел, на большом удалении, вероятно, с вышки Юрия Викторовича. Мой кабан перестал жевать, начал прислушиваться и немного повернулся, к моему сожалению не так, как вначале нашей встречи, но я уже решил не ждать, светящаяся точка на перекрестье прицела легла точно под левую лопатку.
  Выстрел прогремел очень громко, показалось, что даже звезды вздрогнули и немного померкли. Я с надеждой стал осматривать место, где только что был мой кабан. Его нигде не было видно, прицел от отдачи выключился, пришлось снова его подключать, и я стал тревожно осматривать поляну в прицел, поляна была пуста. Мысли кружились в моей голове, но ни одна из них не подсказывала, где может быть кабан. У меня пока не было сомнений в том, что я в него попал. Рация молчала, видимо, Роман не услышал моего выстрела. Я решил нарушить его запрет - не спускаться без него на землю, и проверив ружьё, расстегнув ножны с охотничьим ножом, стал медленно спускаться с вышки. Снежок под ногами хрустел, после дождя мороз успел сделать своё дело. Озираясь по сторонам, я прошёл сотню метров до места, где было рассыпано зерно, вокруг никого, я один стою под ярким небосводом. Осматриваю место кормежки, не подходя совсем близко, чтобы не затоптать следы и кровь, которых совсем нет. Он мог стоять на мерзлой земле и не оставить следов, но ведь он подходил и убежал не по воздуху. Влево от места кормежки не было ни единого следа, кабан стоял мордой в эту сторону, и должен был убегать после выстрела именно сюда. Не могло же мне все это померещиться, или могло? Справа след был, он вёл от кустов на поляну с прикормом, но снег был после дождя настолько рыхлый, что понять свежий след или нет я не мог.
  Вызываю по рации егеря и сообщаю, что стрелял, но следов нет. Минут десять, до приезда егеря, пытаюсь убедить себя в том, что кабан приходил, но я промахнулся и я не могу понять куда он подевался. Но рассудок мой не хочет с этим мириться, подсказывает свои версии, уснул и приснилось, или это был мираж.
  Роман подъехал на высоком уазике и начал расспрашивать меня:
-Откуда зверь приходил?
- Я не видел, разглядывал в это время звезды;
- Сколько по времени он ел, и куда рванул?
- Трудно сказать, минут около пяти, а может и больше. Куда он побежал я не заметил, после выстрела прицел отключился, может его и вовсе не было?
- А Вы за обедом много выпили?
  И тут нашёлся след, кабан не вперёд побежал, а прыгнул назад на несколько метров, и большими прыжками направился к лесу. Крови вдоль следа не было, я подумал, хоть в этом повезло, не надо будет бегать ночью по лесу или платить за подранка. Метров через двести нашлась кровь, кабан полежал на боку и оставил лужицу крови. Роман сделал заключение, что рана серьезная, пуля попала в брюхо, потому, что кровь темная. Мы пошли дальше по следу, ещё метров через сто нашли лежку с кровью, пошли дальше, но тут егерь решил вернуться к машине. У нас было одно ружьё на двоих, ещё и с ночным прицелом, при необходимости быстро прицелиться из него не получилось бы. И кабана лучше было не тревожить, чтобы он лёг и истёк кровью, иначе может далеко уйти. Я остался ждать у вышки, а Роман поехал за Александром Андреевичем с его карабином.
  Не прошло и пол часа как нас стало больше на одного охотника, а оружия стало больше в два раза. Прослушав инструктаж Романа, что при встрече с кабаном надо отпрыгивать в сторону, а не убегать, потому что, кабан бежит только прямо, не разбирая дороги, мы отважно двинулись вдоль кабаньего следа. Сердце мое колотилось от предчувствия скорой развязки, в голове мысли перемешивались с предположениями и воспоминаниями. Мы прошли расстояние около километра довольно быстро, лес был не густой, но попадалось много кустарников, и снега в лесу было до середины голени. Кроме уже виденных ранее лёжек, попалась ещё одна, с большим количеством крови, а скоро мы увидели и самого зверя. Он лежал, уткнувшись мордой в небольшой куст, и при нашем приближении не встал, а грозно зарычал или захрюкал, нас разделяло десять-пятнадцать метров.  По моему телу пробежала легкая дрожь, от волнения или от жалости к раненому зверю. Добивать кабана предстояло мне, хотя можно было переложить эту обязанность на Романа, но не хотелось окончательно портить мнение о своих охотничьих способностях в глазах друзей. Неожиданно свои услуги предложил Александр Андреевич, но я решил не мучать зверя и поберечь сердце Андреевича, у него недавно была операция на нем. Прицелившись, я выстрелил хряку в голову, чтобы не портить мясо кровоподтеком от пули двенадцатого калибра, как мне показалось, пуля отскочила от его головы, а сам он зарычал ещё громче. Пришлось стрелять ещё раз, на этот раз я целился в шею, после выстрела зверь затих.
  Мы подождали ещё немного, и стали размышлять как эту тушу доставить до машины, расстояние до которой было не маленьким. На удивление от моей добычи не было неприятного запаха, казалось, что он недавно вымылся. Роман предложил нам повернуть кабана за лапы на бок, а сам распорол живот и выпустил внутренности, от чего вес уменьшился, но не сильно. Александру Андреевичу поднимать тяжести категорически запрещено, поэтому он взялся нести оружие и освещать фонарем дорогу. Тащить за задние лапы было очень тяжело, жесткая щетина на спине кабанчика мешала скольжению. Перемещать, взявшись за передние лапы оказалось ещё хуже, свисающая голова упиралась пятаком в снег и закапываясь в него сильно тормозила.  После недолгого раздумья, Роман сделал двойные надрезы на шее нашей ноши так, что можно было просунуть руку под шкуру и взяться за нее как за ручку чемодана. До поляны, было около километра, но с обходом деревьев и прохождением через кусты, наш маршрут показался мне бесконечным. Ноша, весом около полутора сотен килограммов, казалась неслыханной тяжестью. Когда же мы, с остановками на отдых, добрались до места, куда можно было подогнать машину, я был весь мокрый от пота, вся нижняя одежда напиталась моими соками и потяжелела. Думаю, что теперь ни одна хрюшка не подошла бы к моей вышке на выстрел, из-за распространяемого мной аромата. Вспомнились слова одного егеря " дичь должна пахнуть потом, охотника".
  Роман, покачиваясь, направился к машине, мы же с Александром Андреевичем размышляли, как этот груз поднять на высокий борт нашего автомобиля. Когда транспорт был подогнан Романом, стало вполне очевидно, что ничего кроме грубой физической силы нам не поможет, а её осталось совсем не много. Нам с егерем не удалось даже оторвать тушу целиком от земли, пришлось принимать участие в погрузке и Александру Андреевичу. Через какое-то время, кряхтя и ругаясь, нам удалось поднять на борт нашу добычу. Радости от добычи большого кабана я не чувствовал, мои руки и ноги дрожали от перенапряжения, это ощущение сильно отличалось от усталости после работы в кабинете за офисным столом.
  На обратном пути веселого разговора не получалось, видимо, каждый пытался разобраться в своих ощущениях. Александр Андреевич пожаловался на ноющее сердце, и очередное, не удачное для него, ожидание добычи. Роман, похоже, решал - когда разделывать кабана, сразу по приезду или утром. Я был доволен результатом охоты, но так устал, что даже не мог эмоционально выразить свои впечатления. Через речку проехали опять успешно, воды на льду было уже меньше, и вскоре мы очутились возле вышки, на которой сидели Юрий Викторович с братом. Они поведали, что приходило две свиноматки и около двадцати поросят, одного из них они и подстрелили. Точнее сказать, стрелял Юрий Викторович, как более азартный брат.
  Вернувшись в охотничье хозяйство, поблагодарили нашего егеря Романа за успешную охоту, и не стали возражать против того, что он разделает добычу утром. Нас же уже ожидал поздний и очень обильный ужин. Не тратя времени на переодевания и душ, мы усталые, но довольные результатами поездки устремились к столу. Но довольными были не все, Александр Андреевич был хмур и смотрел на все тяжелым и недовольным взглядом. Он всегда очень переживал за свои неудачи, и справиться со своими негативными эмоциями у него не получалось продолжительное время.
   В прошлом году, при загонной охоте на лося, на него вышла семья из четырёх особей, он несколько раз выстрелил, и подранил отца семейства. Пустившись в преследование самостоятельно, без собак и егерей, Александр Андреевич пропал на час с лишним, телефоны на Смоленских болотах были без полезны, и мы уже собирались идти его искать. Но тут он появился сильно растерянный, совершенно мокрый, в расстёгнутой верхней одежде, тельняшка вся в мелкой болотной траве, и без добычи. И без его рассказа было понятно, что лоси ушли от него, а сам он чуть не утонул в болоте, увлёкшись погоней. По календарю уже заканчивался октябрь, но погода на Смоленской земле стояла тёплая. Что бы согреть и успокоить Александра Андреевича тогда, было израсходовано большое количество водки. На этот раз дело осложнялось тем, что после погрузки кабана в машину, у Андреевича ныло сердце. Не принимая участия в эмоциональной беседе за столом, выпив всего три рюмочки водки, попрощавшись, он направился в свой номер отдыхать. Оставшись в твоём, выпивая и закусывая, мы вспомнили все подробности сегодняшней охоты, обсудили резкую перемену погоды и обстановку на Украине. Юрий Викторович - голубоглазый, энергичный крепыш, немного за пятьдесят пять, поведал как он долго не мог решиться на выстрел, так как два десятка хрюшек угощались зерном стоя большой, плотной толпой, можно было ранить сразу нескольких поросят. Смущало большое расстояние до цели, чужой арендованный карабин и дыхание в затылок родного брата. Но выстрел получился идеальный, когда от общего стада отделился поросёнок, выпущенная Юрием Викторовичем пуля угодила ему прямо в глаз.
  К утру самочувствие Александра Андреевича пришло в норму, он победил всех нас по очереди на бильярде, сказалась большая практика в армейских командировках. За обильным завтраком подробно изложил содержание своих сновидений, и предложил следующую поездку организовать в Смоленскую область в самое ближайшее время. Идея Андреевича не нашла поддержки в наших рядах, мы с Юрием Викторовичем были очень сыты, и не были уверены, что для свежей дичи найдётся место в домашних морозильниках. А Московская зимняя погода не позволяла хранить добычу на улице.
   Совсем скоро пришел Роман и сообщил, что вся дичь разделана и разложена на три одинаковых кучки. Нам оставалось только загрузить нашу добычу в машины и пожелать друг другу счастливого пути. Но уезжать не хотелось, поездка оказалась короткой и запоминающейся, погода заметно улучшилась, пошел мягкий снежок. Можно было остаться еще и поохотиться на оленей, но охотиться егерь предлагал в вольере, а это больше напоминает стрельбу в тире, чем азартную охоту. Поэтому мы решили разъехаться по домам, что бы вновь собраться в ближайшее время, хотя вновь собраться  могло получиться и не скоро, а лишь в следующем охотничьем сезоне.
 
 
 


Рецензии