Рембрандт - великий художник и великий труженик-5

ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА

В этот плодотворный период своей жизни Рембрандт написал ряд своих шедевров. В 1638 году была окончена последняя картина из цикла «СТРАСТИ ХРИСТОВЫ». Цикл  из пяти картин был  заказан принцем Оранским, штатгальтером Северных Нидерландов. Картины предназначались не для церкви, а для собственного дома заказчика или для его картинной галереи. Рембрандт работал над циклом несколько лет.

Картина «ВОЗДВИЖЕНИЕ КРЕСТА» (1633-38, МЮНХЕН, СТ. ПИНАКОТЕКА).

   В противоположность послужившему образцом «Воздвижению креста» Рубенса (1610-11, Антверпенский собор), где сцена построена на бурном движении сильных мускулистых тел, Рембрандт создает уравновешенную, располагающую к размышлению картину; благодаря взглядам и жестам действующих лиц, она обращена непосредственно к зрителю.

   В образе человека в голубом в центре композиции Рембрандт вводит в действие самого себя. Таким образом, он как бы «осовременивает» сцену, которую интерпретирует как событие, происходящее на глазах у современников.

   Картина «СНЯТИЕ С КРЕСТА»(1632-33, МЮНХЕН, СТ. ПИНАКОТЕКА). Темная ночь спустилась на Голгофу. Вдали едва виднеются стены и купола Иерусалима. У креста - последователи Иисуса, все простые, бедные люди в грубых одеждах. На земле дорогой покров, приготовленный для принятия божественного учителя. Тело Спасителя бессильно скользит по полотну, бережно поддерживаемое учениками. Сколько скорби  в этих лицах и позах. Полный контраст с ними представляет лицо человека в фантастической восточной одежде, стоящего у подножия креста, опираясь на большую трость. Он холодно и безучастно следит за происходящим. Это, вероятно, сановник Синедриона. Главная прелесть картины - ее освещение. Весь свет исходит от тела Христа и ровным, мягким потоком изливается на лица Его учеников. Взгляд невольно устремляется на главную группу.

  А это «ВОЗНЕСЕНИЕ ХРИСТА» (ОКОНЧЕНА В 1638, ТАМ ЖЕ). Воскресший после смерти Христос возносится на небо на глазах апостолов, в жестах которых художник изобразил самые различные движения души. Поразительна, как всегда у Рембрандта, трактовка библейского сюжета. Художник акцентирует человеческую природу Христа, что проявляется, в частности, в том, что он поднимается ввысь не самостоятельно, а на облаке с помощью ангелов. В лучезарную вечность от земных тягот и мрака устремляется не бесплотный дух, очищенный страданиями и смертью, а сияющий победитель, подобный античному герою.

   В это время Рембрандт много работал, работал он обычно быстро и никогда не терял время на безделье. Однажды один из его ревностных почитателей, бургомистр Ян Сикс увез Рембрандта на свою загородную дачу обедать. Но тут оказалось, что в доме нет горчицы. Пришлось послать слугу в соседнюю деревню. Ждать было скучно. Рембрандт, смеясь, чтобы смягчить ситуацию, предложил своему другу побиться об заклад, что он успеет до возвращения слуги начать и окончить гравюру. Взяв металлическую дощечку и резец, он подсел к окну и принялся за работу. Когда появился посланный слуга, пейзаж был готов.
Эта гравюра – теперь очень редкая и ценная известна под названием «МОСТ СИКСА». На первом плане мост через канал и группа деревьев, на воде несколько лодок. Гравюра сделана одними контурами, и, несмотря на полное отсутствие отделки, штрихи так смелы и верны, что получается вполне цельное впечатление.


Рецензии