Тепло и свет русских изразцов

(впечатления от выставки)

Яркие бутоны цветов, окаймленные замысловатыми завитками стеблей, птицы с оперением всех мыслимых оттенков, строгие витязи в старинных доспехах , угловатые башенки крепостей и  удивительные терема. Сначала можно подумать,  что вся эта красота,  находится в какой то волшебной стране. Забыто время , уже не важно какое сегодня число ,  год и век. Словно ты оказался в фантастической  вселенной, где время повернулось вспять…и только отпечатанные на принтере таблички рядом с экспонатами, помогают вернуться в реальный мир…
В Вятском Государственном университете, жители города Кирова (Вятки) смогли познакомиться  с таким уникальным явлением русской культуры, как искусство изразца. Выставка интересна тем, что проливает свет на почти забытый художественный промысел,  имеющий очень древние корни в нашей истории.
Изразцовое искусство и архитектурная керамика в России существует более десяти веков. Самые ранние русские изразцы относят к 10 веку — они являются ровесниками крещения Руси. Плитки были найдены в Киеве археологической экспедицией в 1907 году на месте раскопок княжеских палат конца 10 - начала 11 века.
Тогда изразцы активно применялись в декорировании богатых домов и были не только монохромными поливными, но и многоцветными — с росписями и рельефами. Традиция украшения зданий керамикой пришла на Русь из Византии, но при этом она обогатилась исконно славянскими сюжетами и орнаментами.
В выставочном зале , открывшем свои двери посетителям в марте 2017 года,   представлены глиняные плитки-изразцы 17-18 веков. Экспонаты попали на выставку из фондов археологической лаборатории ВятГУ,  это плоды многочисленных экспедиций и археологических раскопок на территории Вятского края , часть находок была сделана при раскопках Хлыновского кремля , до нашего времени не сохранившегося. Любопытно, что изразцы обнаруженные в Кировской области представляют собой своеобразную палитру разных стилей и направлений этого промысла, собранную со всей России.
Хотя преобладают в основном стили присущие северо-восточным регионам нашей страны.
Основным центром печного дела и изразцового искусства в России до середины XVII в. была Москва. Позднее – Ярославль, Троице-Сергиева Лавра, Суздаль, Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь, Балахна, Соликамск, Смоленск, Великий Устюг, Калуга  прославились своими изразцовыми мастерскими на всю страну. Здесь зарождались прогрессивные конструкции и новые архитектурные формы печей, разрабатывались технологии изготовления печных изразцов, строились кирпичные заводы и чугунолитейные фабрики, где изготавливались печные приборы.
В первую очередь искусство изразца связано с украшением печи. В нашем суровом климате печь-очаг занимала традиционно центральное место в жилом интерьере. 
Изразцы придавали печи живописность, праздничность и нарядность. Печные изразцы использовались не только для украшения. Они возникли как элементы конструкции. Румпа (пространство ограниченное бортиками с обратной стороны изразца) создавала воздушную прослойку между кирпичной кладкой печи и ее облицовкой, что позволяло, обогревать достаточно большое жилое пространство и удерживать тепло значительное время.
К сожалению,  изразцы в руки вятских археологов попадают чаще всего,  уже  разбитыми  в виде разрозненных фрагментов. Поэтому,  подготовка к выставке шла очень долго. Каждый изразец приходилось очищать от вековых наслоений грунта, и словно пазлы склеивать кусочек за кусочком. Большую помощь профессиональным реставраторам оказали студенты историки. В их задачу входила тщательная промывка находок, подбор осколков изразцов для склеивания и консервации. Кропотливая работа принесла свои результаты, среди экспонатов представленных на выставке есть уникальные керамические плитки со сценами подвигов Александра Македонского. Популярный в 17 веке сюжет назывался «Александрия».  Удивительно,  что подобные  светские сюжеты можно было встретить не только в княжеских палатах, но и у лиц духовного звания – епископов и настоятелей монастырей.
Массовое появление изразцов на вятской земле уже в 18 веке связано с интересной деталью преобразившей быт городского населения. Это появление «русской печи», она топилась «по белому» и дым не застилал помещение, уходил через трубу. Печь топившаяся «по черному»,  просто не имело смысла как то украшать,  все равно вся прелесть оказались бы скрытой под слоем сажи и копоти.
Неожиданной и приятной особенностью выставки в стенах ВятГУ стало то немаловажное для посетителей обстоятельство, что изразцы не отделены от взора заинтересованного человека холодным стеклом музейных витрин. Склоняясь над экспонатом,  ты словно чувствуешь исходящее от него тепло и свет,  излучаемый глазурью ярких, насыщенных оттенков.
В каждом изразце видна любовь наших предков к красоте и мастерство реставраторов вернувших к жизни эти прекрасные экземпляры.
Археологи отмечают, что на Вятке прослеживается большое влияние Устюжской школы – вплоть до стиля орнамента , цветов глазури и технологии изготовления изразцов. Вероятно,  вятские мастера ездили учиться в Великий Устюг , перенимали опыт и продолжали традиции северо-русской школы уже здесь на Вятке.
Великий Устюг, расположенный между Москвой и Архангельском был крупнейшим торговым центром, в котором перекрещивались торговые пути на запад в Европу, на восток в Сибирь и Китай и на юг в Персию.
Богатые купцы Великого Устюга создали свое производство изразцов, по образу и подобию строгановских, завезенных на Русский Север из Европы купцами Строгановыми. На перекрестке торговых путей встретились художественные традиции старой Руси, Западной Европы и Востока, оказавшие заметное влияние на творчество местных художников и ремесленников. Изразцами украшались в первую очередь Устюжские храмы. Здесь изразцы выступают уже в иной ипостаси – как элементы архитектурного облика зданий светских и церковных.
На севере Кировской области в поселке Лальск и сегодня стоит церковь,  фасад которой украшен устюжскими изразцами. Изразцы как архитектурная деталь храмового зодчества – особая страница истории этого промысла. Сегодня Лальск это поселок городского типа в Лузском районе на северо-востоке Кировской области. Расположен на реке Лала — притоке Лузы (бассейн Северной Двины). Основан в 1570 году новгородцами, бежавшими от погрома, учиненного в Новгороде Великом Иваном Васильевичем Грозным, в результате которого погибло множество жителей Новгорода, а сам город навсегда перешел в подчинение Москве. Вариантов , где закрепиться беглецам, было не так много, большая часть бывших новгородских земель уже принадлежала Москве, так что новгородцы, обойдя стороной Великий Устюг, основали погост в относительно глухом месте на берегу реки Лалы. Выбор места оказался на редкость удачным и довольно скоро город оказался на пересечении торговых путей, ведущих на запад в Москву через Устюг, на север в Сольвычегодск, на юг в Хлынов (Вятку), и на восток — в Сибирь и даже Китай. В 17 и 18 веках Лальск — богатый купеческий город.
Интересен соборный комплекс храмов в  Лальске. Он включает в себя три рядом стоящих церкви. Воскресенский собор (1698 — 1716), пятиглавая Благовещенская церковь (1732-1762) эти храмы украшены,  рядами устюжских изразцов и белокаменной резьбой, над всем ансамблем возвышается заметная издалека,  соборная колокольня (1743 г. постройки). Похожие изразцы можно было увидеть и на выставке в Вятском госуниверситете – к сожалению,  далеко не все храмы божьи, украшенные изразцами с цветочными орнаментами и изображением райских птиц, сохранились до наших дней. Многие были разрушены или пришли в запустение, обветшали, а изразцы находимые сегодня среди  кирпичного боя и осыпавшихся фресок – все еще напоминают о роли купеческого сословия в деле строительства и украшения храмов  северо-востока России.
Изразцы находка очень интересная – они о многом могут рассказать. Как и находка древней монеты,  изразец, может рассказать о том с какими городами или заморскими землями торговали обитатели этой местности. Об их культуре и достатке. Особенно о достатке ,  ведь украшать печь изразцами могли только очень состоятельные, богатые люди. Находки изразцов могут быть своеобразными историческими «маяками», обозначающими местонахождение торгового и экономического центра, крупного населенного пункта. Как показывает пример Лальска,  сегодня это может быть поселок вдалеке от торговых путей, являющийся одним из удаленных от областного центра районных центров. При этом  Лальск , до революции славился богатыми купеческими родами и был значимым уездным городом Вологодской губернии. Жили там очень состоятельные и предприимчивые люди. Из Китая в Лальск доставляли чай, фарфоровую посуду, жемчуг и шелковые ткани, из Сибири шкурки пушных зверей, из Архангельска рыбу, деревянное масло, сукно, олово, вино рейнское, из Вятки — хлеб. Местными товарами были лен пряденый, холсты, крашенина, пестрядь, брань (полотно, тканое узором).
Среди лальчан были известные путешественники. Лальский купец «гостинной сотни», Иван Прокофьевич Саватеев трижды по государеву указу водил торговые караваны через Сибирь в Китай. Афанасий Чебаевский -, снарядил для «морского вояжу» бот «Святой Улиан» из Нижне-Камчатского устья к Америке. В тот «вояж» (1758-1762 гг.) были открыты два острова Алеутской гряды. 
В 1829 году в Лальске была открыта бумажная фабрика – продукция,  которой считалась одной из самых лучших в Российской империи.
Сегодня о былом экономическом рассвете напоминают лишь храмы,  украшенные  изразцами, да обломки печных изразцов нередко находимые в земле при вскапывании огородов и вспашке полей.
Изразцы – маркер экономически развитой и богатой территории, богатого города или зажиточного села. И если на пустующей ныне земле обнаружены,  пусть маленькие, но  осколки керамических украшений с остатками глазури и орнамента, то не исключено, что совсем рядом  могут быть  скрытые в «земельный банк» купеческие кубышки или «ухоронки» таровитых крестьян.
На выставке старинных изразцов в ВятГУ, конечно, не могли обойти стороной и такую интересную тему – как клады. Печь всегда в вопросе накоплений и кладов была не на последнем месте. Известны случаи находок золотых монет припрятанных в кирпичной кладке печи или в ее фундаменте. А как же дело обстоит с изразцами ?
К началу 20 века изразцы начинают производить в промышленных масштабах. Их облик становится более упрощенным и унифицированным, реже появляется орнамент, цвета  преобладают светло-синих оттенков и белый. В годы гражданской войны изразцы могли служить тайниками для хранения офицерских погон, орденов и оружия – вынутый из общего строя изразец позволял заключить в его румпу (воздушную подушку) предметы которые их владелец хотел скрыть до времени. В ряду похожих один на один изразцов с гладкой глазурью – место тайника определить было бы очень трудно. Возможно, и до сего времени изразцы все еще хранят заключенные в них тайны сурового 20 столетия.
Мое внимание как посетителя выставки привлек изразец 18 века – сегодня это настоящая редкость. Его конструкция и в наше время поражает своей продуманностью – инженерная мысль присутствует в каждом элементе. Об такой изразец даже при жарко натопленной печи не обожжешься – воздушная подушка создает замедление теплоотдачи и печь тепло отдает с бережением, постепенно. Наверное, подобные изразцы сегодня назвали бы «энергосберегающими».
Когда я с разрешения экскурсовода взял экспонат в руки и перевернул что бы рассмотреть устройство румпы - экскурсовод сказал – а вы знаете, что иногда, изразцы могли служить своеобразными «сейфами» для сокрытия кладов? О том,  что в печи можно укрыть клад я знал. Но то что монеты закапывали,  уложив их в подобный изразец – об этом я слышал впервые! Вот что поведал нам куратор выставки: «В январе 1969 года в Московском Кремле на месте древней Спасской улицы велись строительные работы. Под бутовым фундаментом старинной колонны, где были обнаружены остатки  здания, нашли клад. Фасад строения был когда-то облицован изразцами из обожженной глины. В одном из изразцов и оказался клад. Старинный изразец, был очень похож на тот,  что вы видите на выставке,  на лицевой стороне  растительный орнамент, с другой стороны, углубление с бортиками, напоминающее коробку. Такого вместилища для кладов нумизматам встречать еще не приходилось. В кладе было обнаружено 1239 серебряных копеек - сумма очень значительная для того времени…»
Позже я нашел упоминание об этом «кладе в изразце» в книге «Московские клады» авторы А.Векслер, А. Мельникова М.1988 год. Оказывается,  этот клад,  сокрытый в изразце был свидетелем трагических событий в Московском Кремле, когда там правил боярин Василий Шуйский (1606 -1610). Клад удалось довольно точно датировать с помощью новгородской копейки с датой «Р Д I». В переводе  даты с буквенного обозначения, как это было принято в Древней Руси, на современное получим число 114. Это число надо читать как 7114 лет «от сотворения мира». Для перевода в современное летоисчисление вычтем цифру 5508 и получим дату 1606 год! Другие монеты клада относятся к самым ранним типам монет правления  Василия Ивановича Шуйского,  появившимся в самом начале его правления. И не выходят за рамки датировки монеты чеканенной в Новгороде. Поэтому точность даты сокрытия клада не вызывает сомнений. В это время Москву осаждало войско восставших крестьян и холопов под руководством Ивана Болотникова.
Восстание,  начавшееся летом 1606 года,  вскоре переросло в крестьянскую войну, охватившую почти всю страну. После победы над войсками Шуйского под Кромами и Ельцом Болотников направился к Москве. Шуйскому ничего не оставалось кроме как «Град Москву затвориша и крепко утвердиша». Осада Москвы восставшими продолжалась с октября по декабрь 1606 года. Восстанием тогда были охвачены почти все южные и юго-западные города Русского государства. Поволжье, земли между Нижним Новгородом и Казанью. Волнения  захватили Вятку, Пермь, Псков и Астрахань. Легко представить состояние приближенных Шуйского при известии о том , что 28 октября Болотников соединился с войсками другого предводителя восстания Истомой Пашковым и встал лагерем под селом Коломенским. Этот факт посеял страх и неуверенность среди бояр и служивых людей. Жители города готовились к худшему – грабежам и пожарам. Кто как мог,  старались сохранить свои деньги, припрятать в ожидании «черного дня» свои скудные или напротив богатые сбережения.
Историкам удалось узнать,  что хозяин «клада в изразце», был городовой служилый человек,  дворянин, прибывший по призыву царя на службу в Москву из другого города. Эти деньги 12 рублей 3 гривны и 3 алтына были его жалованьем. Он поспешил запрятать свои сбережения, что бы потом забрать их или перепрятать чуть позже.  Судя по всему клад был закопан в спешке. Хозяину денег не было времени идти на рынок, чтобы приобрести добротную «кубышку»,  которые в изобилии делали и продавали гончары специально для длительного хранения денег. И неизвестный нам дворянин, решил для этого временно использовать изразец. Нашел слабо закрепленную плитку – вынул ее из стены, и засыпав монеты в румпу, закопал в земле, закопать глубоко тоже не удалось , так как к тому времени почва уже порядочно промерзла.  По всей видимости, служивый погиб во время военных действий в борьбе с восставшими. Воспользоваться деньгами ни ему, ни кому-либо из его современников так и не пришлось. В битве под Троицким 25 октября 1606 года  городовой дворянин был убит.  Деньги пролежали без движения триста шестьдесят три года, пока не попали в руки нумизматов.
 На сегодня это единственный известный в истории России случай,  когда изразец использовался как емкость для хранения монетного клада.
Посещение выставки изразцов – открыло еще одно скрытое на первый взгляд, предназначение этого немаловажного явления в нашей культуре и истории. Печь, будучи центром дома, сосредоточением  традиций и народных преданий (вспомним Илью Муромца до 33 лет не сходившего с печи) , всегда как магнитом притягивала своим теплом и таинственными бликами огня детей живущих в доме. Украшенная изразцами с изображением дивных животных, сказочных замков и подвигов мифологических героев , в эпоху когда книга была большой редкостью, печь в доме могла быть не только источником тепла ! Если семья вечером коротала время у печки, то сюжеты изразцов были своеобразным учебником, занятной книжицей,  из обожженной глины. Сейчас исследователи говорят о том,  что изразцы   можно назвать комиксами того времени. Дети подолгу рассматривали дивные картинки, старшие им объясняли,  что здесь изображено, и у  детей складывалась картина мира, пусть и скромными  средствами, которые тогда были доступны,  но они получали запоминающиеся зрительные образы. В эпоху, когда не было телевидения и всезнающего интернета,   это немаловажный фактор развития детского воображения и фантазии. Сколько же знаменитых  художников избрали свою творческую стезю,  разглядывая в детстве яркие картинки на изразцах,  мы можем только догадываться! А ведь это прямое влияние казалось бы обычного декоративного промысла на развитие большого искусства известного сегодня всему миру!
Историки и искусствоведы отмечают интересную деталь – за столетия внешний вид и конструкция изразца не претерпели существенных изменений. Это очень консервативное ремесло. Современные производители изразцов продолжают традиции прошлого, и изготовленный в 21 веке изразец будет смотреться так же,  как смотрелся  бы новенький изразец в княжеских палатах или купеческих хоромах триста лет назад. Отрадно,  что история русского изразца продолжается. А вот сколько тайн хранят  еще не найденные изразцы и какие сокровища могут в себе скрывать – «сия тайна за семью печатями»!
Алексей Фоминых 03.06.2017 г.







 


Рецензии