Рембрандт - великий художник и великий труженик-6

ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА
Уверенным в своих силах предстает перед нами Рембрандт на автопортрете 1640 года. Год назад он как раз выиграл процесс против родственников Саскии, обвинявших его в расточительстве.
   В эти годы своего творчества Рембрандт написал целый ряд картин на темы из Ветхого  Завета. Истории Авраама, Самсона, Иакова, Валтасара и другие по очереди дают пищу его вдохновению. Этим произведениям свойственны еще подчеркнутый драматизм, стремление к нарочитой эффектности. В гамме человеческих чувств художника больше привлекают аффекты – боль, испуг, изумление, - чем глубокие переживания. Художественный язык еще повышенно патетичен. Наиболее сильны эти черты в больших по формату, крупнофигурных композициях.

   Рассмотрим картину «ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ АВРААМА»(1635, С.- ПЕТЕРБУРГ, ЭРМИТАЖ). В это время Рембрандт испытывает влияние итальянского барокко (хотя, к слову сказать, Рембрандт никогда не был в Италии) и это полотно одно из лучших, исполненных в этом плане. Согласно библейской легенде, Аврааму во сне явился Бог и потребовал, чтобы в доказательство своей веры он принес в жертву сына. Но, когда Авраам уже был готов пойти на эту кровавую жертву ангел, посланный Богом, остановил его и сказал, что это была лишь проверка его преданности вере.
   Сын Авраама Исаак изображен связанным.Все происходящее трактуется художником и воспринимается как акт насилия. Так Рембрандт выступает против фанатизма и жестокости. В «Ж.А.» художник избирает кульминационный момент: занесен нож, в стремительном порыве спускается ангел, хватает руку Авраама, оружие падает.
   Композиция строится на диагоналях, чтобы подчеркнуть динамику. Резкие контрасты теней и света, расположение фигур в три «этажа», выдвижение фигур на зрителя и «прорывы» пространства в глубину - это излюбленные приемы мастеров барокко.

   Рассмотрим также картину «ОСЛЕПЛЕНИЕ САМСОНА» (1636,ФРАНКФУРТ, ШТЕДЕЛЕВСКИЙ ИНСТИТУТ). Сюжет картины тоже взят из Библии. Богатырь Самсон попал в руки врагов из-за коварства своей возлюбленной Далилы. Враги ослепляют Самсона. Выбран наиболее драматический эпизод. Он подчеркивает островолнующие, жестокие моменты. Ярким светом выделено сведенное судорогой боли тело Самсона, которому вонзают в глаз кинжал. Картина полна бурной динамики.
   В стремительном  размахе сталкиваются движения – убегающей Далилы и воина с пикой. Сложное распределение освещения и композиционное построение способствуют впечатлению повышенной экспрессии.

   Перед нами еще один ветхозаветный сюжет - «ПИР ВАЛТАСАРА»(1635, ЛОНДОН, НАЦ. ГАЛЕРЕЯ). Валтасар, вавилонский царь (6-ой век до н.э.) и сын Навуходоносора, пирует со своими придворными, женами и наложницами. Золотые и серебряные сосуды украдены из храма Соломона в Иерусалиме. Из них они пили во славу своих языческих богов. В самый разгар пира появляется мистическая кисть руки, которая начертала на стене дворца таинственные слова: «Мене, Мене, Текел, Упорсин». Царь пришел в ужас, и он послал за пророком Даниилом, который был его советником.   
 Даниил открыл ему, что слова эти предвещают падение Вавилонского царства и смерть царя («Бог  посчитал твое богатство, взвесил и разделил»).
   Художники барокко и позднее салонные художники любили изображать во всем блеске варварскую роскошь пиршества с золотыми и серебряными сосудами и женщин, лица которых выражают ужас. Этот библейский миф был настолько популярен, что нашел отражение даже в известной революционной песне «Вы жертвою пали», где есть строки:
                « А деспот пирует в роскошном дворце,
                Тревогу вином заливая,
                Но грозные буквы давно на стене
                Чертит уж рука роковая.»


Рецензии