Рембрандт - великий художник и великий труженик-7
ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА
В восточной части Амстердама, на так называемой Юденбрейдстрат (Широкая еврейская улица), до сих пор сохранился старый дом из кирпича и тесаного камня. На каменной плите высечено число «1606» (год постройки дома). Здание трехэтажное, если не считать подвальных помещений. В каждом этаже по четыре окна.
Рембрандт встретил 40-годы 17 века хозяином этого роскошного особняка, вместившего собрание картин, уникальные коллекции драгоценностей, восточных тканей, старинного оружия и пр. диковин. В мае 1639 года Рембрандт купил этот дом в рассрочку на 6 лет за 13000 флоринов.
Как всякий живописец, Рембрандт должен был окружать себя красивой обстановкой. Но, помимо всего, собирание редкостей и предметов искусства было для него потребностью, органической необходимостью. Этот сын лейденского мельника, которого его некоторые биографы старались выставить черствым скупцом, человеком ограниченным, который интересовался якобы только своими работами, на самом деле находил время и деньги на покупку произведений художников всех школ. Он изучал и высоко ценил и Микеланджело, и Рафаэля, и других итальянцев; нечего и говорить о том, насколько он высоко ставил работы Дюрера, Гольбейна и других немецких и нидерландских мастеров.
Перед нами вновь автопортрет Рембрандта 1640 года. Он изобразил себя аристократом в дорогих одеждах. Рукой опирается на перила. В картине чудесное ровное освещение.
К этому портрету художника подвигнула работа Рафаэля « Портрет Бальтасара Кастильйоне» из Лувра.
В семейной жизни супругов ван Рейн был большой, отравляющий ее пробел; особенно тяжело отзывался он в сердце молодой жены. Высокие комнаты их дома не оживлялись веселыми голосами и смехом детей. В первые 7 лет своего замужества Саския испытала только горе материнства. Из ее четырех детей трое, сын и две дочери, умерли в самом раннем возрасте; один только сын, родившийся в 1641 году - Титус пережил мать и стал отрадой и поддержкой старика – отца.
Прошло уже 10 лет с тех пор, как Рембрандт написал свою знаменитую «Анатомию доктора Тульпа».
И вот, Амстердамское общество стрелков обратилось к Рембрандту с просьбой написать большую картину – коллективный портрет для украшения здания, в котором происходили собрания общества. Рембрандт принялся за работу, но она шла медленно, в пререканиях и спорах с заказчиками. Один жаловался на отсутствие сходства, другой на то, что его лицо совсем в тени и т.д.
Перед нами типичный коллективный портрет того времени работы художника Николаса Пикеноя 1642 г., т.е. в год создания «Ночного дозора».
Ни одна из картин голландской школы не подвергалась стольким приключениям и превратностям судьбы, как величайшее произведение Рембрандта - так называемый «НОЧНОЙ ДОЗОР» (1642, АМСТЕРДАМ, РЕЙКСМУЗЕЙ). Название, мало подходящее к коллективному портрету общества стрелков,
ибо название, под которым традиционно известна эта картина Рембрандта - «ВЫСТУПЛЕНИЕ СТРЕЛКОВОЙ РОТЫ КАПИТАНА ФРАНСА БАННИНГА КОКА И ЛЕЙТЕНАНТА ВИЛЛЕМА ВАН РЁЙТЕНБЮРГА».
Название «Ночной дозор» ввели французы, которые в начале 18.века гораздо более интересовались произведениями Рембрандта и его последователей, чем сами голландцы. Они предполагали, что великий художник изобразил один из отрядов городской полиции, которые в 17.столетии каждую ночь объезжали Амстердам для охранения спокойствия и безопасности жителей.
Колорит картины так потемнел из-за неблагоприятной обстановки, в которой она находилась, и отсутствия всякого ухода, что такая ошибка была понятна.
Приблизительно до 1750 года картина висела в клубе стрелкового общества. Затем, когда общество распалось, ее перенесли в городскую ратушу, в большой зал. Затем об этом творении гения Рембрандта как будто вовсе забыли. Картина висела в плохом освещении, против камина; она подвергалась порче и от дыма, и от пыли.
Наконец, в середине 18.века, амстердамский городской совет решил реставрировать несколько картин ратуши, и поручил реставрацию живописцу ван Дейку, однофамильцу великого фламандского художника. Этот художник был поражен оригинальностью замысла и силой исполнения одного почерневшего и заброшенного полотна, висевшего между дверьми. Вскоре он понял, почему его так пленила именно эта картина: в уголке ее он нашел знаменитое «Fecit Rembrangt» (работал Рембрандт), подпись гениального ван Рейна. Мало-помалу чудная живопись стала выступать из под слоя копоти и грязи: реставратор узнал в ней прославленный французскими писателями «НОЧНОЙ ДОЗОР».
Но каково же было его удивление, когда окончив свою работу, он ясно увидел, что изображенная сцена происходит вовсе не ночью, а при ярком дневном освещении. Глаза каждого человека входящего с залитой ярким солнцем улицы в темноту какого-либо помещения, в первые минуты ощущают полный мрак; затем отдельные предметы начинают проясняться, пробивающиеся лучи света отражаются на подробностях обстановки, передавая всему увиденному рельефность. Именно в такой гамме тонов написан «Ночной дозор».
Художник изобразил начало дневных учений городских стрелков, они проводились ежедневно и кончались осенью торжественным парадом. Только что раздался сигнал для сбора – барабанщик даже не успел опустить палочек своего барабана. Стрелки не позируют для парадного портрета.
Они словно застигнуты врасплох. Вместо 16 заказчиков Рембрандт изобразил 34 фигуры.
В самом центре картины начальник отряда, бравый капитан Франс Баннинг Кок с булавой, - знаком своего достоинства. Он на ходу оживленно беседует с лейтенантом ван Рютенбергом. Золотистый свет, свойственный только кисти Рембрандта, весь сосредоточен на этих двух фигурах, освещенных так ярко, что от поднятой в пылу разговора руки полковника падает почти черная полоса тени на желтый кафтан собеседника.
Поток такого же света скользит по маленькой девочке, которая, вместе с двумя мальчиками, пробирается к лестнице. Эта детская группа полна юмора и грации; один из мальчуганов надел на голову огромный шлем и старается шагать как взрослый; девочка – дитя народа оглянулась на зрителей и плутовски, заразительно весело смеется. Лучи « рембрандтовского» солнца, играя на ее белокурых распущенных волосах, на пестрых разводах ее небогатого ситцевого платья, придают ей какой-то праздничный, сказочный характер. Впрочем, присутствие этой девочки в коллективном портрете стрелков является совершенной загадкой.
Летом 1642 года картина, стоившая своему творцу стольких трудов, была окончена и унесена из мастерской на Юденбрейдстрат. Она как будто унесла за собой и семейное счастье художника.Над ним разразилась катастрофа, которую он мог бы предвидеть, если бы не был так увлечен работой. Саския давно хворала. Пока было возможно, она скрывала свои страдания, чтобы не беспокоить мужа и не отрывать его от любимого дела. Затем Саския окончательно слегла, а 14 июня 1642 года Рембрандт проводил тело своей неизменной подруги на кладбище Ауде-керк. Ей было 30 лет.
Единственным утешением и прибежищем для Рембрандта было искусство; он весь отдался ему.
К тому же жизнь не ждала. Рембрандт не мог всецело погрузиться в созерцание невозвратного прошлого. Маленький Титус рос, и надо было заботиться о нем.
Заказчики напоминали о своих заказах, являлись новые. Работа кипела в доме на Юденбрейдстрат, а с ней понемногу оттаивало сердце художника. В конце 30-ых годов романтический порыв творчества сменяется большей строгостью и реалистической простотой. Проникновенней, чем раньше, Рембрандт передает мир мыслей и чувств человека.
Свидетельство о публикации №219092101590