Забытая легенда. Богатырка-Буденовка

- Алло! Добрый день!  Краеведческий музей? Нам нужно… найти подлинную буденовку…для съемок…
- У нас в фондах нет!
- Здравствуйте, музей поискового отряда?  Нам бы…для съемок…
- Нет, конечно, у нас нет,  это же – такая редкость! - Обратитесь к «реконструкторам»!

Я с разочарованием прервал очередной звонок. В городе Кирове практически не осталось буденовок. Есть современные реконструкции, есть театральный реквизит. А вот , буденовка того времени – раритет! Найти невозможно. А мне очень необходима настоящая! Для съемок. Как  автор сценария и режиссер фильма «Несокрушимая и легендарная» я  просто обязан организовать съемочный процесс.  Наша новая работа посвящена столетию образования РККА.  Но подлинной буденовки найти в полумиллионном Кирове никак не удается. Снимать для фильма «новодел» или реквизит не хочется. Удивительно, что буденовки нет и в фондах музея. Ведь в советские годы с таким трепетом сохраняли все,  что касалось периода Гражданской войны и дальнейшего укрепления и совершенствования Красной армии.
Как бы мы не относились к тому сложному и противоречивому периоду,  тем не менее никто не станет спорить , что современная армия России – одна из сильнейших  в мире вобрала в себя многое из периода существования СССР. А значит,  эту историю нельзя сбрасывать со счетов, нельзя забывать.
Первое что я выяснил в общении с историками на съемках фильма – это то,  что Красная армия родилась не в огне Гражданской – впервые Красная гвардия появилась еще в 1917 году. А первые крупные отряды «красных» окрепли и получили боевое крещение, отражая наступление немцев под Петроградом. Оперативно сформированные отряды отстояли город и не пустили немецкие войска в нашу северную столицу! Официальный день образования Красной Армии 23 февраля 1918 стал днём первого массового набора в Красную Армию в Петрограде и Москве, и днём первого сражения с оккупационными войсками кайзеровской Германии. Основателем Красной Армии часто называют Льва Троцкого, народного комиссара военных и военно-морских дел 1918—1924. Ему удалось создать дисциплинированную военную силу из разношёрстных добровольцев раннего периода. Троцкий принял непростое решение о мобилизации в РККА бывших царских офицеров. Многие охотно шли служить в Красную армию – так как именно в ней видели настоящую патриотическую силу. Противники «красных» – например, верховный правитель Колчак , были очень зависимы от стран Антанты. А их покровители Англичане и Американцы уже высаживали свои десанты во Владивостоке и Архангельске. Поэтому вплоть до середины августа 1920 года призвали в РККА 48 тыс. бывших царских офицеров и 214 тыс. бывших унтер-офицеров, получивших должности «военных специалистов». На такие должности были также привлечен ряд бывших царских генералов. В Красной армии служил даже знаменитый генерал , в годы Первой мировой войны главнокомандующий войсками Юго-Западного фронта Алексей Алексеевич Брусилов!
Армия создана – необходимо армию одеть и экипировать. Нужны тысячи комплектов формы и амуниция. Зная по фильмам и плакатам советского времени – что главным символом новой армии стал боец в островерхом шлеме с красной звездой,  я все силы бросил на поиски настоящей подлинной буденовки. Но все усилия были тщетны. Зато возник вопрос КАК? Как можно в один момент обеспечить новой формой целую армию!
В стране разруха , голод, предприятия стоят . Что-то здесь да не так! Надо бы разобраться!


На сегодня существует две версии появления в Красной армии этого головного убора. В советской военной и исторической литературе утверждается, что будёновка (а также шинель, гимнастерка и другие элементы военной формы красноармейцев) была создана в 1918 году специально для формирующейся Рабоче-крестьянской Красной армии. Известные на сегодня архивные документы - приказы, связанные с разработкой новой формы бойца Красной армии, были подписаны фактическим создателем этой армии, народным комиссаром по военным и морским делам, председателем Реввоенсовета республики Троцким. Согласно официальной советской версии, создание в феврале 1918 года вооружённых сил советского государства вызвало необходимость разработки для обмундирования красноармейцев единой формы одежды, отличающейся от прежней российской и иностранной военной формы.
С этой целью Народный комиссариат по военным делам РСФСР приказом от 7 мая 1918 года объявил конкурс по разработке нового обмундирования для военнослужащих РККА, в котором приняли участие известные русские художники В. М. Васнецов, Б. М. Кустодиев и другие.
В итоге был выбран эскиз художника Виктора Васнецова – уроженца Вятской губернии, создателя таких знаменитых полотен , как “Богатыри” (ее еще называют иногда “Три богатыря”), “Аленушка”, “Витязь на распутье”. Мне удалось найти описание эскиза буденовки :
«Головной убор («богатырка») изготавливается из мундирного сукна защитного цвета и имеет вид шлема. Он состоит из колпака, сужающегося кверху, и отгибающихся назатыльника и козырька... Спереди к головному убору, симметрично по отношению к козырьку и переднему шву, пришивается правильная пятиконечная звезда из приборного сукна диаметром 8,8 см. В центре звезды прикрепляется «значок-кокарда» установленного образца».
18 декабря 1918 года на основании представленных на конкурс работ Реввоенсовет Республики утвердил новый тип зимнего головного убора — суконный шлем, формой напоминавший средневековую «ерихонку» или шелом с бармицей - часть доспехов былинных русских богатырей - за что в первое время он и получил обиходное название «богатырка». Впоследствии шлем, ставший ярким признаком принадлежности к Красной армии, называли по именам военачальников. Впервые новая форма появилась на бойцах отряда Михаила Фрунзе, созданного в конце 1918 года в Иваново-Вознесенске. Отправлен он был на Восточный фронт в 25-ю дивизию, которой командовал Василий Чапаев. Воевал отряд очень успешно, так что головной убор получил название «фрунзевка». «Буденовкой» он стал только в 1920 году именно тогда новая форма появилась в легендарной Первой Конной армии под командованием Семена Буденного.
Интересна и другая версия, ставшая особенно популярна в годы «Перестройки» - что их объединяет, так это имя создателя эскиза художника Виктора Васнецова. По этой версии , пока не подтвержденной документально, головной убор остроконечной формы был разработан ранее, около 1915 года, для парада Победы Русской императорской армии в Берлине и Константинополе. Однако он хранился на складах и в войска не поступал, а затем был использован для обмундирования красноармейцев. В пользу этой версии есть косвенные, но вполне убедительные свидетельства. В исследовании О. А. Второва «Начало продолжения. Российское предпринимательство и российская социал-демократия» мы читаем:
«…На интендантских складах уже лежала новая форма, пошитая концерном Н. А. Второва по эскизам Виктора Васнецова. Форма была сшита по заказам Двора Его Императорского Величества и предназначалась для войск русской армии, в которой она должна была пройти на параде Победы в Берлине. Это были долгополые шинели с «разговорами», суконные шлемы, стилизованные под старорусские шеломы, позднее известные как «буденовки», а также комплекты кожаных тужурок с брюками, крагами и картузами, предназначенные для механизированных войск, авиации, экипажей броневиков, бронепоездов и самокатчиков. Это обмундирование было передано при организации ЧК сотрудникам этой структуры — вооруженному отряду партии».
Еще одним свидетельством большой вероятности дореволюционного происхождения «буденовки» может быть и «русский стиль» новой формы. Известно, что император Николай II был большим поклонником России XVII столетия, при дворе даже устраивались вечера куда вельможи и приближенные являлись в одеяниях бояр, а придворные дамы – фланировали по залам в ярких кокошниках, сарафанах и сафьяновых сапожках. Древнерусские мотивы,  в шлемах «богатырках», свободных рубахах-гимнастерках и длинных шинелях с  клапанами,  получившими название «разговоры» (поперечные стрелы-застежки), подчеркивали национальную принадлежность воинов, что никак не вписывалось в идеологию советской власти. В то же время в стилистику работ Виктора Васнецова новая форма ложится идеально. Свидетельств того, что художник занимался разработкой военной формы, достаточно. Отметим, что авторство Васнецова не отвергают и советские военные историки, только переносят момент создания формы на более позднее время.
При всем своем национальном колорите форма имела большие практические недостатки – об этом руководству большевиков писали военные – требуя доработок:
«Богатырка», зимой допускающая прохождение холодного воздуха в голову и летом плотно облегающая голову и концентрирующая в себе солнечные лучи, причиняет головные боли... Летний головной убор обладает еще большими недостатками. Назатыльник его  при прямом положении головы упирается в ворот шинели, и головной убор сползает на глаза. Все, носящие летний головной убор, невольно приучаются к несколько наклоненному вперед положению головы с вытянутой шеей. При изготовлении из легкого материала (бумажной материи) шишак и купол быстро мнутся и придают красноармейцу неряшливый вид. Вентиляция далеко недостаточна…"
Очевидно что форма имела не полевое , а парадное предназначение. В островерхих шлемах – «богатырках» русские солдаты должны были промаршировать по площадям Берлина и Константинополя. Со времен Екатерины II мечтавшей вернуть Стамбулу статус столицы православного мира эта идея не канула в Лету. Одного из своих внуков императрица назвала именем основателя величия Византии – императора Константина в надежде , что он будет править в этом городе с тысячелетней историей. Но Константин Павлович в 1825 году, после кончины своего брата Александра I не захотел принять даже российский престол.  Возможно,  в ставке Николая II воплощение вековых чаяний династии виделось именно как парад «чудо – богатырей» в двух столицах самых сильных противников Российской империи.
Нельзя обойти стороной и экономические доводы - реально ли было в разоренной войной и дезорганизованной революцией стране всего за несколько месяцев пошить достаточное количество комплектов новой формы? Как и то, что за месяц можно было разработать концепцию обмундирования и почти сразу довести идею до промышленного производства. Изучив немалый массив информации я пришел к выводу , что богатырка – буденовка, с большой долей вероятности была разработана до революции. Почему нет документальных подтверждений или эскизов этой формы 1915 г.? Все очень просто! Молодой Советской власти нужно было показать свое умение мобилизовать все силы и создать новую армию практически с «чистого листа». Поэтому старые документы нужно было либо хорошо скрыть, либо уничтожить! Троцкий,  с таким желанием бравший на командные должности РККА офицеров императорский армии, вполне мог взять и форму,  созданную еще в дореволюционной России. Так или иначе, на мой взгляд,  судьба распорядилась справедливо – вместе с новой формой разработанной Виктором Васнецовым в Красную армию незримо влился победоносный дух дедов и прадедов,  бившихся на Чудском озере и на Куликовом поле. Это особый символ преемственности традиций.  То,  что шинель и гимнастерка с «разговорами» были  разработаны еще при Николае II, нисколько не может умалять тех славных страниц военной истории – которые вписала в книгу побед русского оружия уже Красная армия.
А подлинную буденовку, для съемок фильма «Несокрушимая и легендарная» к столетию создания РККА,   я все же нашел! Случай из разряда «на ловца и зверь бежит!».
- Алло! Добрый день! Военно – исторический клуб? А у вас есть..?
- Нет , буденовки у нас нет – вот ушанка или папаха – другое дело!
- Нет, спасибо!
Монотонные короткие гудки в трубке…
Очередная неудача остудила мой пыл. Пора приниматься за другие дела – работы много. Если старой буденовки нет даже у специалистов в сфере военной истории – то наверное стоит прекратить поиски. Работая над одной из телепрограмм в аппаратной видеомонтажа, я как то посетовал нашему монтажеру Олегу на свои неудачи в поисках буденовки:
– Во всей Кировской области,  неужели не осталось ни одной подлинной буденовки?
- Буденовка? У меня есть, дома!
- Да ладно! Не шути так!
- Есть! Кроме шуток!
- И ты молчал?!
- А никто и не спрашивал!
Чуть позже я зашел к Олегу в аппаратную , и попросил принести буденовку для наших съемок. Ведь телевидение, это прежде всего «картинка» - если нет изображения то ты мало что можешь поведать зрителям. В этом случае хорошо тем,  кто работает на радио – хороший текст, профессиональный голос ведущего и вперед! Радиопередача в эфире!  На ТВ 80% информации несет изображение – и я понял,  что мой проект,  посвященный истории армии спасен!
Как к тебе попал в руки такой редкий артефакт? – спросил я у Олега.
Из рассказа стало понятно что  - все это благодаря увлечению моего коллеги водным туризмом. Каждый год они с компанией друзей совершают многокилометровые речные походы на байдарках. И подобно новгородским ушкуйникам предпочитают северные реки. Северные реки прекрасны по своему, их берега обрамляет плотный заслон тайги сменяющейся холмистыми панорамами. Столь сложный рельеф – это след ледника отступавшего к северу десятки тысяч лет назад. Вода словно родниковая – студеная и прозрачная как горный хрусталь!  Иногда небольшая по ширине река извивается среди скал самой удивительной формы. Караван байдарок время от времени пристает к берегу, туристы разбивают лагерь, ставят палатки. Наиболее любопытные отправляются изучать окрестности.
 Так было и в походе по реке Пушме, что выписывает удивительные коленца среди лесов и полей Подосиновского района Кировской области. В истории эта река известна,  по крайней мере с 1634 года, она упоминается в таможенных книгах Великого Устюга. Впадает Пушма в реку Юг, далее ее воды несет Северная Двина и на самом краю земли выходит на простор Белого моря.
В одну из остановок на ночлег и отправился Олег осмотреть близлежащие красоты северного леса. Но прибрежные деревья вскоре расступились и на фоне полей стали видны несколько деревенских изб почерневших от времени. Чувствовалось , что люди оставили свои жилища достаточно давно –несколько десятилетий назад. Возможно в 70-е годы 20 века. Именно на это время пришелся пик исчезновения небольших деревень.
В одном из домов обстановка была такая – как будто люди спешили покинуть этот глухой уголок русского севера. Посреди горницы стоял еще крепкий ткацкий стан. На полу валялись обрывки газет, в углу стояла массивная деревенская лавка. Красный угол зиял печальной пустотой. Время в давно опустевшем доме остановило свой ход. Умершие дома имеют свой особый запах или как в старину говорили «дух». Здесь  смешались в одном немыслимом букете и запах плесени, и остатки смолистого аромата вековых сосен сруба и аромат давно пересохшей сломы, опилок, старой истлевшей бумаги. Человек попавший в такую обстановку невольно проникается чувством таинственности и нереальности происходящего.
Было такое ощущение,  что за тобой кто-то наблюдает - рассказывает Олег.
Это, наверное,  беспризорный домовой робко выглядывает из-за полуразвалившейся печки – пошутил я.
Самое таинственное и самое интересное место заброшенного дома,  это безусловно чердак. Туда и решил заглянуть Олег. Среди пересечений бревен и в паутине солнечных лучей пробивавшихся сквозь худую крышу, был виден старомодный фанерный чемодан с отломанной ручкой. Что там? Кто бы прошел мимо такой возможность приоткрыть тайну старинного чемодана? И Олег открыл крышку – она еле держалась на заржавелых петлях – шарнирах. От внутренней поверхности крышки взметнулось облако пыли.  Внутри лежал аккуратно сложенный комплект военной формы. Здесь были галифе, гимнастерка и буденовка. (Слушая рассказ я про себя подумал – бери  все!!!). Но учитывая свойства байдарок  и их загруженность в походе, Олег взял на память об этом путешествии только буденовку.
На следующий день мы уже внимательно изучали с Олегом  эту буденовку. Она была стеганной – утепленной, внутри стоял штамп с датой 1938 год. Звезда из красной ткани пришита, в центре виднелась маленькое отверстие от крепившейся металлической звездочки.  Ткань буденовки была мягкая, не смотря на возраст крепкая,  швы фабричные, местами были заметны следы починки.
Наконец-то мы приступили к съемкам! Впервые в моей практике съемочная группа пришла в музей со своим экспонатом! В зале,  посвященном военной истории наш художник по свету Юрий направил луч на буденовку, придав ей объем и колорит,  оператор искал точку съемки, выбирая удачные ракурсы. На столе лежали буденовка из заброшенной деревни,  а шашка и наган из музейной коллекции – дополняли атмосферу эпохи.
Мы продолжили работу над фильмом. Проведя несколько недель в поисках объекта съемок – набирая номера телефонов,  близких и дальних знакомых я и не предполагал, что удача совсем рядом! По  окончании съемочного периода, я с благодарностью вернул раритет его владельцу. Все это время за буденовку я отвечал головой,  но все прошло благополучно,  и объект съемок нисколько не пострадал!
Буденовка,  обнаруженная в Подосиновском районе Кировской области – была одной из последних модификаций этого головного убора в РККА. Будёновка была отменена приказом Наркома обороны СССР № 187 от 5 июля 1940 года и заменена шапкой-ушанкой, так как в ходе Финской войны показала, что не дает достаточной теплозащиты в сильные морозы и благодаря своей форме может служить демаскирующим фактором.
В настоящее время Буденовка стала предметом коллекционирования любителей военной истории, популярным сувениром для иностранцев. А для меня буденовка это воспоминания далекого советского детства 30-40 лет назад  это был любимый головной убор советской детворы. Играя в войну,  мы одевали буденовки. У меня была буденовка связанная мамой из коричневой шерстяной пряжи с красной звездочкой снятой с отцовской солдатской пилотки. Мы мечтали походить на героев из кинофильмов  и песен. И сегодня в 21 веке я на наизусть помню песню времен Гражданской войны:
 « Там вдали за рекой загорались огни
В небе ясном заря догорала
Сотня юных бойцов из буденовских войск
На разведку в поля поскакала»
И вспоминаются мне всадники,  в островерхих буденовках несущиеся вперед с обнаженными шашками. Недолог был век славной буденовки. И хотя этот головной убор  приказом от 1940 года был отменен, совсем недавно просматривая кинохронику боев в Сталинграде зимы 1942-43 годов я  заметил кадр с пулеметчиком, который храбро бил по врагу , рядом рвались мины и снаряды,  а на голове у него была буденовка образца 1938 года!

Алексей Фоминых,
режиссер телевидения ,
автор исторических и краеведческих программ ГТРК «Вятка»

 


Рецензии