Медные скрижали Древней Руси

Историю можно постигать не только из книг. Простые вещи,  принадлежавшие нашим предкам,  могут сказать гораздо больше – передать не столько факты, сколько атмосферу времени, дать точную характеристику эпохе. Русский философ Василий Розанов, не только популярный писатель и мыслитель  начала 20 века, но и страстный коллекционер писал: «…горсть римских республиканских денариев, данных классу для рассматривания, скажет намного больше о Древнем Мире, чем мертвые рисуночки, продукт нашей техники…»
(В.В.Розанов «Об античных монетах»1916 г)

Давайте подумаем, а много ли сейчас предметов способных рассказать нам о жизни Древней Руси? Во-первых , конечно это летописи изданные не один раз, они есть на полках библиотек и книжных магазинов. Но часто ли вы углублялись в их тяжеловесное повествование? Думаю, нет. Да и о чем повествуют древние хроники? О том , как «князь поидоша на врази», «пояша полон», «устроиша град велий». Ну и далее в этом роде. Во-вторых, исторические книги, романы, где в уста героев автор вкладывает придуманные им фразы, в разной степени точности следуя исторической канве. Все это может дать представление о политике и исторических деятелях, но что касается жизни людей, их материальной культуры, внутреннего мира,  здесь читателю чаще всего приходится включать собственную фантазию.
Поэтому так и ценны артефакты Древней Руси, именно вещи той эпохи могут поведать нам о том, о чем молчат письмена.
В старину бы сказали: «Сей святой образЪ, обретенЪ бысть…», говоря современным языком иконка святых бессеребреников Космы и Дамиана  была найдена во время весенних работ на огороде в Подмосковье, совсем рядом с маленькой медной иконкой из комка земли выпала и позеленевшая от окислов  монета , о которой речь пойдет ниже.
Сам образ можно описать так – высота 26 миллиметров, ширина 19 миллиметров. Верхняя часть - оглавие сломано, оборотная сторона не имеет изображения и текста, на ней видны следы грубой шлифовки. По краю образок обрамлен орнаментом из параллельных прямых линий. На иконе изображены рельефные фигуры двух святых в длинных греческих одеяниях. Металл – медь, возможно с добавлением олова. Оглавие в которое продевался гайтан – веревочка для ношения, не сохранилось, скорее всего, образок использовался просто как домашняя иконка. С. В. Гнутова в статье «Медная мелкая пластика Древней Руси (типология и бытование)» Сборник статей. Выпуск 1 «Русское медное литье.» / Составитель и научный редактор С. В. Гнутова. М., 1993. С. 7-20. Сообщает, что наибольшее распространение на Руси получили иконки односторонние. Они, как и наперсные кресты, носились поверх одежды образом наружу. Первоначальные отливки, сделанные мастерами – ремесленниками имели массивные подвижные оглавия, у вторичных – кустарных копий сделанных с ремесленных образцов оглавия были фиксированными.
На сайте «Русское медное литье» в каталоге представлен тип этой иконки. В разделе «Образы святых X-XVI в.в.» под номером D68-005а содержится следующее описание:
«Икона: СВЯТЫЕ БЕССРЕБРЕНИКИ КОСМА И ДАМИАН
Датировка: 14-15 век
Размер: 28х20 мм
Степень редкости: R6»
***
Интересный и малоизвестный факт! Археологами на поле ратной русской славы – Поле Куликовом было найдено не так много вооружения и доспехов. Массовыми находками здесь стали  меднолитые змеевики, кресты-тельники, энколпионы и маленькие иконки – образки. Термин «змеевик»,  впервые был применен в литературе XIX в. по отношению к нагрудным иконам с изображением на лицевой стороне христианского образа — архангела Михаила, Богоматери, Феодора Стратилата и других святых, а на обороте человеческой личины в окружении змей либо змееногой фигуры, вокруг которой часто помещался текст заговора, отражающего мотивы апокрифических сказаний. Многочисленность змеевиков и преобладание среди них дешевых медных отливок свидетельствует об их популярности среди широчайших слоев населения.
Воины шли сражаться за свою землю, и их жизни были вручены небесным защитникам и покровителям Архангелу Михаилу,  драконоборцам Феодору Тирону, Феодору Стратилату и Георгию Победоносцу. На Руси с древнейших времен опасность со стороны степных народов ассоциировалась с опасностью нападения огнедышащего дракона-змия. Среди иконок и змеевиков найденных на Поле Куликовом были очень древние экземпляры,  историки относят их еще к византийской традиции, вероятно, они, сохранялись воинами в качестве семейных реликвий и подобно благословенным образам, передавались из поколения в поколение по наследству.
Первоначально произведения христианского искусства ввозились на Русь из Византии, о чем свидетельствуют многочисленные находки «корсунских» предметов в Херсонесе, Киеве и других городах южной Руси. Греческие образцы копировались, размножались, а в дальнейшем и перерабатывались в зависимости от вкусов и потребностей местного населения. Однако привозная продукция не могла целиком удовлетворить спрос на церковные предметы, предназначенные в первую очередь для личного употребления. Поэтому в Древней Руси уже к началу XII в. налаживается широкое серийное производство нательных и наперсных крестов, икон и змеевиков. О местном изготовлении подобных изделий свидетельствуют находки каменных литейных формочек для отливки крестов  разных видов и открытые археологами остатки ремесленных мастерских.
 После Куликовской битвы мечи, щиты и копья забрали для вооружения новых полков, потому находки мечей и боевых клевцов – большая редкость. Они еще должны были сыграть свою роль в защите Отечества, а вот нательные обереги остались , как память о тысячах русских витязей сложивших здесь свои буйные молодые головы.
Широкое употребление меди для литья крестов-энколпионов, тельников, икон, змеевиков не было случайностью и не может быть объяснено только технологическими особенностями медных отливок (медь более тугоплавкий металл, чем серебро и олово, хотя и более дешевый). Медь, как металл, обладала еще «магическими» свойствами. По народному поверью, кресты-тельники должны быть обязательно медными, так как по библейскому преданию, пророк Моисей сделал «медного змея» и выставил его на знамя, и когда ядовитая змея жалила человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив. Об особом отношении к меди говорит и тот факт, что часто можно встретить старинные медные монеты с дырочками. Для украшений они, конечно же,  не годились, быстро темнели. Но тем не менее, бесспорно, что эти монеты носили привязанными к веревочке на шее. Для чего? Ответ можно найти в книге Владимира  Гиляровского «Мои скитания», где автор рассказывает о жизни ватаги бурлаков в 70-х годах XIX века. Бурлаки тянут расшиву с грузом в Рыбинск и в это время по Волжским городам начинается «моровая язва» - эпидемия холеры. Некоторые бурлаки уже умерли. Для того что бы обезопасить себя от «морового поветрия» один из старых бурлаков, знаток былин и песен, подсказывает молодому : «- А ты носи медный пятак на гайтане, а то просто в лапте, никакая холера к тебе не пристанет…посоветовал Косыга. – Первое средство, старинное…Холера только меди и боится, черемшанские старики сказывали». В среде бурлаков были живы сказы и предания еще XVII столетия. Они часто вспоминали вольницу Стеньки Разина, рассказы о разбойничьих кладах и без сомнения вера в благотворное влияние чистой меди – это отголоски древних  народных верований.
Поэтому и вера в носимые образки была двоякой – верили, что святые молитвой ко Господу избавят от напастей и бед -это духовная помощь, а сам металл иконки окажет целебное действие на телесное здравие и защитит от «моровой язвы».
Медных иконок и образков в русской металлопластике – великое множество! Начиная с изображений Иисуса Христа и Богоматери, икон-складней посвященных праздникам и библейской истории, и заканчивая особо чтимыми святыми. Каждый святой имел своих почитателей и свою сферу влияния.  Отвечал за помощь, человеку в разных житейских ситуациях.
Очень любопытны небольшие иконки с изображением мученика Никиты, побивающего беса. Это образ восходит к домонгольской эпохе. Изображение святого, победившего нечистую силу, считалось хорошим средством против бесовской активности.
Среди меднолитых икон с образами одиночных святых есть обладающие схожей стилистикой небольшие иконки мучеников Паисия, Уара и Трифона. Появление именно этих святых обусловлено их особой функцией в жизни русского человека. Мученику Трифону молились при опасности от врагов, этот святой помогал в изгнании с полей и огородов всевозможных насекомых-вредителей. Канон мученику Уару читали за умерших без покаяния.   
Достаточно распространен в медном литье и образ Георгия Победоносца. Вероятно, традиция изготовления литых образков Георгия не прерывается с домонгольского времени. Святой Георгий оберегал воинов от напрасной смерти в походе и на поле брани. Чаще всего встречаются литые иконы Николая Чудотворца XVII-XIX веков, самого почитаемого на Руси святого. Святой Николай покровительствовал плавающим по водам,  и путешествующим, находящимся в бедности и трудном жизненном положении. А на Руси легко никогда не жили,  и потому в каждой избе можно было встретить образ святого Николая Чудотворца.
Иконы с изображением двух святых немногочисленны и редки. Это образы князей страстотерпцев Бориса и Глеба, Кирика и Улиты, Власия и Афанасия, преподобных Зосимы и Савватия, Святых братьев бессеребреников Космы и Дамиана. Многие иконы с изображением двух святых датируются 14-15 веком. Выделить из общего ряда древние образцы несложно, они имеют форму закругленной арки, или круга, часто малый размер и очень простой геометрический декор.
Так как обо всем в одной статье не расскажешь, давайте рассмотрим достаточно редкий образец. Икону святых бессеребреников Космы и Дамиана, происходящую из Помосковья.
Несмотря на высокую степень редкости в интернете представлено несколько подобных образов с разной степенью сохранности. Значит, в Средневековье эти образки были достаточно распространены и востребованы. Чем же так привлекли эти святые внимание наших предков? Почему  греков, братьев Косму и Дамиана так почитали на Руси?
Святые Косма и Дамиан  (память их 1 ноября старого стиля/14 н.с.) были родом из Малой Азии – провинции Римcкой империи, жили они в III -IV веке нашей эры во времена последних гонений римских императоров на христиан. Их отец-язычник умер, когда они были еще совсем малыми детьми. Воспитанием братьев в христианском благочестии занималась их мать. Она дала детям прекрасное образование. Да и сами братья имели большую страсть к чтению и учились с удовольствием. Познав науки,  и особенно изучив медицину, они стали задумываться над тем как по завету Христа – служить ближним.
Они выбрали стезю целителей и стали лечить телесные и душевные недуги людей. Подобно истории героя романа Евгения Водолазкина «Лавр» – исцеления случались не только от действия лекарств, но и от сердечной молитвы и духовной силы. Как и литературный герой,  Арсений-Лавр они не брали плату за свой дар исцелять и потому прослыли в народе бессеребрениками. (Вообще в романе «Лавр», действие которого происходит в 15 веке, очень много общего с житием святых Космы и Дамиана особо  почитаемых на Руси  в Средневековье.)
На Руси известно немало храмов посвященных святым Косме и Дамиану. Можно было бы смело предположить, что они как целители, являлись покровителями телесного здоровья. На самом деле все не так просто. Наши предки в их житии увидели свой, скрытый на первый взгляд смысл. О здравии, как в старину, так и ныне молятся святому великомученику Пантелеймону Целителю. А братья-бессеребеники стали в народном сознании преимущественно покровителями детей. К святым бессребреникам Косме и Дамиану прибегают с молитвою при начале учения грамоте, чтобы они укрепили еще слабые детские силы и содействовали их правильному развитию.
В память святых 1 ноября (по старому стилю) в старину с амвона священник читал поучение: «Святые учители тело врачевали чудесами, душу поучениемъ. Они прихождаху к нимъ чудесъ ради, они же поучения ради. Ничто же ино такъ подобаетъ учителю, яко же смирение и нестяжание имения». ( перевод с церковно-славянского: Святые учителя тело лечили чудесами, а душу словом. Одни приходили к ним ради чудес, другие же ради поучения от святых,  ничто так не подобает  учителю как смирение и равнодушие к богатству).  В древние времена это поучение читалось в храме. Народ его слышал и начал приходить к святым бессребреникам не только «чудес ради, но и поучения». И сейчас в России во многих храмах можно увидеть икону святых Космы и Дамиана, к которым с благоговением и верой ставят свечи ученики школ перед экзаменами и студенты перед сессией.
***
Традиции почитания святых неизменны на протяжении веков. Этот маленький образок Святых Космы и Дамиана  вполне мог принадлежать ребенку. Охранять его от бед и способствовать его учению. Часто приходится сталкиваться с историческим стереотипом о неграмотности и темноте наших предков в Средневековье. Как будто до Петра I не было на Руси книг и грамотных людей! Миф этот зиждется на мнении еще первых профессоров пригашенных в XVIII веке в Российскую  Академию Наук из Европы. С их презрением ко всему русскому и к русской истории активно боролся Михайло Ломоносов.
И находки последнего времени, все большее количество обретаемых образков святых Космы и Дамиана говорят о том, что дети на Руси учились грамоте и это не было единичным явлением. Да, не все получалось, но юноши и их родители надеялись на помощь святых покровителей просвещения. Медная иконка святых бессеререников датируется XIV-XV веками. А за сто лет до этого в XII веке мальчик Онфим в Великом Новгороде постигал нелегкую науку грамотного письма на бересте. Онфим оставил нам 12 грамот учебного характера. По ним видно, что с детьми в Новгороде занимались в специальных школах, образованные и подготовленные люди по устоявшейся учебной программе. Одна из грамот Онфима представляет собой донце берестяного туеса, которое нередко давали детям для упражнений. Три раза он выписывает полную азбуку, затем после неё идут склады: ба ва га да жа за ка… бе ве ге де же зе ке… би ви ги ди жи зи ки… Это классическая форма обучения грамоте «буки + аз = ба»,  известная ещё в Древней Греции и просуществовавшая в России до XIX века.
Записи Онфима — ценное свидетельство начального образования в Древней Руси. А образки святых бессеребреников Космы и Дамиана, найденные в Подмосковье и Владимирской  области, могут свидетельствовать о развитии обучения грамоте детей  в XIV и XV веках на территории уже всей Руси!
Почва Великого Новгорода насыщена влагой и потому берестяные грамоты, лишенные доступа кислорода там сохранились в большом количестве. В других городах России тоже были зафиксированы немногочисленные находки берестяных грамот - в Москве, Пскове, Смоленске и Вологде. Инструменты для письма на бересте были найдены археологами и в Северо-Восточной России в ее  одном из древнейших городов Хлынове (Вятке-Кирове).
Рядом с образком святых бессеребреников была обнаружена и монета. Самая мелкая русская монета. Один из редких медных пул времен Великого князя Московского Василия Дмитриевича – сына и наследника св. князя Дмитрия Донского. Медная монета еще раз подтверждает справедливость датировки медной литой иконы это XIV-XV век. На рубеже этих веков и была чеканена найденная монета, как и иконка – достаточно редкой разновидности. Медные пулы Древней Руси это тоже своеобразное подтверждение того, что грамотных людей среди простого народа и тогда было немало. Обратите внимание, почти все монеты этого времени имеют на себе надпись: «ПулЪ Тферской», «Пуло Московское». А ведь с медными монетами в основном имели дело люди простые из городских низов. Ремесленники и работники. Жители посадов и окраин. Тем не менее, надписи на монетах для них были актуальны. Иначе, зачем бы резчикам штемпелей стараться? На одной стороне Лучник, на другой Всадник и все! Нет, на каждой монете есть своя легенда! Свой текст. А значит было немало людей, кто мог бы его прочесть! Современные историки утверждают, что допетровская Русь была государством, где ценилось умение читать и писать. Только закрепощение крестьян в XVII-XVIII веках, Смутное время и тяжелые условия жизни остановили поступательное развитие просвещения. И уже в эпоху Петра первого на монетах, например, на «крестовом пятаке», номинал помимо надписи обозначался пятью точками, надпись могли прочитать далеко не все…
Так простой медный образок помог нам заглянуть в прошлое и увидеть небольшой фрагмент из истории духовной культуры русского народа, помог взглянуть иначе на привнесенные в нашу историю стереотипы о необразованности и «темноте» людей живших более пятисот лет назад.
Медное литье,  утвердившееся в русском церковном искусстве в домонгольскую эпоху, на рубеже XVII-го и XVIII -го столетий переживет второе рождение. В это время изготовление литых икон, складней, разнообразных крестов сделалось достоянием почти исключительно старообрядцев. В медных ликах святых , одеяниях и орнаментах икон отлитых в конце XIX начале XX веков все еще чувствуется дыхание былинной русской старины и искусство византийских мастеров, чьи творения проникали на Русь еще при первых Рюриковичах.

Алексей Фоминых.
3 апреля 2019 года.


Рецензии