Коммуналка

            
  Коммуналка  как   тип  цивилизации

С  карандашом перечитал статью А.Потапенкова  «Российская  цивилизация:  миф  или реальность?» (Брега Тавриды, 2000, № 4-5). Статья из тех, что вызывают вопросы и размышления.  Если в советские времена  история рассматривалась как  смена общественно-политических  и экономических формаций,  то теперь преобладает иной подход.  История как  смена цивилизаций.  Тут главное -  культурология.  Традиции,  обычаи,  обряды, верования, уклад жизни -  все  то, что  объединяет   людей в  сообщества.  Определение  цивилизации:  это большие,  длительно  существующие  сообщества стран и народов,  выделенные по   социокультурному  основанию.  Они имеют устойчивые черты в культуре, экономике,   в  психологии,  имеют общие  духовные  ценности и идеалы. Тут  важны  и  религия,  и искусство,  и  нравственность,  и философия.
    Ученые  выделяют несколько типов  цивилизаций.  А.Тойнби  называет такие  локальные  цивилизации,  как  з а п а д н а я  (Европа и Северная  Америка),   
 и с л а м с к а я ,  к и т а й с к а я,   я п о н с к а я,  р у с с к а я   и  т.д.   Кое-кто   не склонен  выделять русскую   цивилизацию  как самостоятельный  феномен:   это   что-то вроде   с е г м е н т а р н о г о   с о о б щ е с т в а.  Дескать,  народы России  исповедуют ценности, которые  не  поддаются   синтезу -  ценности  православные, католические,  мусульманские,  ламаистские,  иудаистские и проч.  Нет целостности.  Кроме  того,  в  истории России было несколько  кардинальных  «ломок»:   распад Киевской  Руси,   монгольское иго,  петровские реформы,   революции, гражданская война… Единой истории нет!
   Правда,  русская   мысль  так не считает. Есть-таки нечто,  что создает  общность. По  Вл.Соловьеву,  это  русская   и д е я. По  Н.Бердяеву,  это    д у- ш а   России.   По  Н.Лосскому,  это  русский   н а р о д н ы й  х а р а к т е р.
    В  характеристике  русской  души и  характера  много  противоречивого. Н.Лосский  выделал в русском характере  такие признаки:   религиозность,   способность к  высшим формам   духовного опыта, искание  абсолютного добра,  свободолюбие,  доброта,  даровитость,   мессианство,   слабость общей  культуры и нигилизм.  Вот такой  разброс в  характере:  от  глубокой религиозности -  до  крайнего нигилизма.
     Н.Бердяев,  соответственно,   выделил  амбивалентные свойства  русской  души:  деспотизм,   гипертрофия государственности с одной  стороны -  и  анархия,  вольность,  жестокость,  насилие с  другой.  Доброта,  человечность,  мягкость, искание правды -  и формальное  отношение к обряду,  к религии,   индивидуализм,   самохвальство.   Безликий  коллективизм, национализм -  и  всечеловечность,  универсализм.  Искание Бога,   мессианство -  и  воинствующее  безбожие.  Смирение  -  и   наглость,  рабство -  и бунт…  Да, страшен русский  бунт…
      К  характеристике  национального характера  подходили  и  на  чисто спекулятивных основаниях. К  примеру,  известно, что  русские  женщины  имеют обыкновение  туго пеленать младенцев,  так что ручками не шевельнешь… Так,  дескать,   в  досознательной  жизни русского человека   формировалась его рабская  натура…
   Тем  не менее,  русская цивилизация  так или иначе   существует. Ее  сущностные  черты  определяли по-разному.  Бердаев  и Тойнби  называли ее  христианско-православной.  Р.Пайпс  определил  ее  как тип деспотической  (тоталитарной) цивилизации.  М.Гефтер  условно называл  ее  «третьим Римом» -  это  не смесь культур,  а «страна  стран»,  «мир миров»,  который  не относится ни к Востоку,  ни к Западу.  И,  наконец, Л.Гумилев  назвал  русскую  цивилизацию  евразийской…
    Все признают, что  костяком такой  нестандартной  цивилизации является  русский народ,  которому присущи общинность,  соборность,   государственность,   патриотизм.  И.Ильин  поставил  русских  очень высоко:  народ-культуртрегер.  Главная  его скрепа -  русский  язык.
     Так  как  многочисленные  народы России  невозможно  объединить ни национальной  идеей, ни религией,  ни  идеологией,  то  что остается?   Вывод  А.Потапенкова  таков: нас объединяют «негласные  правила  общежития»   и   русский  язык, который  создает   суперэтническое   единство.  Таким образом.  Если Россия не хочет раствориться  между  Востоком и Западом,  то  она  обязана использовать идею  цивилизации   во имя общего будущего.
     Статью  Потапенкова  я  читал с  трех  часов ночи до  утра.  Интересна она  не столько  выводами,  сколько  самой постановкой вопроса о  специфике русской  цивилизации.  Она   призвана  вызвать читателя  на  совместное размышление.  Прежде всего,  нуждается в  уточнении  определение  цивилизации. Цивилизацией  я  назвал  бы   сообщество, основанное на  единой  территории  проживания,  единой истории,  едином  языке – при  единообразии  культуры производства   духовных,   материальных  ценностей  и способов их потребления на каждом  конкретном  этапе  развития.
     По  этому признаку  я  назвал  бы  западную  цивилизацию прежде всего
 п о т р е б и т е л ь с к о й. Россия, в отличие  от эволюционного Запада,  развивалась преимущественно катастрофическим путем. Конечно,  были революции и на  Западе,  но  такой  вот судорожный  способ  движения присущ, пожалуй,   только  России. Как  особую примету я  выделил  бы  фактор  коллективного  сознания  и бытия.    Учитывая   наши  «негласные  правила общежития»,  я  определил  бы   своеобразие  нашей  цивилизации  так:   к о м м у н а л к а.  Коммуналка как тип российской  цивилизации.
     В самом  деле: для  России  характерны   и соборность,  и общинность,  и социалистический коллективизм (при большевиках),  и тип коммунального общежития   в  быту,  в психологии.  С  одной стороны мы имеем довольно замкнутые семейные (национальные)  ячейки,   где каждый волен  жить на свой манер:  есть русские щи,  еврейскую мацу,   армянский  хаш,  тандырную лепешку,  узбекский плов или рыбу  по—печерски.  Вкушать на  табуретах за столом – или  на полу,  поджав ноги.  Разговаривать в семейном кругу  по-русски,  украински,  татарски. Носить тюбе-тейку, косоворотку, стеганый  халат,  вышиванку  или  лапсердак со смазными сапогами.
   С  другой стороны,  коммуналка  -  это общий коридор, общая  кухня и туалет. Тут действуют совсем  иные  законы  быта и бытия.  Это ничья территория. Тут нет хозяина,  нет ответчика.  Полная  свобода пользования при минимуме ответственности.  Поэтому  можно,  если позволяет твоя  индивидуальная мораль,  не смывать  в туалете  унитаз,  мусорить в коридоре,  вывинчивать лампочку,   плевать в чужую кастрюлю,  интриговать, сплетничать про соседей, писать на стенах и писать мимо унитаза.
    Все пространство России -  общий коридор,  кухня и туалет. Это -  ничье.  Тут можно делать все, что  угодно.  Потому вокзалы  заплеваны, фонари побиты,   туалеты  засраны, природа  загажена,  недра и ресурсы  разворованы,   транспорт и дороги разбиты. Психология  коммуналки  царит   на  бескрайних просторах  родины.  Русский  язык  несет  в  себе  все признаки коммунального  бытия.  По лексическому составу  он вдвое  больше  английского,  но половина слов -  диалектизмы, жаргонизмы, что обнажает  коммунальную  фрагментарность страны. Слой  лексики, который  обслуживает   народ  в коммунальных   коридорах и сортирах, загажен  матерщиной.  Это ничей  язык,  его  не  жалко  коверкать и употреблять для  заборного творчества. Литература превратилась в  помойную  яму.  Особую роль в  этом  сыграло то обстоятельство,  что у  русского народа - р о с с и й с к а я   интеллигенция,  которая  ненавидит и презирает все русское.
   Россия  -  общая  кухня.   Понятие «национальная»  кухня  -  забыто. Оно существует только на обложках поваренных книг. Русская,  украинская, еврейская  кухня… В  реальности вся страна пропахла  дымом  мангалов. Мы  едим все подряд:  плов,  лагман, перемячи,  пельмени,  борщ,   шашлык,  хот-дог. Любимый коммунальный  напиток  - самогон.
    Коммуналка -  квинтэссенция   общины,  колхоза,  социалистического коллектива. В  сущности,  нехитрая  песенка «Это  коммунальная  квартира,  это коммунальная  страна»  исчерпывающим образом выразила представление  российского человека о коммуналке как типе  российской   цивилизации.


Рецензии
Добрый день, Геннадий Александрович!
В поисках определения "национальной идеи" для сегодняшней России, - какие только не выискивались "киты", на которых можно было-бы опереться, выводя формулу этой идеи. В качестве "китов", в основе формулы, пытались приспособить, и "благосостояние", и "самобытность", и "достоинство", и "демократию, свободу, равенство и братство", и " атеизм и религиозность". А, не так давно, президент Путин В.В. высказал своё убеждение в том, что только "патриотизм", в качестве "национальной идеи", должен сплотить "русский мир", в противостоянии со всеми угрозами". Но на поверку, все эти "киты", в российских реалиях, оказались, если не дохлыми, то полуживыми. Наверное, по этой причине, все потуги политологов сформулировать в целостном виде "национальную идею", пока тщетны.
В этом смысле, Ваша публикация проясняет причинно-следственные связи, породившие "цивилизационную коммуналку". Очень точно подмечено, что "коммуналка" - это свой, уникальный цивилизационный путь России", наполненный преимущественно катастрофическими событиями.
Честно говоря, под таким углом зрения, как "коммунальная квартира - коммунальная страна", не идентифицировал и не рассматривал страну, а, ведь, на самом деле, ларчик открывается просто.
Спасибо. Статья замечательная. Один выстрел, и точно "быку в глаз"!
С уважением и благодарностью,

Георгий Качаев   22.09.2019 12:26     Заявить о нарушении
Спасибо, дорогой Георгий! Коммунальная страна - это, наверное, о прошлом... Что будет завтра? Свара на кухне, да еще на мировой кухне? Битва за воду из-под крана? Взбесившийся унитаз? Между тем Трамп вполне в духе Путина сказал, что национализм - основа будущего американского патриотизма... В противовес нынешнему глобализму... Да, размышлять хорошо, а жизнь каждый раз поворачивается новым боком. Удачи вам!

Шалюгин Геннадий   29.09.2019 18:29   Заявить о нарушении