Коммуналка
Коммуналка как тип цивилизации
С карандашом перечитал статью А.Потапенкова «Российская цивилизация: миф или реальность?» (Брега Тавриды, 2000, № 4-5). Статья из тех, что вызывают вопросы и размышления. Если в советские времена история рассматривалась как смена общественно-политических и экономических формаций, то теперь преобладает иной подход. История как смена цивилизаций. Тут главное - культурология. Традиции, обычаи, обряды, верования, уклад жизни - все то, что объединяет людей в сообщества. Определение цивилизации: это большие, длительно существующие сообщества стран и народов, выделенные по социокультурному основанию. Они имеют устойчивые черты в культуре, экономике, в психологии, имеют общие духовные ценности и идеалы. Тут важны и религия, и искусство, и нравственность, и философия.
Ученые выделяют несколько типов цивилизаций. А.Тойнби называет такие локальные цивилизации, как з а п а д н а я (Европа и Северная Америка),
и с л а м с к а я , к и т а й с к а я, я п о н с к а я, р у с с к а я и т.д. Кое-кто не склонен выделять русскую цивилизацию как самостоятельный феномен: это что-то вроде с е г м е н т а р н о г о с о о б щ е с т в а. Дескать, народы России исповедуют ценности, которые не поддаются синтезу - ценности православные, католические, мусульманские, ламаистские, иудаистские и проч. Нет целостности. Кроме того, в истории России было несколько кардинальных «ломок»: распад Киевской Руси, монгольское иго, петровские реформы, революции, гражданская война… Единой истории нет!
Правда, русская мысль так не считает. Есть-таки нечто, что создает общность. По Вл.Соловьеву, это русская и д е я. По Н.Бердяеву, это д у- ш а России. По Н.Лосскому, это русский н а р о д н ы й х а р а к т е р.
В характеристике русской души и характера много противоречивого. Н.Лосский выделал в русском характере такие признаки: религиозность, способность к высшим формам духовного опыта, искание абсолютного добра, свободолюбие, доброта, даровитость, мессианство, слабость общей культуры и нигилизм. Вот такой разброс в характере: от глубокой религиозности - до крайнего нигилизма.
Н.Бердяев, соответственно, выделил амбивалентные свойства русской души: деспотизм, гипертрофия государственности с одной стороны - и анархия, вольность, жестокость, насилие с другой. Доброта, человечность, мягкость, искание правды - и формальное отношение к обряду, к религии, индивидуализм, самохвальство. Безликий коллективизм, национализм - и всечеловечность, универсализм. Искание Бога, мессианство - и воинствующее безбожие. Смирение - и наглость, рабство - и бунт… Да, страшен русский бунт…
К характеристике национального характера подходили и на чисто спекулятивных основаниях. К примеру, известно, что русские женщины имеют обыкновение туго пеленать младенцев, так что ручками не шевельнешь… Так, дескать, в досознательной жизни русского человека формировалась его рабская натура…
Тем не менее, русская цивилизация так или иначе существует. Ее сущностные черты определяли по-разному. Бердаев и Тойнби называли ее христианско-православной. Р.Пайпс определил ее как тип деспотической (тоталитарной) цивилизации. М.Гефтер условно называл ее «третьим Римом» - это не смесь культур, а «страна стран», «мир миров», который не относится ни к Востоку, ни к Западу. И, наконец, Л.Гумилев назвал русскую цивилизацию евразийской…
Все признают, что костяком такой нестандартной цивилизации является русский народ, которому присущи общинность, соборность, государственность, патриотизм. И.Ильин поставил русских очень высоко: народ-культуртрегер. Главная его скрепа - русский язык.
Так как многочисленные народы России невозможно объединить ни национальной идеей, ни религией, ни идеологией, то что остается? Вывод А.Потапенкова таков: нас объединяют «негласные правила общежития» и русский язык, который создает суперэтническое единство. Таким образом. Если Россия не хочет раствориться между Востоком и Западом, то она обязана использовать идею цивилизации во имя общего будущего.
Статью Потапенкова я читал с трех часов ночи до утра. Интересна она не столько выводами, сколько самой постановкой вопроса о специфике русской цивилизации. Она призвана вызвать читателя на совместное размышление. Прежде всего, нуждается в уточнении определение цивилизации. Цивилизацией я назвал бы сообщество, основанное на единой территории проживания, единой истории, едином языке – при единообразии культуры производства духовных, материальных ценностей и способов их потребления на каждом конкретном этапе развития.
По этому признаку я назвал бы западную цивилизацию прежде всего
п о т р е б и т е л ь с к о й. Россия, в отличие от эволюционного Запада, развивалась преимущественно катастрофическим путем. Конечно, были революции и на Западе, но такой вот судорожный способ движения присущ, пожалуй, только России. Как особую примету я выделил бы фактор коллективного сознания и бытия. Учитывая наши «негласные правила общежития», я определил бы своеобразие нашей цивилизации так: к о м м у н а л к а. Коммуналка как тип российской цивилизации.
В самом деле: для России характерны и соборность, и общинность, и социалистический коллективизм (при большевиках), и тип коммунального общежития в быту, в психологии. С одной стороны мы имеем довольно замкнутые семейные (национальные) ячейки, где каждый волен жить на свой манер: есть русские щи, еврейскую мацу, армянский хаш, тандырную лепешку, узбекский плов или рыбу по—печерски. Вкушать на табуретах за столом – или на полу, поджав ноги. Разговаривать в семейном кругу по-русски, украински, татарски. Носить тюбе-тейку, косоворотку, стеганый халат, вышиванку или лапсердак со смазными сапогами.
С другой стороны, коммуналка - это общий коридор, общая кухня и туалет. Тут действуют совсем иные законы быта и бытия. Это ничья территория. Тут нет хозяина, нет ответчика. Полная свобода пользования при минимуме ответственности. Поэтому можно, если позволяет твоя индивидуальная мораль, не смывать в туалете унитаз, мусорить в коридоре, вывинчивать лампочку, плевать в чужую кастрюлю, интриговать, сплетничать про соседей, писать на стенах и писать мимо унитаза.
Все пространство России - общий коридор, кухня и туалет. Это - ничье. Тут можно делать все, что угодно. Потому вокзалы заплеваны, фонари побиты, туалеты засраны, природа загажена, недра и ресурсы разворованы, транспорт и дороги разбиты. Психология коммуналки царит на бескрайних просторах родины. Русский язык несет в себе все признаки коммунального бытия. По лексическому составу он вдвое больше английского, но половина слов - диалектизмы, жаргонизмы, что обнажает коммунальную фрагментарность страны. Слой лексики, который обслуживает народ в коммунальных коридорах и сортирах, загажен матерщиной. Это ничей язык, его не жалко коверкать и употреблять для заборного творчества. Литература превратилась в помойную яму. Особую роль в этом сыграло то обстоятельство, что у русского народа - р о с с и й с к а я интеллигенция, которая ненавидит и презирает все русское.
Россия - общая кухня. Понятие «национальная» кухня - забыто. Оно существует только на обложках поваренных книг. Русская, украинская, еврейская кухня… В реальности вся страна пропахла дымом мангалов. Мы едим все подряд: плов, лагман, перемячи, пельмени, борщ, шашлык, хот-дог. Любимый коммунальный напиток - самогон.
Коммуналка - квинтэссенция общины, колхоза, социалистического коллектива. В сущности, нехитрая песенка «Это коммунальная квартира, это коммунальная страна» исчерпывающим образом выразила представление российского человека о коммуналке как типе российской цивилизации.
Свидетельство о публикации №219092100232
Я бы лишь разделил жестко на национальные особенности и не смешивал их между собой..
Коридор общий, а все остальное врозь - кухня, жилое помещение и ванну с туалетом..
У каждого народа свой менталитет, свои обычаи и традиции и в общем котле не надо смешивать..
Вместе можно только воевать, а все остальное - свадьбы, похороны и прочие национальные мероприятия, должны быть отдельно.
Национальное - это как стенки сосуда, позволяют народу сохранить свою особенность и самобытность..
А такое российское смешивание ничего хорошего не приносит и не принесет..
Бадма Утегилов 07.07.2022 06:53 Заявить о нарушении