неуловимая ч12

истории рождаются спонтанно. истории рождаются из пепла ночных сигарет. из сонных запутанных простыней, из растрепанных волос. наверное рыжих. истории рождаются внезапно и необязательно ждать их рождения девять месяцев. жизнь случается внепланово и вдруг. счастье приходит без спроса. так же без спроса уходит. а мне бы... а мне бы вовремя понять, что это было оно, думает человек. птица пролетает мимо окна и ты видишь лишь серую маленькую тень. только разум сообщает тебе о том, что то была птица. видение может. птица. видение может. нет, птица. улетела. за окном дождь. за окном лето. за окном дождь и птицы не летают больше. зелены деревья, мокрая трава, детские сандалики стоят у забора. как много никому ненужных вещей, как много невостребованности и боли. плачет небо и старые сандалики плачут вместе с ним. плачет кошка в подвале, плачет цветок на подоконнике. идет дождь и весь мир оплакивает еще не прошедшее лето. но оно проходит, оно проходит. оно обязательно пройдет.

так пусто и легко. так легко и пусто. нет слов, есть звуки. нет цвета, есть свет. холод сменяется теплом, которое сменится холодом. лед сердца таит и вновь холодеет кровь. дышится через раз, дышится через раз. вечер вдыхаешь влажностью трав, выдыхаешь ветром что стучится в чьи то темные окна. выдыхаешь ветром.

- я есть слово, - говорит она.
- ты есть жизнь.
- я есть слово.

однажды кто то распакует ее письма. письма длиною в жизнь, письма послание в вечность. письма ее лишь прах. однажды кто то увидит ее быстрый почерк. слова проберутся под кожу, слова встанут комом в горле, слова змеею обовьют его сердце. в тот день люди научаться читать, в тот день люди научаться читать между строк. в тот день будет идти дождь.

воздастся нищим, солнце найдет самый темный, самый сырой угол и направит туда согревающий свой луч. воздастся просящим. будет тебе что хочешь, но точно ли ты этого хочешь? будет тебе что хочешь. что будешь делать с этим... что будешь делать. люди не справляются с силой своей мечты. мечты приходят и убивают жизнь. ты разрушила мой мир, кричит злой человек. я мечта твоя, слышит он нежный голос. ты разрушила всё! я мечта твоя. о, как хорошо было до того как ты пришла! ты сам звал меня. о, как хорош и светел был мой мир. я думала ты ждешь. не надо, не надо, кричит человек. не хочу! я думала ты ждешь, говорит мечта и уходит. нам так хочется просто мечтать. нам так хочется. не надо исполнения желаний, самых заветных желаний, не надо. так сладко просто мечтать, так спокойно и уютно. вечером перед сном, утром до завтрака. пять минут после обеда. и еще чуть чуть, и еще немного в течении дня. и вполне хватает, и вполне себе счастье. не надо исполнения желаний, оставьте мечту мечтою. не приходи, молится человек мечтая, не приходи. ты мечта моя, но не жизнь. ты заветное счастье мое неземное, но живу я земным. не приходи. не нарушай покой, не бей стекла моих темных окон этой ночью. не приходи.

истории складываются просто, слово за слово. кто считает что жить сложно врет. кто придумывает свои истории до того как написать их врет вдвойне. кто сочиняет - не пишет. слово рождает историю. по первому слову узнай какого цвета были ее глаза. какой волос, прямой или волнистый? о чем она? по первому слову. не ставить рамки, вот правило всех историй. не живут истории в рамках, не живут слова в плену. слово, слово свободно. лишь там где дают слову свободу оно течет ровно и бесперебойно. не ставить застав, не перенаправлять реки. реки лучше знают свой путь. слова лучше знают о чем они хотят нам поведать. я никогда не писала историй, говорила она, они приходили ко мне и я приветствовала их. как можно написать целый задуманный роман, вопрошала она, какое кощунство. какое рабство слова. я никогда не напишу книги ибо не ставлю слову границ, так писала она своим быстрым почерком при свете лампы. никогда не напишу книги. мои тетради полны историй, разных и на любой вкус. мои слова как камень, мои слова как вода. мои слова жгут огнем и случайно выжигают души. ставят метку слова мои, ставят клейма. словом моим меченый в толпе мне узнается сразу. словом моим меченый. до чего стара эта истина - сила слова. что найдешь ты в словах моих коли плеч опустить боишься под их тяжестью? что найдешь ты в словах моих. не мною пишутся, не мной ваяются те истории. не мною пишутся. читают глазоньки, неспешно рученьки конверт ласкают, а сердце бьется. так пела она вечерами и свеча догорала на окне. так пела она вечерами. то ли Марфа я, то ли Катенька. то ли Марфа я. то ли Вороны над домом кружатся, то ли аисты. то ли Вороны. знать не знаю, свет не видывала, а вам поведаю. знать не знаю. старуха что слепа людей ведет. старуха что глуха ту песнь нам спела. коли жить не умела других научу, коли жить не хотела. не захотела.

- Марфа! - кричит отец ее и стучит в дверь, - Марфа, открой!
- вот еще, - залезая с головой под одеяло злобно шепчет Марфуша, - вот еще, открывать тебе я стану, черт ты старый да лысый. дочь свою запродал дурню непутевому и рад радехонек. черт старый, - злобно шептала Марфа.
Морена молча курила в углу и пепел сигареты неряшливо падал на подол ее черного платья.
- ведьмой стану, - в злобе своей думает Марфа, - ох, ведьмой стану. придется стать, - думает Марфа и злые слезы текут по ее щекам, - ох, злой ведьмой стану! черной, чернее Ворона. черной, чернее грозовой тучи. ох, покажу вам ироды, ох покажу!
Морена улыбается и выпускает дым под самый потолок, Морена улыбается.
правильно правят Силы, верно ведут дороги. тропки нехожены для девичьих ног уготованы, тропки нехожены. злоба рождает дьявола, дьявол оттеняет бога. боженька любит искриться и сверкать единственным бриллиантом в изящном кольце на левой руке вселенной.
- буду тенью их, - будто в бреду шепчет Марфуша осушив лицо от слез, - буду птицей над домом летать.
- будешь тенью их, - повторяет за нею Морена, - будешь птицей над домом летать.
- страх оставлю, что по пятам идет. страх оставлю. не убоюся тьмы, я с тьмой едина.
- я с тьмой едина, - повторяет Морена, - я с тьмой едина.
- други мои Вороны, - встает Марфа к окну и открывает его настежь, - други мои Вороны, прилетайте.
- прилетайте, - вторит Морена.
- силы древни пробудили, мертвых встать нынче просили. прилетайте.
- силы древни, - бормочет Морена докуривая, - силы древни.
вихрь пронесся по деревне, ветки в окна. куры попадали с насестов, коровы жалобно мычали и пропало дней на пять молоко их. отчего то исчезли кошки, не мяукали. мыши бегали нагло и под самым хозяевым носом. потемнело. Марфа в Силу свою вошла, обозлилась. птицы черные прилетели к ней да на окошечко. в глаз ее внимательно так смотрели и долго слушали. и смеялись. миловались да ворковали аж до рассвета. курила Морена в углу и наблюдала.
- други мои Вороны, - говорит им Марфа на прощание, - да пред рассветом вы вылетайте. от меня к чертям.
- от меня к чертям, - повторяет Морена.
- привет несите.
и полетели.

сестра моя, в нас кровь одна, сестра моя. силу свою почуяла, чернь душеньку обуяла, силу свою почуяла. не оступися.
...
- а как скоро я заговорю? - спросила ее девочка лет одиннадцати, волосы ее светлые и жиденькие были туго заплетены в две косички, которые больше напоминали две тоненькие белые веревочки. глаза ее бледные серые и немного раскосые, не от стянутости ли волос, смотрели на Лилу серьезно и где то даже с враждебностью. какой маленький, но уже злобный гоблин, подумала Лила рассматривая девочку и улыбнулась ей приветливой улыбкой прежде, чем ответить.
- как только тебе будет что сказать - ты заговоришь, - мягко ответила ей Лила.
- мне давно есть что сказать, - хмуро ответила девочка, - я взрослая. мне дворовые ребята пятнадцать лет дают, - с важностью сказала она и нос ее детский и вздернутый задрался выше прежнего.
- как только ты узнаешь те слова, которыми хочешь сказать все что знаешь - ты заговоришь, - не меняя тона ответила Лила и снова улыбнулась. девочка сохраняла недетскую серьезность.
- я знаю много слов, - вспылила девочка, - очень много слов! я раньше всех в детском саду начала читать. я первая по скорости чтения, - громко говорила девочка и дети во дворе повернули свои голову в их сторону. вечерело. солнце скрылось и повеяло холодом. не вечно быть лету.
- ох, милая, - вздохнула Лила и присела рядом с ней на корточки так что бы посмотреть на нее снизу вверх. ей так хочется быть выше и важнее, так хочется ей быть больше того, чем она является, думала Лила заглядывая в серые серьезные глаза, - когда много есть что сказать, когда много есть слов, которыми можно рассказать все, что хочется рассказать - пропадает всякий смысл говорить. ученик яростно тренируется дабы познать азы своего дела. мастер изредка ваяет скульптуру что бы напомнить себе о том, что он может. так мало захватывает его тем, так мало он видит того, о чем и правда стоит говорить. это не мир стал мал для него, нет, мир необъясним и огромен. это пропало желание тренироваться в набивке рук своих. это не взгляд замылился, это пришло молчаливое созерцание происходящего, что может быть лучше?
детское личико вытянулось внимательно схватывая ее слова. дети так доверчивы. все принимают за истину. Лилу охватило чувство стыда. что я ей говорю, зачем, думала Лила заглядывая в детские серьезные глаза.
- ты уже говоришь! - всплеснула руками Лила, чем испугала светловолосую девочку, та встрепенулась как воробушек и отпрянула от женщины в зеленом блестящем платье. что она здесь делает в таком наряде, подумала девочка, будто с бала сбежала. крестная фея, подумала девочка и смешно фыркнула себе под нос.
- я недостаточно хорошо говорю, - ответила она Лиле.
- с чего ты взяла? - спросила Лила и встала в полный рост так, что снова смотрела на девочку сверху вниз.
- они не понимают меня, - сказала хмурая девочка, - а моя мама говорит мне если меня не понимают значит я недостаточно хорошо объясняю.
- ах, это, - скрестив руки на груди отвечает ей Лила, - а это ты брось, - голос ее из мягкой податливой глины превращается в твердость вековой скалы, - это ты брось и слова свои не растрачивай.
- но как же... - растерянно говорит девочка.
- как, как, вот так! - Лила задирает вечернее платье до колен и несется в сторону детской площадки, - побежали к горке, давай прокатимся!
- к горке, - задумчиво отвечает девочка, - я взрослая и давно не хожу на горку.
- это ты зря, - кричит Лила и путаясь в подоле зеленого переливающегося платья взбирается на горку, - здесь очень много слов можно узнать, - говорит она и взгляд ее утыкается в матерное ругательство написанное фломастером на деревянном строении, - хм, но не все их стоит запоминать. слышишь меня? - кричит Лила девочке и рукой подзывает ее к себе, - давай бегом. твое платье просит ветра.
девочка осторожно переходит на бег и две косички ее взлетают точно воздушные змеи над просторным лугом.
- какие отвратные все же люди, - ворчит Лила в попытках стереть матное ругательство с дерева, - вот уж кому сказать точно нечего того это совершенно не беспокоит.
девочка забралась на горку к Лиле и взгляд ее помутнел.
- кажется мне пора, - грустно говорит она глядя ей в глаза и Лила видит всю судьбу ее и каждый поворот благословляет взмахом ресниц своих.
- сейчас скатимся вместе и пойдешь, - говорит Лила и гладит ее по туго стянутым волосам, - кто так стягивает тебе волосы? это жестоко.
- мама, - отвечает девочка, - говорит чтоб не мешались в школе на уроках.
- сегодня скажешь ей, что будешь сама заплетать себе косы.
- я не умею, - сконфуженно говорит девочка.
- научишься, - смеется Лила, - это легче, чем подбирать слова для мыслей и чувств, которые другие возможно никогда и не узнают. будет время и ты поймешь, что не все имеют сердце. что уж говорить про глаза и уши, - Лила смеется, но смех ее грустный. девочка подхватывает ее смех и они за руки и хохоча скатываются вниз с горки.
- ваше платье, - захлебываясь говорит девочка, - ваше платье испортится.
- это не то, о чем следует беспокоиться, - небрежно отряхнув подол говорит Лила, - пыль с души лишь своей убирай время от времени. не давай зачерстветь душе. не оттого, что люди бездушны тебя не слышат они, а оттого что грязи слой не дает словам твоим пробраться к ней. сколько работы кропотливой в том, что бы нутро свое в чистоте хранить, то немногим под силу. к чистыми душою люди тянутся, но свою очистить ни времени, ни сил им не хватает. оттого и плачут. оттого и злы. не стучись в их сердца. они глухи. не рассаживай палисадник цветов своих перед их окнами. окна те не мылись века и очертания неба нашего уж не помнят они как выглядят.
- вы придете еще? - крепко сжав руку Лилы спрашивает ее девочка.
- приду, детка, - ласково отвечает та, - обязательно приду проверить как научилась ты заплетать косы.
девочка весело смеется и отдаляется сливаясь с темнотою июльских сумерек.
- обязательно приду, - говорит Лила хоть та уже и не слышит, - проверить сохранишь ли ты чистоту души своей. обязательно приду.

- очень странное место для встречи, - говорит Иза закидывая ногу на ногу, - я бы даже сказала отвратительное.
- ну что ты, - улыбается Лила присаживаясь с ней рядом, - разве не мил тебе детский смех?
- раздражает очень, по утрам когда в окна слышу, - отвечает Иза разглядывая детей бегающих по детской площадке, - где их родители? - спрашивает Иза не разглядев поблизости ни одного взрослого человека.
- у них нет родителей, - отвечает Лила.
- счастливые, - протягивает задумчиво Иза.
- не в настроении нынче, - вздыхает Лила, - как сложно с тобой общаться.
- это оттого, что я не принимаю твой взгляд на мир? - спрашивает ее Иза, - так я и любого другого не принимаю.
- это оттого что ты во всем ищешь подвох, - отвечает Лила.
- ну да, - резко захохотав говорит Иза, - это оттого что он всегда там есть, не думала об этом? даже сейчас. кого ты там хотела мне показать? я уже видела два дня назад во сне того засранца, которого ты мне сейчас хочешь привести, с заводной игрушкой, да? - Иза продолжает смеяться и честное слово если бы Лила была человеком то ей стало бы жутко в этот момент.
- вот он идет, - тихо отвечает Лила подзывая рукою одного из детей, что бегали вокруг песочницы. в руках у мальчика лет четырех заводная собачка. крутишь рычажок и собачка бегает то туда, то сюда. крутишь еще, и собачка лает. бегает и лает. лает и бегает.
- это я ему подарила, - говорит Лила Изе, - он постоянно ломает все подаренные ему игрушки.
- да неужели, - злобно восклицает Иза, - может стоит подождать с подарками до тех пор пока он подрастет и начнет понимать их ценность?
- Лила, - тихо и зло шепчет ей на ухо Иза, мальчик уже почти возле них и Иза сразу узнает в нем того противного ребенка из своего сна, - Лила, ты слишком добра к ним. с людьми так нельзя, понимаешь?
- что случилось на этот раз, мой хороший? - ласково спрашивает Лила у мальчика. тот не скрывая своего праведного гнева вручает ей обратно потрепанную заляпанную грязью и слюнями собачонку. ни лает, ни бегает. рычажок вырван, ушки разорваны. Иза смотрит в глаза игрушечной собаке и ей кажется что та скулит от боли и отчаяния.
- она не горит, - отвечает мальчик, - не мигает как та пирамидка у Феди. я кручу, кручу, а она не горит! - мальчик поистине негодует. хорошо что Лила уже забрала бедную собачку из его рук иначе он швырнул бы ее со всей своей маленькой силой и та разлетелась бы на части от недетской, но такой человеческой, такой привычной жестокости.
Иза смотрит на мальчика и ловит его взгляд. колкий и глупый. глупый и жестокий. не горит, повторяет про себя Иза, она не горит.
- а кто сказал тебе, - продолжая смотреть в его пустые глаза строго говорит Иза, - что она должна гореть? это собака, она бегает и лает. это не пирамида, что у Феди. у тебя другая игрушка.
- и что? - капризно говорит ребенок, - у него горит и я хочу! у него же горит! - глаза его полыхают яростью и Изе кажется что будь он старше то попытался бы ударить ее.
- ты плохо понял, сопляк? - будто разъярившаяся псина рычит Иза, - это собака, она не может гореть. она бегает и лает. тебе мало? мало? скажи спасибо, что тебе вообще что то дали. тебе, который еще не понимает ни черта.
- Иза, Иза, - дотрагивается до локтя Изы Лила, - не надо, что ты. это же совсем ребенок. беги, мой хороший, беги. забудь про собачку. я принесу тебе пирамидку как у Феди и она тоже будет мигать красно-желтыми огнями.
мальчик злобно взглянув на Изу удалился с видом победителя в схватке не на жизнь, а на смерть.
- боже, Лила! - схватившись руками за голову вскричала Иза, - что творишь ты силами тебе данными, что творишь...
- надо дать ему шанс, - вглядываясь в детей бегающих от горки к качелям говорит Лила, - надо быть добрее.
- я понимаю от чего Ада отреклась от тебя и слышать не желает твоего имени, - Иза отвернулась в сторону не желая смотреть более на детей, что резвились на площадке.
- он исправится, вот увидишь, - Лила поправляя свои кудри старается выглядеть уверенно и легко.
неужто не чувствует она всю эту тяжесть, думает Иза, неужто не ведает ее вовсе.
- ведаю, - отвечает Лила, - но поддаваться ей не желаю. только легкость дарит мне полет. только вера дарит мне радость жизни. Ада со своим железом никогда не летала, нам не о чем с ней разговаривать, - упоминание про Аду больно задело ее, Иза пожалела о сказанных словах, но отыграть назад невозможно.
- ее железо, как ты выразилась защищает ее от таких как этот сопляк пытающихся у огня выжать воду, а у земли небо. Лила, тебе стоит меньше вмешиваться в человеческие судьбы, ты развращаешь тех кто не в силах стать лучше.
- давно ли ты стала в праве читать мне нотации? - вспыхивает Лила, но быстро гнев ее сходит на нет, - ты повзрослела, Иза, - неожиданно говорит она и голос ее смягчается, - я помню тебя маленькой девочкой. - Лила перебирает подол платья и тихо смеется будто прожила здесь уже тысячи веков, - а сейчас ты сидишь и попрекаешь меня будто мать.
- я не знаю чем оправдать твою доброту, - отвечает ей Иза, - будь ты здесь среди нас, я бы назвала это глупостью.
- люди меняются, смягчаются их сердца, окна засияют чистотой, - голос Лилы звучит из таких далей, что Иза лишь по губам ее читает сказанное ею.
- да, - соглашается Иза, - но сколькими ты еще готова пожертвовать ради одного? ты считаешь справедливым отдавать кого то на поругание тому кто считает себя в праве просить все, что он захочет? зачем ты лелеешь их комплекс бога? - Лила фыркнула от смеха, но Изе смешно не было, - зачем ты даешь им просимое? они не ценят, Лила! они не оценят. как ты не можешь этого понять, - Иза растирала раскрасневшееся от волнения лицо и ей ужасно захотелось спать.
- ты и так спишь, - говорит ей развеселившаяся Лила.
- что так веселит тебя, Лила, - Иза качает головой и встает со скамьи, на которой они сидели, - что так веселит тебя. мне грустно. чисты ли твои окна? - вдруг спрашивает ее Иза.
- нет окон моих, - тут же отвечает ей Лила и становится серьезнее, - больше тебя вижу.
- больше да хуже, - говорит на прощание ей Иза и уходит.

ночью ей снился отвратительный противный мальчишка с игрушечной заводной собачкой. собачка смешно бегала от стенки к стенке и звонко лаяла. сначала она увидела ее живым маленьким щенком, черным, смешным и лохматым. мальчик стал большим, стал огромным и возвышался над щенком во весь свой гигантский рост. по началу он тоже смеялся и чесал щенка за ухом, им было весело и радостно. преданные глаза собаки с любовью смотрели на ребенка, хвост летал из стороны в сторону. но звонкий веселый лай сменился жалобным поскуливанием. ребенок бил пса и сильно драл его за уши. противная, плохая псина, плохая! гори, гори как та пирамидка у Феди, давай загорайся, дрянь! щенок лаял от ужаса и боли, что такое, что такое. руки его недавно гладившие больно бьют по морде, по лапам. бег его уже не вызывает смех ребенка, лай его уже не нов и наскучил. загорайся, как пирамидка, я сказал, орет ребенок на пса, гори, гори! щенок ранее не знавший людской жестокости еще ластится к мальчишеским ногам, но тот видя что собака по прежнему собака и загораться не собирается, отпихивает ее в сторону вложив в этот жест все свое раздражение. не горит. не мигает как у Федьки. не горит. щенок ластится к ногам еще и еще, но получает за пинком пинок. отстань, надоел! - орет противный мальчишка, - надоел со своим лаем.
ей кажется на миг, что она стала тем маленьким щенком и на своих боках она чувствует чужие пинки. хочется завыть от боли. и не от того что пнули, а от того что предали. от того, что поверил. мальчик резко дергает ее за уши, давай загорайся, мигай как Федькина пирамидка, мигай -мигай! ей хочется крикнуть, что она не пирамидка, никогда ей не была и не будет. она не мигает. она бегает, виляет хвостом, она может заливисто лаять. брось мне палку, я принесу, хочется сказать ей своему верному другу, давай побегаем на лугу, давай облаем прохожих. я никогда не буду мигать как та пирамидка, я собака, виляет хвостом щенок, я собака. чертова псина, отталкивает от себя щенка ребенок, не горит. его душат злые слезы. у Федьки горит, а у него не горит. чертова псина. заткнись уже, и не лай! заткнись. хватит вертеться под ногами, надоела. хочу мигающую пирамидку, ребенок плачет не вспоминая о всех тех игрушках, которые он уже успел разбить и испортить. и автомобильная дорога, что после стала ни как лодка у Маши. и небольшая надувная лодка, которая после стала ни как пожарная машина у Пети. и пожарная машина что после стала ни как пулемет у Васи. и много, много других ни как. получив очередной пинок от мальчика и забившись в угол щенок тихо заскулил и положил морду на передние лапы. лапы его оказались массивными, тяжелыми. зубы лязгнули и нечаянно поранили его язык. пошла кровь. один раз мальчик так сильно ударил его что разорвал ухо, было много крови. щенок вдруг зарычал от обиды и послышалось громкое рычание большого взрослого пса. все мы когда нибудь вырастаем, подумала она. если он еще подойдет к тебе, поглаживая пса по шерстке, говорит Иза, перегрызи ему глотку. псина доверчиво заглядывает ей в глаза, так больно доверять снова. собака рычит. у тебя очень острые клыки, говорит она и чешет пса за ухом, очень острые. можешь прокусить ему ногу. если Лила узнает, думает Иза, она меня не простит. хотя... может это лишь мое воображение. к ним приближается мальчик и в руках его дубинка, что бы зажечь уже наконец нерадивого пса как Федину пирамидку. надо работать с данным материалом, думает повзрослевший мальчик, надо работать с тем что есть, но сделать то что хочется. возможно это сошло бы ему рук имей он дело с игрушечной псиной, а не с живой. но время идет и жизнь усложняет свои головоломки. почему ты меня не слушаешь? говорит мужчина большой черной псине, та лежит и не смотрит в его сторону. я хозяин твой, я повелеваю, говорит он и заносит дубинку над головой. Иза изображает отвращение на своем лице при его словах, но он не видит ее. фас! тихо, но с чувством произносит Иза и некогда преданный пес набрасывается на мужчину и впивается ему в ногу. должно быть мужчина закричал, но какое это уже имеет значение. он сыграл свою роль. была бы здесь Ада, смотрит Иза на пса что трясет человека за ногу забрызгивая все вокруг кровью, она бы сказала - прикончить. но, Иза вздохнула собираясь покинуть эту небольшую сценку, ее здесь нет, а потому поступай как знаешь. хорошая псина, напоследок сказала она и погладила черную большую собаку все еще не отпускавшую ногу. хорошая. но не горит. Изе вдруг стало смешно и она почувствовала себя давно выспавшейся. пора вставать должно быть. пора жить.
...
- ну здравствуй, Зоя, - говорит она в пустой угол комнаты. в ответ молчание. ну здравствуй, шелестит занавеска на темном окне. ну здравствуй. давно не виделись.

Зоя, бессмыслицей времени пьяной эпохи витают над миром
твои вдохи
выдохи
и на отходе
позволь напомнить о погоде
дожди там часты
и безучастны
к бедам твоим
с кем пьешь игристое
и ночь там мглистая
елово хмурая
как мать угрюмая
волчица старая
что тебя встретит
такой как ты
там нет на свете
уже не будет
ты гостья странная
не надо, Зоя, в слезах прощания
и обещания
что не забудешь
не так слаба я
ступай до крайности
страницей скроешься
из моей памяти
лоскутным заревом
собранным пазлом
случайной речью
желанной дочью
приди воочию
зайди и выйди
переступи же
границы книжек

снился сон. девочка с длинными черными волосами ушла под воду и долгое время не появлялась. должно быть утонула, подумала Иза равнодушно, но не могла отвести взгляд от ровной глади воды. утонула. утонула, билась мысль подбитой птицей в сознании, Иза смотрела на ровную зеркальную полоску воды и не сдвинулась с места. никто не знает сколько прошло времени, но внезапно у самого берега девочка вынырнула и мокрые черные волосы облепили ей плечи. а, нет, подумала Иза, жива. жива. вернулась. единственно странно, продолжила она свою мысль, человек не может так долго находиться под водою. человек не может не дышать. не может. а она смогла. девочка с черными волосами. девочка с черными волосами. девочка с черными. девочка. ты ли это?

вереницы дней,вереницы времен, вереницы. вереницы. мягкие как шелк ресницы, книги страницы шелест. из разных мест, из разных мест мы прилетаем на званый вечер. и крыть нас нечем. козырной масти. козырной масти все мои карты. босые ноги. и взгляд что пуст. страницы хруст, медовость уст. и взгляд что пуст. из иных мест. влажность земли. не знал? смогли. смогли жить всяко и быть здесь всеми собой оставшись.

- ты говоришь иносказаниями, - заметил он с укоризной, - тебя трудно понять.
- я есть иное сказание, - отвечала она, - сказ иных. меня незачем понимать, ты вдыхаешь меня прохладой вечернего воздуха. выдыхаешь меня вздохом тяжким. незачем понимать слова иные. их слышит сердце.

истории закручиваются в тугой жгут. смысл разбрызгался бензинной радугой по асфальтовой луже. шлепали детские ножки в резиновых зеленых сапогах до калитки детского сада. котенок серый тревожно мяукал на дереве утром устремляя свой золотистый взор на случайную прохожую. что то будет, подумала Иза. да, ответила Лила переодевшись в серебристый наряд. да, ответила Лила, здесь всегда что то случается. неугомонное пространство. а так хочется просто поспать. так хочется.
...
все знают что море глубоко. все знают. но никто не знает насколько оно глубоко, никто не видел его дна. никто не измерял. лживые величины, неверные метры, никто не знает. глубина необъятна, неизмерима. мы видим лишь поверхность темной воды, но что там на глубине - мы не знаем. что там на глубине этих темных вод, что там? что таит за собою слово, что скрывает? что прячет это хитросплетение букв, о чем говорит нам узор запятых и восклицательных знаков? что таят эти слова что мы видим, но не знаем? не знаем их. не знаем читая, не знаем помня. что таят? кто смотрит в отражение зеркальное и видит меня? что за гладь морская это, что за глубина? что за слово скрывается в черном зрачке ее правого глаза? что за слово, что за знак. неизмерима и необъятна. неизмерима. я любуюсь отражением, изучаю его и никогда не узнаю. никогда не пойму. никогда не узнаю. кто она.

- Иза! - кричало ночное пространство комнаты, - Иза! открой глаза, проснись. Иза!
очень не хотелось просыпаться, незнакомая комната. очень не хотелось открывать глаза. чувствовать их присутствие. наказание или дар. дар или наказание. видеть и не понимать. понимать, но не видеть. я чувствую вас, билась мысль в ее сердце, чувствую, чувствую!
- Иза! - вопило пространство, - Иза!
- я здесь, - говорил женский голос, - я рядом.

на окраинах мирских, на окраинах. грудь моя с пробоинами слышит глас ваш. слышит глас. оттого что трещины пропускают влагу земля не пересохла и помнит дождь небесный. будто имею руки, а делать что ими не ведаю. будто имею уши да мертвое безмолвно. будто имею очи да нечего здесь видеть. будто имею сердце
что бьется, бьется
бьется

- тебе бывало когда нибудь страшно? - спрашивает она Аду.
- всегда, - отвечала та, - страх всегда стоит за моей спиной. но я не пускаю его дальше спины моей. он дышит мне в затылок.
- что первее, страх или смерть? - спрашивает она.
- там, где страх не смерть. там, где страх - поражение. сильный сильного почует. сильный слабого пожрет, - усмехнулась Ада и ее стальные глаза лязгнули наточенными мечами.
- сколько раз ты умирала? - был следующий ее вопрос.
- ни одного, - резко ответила Ада, - ни одного раза ни умирала я. миры меняла. тела меняла. ни единого раза не умерла. ни единого.
- ты не знаешь что такое смерть, - разочарованно говорит она.
- зато она со мной хорошо знакома, - говорит Ада и смех ее разносится над ночным полем. уху - ху - ху, закричала сова где то в лесу. смеется. уху - ху - ху. кричала птица. невдалеке в кустах что то затрещало, захрюкало.
- кабаны? - испуганно спросила она.
- кабаны все спят, - захохотала пуще прежнего Ада, - ступай в лагерь. время позднее.
- а ты? - с волнением спрашивает она.
- а я постою покурю. подумаю, - говорит Ада заглядываясь на темное звездное небо. ночь густая, вязкая. пахнет травами и началом осени. - ступай-ступай.
- почему мне так страшно? - чуть замявшись спрашивает она.
- на запретную территорию ступаешь, - отвечает Ада, - вот и страшно. думаешь так легко жить меж мирами? думаешь каждой это позволено? принимай бой страха своего. приручай смерть свою что подглядывает за тобой последние недели. завлекай ее, увлеки. будешь ей интересна - пойдет с тобою. сфальшивишь, сбанальничаешь - переступит и пойдет дальше. интереснее забаву искать.
- что значит подглядывает? - испуганно говорит она и озирается по сторонам.
- а то и значит, - отвечает Ада, - время твое на исходе. мирским жить не сможешь боле, жить иным - еще не умеешь. чувствуй запах что за собой тащишь, чуешь? еловыми ветками пахнет. заметай следы. удаляйся от глаз людских. меняй обличье.
- тревожно, - поежившись говорит она.
- ступай в лагерь, - чуть строже говорит Ада, - мне одной побыть надо.
когда она ушла Ада усевшись рядом с кустами где какое то время назад что то трещало закурила и улыбнулась. хорошее время, подумала с ностальгией она. ничего еще не знаешь, все ново, кажется вот-вот что то кардинально изменится. хорошее время. страх подстегивает жить. жизнь выносит на новые повороты. сны все вещие. слова пророческие. стоишь на грани миров на одной ноге упасть боишься не то в безумие, не то в бездну небытия. упасть боишься. а падать и некуда. некуда падать да ты того пока не ведаешь. не знаешь покуда не упала. упасть еще только предстоит. Ада докурила и когда дым сигаретный рассеялся черные кусты подозрительно зашуршали. никого не было рядом. что то тихо хихикало и потрескивало. звезда скатилась с ночного неба и упала прямо за шиворот сонной ели. ветви вздрогнули ее и тут же замерли не проснувшись. уху - ху, сообщила сова, уху - ху - ху. ночь баюкала тайну и отдавать ее никому не собиралась. ночь баюкала тайну.

- у Надьки корова завтра подохнет, - с раздражением говорит Марфа сестре.
- пошто каркаешь опять, - выпучив глаза шепчет сестра, - с чего взяла?
- с чего, с чего, - злится Марфа на кого не ясно, - знаю! нужно мне больно знанье это, а вот лезет оно ко мне и все тут. надо мне тоже, - насупившись ворчит Марфа и залезает под одеяло. время позднее.
- точно подохнет? - спрашивает осторожно сестра, - ох, как быть то им! одна корова их и кормит.
- точно, - отзывается Марфа из под одеяла, - точнее некуда.
в комнате повисла тягостная тишина. через какое то время Марфа заворочалась на постели перевернувшись с боку на бок.
- ох! - раздался вздох из под одеяла, - и спать то как не знаю. на бок какой лечь.
- на спину ляг, - предлагает сестра.
- на спину? - вскрикивает Марфа отбрасывая одеяло, - а ты знаешь куда меня в прежний раз занесло, когда я на спине спала? еле себя опосле нашла. еле вернулась.
- ну не знаю, - идет на попятный сестра.
- вот и я - не знаю!
- ладно кричать то, Марфа, - тихо говорит ей девушка, - отца разбудишь, встанет ввалит тебе.
- да ну его. чего он мне? я уж и не знаю чего боюсь теперь. боюсь ли чего.
- а смерти? - спрашивает сестра и голос ее дрогнул.
- а смерть накануне ко мне заходила, - отвечает Марфа равнодушно и отворачивается снова к стене, - как обычно лохматая. платье черное все в пепле сигаретном. никогда его не меняет.
- о чем ты? - переспрашивает сестра, - не слышу.
- спокойной ночи говорю, - повысив голос говорит Марфа, - поспать надо. слышу уж Надькин вой утром. всех на заре подымет, всю деревню.
что значит лохматая, ворчит Морена вглядываясь в темное окно девичьей спальни. пепел сигареты ее падает прямо на платье и руки невольно тянутся к волосам поправляя прическу, которую она делала и не припомнить в каком столетии. и не пепел это, отряхивая подол черного платье продолжает оправдываться Морена, а звездная пыль. прах людской на подол прилип, что ж теперь. какая вредная девчонка подросла, думает Морена заглядываясь на небо, ворчунья. столетия еще не прожила, а уже всем недовольна. что же вечность то из нее сделает. поглядим. огонек тлеющей сигареты взметнулся не вниз, а вверх и повис над домом Марфы новою яркою звездою. ночь была тиха и покойна.
...
сказ Морены

между небом и землею, - начинается так сказ, - посмеюся и повою, дали мне на то указ. и с двуногими чертями песнь пою я на иврите. будут мертвые гостями. приходите, приходите. я пустая, как корыто что заброшено в сарай. нынче дверь про вас открыта, заходи коль скучен рай. поскулю подобно суке и пойду пьяною в пляс, лишь не сдохнуть бы от скуки в этот раз мне, в этот раз. ветхость платья, паутиной опоясан мой колпак. пахнет сыростью и псиной, запах завсегда мне знак. свечи плавят восковые, речи боговы в устах. годы-годы роковые, духи встали на постах. эту осень ржаво-рыжу дождь омоет, окрестит

я глаза открыв уж вижу - Ворон мой ко мне летит

мне убитой, мне сожженной новый выдали наряд. вдаль смотрю, в дали бездонной черный мой потерян взгляд. не наполнится корыто коли треснуло оно. я была уже зарыта только было то давно. мне восставшей, мне не спящей птицы весточку несли: меж березки шелестящей подымайся из земли

подымайся, подымись!

ветер по полю шумел. уходить не торопись, много, много будет дел. мы скучали, мы скучали! духи дружно говорят. без тебя мы тут в печали, сохранили твой наряд. пыльный колпак, старое платье и подруженька метла. помнишь, мы твое проклятье, что прогнать ты не смогла? мы людей вернее в трое, что там в трое, в тыщи раз! сердце же твое не злое приютит нас и сейчас.

заходилась в крике бабка: девка - ведьма, сжечь в ночи! во сарае дров охапка, но украли мы ключи. это мы сломали спичку, это мы тебя спасли. нашу кровную сестричку подымаем из земли.

раз за разом умирая не умрешь же ты вовек
потому что нам родная, а не просто человек

слуги ночи, духи леса, лешии, покойнички - все мы здесь на службе беса сидим на подоконничке. песнь поем, ногой виляем, сочиняем сказоньки.

не соблазнишь заветным раем
черные ты глазоньки.
...
- дьявольщина какая! - взвизгнула средняя сестра и закрыла лицо руками, - слышь как ворон крикнул посередь ночи? Марфа, чертова дочь, кончай дурить! хватит на службе бесовской ходить, - сестра явно была не в себе от страха и не слышала даже что говорит.
Марфа давно лежала под одеялом, очень хотелось спать. спать без снов. проснуться ранним светлым утром. проснуться не здесь. где нибудь там. не слышать эти глупые вопли...
- Марфа! - испуганно взвизгнула сестра, - слышишь, ухнул опять? кончай говорю!
- пошто орешь, дура, - грубо говорит Марфа сестре, - нету бога и нету дьявола людского вне сердца. ясно тебе? я спать хочу, - говорит Марфа и отворачивается к стене всем своим видом показывая что разговор закончен. сестра что то охает, крестится.
- а кресты ваши, - не поворачиваясь к сестре ворчит Марфа, - кресты ваши - вас не спасают. дьявола в сердце носите, а темноты ночной боитесь.
за окном стоит Морена и неспешно покуривает сигаретку. смотрит в беззвездное небо, что то напевает. на крышу дома садится Ворон и подхватывает ее песнь:
- как хорошо, как хорошо что тьма ночная мать моя. как хорошо, как хорошо что страх людской неведом мне.

как хорошо что свет во мне.
как хорошо что среди тьмы.


Рецензии