2. Простые люди и управление

Продолжение темы, начатой тут http://proza.ru/2021/09/05/1001

    В прошлые времена было чёткое расслоение: была аристократия и были простые люди. Простолюдины, плебеи, холопы, смерды, чернь – модификации/названия разные, смысл примерно одинаковый: низший класс, который составлял основную массу населения. Аристократия была более-менее образованной, простые люди нет, и аристократия считалась разборчивой во всяких тонкостях, а простые люди грубыми и неотёсанными. Они так и назывались: простыми людьми, а про аристократию говорили: «О, да это не простой человек! это вона кто – граф/князь/прЫнц (и т.п.)…». И это расслоение как бы автоматически каждого ставило на место в вопросе кто он есть, и чего его суждения весят.
    Проблемы у такого разделения были примерно следующие. Во-первых, чтобы выделиться среди других, по-настоящему выдающемуся человеку искусственные титулы не нужны – он своей личностью и так выделяется. Они нужны больше всего тем, кому больше нечем выделиться (а хочется). Во-вторых, совсем не факт, что если аристократия отделяется, то это только потому, что она вынуждена-де ограждать себя от неучей. У многих людей есть потребность приподняться самим, и опустить, по возможности, других (так ими легче управлять). Т.е., целенаправленно заставлять простых людей пребывать в состоянии, где они ничего не знают и ничего не значат. И от них требовалось быть такими не потому, что они такие от природы, а потому, что какими бы они не были, их таковыми делали. Поэтому аристократия часто была против того, чтобы давать народу образование. И в-третьих, настоящее благородство по наследству не всегда передаётся (так же, как не всегда передавалось и неблагородство). И в семье простых людей мог родиться великий человек, а в семье аристократа полное ничтожество, ни на что не годное, кроме как чваниться своим происхождением. Поэтому истинное благородство со временем перемешивалось, развитие общества требовало переоценки ценностей, и естественно, титулованная аристократия в достаточном количестве была в этом не заинтересована. Так что возможность поставить кого-то на место, ткнув его в установленное обществом положение, не так часто несла в себе справедливость. В основной своей массе она была орудием укрепления несправедливости, на которой паразитировала аристократия, в большинстве своём способная лишь на интриги и праздность, в то время, как создавать что-то по-настоящему великое способны были лишь немногие из них.
    Вышесказанное, впрочем, совсем не означает, что чернь – всегда бедные затурканные люди, которым просто не дают внутренне развиваться. Среди неё полно личностей из разряда «не хочу учиться, а хочу жениться» (причём жениться – это ещё самое приличное из того, что они могут хотеть), и живут они в соответствующем своему уровню режиме. И имеют соответствующее ему развитие, и соответствующие ценности, и когда положение таких зафиксировано в их официальном статусе, вот тогда их на место проще всего поставить при помощи окрика: «Куда прёшь, чернь? Пошёл вон с дороги – не видишь, барин едет!» (что, кстати, они понимают куда доходчивее, чем вежливые и структурные рассуждения, кто и где кому должен уступить дорогу). Что тоже способствовало укреплению соответствующих устоев, в которых виновата оказывалась не одна только аристократия. А если вдруг чернь поднимала восстание, так она могла понести на гильотину всех аристократов без разбору. И чернь почти всегда означает толпа, а толпа всегда менее сознательна, чем отдельно взятый среднестатистический индивид из неё же.
    Так что справедливости от черни ждать стоит не больше, чем от аристократии, и последняя это знает (и конечно же использует это в своих оправданиях), когда для увеличения надёжности своего положения приучает простых людей не подымать голову. Поэтому в таких вопросах всё сложнее, чем кому-то было бы удобнее для разбора, а несправедливости в каждом деле обычно оказывается больше, чем видит каждая из сторон. И иногда иная чернь кое-где даже и заслуживает, чтобы её на место поставили традиционным для такой системы способом. И это совсем не отменяет того факта, что барин зачастую внутри своей сущности и есть такая же чернь, только разодетая, натасканная в манерах, и зачванивашаяся.
    Сейчас в цивилизованных странах всё в прошлом, все вроде как изначально равные в правах и достоинствах, все образованные, все умеют читать и, конечно же, писать свои комментарии. И у каждого своё, (обычно самое важное и единственно правильное – с его точки зрения) мнение. Но по большому счёту ничего не изменилось – сменилась форма, а содержание осталось прежним: есть верх и есть низ, и есть те, кто едут, и есть те, кто везут. И когда едут те, кто любят, когда их возят, они всегда считают чернью тех, на ком они ездят.
    Причина разделения какой была, такой и остаётся: одни люди готовы напрягаться столько, сколько потребуется, чтобы докопаться до сути, а другие предпочитают довольствоваться теми объяснениями, которые им проще усвоить, и ждать от жизни, чтобы правда подстроилась под их понимание. И когда те, кому может быть хорошо только тогда, когда кому-то плохо, делают всё так, чтобы им самим было хорошо, а те, кто не хотят напрягаться, не напрягаются настолько, насколько нужно, чтобы этому противостоять, то получается всё не так, хотят последние, а так, как нужно первым.
    Классический вид заблуждения – сведение всего к одной простой дилемме «ты за одно или за другое?», где третьего не дано. Почему не дано – потому, что для некоторых, это оказывается, слишком сложно. Удобно рассуждать «ты за наших или за ихних?», и, если критикуешь наших – значит враг, а если критикуешь ихних – значит, свой. Всё просто: увидел критику в адрес своих – поставил минус, увидел критику в адрес врагов – поставил плюс. Зачем думать, когда можно не напрягаться, а сэкономленную энергию потратить на разборки?
    Возникает вопрос: а что делать, если я против такого подхода? Не против «наших» или «ваших», а против упрощения там, где оно необоснованно? Вот если против титулованной аристократии, ярлыки на лоб каждому лепящей, что если родословной не вышел, то и ничего достойного в тебе быть не может, и против толпы, идущей жечь дворцы и громить произведения искусства? Вот если своя, третья позиция? Тогда никак – или ты за наших, со всеми ихними от и до, и или против. Максимализм градаций не любит. Так что, три сосны иногда слишком много, чтобы не заблудиться; вот две – в самый раз.
    Писать для таких людей правду – занятие неблагодарное. Статьи они читают примерно так (утрирую): если написано «я вообще-то против погромов ценных произведений искусства», у слишком простого может запросто сработать «Ага, значит, ты буржуев защищаешь... Значит, ты хочешь, чтобы нас угнетали, чтобы мы страдали, а ты жрал их подачки! Сколько они тебе заплатили за это?» (чем уже струя, тем сильнее напор – закон узколобости, и чем меньше кругозор, тем дальше идут выводы. И всё, человек сформировал позицию. Дальше воспринимать текст статьи будет через этот фильтр. И даже если дальше там будет написано «…потому, что искусство развивает внутренний мир человека. А человека с более развитым внутренним миром легче просвещать, а просвещёнными труднее манипулировать. А кем нельзя манипулировать, того нельзя не уважать, и с тем приходится считаться…», у него уже не сработает «А, значит, ты всё же нам помочь таким способом хотел…». Он же своё мнение сформировал. У него теперь ход мыслей: «Автор – враг. Значит, ничего хорошего он по определению нам желать не хочет. А значит, если что-то и покажется хорошего, то это обман. А потому, надо вглядываться в его слова и высматривать всякие хитрости». И вот его реакция: «Ты тут нам свистишь, какой ты умный искусствовед, а мы типа тупое быдло, которое ни в чём не разбирается, да? А я вот думаю, что это ты говно!». И если в конце будет «И я против привилегированности бездарей и паразитов, которыми ряды аристократии просто кишат…», он до этого скорее всего не дочитает, а если и дочитает, то будет: «Ну вот ты сам себя и опроверг! (ты же против нас начинал, а теперь против них оказался, и твоя противоречивость доказывает твою глупость...». Короче, «Статья – говно, автор – дебил», ставим его на место и занимаемся дальше идейным вандализмом.
    Если же наоборот, статья будет начинаться сразу с «Я против привилегированности бездарей и паразитов…», у простого человека сразу сработает «Вот, это свой человек!», и он кинется с упоением читать. Но только внимать будет, насколько хватит этого импульса, а когда упрётся в строки «…но я так же против скотства и погромов дворцов…!», у него сработает «Что-то я тебя не понимаю – сначала одно говоришь, потом другое…», и «А, так ты двурушник!», и давай мстить за то, что сначала тебе поверил.
    Если сразу начать мысль с расставления всех точек над «И», что есть мол, одна проблема, и есть другая, и нам надо учесть обе, то реакция будет «Что-то ты слишком сильно грузишь… Ты проще скажи: ты за наших или за ихних?» И всё, если такового ответа не будет, значит, ты что-то темнишь (надо быть поосторожнее), и вообще: зачем им тратить время на того, кто пишет не то, что он хочет услышать, когда полно вокруг тех, кто пишет то?
Управлять простыми людьми просто: достаточно просто оставлять их в состоянии, при котором любое объяснение выше определённого уровня сложности они встречают в штыки. И все объяснения, которые им требуется иметь, давать им ниже этого уровня, а всю ложь, при помощи которой ими манипулирует, выше. И тогда любой борец с системой встретит в лучшем случае игнор с их стороны. А классическое использование их в своих целях опирается на то, что только настоящая правда не может конфликтовать между собой, а ложь конфликтует и с правдой, и друг с другом. И в рамках этого конфликта достаточно использовать какую-то однобокую правду для разоблачения своего конкурента, чтобы простые захотели поддержать очередного оппортуниста. И им не нужно доказывать, что он по-своему тоже не лжёт; достаточно только доказать, что лжёт противник. Остальное слишком сложно, а зачем вдаваться в сложности, когда можно просто идти бить тех, кому показали другую однобокую правду?
    Порасшибаться друг о друга простых людей иногда можно заставить и просто так – ради профилактики. Чтобы не забывали, как больно иногда бывает. Чтобы поняли, почувствовали, усвоили, что ни на что сами не способны, кроме как делать себе больно, и чтобы ценили, что есть над ними те, кто могут ими управлять, ибо сами они управлять собой не могут. Это такой способ «поставить их на место» и научиться кланяться тем, кто держит их за расходный материал.
    Если же им начать объяснять, что всё сложнее, чем им думается, то они от этого отвернутся (как отвернутся от этой статьи), и это будет такая форма отказа от того, чтобы ни в коем случае не выбраться из системы, в которой за счёт их простоты на них можно ездить. Всё это непростые люди знают, и институты власти имеют соответствующую практику. И вот паны дерутся, у холопов чубы трещат, все счастливы, но только одна простая истина никуда не девается: кого используют, того не уважают, и как высшие низших не уважали, так и будут не уважать, и не перестанут, пока им понятным для них способом не покажут, что теперь не уважать людей не получится. Это тот случай, когда, чтобы под кое-чем подписаться, никуда не нужно идти, и ничего делать; а достаточно просто оставаться на своём месте и быть в своём репертуаре.

Продолжение тут http://proza.ru/2017/07/05/1634


Рецензии
Кто такие простые люди, понятно.
А зачем они?
Общество, это живой организм.
Зачем нам две ноги, понятно. Зачем два глаза, тоже.
А в обществе зачем они?
Простые и непростые. Два типа?
Или есть еще?
От этом не задумывались?
Ваш

Александр Денисов 33   21.09.2019 14:05     Заявить о нарушении
Ну как зачем? Сначала в воде появляются простейшие организмы. Потом некоторые из них становятся посложнее. Потом ещё сложнее. Потому они вылезают на сушу. Ходят по ней на 4х ногах. Потом некоторые из них эволюционируют до того, чтобы ходить на 2х ногах. У всех по 2 глаза. Ну а некоторые никуда не эволюционируют. Как были амёбами, так и остаются. Зачем они нужны - ну пригождаются куда-нибудь. Природа придумывает, как их в общий цикл круговорот жизни в этом мире встроить. Ну а вообще нужны были ей, конечно, не они. Нужен был этап, через который нужно было пройти, чтобы подняться к следующему этапу. А они просто зависли на нём.

Роман Дудин   21.09.2019 19:45   Заявить о нарушении
Мне кажется, что ответили, не задумываясь.
По вашему, простые люди, это один из этапов развития общества.
Правильно вас понимаю?

«Сначала в воде появляются простейшие организмы. Потом некоторые из них становятся посложнее. Потом ещё сложнее»
Это первоначальное ваше утверждение.

И затем вы пишите:
-. Ну а некоторые никуда не эволюционируют.
Это и Простых людях правильно Вас понимаю?

Если Вас понимаю правильно, то, как неспособные развиваться, стали этапом для развития?

Значит они способны развиваться?
Или как?
Или были еще некоторые?
Тогда зачем простые люди?

Они не этап. А побочный продукт при появлении Некоторых.
Из Простых людей, согласно вашей теории, Некоторые появится не могли.
Возможно, запутался. Поясните.
Ваш.

Александр Денисов 33   21.09.2019 21:06   Заявить о нарушении
Я ответил аллегорически. Каждый человек, приходя в эту жизнь, начинает с нуля. Все проходят через какие-то этапы, совершают какие-то (в некоторых случаях типичные) ошибки, вылезают из заблуждений и развиваются дальше. Но разные люди в плане внутреннего развития оказываются разных пород. И все идут по пути развития соответственно своей породе. Т.е. если (опять же, аллегорически) эмбрионы человека, собаки, кошки, мышки на первых моментах развития очень похожи, то на последующих проявляются различия. И дальше, чем дальше, тем сильнее. Ну и простые люди - это как бы такая порода, которая, с одной стороны, напоминает нам о том этапе, через который мы все когда-то, взрослея, проходили, а с другой стороны, это такая отдельная эволюционная ветвь, которая пошла своим путём, так же, как у человека он свой, у собаки, кошки, мышки - свои. И когда они не вылезают из ошибок, из которых другие вылезают, они оказываются чем-то вроде аппендикса, никому не нужным, кроме самого себя. Удалось ли внести ясность?

Роман Дудин   21.09.2019 22:18   Заявить о нарушении
Понял. спасибо.
Ваш.

Александр Денисов 33   21.09.2019 22:35   Заявить о нарушении
Всегда пожалуйста. Ваш.

Роман Дудин   21.09.2019 23:04   Заявить о нарушении
Вы были правы Я действительно ничего не понял. Гротеск не гротеск, а чего хочет автор?

Колотинский Руслан   22.09.2019 10:26   Заявить о нарушении
Свою рецензию написать не судьба, надо в чужой диалог влезть. Ну а что конкретно непонятного-то - сформулировать то хоть можете?

Роман Дудин   22.09.2019 10:35   Заявить о нарушении
Не понятно к чему статья вообще написана?

Колотинский Руслан   22.09.2019 15:47   Заявить о нарушении
Статья написана к тому, чтобы люди, страдающие описанными в ней недостатками, по возможности от них избавлялись.

Роман Дудин   22.09.2019 15:58   Заявить о нарушении
Какие это недостатки скажите проще

Колотинский Руслан   22.09.2019 19:25   Заявить о нарушении
А что в статье непонятно написал?

Роман Дудин   22.09.2019 19:57   Заявить о нарушении
Вы сами себя относите к простым или непростым людям? Третьего ведь не дано?

Колотинский Руслан   23.09.2019 02:17   Заявить о нарушении
Каждый смотрит со своей колокольни. Кто-то для меня слишком прост. Для кого, возможно, слишком прост я. Но я, по крайней мере, готов работать над своими недостатками в этой области, если таковые найдутся.

Роман Дудин   23.09.2019 06:18   Заявить о нарушении
Значит есть ещё третий вид. Те, для кого просты простые и в тоже время этот вид прост для более сложных. Но те сложные могут быть просты для более сложных. И так до бесконечности. На земле 7 миллиардов человек и только на два вида их не поделить.

Колотинский Руслан   23.09.2019 07:23   Заявить о нарушении
Умы бывают трех родов: один все постигает сам; другой может понять то, что постиг первый; третий — сам ничего не постигает и постигнутого другим понять не может. Первый ум — выдающийся, второй — значительный, третий — негодный.
Так было сказано 500 лет назад.

А это женщина. Ближе к нашим дням. Примерно 100 лет назад.
Великие умы обсуждают идеи; средние умы обсуждают события; маленькие умы обсуждают людей.

Автор вышел на интересную тему, я имею ввиду Дудина.
Зачем нас разделили по половому признаку на мужчин и женщин?
Что бы обеспечить биологического развитие общества. Это бесспорно.

Зачем нас разделили по способности понимать окружающий мир?
Не для того ли, что бы обеспечить социальное развитие общества?

Прямого и открытого обсуждения этого вопроса в литературе не встречал.
Намеки были у Норберта Элиаса.
Что пытался высказать Гидденс в своем «Устроении общества».
Все это знания двадцатилетней давности.
Не исключено, что наука прошла дальше. Но ввиду слабого знания языков, это не уследил.
Ваш.

Александр Денисов 33   23.09.2019 07:55   Заявить о нарушении
Александр Прищепа, в природе бесконечное количество чисел и их видов, но их почему-то разделили на 2 типа: простые и непростые. Не хотите математикам предъявить аналогичное?

Роман Дудин   23.09.2019 09:27   Заявить о нарушении
Александр Денисов, я бы поправил слово "значительный" на заурядный - так как-то ровнее получается.
/...маленькие умы обсуждают людей/
Я обсудил простых людей, значит, я маленький ;)
/Зачем нас разделили по способности понимать/
Никто нас не делил. Своим желанием или не желанием понимать (или слушать тех, кто понимает) мы сами себя разделили на соответствующие категории.

Роман Дудин   23.09.2019 09:32   Заявить о нарушении
Уверен, Вас лично не делили.
Но, в конце 19 века итальянский социолог Парето установил, что во все времена и у всех народов у 20% людей находится 80% денег. В том числе.
Знаменитое отношение Парето 20 на 80
Это разделение или нет?

Более того.
Цитата из книги Абрахама Маслоу «Мотивация и Личность».
Тот самый, претендент на Нобелевскую премию , известный всему миру, как автор Пирамиды Маслоу:
«Широкомасштабные эксперименты( Asch,1956; McClelland,1961,1964; McClelland & Winter,1969) позволили установить, что люди, самостоятельно принимающие решения, составляют от 5 до 30% нашей популяции…»

Это разделение или нет?
Ваш.

Александр Денисов 33   23.09.2019 10:53   Заявить о нарушении
Это вё разделения, но вопрос в том, чья воля стоит за этим. С одной стороны, победа одних над другими не может быть без воли победителей. Но с другой стороны, есть смысл говорить о недостаточно сильной воле проигравших, чтобы мотивировать их не тонуть в болоте самим и не тащить за собой на дно других.

Роман Дудин   23.09.2019 11:40   Заявить о нарушении
Давайте вопрос о волях оставим открытым.
Спасибо за беседу.
Ваш.

Александр Денисов 33   23.09.2019 20:08   Заявить о нарушении
И Вам спасибо.

Роман Дудин   24.09.2019 01:52   Заявить о нарушении
Вы совсем запутались. Во первых, люди не числа, не роботы, у них есть сознание и сравнение здесь не уместно. Во- вторых, формула 20 на 80 также здесь не подходит. Где вы в этой формуле? Вы в 20% или в 80?

Колотинский Руслан   24.09.2019 04:08   Заявить о нарушении
Вот едет полный трамвай. Поговорив с каждым пассажиром в отдельности вы убедитесь, что дураков среди них за редким исключением нет. То, что они голосуют за Путина ещё не говорит о том, что они дураки

Колотинский Руслан   24.09.2019 04:11   Заявить о нарушении
Да это Вы запутались. Я дал конкретное определение, что такое простые люди. И указал конкретную проблему, к которой ведёт данное явление. Вы опровергли моё определение, доказали его несостоятельность? Вы доказали отсутствие описанной мною проблемы? Нет. Вы просто приплели какие-то рассуждения, отсылающие (якобы) одному Вам ведомым путём к выводам, что мои мысли, мол, не годятся. И Вы не видите разницы?
Что значит «сравнение не уместно»? Сравнение будет не уместно, когда Вы докажете, что в нём отсутствует смысл. А если просто перечислять признаки того, что есть в одном, и чего нет в другом, то это любое сравнение можно объявлять неуместным. Потому, что при любом сравнении в одном можно найти то, чего нет в другом. Что значит «дураков нет»? Вы где-то дали определение, что такое дураки, или я должен угадывать Ваши субъективные абстракции?

Роман Дудин   24.09.2019 05:19   Заявить о нарушении
Дураки, я так понимаю, это те 80 процентов, так называемые простые люди. Неужели еепонятно. Именно об этом ваша статья. Себя же вы причислили к третьей группе- наблюдателей. Удобная позиция. Я и не гений и не дурак в тоже время. Так по вашему получается. И ещё касательно цифр. Нельзя людей сравнивать с неодушевленными предметами.

Колотинский Руслан   24.09.2019 07:13   Заявить о нарушении
Нет, извините, не понятно. Не про какие 80 я в своей статье и не писал не говорил. Не надо лепить в кучу моё и не моё. И понятие «дураки» и «простые люди» для меня не одно и тоже. Дурак для меня – это тот, кто упрощает всё до полной профанации там, где этого делать нельзя, но когда ему пытаются объяснить, что всё сложнее, чем он думает, посылает оппонента нах и ничего не хочет слушать. И продолжает делать то, что создаёт проблемы и ему и другому. Я так себя стараюсь не вести. Как бы мало я не знал (и как бы сильно не был уверен в том, что знаю достаточно), я всегда готов выслушать человека, и не отвергать его точку зрения, пока докажу их несостоятельность. Вот поэтому я не отношу себя к «дуракам». А к простым людям в разных смыслах этого понятия в отношении разных вопросов могу относиться.
По поводу цифр – говорил уже один раз, повторяю 2й, (3й не буду): не надо голословных утверждений. Считаете, что нельзя сравнивать людей и цифры – приводите доказательства, что это для данного примера не уместно.

Роман Дудин   24.09.2019 08:07   Заявить о нарушении
Я перечитаю вашу статью

Колотинский Руслан   24.09.2019 20:12   Заявить о нарушении
Статья очень длинная. Но если её немного сократить( вы повторились в конце , то есть повторили одну мысль которую высказали ранее, тогда бы эту статью можно было бы читать на радио. Получается мы не глупее тех кто там на радио нам вещяет.

Колотинский Руслан   24.09.2019 20:33   Заявить о нарушении
Вы дважды задаете вопрос, вернее не вы а ваши"герои" ты за красных или за белых. Второй раз не знаю зачем повторяться?! Впрочем, это ваше дело. Но ухо режет. Извините. Мои статьи тоже можно на радио читать( сейчас это понял). Только кто ж нас туда пустит?!

Колотинский Руслан   24.09.2019 20:37   Заявить о нарушении
На досуге на свежий взгляд перечитаю, если действительно дуплета дал, поправлю.

Роман Дудин   25.09.2019 00:02   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.