Радиоузел

 

Разъяснение   
 
Это четвертый из цикла рассказов "Школа".
   
1.Театр кукол               
2. Практика
3. Овощи
4. Радиоузел*
5. Школьные будни
6. Уроки и перемены



                9-ый класс. Мы теперь старшеклассники. Все повзрослели. Девочки стали девушками. Мальчики юношами. Некоторые уже бреются. Самоощущение изменилось меньше, чем внешние проявления. Но придется учиться быть взрослыми.

         Наш 9-ый  "Б, после возвращения из колхоза втягивался в обычный школьный ритм. Три недели мы помогали сельчанам.  Многое узнали друг о друге, еще крепче сдружились.

         - Зайди-ка ко мне! - завуч выглянул из кабинета и пригласил войти.
         - Здравствуйте, Юлий Зенонович! - я вошел в его кабинет.
         - Здравствуй! Садись, разговор есть! -  завуч сел за свой большой стол, я напротив. Мне было любопытно, а он молча что-то искал в ящике стола. Нашел. Это был ключ.
         -  "На овощах"  ваш класс показал  "класс"! - он  скаламбурил и рассмеялся. Я согласно кивнул, не зная, как реагировать.

         - Мы хотим поручить  вашему классу заведование школьным  "Радиоузлом". Потянете? Дело не очень хитрое, но должно быть в надежных руках!  - он внимательно смотрел на меня.
         
- Я уверен, что лучше нас никто не сможет! - я смотрел на нашего Юлия Зеноновича уверенно и улыбался.

         Завуч. Юлий Зенонович. Он пользовался уважением и любовью всей школы. Фронтовик-панфиловец, потерял левую руку в боях под Москвой. Но и одной правой много чего умел.

          Например, играл в настольный теннис. И как играл! Он периодически устраивал мини-турниры, с участием Хома, Шура и моим. Иногда обыгрывая кого-нибудь из нас.

         Возможно, как со спарринг-партнером, со мной было проще обсуждать такие вопросы. Или потому, что он следил ща нашей работой в  "кукольном театре". Никогда не вмешивался, но всегда интересовался им.

         - Так и решим! Ни с кем пока не говори об этом. Нет никакой тайны! Ключ всего один. Сделаем дубликаты и Вы начнете! Я приду к Вам и объявлю официально. Вот и все. Хорошо? - он отпустил меня.

         Через три дня Юлий Зенонович пришел на урок. Попросил Евдокию Михайловну, учительницу русского языка и классного руководителя выделить ему минуту.

         Так наш класс официально стал заведовать школьным "Радиоузлом". Один ключ  получила Евдокия Михайловна, а второй Бах и Мэдж. Хом посмотрел на ключ, потом на меня и сделал успокоительный жест рукой. Мы всё поняли.

         "Радиоузел" располагался в отдельной комнате. Одно окно, на фасадной стене здания школы. В углу собственно сам пульт управления. Небольшой. Размерами, как треть пианино в длину. Он и похож был конфигурацией.

         Еще в комнате были диван с валиками, зеркалом и шкафчиками с полочками над спинкой, большой стол на четырех крепких ножках и четыре стула. Всё в исправном состоянии. Возможности 9 "Радиоузла" более, чем скромные.

         Школа была оснащена  12-тью репродукторами "ведрами"  для  "громкой связи". Имелся микрофон, для сообщений и объявлений. В пульт был вмонтирован радиоприемник. Можно было транслировать.

         Имелся стереомагнитофон. Он прошел испытание в колхозе. Три недели мы танцевали под его музыку. Кассет было немного. Висели два потолочных вентилятора. Два светильника на потолке  неплохо освещали комнату.

         Мэдж и Бах должны были проверить аппаратуру. Хом и я отремонтировать диван, стол и стулья. Начало было положено. Пришла делегация во главе с Евдокией Михайловной. Диля, Света и Роза  критическими взглядами осмотрели новые классные владения.

         Диля присела на диван, попрыгала, оценила. Потом даевочки посидели втроем.
         - Иногда можно и вздремнуть! - помечтала Роза. Они посмеялись и ушли.
         - Ну вот, мы начинаем новое для нас дело. Надо ничего не напортачить с самого начала. По любым вопросам будем советоваться. Договорились? Тогда в добрый час! - наша любимая Евдокия Михайловна улыбнулась и ушла на урок.

         - Стол поступает в мое распоряжение! Здесь я буду рисовать стенгазеты! Понятно, что Вы забыли! Но я помню!
Нужен свет над столом. Сможем сделать? - Рон, наш главный художник, был краток и прав.

         - Сможем! Надо еще пару-тройку розеток. Надо добыть несколько стульев и еще один стол, типа учительского. - я тоже изложил соображения.
         - Посчитаем, сколько должно быть ключей и поменяем замок. Сколько ключей и у кого они есть сейчас, думаю, никто не знает! - Бах очень точно и вовремя подумал об этом.

         - Вернусь через десять минут! - я пошел к завхозу. Он был у себя. Я изложил обстановку. Через минуту он достал журнал, полистал и порадовал меня.

         - Вы ребята толковые. Я внучку много раз на ваши спектакли приводил! А она считала, что  Ваш  "Театр кукол"  веселее, чем Республиканский! - он добродушно рассмеялся.
         - Ладно! Все, что ты просишь, есть! Дам стол, четыре стула, два светильника и три розетки. Школьный электрик все сделает и подключит. - он опять рассмеялся.

         - Но кронштейны для светильников надо сделать. Зови ребят, сейчас и получите! - он хлопнул меня по плечу. Я помчался в радиоузел.

         Через неделю школьный радиоузел преобразился. Над "столом Рона" висел новенький светильник. Стол поменьше поставили рядом с пультом и на нем разместили наш магнитофон.

         Второй светильник подвесили так, что он освещал пульт и стол с магнитофоном. Розетки тоже установили в нужных местах.

         Мы с Хомом привели в идеальное состояние диван. Изготовили много пластинок-уголков и укрепили все стулья. Столы решили переделать под наши нужды.

         Пришел Юлий Зенонович. Он молчал почти минуту. Потом пожал каждому из нас руку и сказал, что не ошибся в нас. Но не ожидал такого быстрого преображения. В общем первоначальный план мы выполнили.

         Появилось новое увлечение. Все плели из тонких разноцветных, монтажных телефонных проводов. Плели перстни, браслеты, рукоятки для сеток-авосек. Это зачастую было красиво. Проводов требовалось много.

         Я сидел дома, делал уроки. Пришел Бах. Он сел рядом. Мы посмотрели друг на друга и рассмеялись. И он и я легко прочитали мысли, а поскольку они совпали, то обсуждать было легко.

         - Да, там много и как раз такого, каким чаще всего
 мы пользуемся. Но как его вынесешь? - рассуждал Бах.
         - Я думаю, что надо разрезать оболочку, тогда тонкие пучки в два-три оборота на пояс и вперед. Нас же не обыскивают. - пояснил я. 

         - Так и сделаем! Там валяются куски разных кабелей по полтора-два метра. Нам хватит! Хотя и надо много! Будем снабжать  "А"и "В"! Да и десятые классы попросят.
         - Да! Острый нож нужен. У меня есть!  - я полез в ящщик стола. Нашел скальпель.

         Объявился Заф. Посмотрел на скальпель. Улыбнулся.
         - Завтра и сделаем. Положим в диван в радиоузле. Надо какое-то покороче слово. Чтобы, раз и понял! Заф мигом все понял.

         Мы готовились добыть провода для плетения на ЦТ (Центральном Телеграфе), где проходили производственное обучение. Мы называли это  "практикой".

          Заф и я укладывали в ящик дивана мотки проводов, добытые на Телеграфе.  Влетел Хом. Он был возбужден.

         - Смотрите, что я нашел в металлоломе! - Хом достал из кармана пистолет.
         - Ого!  Сейчас запру дверь и посмотрим! - Я повернул ключ и вернулся к столу.

         - Судя по диаметру ствола, это под малокалиберный патрон. Гильзу надо выбивать шомполом, выбрасывателя нет. Примитивная конструкция. Но пока не попробуем, ничего больше не узнаем. Игрушка опасная! Мы уже нарушаем закон! - Заф озвучил результаты осмотра.

         - Где добыть несколько патронов? Где и как испытаем? Что будем с ним делать? - спросил Хом.
         - Мой знакомый, из 10-го "А", занимается стрельбой. Я спрошу. Сегодня уже нет, завтра - "практика", значит послезавтра! - сказал я.

         - Давайте положим этот  "маузер" в диван! Будут патроны, достанем! - мы положили, завернутый в тряпку пистолет в ящик к проводам.
         - Надо придумать, где попробуем! - сказал Заф. Мы пошли по домам.

         Через два дня я раздобыл патроны. 11-ть штук. Мой приятель, отдал те, что завалялись в портфеле и сказал:

         -  Видимо, Вы обзавелись тем, из чего можно выстрелить эти припасы. То, что Вы собираетесь делать, незаконно! А я стал соучастником. Это не шутки! Но я понимаю, что Вы и без меня добудете. - он смотрел на меня.

         - Вот что! Покажи, из чего стрелять будете! Я скажу, насколько опасна Ваша затея. - он ждал ответа. Я достал пистолет и протянул ему.
         - А-а! Знакомая штука! Кто-то  "на коленке" делает! Примитив! Мы в секции пробовали точно такой. Он, в общем-то,  достаточно надежный. - успокоил меня стрелок и  "эксперт".

         - Думаю, спортивными патронами выстрелов 100 - 120-ть выдержит. Но лучше, если Вы через 50 - 60  "бабахов" выбросите его, от греха подальше! - он вернул мне  "кольт" и попрощался.
         - Спасибо! - вдогонку крикнул я.

         Я рассказал друзьям всё, что разузнал. Испытывать не было особого смысла, но мы привязали пистолет к толстой рейке, а ее к дереву. Веревкой спустили курок и наше оружие выстрелило!

         Звук был негромким. После еще двух выстрелов он был  "принят на вооружение". У нас было еще 8-мь патронов. Испытания провели в полузаброшенном парке, недалеко от школы. Пистолет вернули  "в диван".

         На ЦТ мы осваивали быструю замену рычагов с литерами. Пришел Чвиктор  Владимирович, наш куратор и наставник. Человек, которого уважали все,  любили многие. Мы рассказали, что  наш класс отныне заведует "Радиоузлом". Это его заинтересовало.

         -  "Агрегат" у Вас простенький и обязанности несложные. На всякий случай Саша, мой помощник, подъедет и глянет. Может, помощь какая-то потребуется. - он отнесся очень доброжелательно.

         - Спасибо! Вроде бы все в порядке, но специалист увидит то, что мы не не сможем. Спасибо! - мы наперебой поблагодарили нашего руководителя практики.

         Саша приехал и не с пустыми руками. В подарок нам привез новенький стерео проигрыватель. Он осмотрел аппаратуру. Записал, что надо в блокнот.

         - Приемник заменим на более мощный, тумблеры поменяем все. Усилители поставим новые, мощнее и с фильтрами. -  он говорил уверенно, как-будто предвкушал эту модернизацию.
         - Кроме того, сделаем два микрофона поновее. Ждите! Через неделю это будет радиорубка крейсера! - закончил Саша перечисление намеченных действий.

         - А документально это будет как-то оформлено? - Бах спросил не зря. Он уже советовался с отцом.
         - Разумеется! Оформим актом, все чин чином!- весело рассмеялся наш старший товарищ.
         - Это будет и моя личная благодарность. За Ваши уроки тенниса! - он попрощался с нами.

         Через 10-ть дней все, что сказал Саша, воплотилось в новую практически, установку. Пришли директор, завуч, Евдокия Михайловна и конечно, Саша. то есть Александр Ильич.

         Все осмотрели преобразившийся  школьный Радиоузел. Директриса сказала, что нас следовало назначить заведовать еще в шестом классе.  Торжественно подписали документы и все разошлись.

         - Дорогие мои детки! Разве кто-нибудь, кроме Вас, смог бы такое?! Конечно, сделали все товарищи  с Телеграфа! Но из дружеского расположения и уважения  к Вам! Я опять и опять горжусь Вами! - она растрогалась и глаза ее повлажнели.

         В нашей беседке было людно. Чинно восседали Света, Роза и Диля. Ребята сидели на скамейках, на ограде или истояли.

         - О Роза наших сердец! И Ты, о несравненная "Дильсинея"!  И Ты, о Света всех наших очей! Что привело Вас в негодование? Кто посмел нарушить Ваш душевный покой? - я говорил торжественно, но очень хотелось рассмеяться
         -  Отвечу Тебе, о  "Кавалер  Веселого Образа"!  И в лице твоем всем  "Кавалерам" нашего класса. Мы негодуем  потому, что нас не привлекают к благоустройству "Радиоузла"! Вы узурпировали прпво заведования этим общеклассным владением! - Розе тоже хотелось рассмеяться.

         - Я всегда говорил, что мы с Богом любим Троицу! Точнее "троиц"! А тут такая  Троица - Тройка! - рпссказал о своих пристрастиях Хом.
         - Кроме тебя и Бога  "Тройки" любили в  НКВД, а еще у медиков есть  "Сантройки" - сообщил Чапа.

         - Ерунда! Больше всех тройки любят…. "троечники"! - это Хач, под общий смех, закончил обсуждение троек или  "Троек".
         - Девчонки! А пойдемте прямо сейчас в "Рубку"! - Бах сделал приглашающий жест.

         Девочки остались довольны нашей деятельностью. Но отметили недостаточный уют. Нужны одежный шкаф, портьеры и занавески на окно. Решили, что этим займутся они сами.

         - Дамы! То есть, девочки! Минуточку! Вот! Это для Вас! - Заф протянул горсть перстней, сплетенных нами.
         - И это все нам?! - спросила Диля.
         - Не только это! Еще ручки для авосек. Берите! Будет мало, скажете! - подтвердил Заф.
         - Тогда мы раздадим всем девочкам! - обрадовалась Роза. Довольные девочки засмеялись и еще раз  осмотрели "Рубку".

         - Предлагаю применять прозвучавшее слово  "Рубка", вместо  "Радиоузел"! - сказал Лер.
         - Я - "ЗА"!  Против есть кто? Нет! Принимаем! Через неделю привыкнем! - с удовольствием констатировал Мэл.
         - Стремянку надо добыть! Портьеры вешать и лампы поправить! Протереть заодно. - напомнила Света.

         Бах притащил подставку-скамейку. Мы пользовались ею в кукольном театре. Судьба кукол, ширмы и других атрибутов нам была неведома. Ну, хоть скамеечка!

         Рон принес свои краски,  ватман и прочее хозяйство.  Надо было разместить все это. Заф, Хом и я сделали эскизы и в мастерской изготовили полки  для большого и малого столов. Все, как и намечали  ранее.

           Установили их чуть выше середины ножек. Прямо под столешницей большого стола разместили три выдвижных ящика.

         Один ящик я отобрал для инструментов. Там хорошо устроились отвертки, кусачки, пассатижи и пара молотков.

            На малый стол, кроме полки, приладили и один ящик. Там командовали Мэдж и Бах.

         Мы нарадоваться не могли. Все получилось! Наконец представилась возможность включить нашу аппаратуру. Был юбилей нашего района. Школу наградили  Грамотой "Минпроса".  В школе, в честь этого, решили устроить бал.

         Мы подобрали нужные кассеты. Грампластинки тоже были наготове. Танцевать решили на первом этаже. Сначала директриса сказала в микрофон небольшую речь.

          Репродукторы разнесли  негромкий голос по всей школе. Потом Юлий Зенонович пригласил  ее на первый танец, открывающий бал. Это был вальс  "Сказки Венского леса".

         Я дежурил в  "Рубке". Мэдж и Бах пошли танцевать. Заглянула Света.
         - Ой! Ты один? Здорово! Мы можем потанцевать прямо здесь! - она протянула мне обе руки. Заиграла музыка и мы тихонько топтались в тесноте, не замечая неудобств.

         - Я знаю, что ты сказала без слов! - тихо прошептал я.
          - Конечно! Это и ты сказал и тоже без слов! - она заглянула мне в глаза. А я нежно поцеловал ее в щеку.

         - Сюда могут войти! Но я угадал! Ты вспомнила "Овощи"! - она кивнула. Я не отпускал ее, глядя в глаза. Заиграла музыка. В дверь постучали. Мы отошли к пульту. Стук не повторился.

         Бал понравился всем. Музыка звучала почти, как в зале театра. Наша аппаратура выдержала проверку. Мы никого не подвели.

         Слово  "Рубка" так и не не прижилось. "Радиоузел" не поменял привычного  названия.

  Мы привыкли к нему. Там решалось много вопросов жизни класса. И не только. Это было начало. Нам предстояло  "заведовать" еще два с половиной года!


Рецензии