Сверчок. Коллежский секретарь. Гл. 54. Пустодумы

                Сверчок
                Часть II
            Коллежский секретарь
                54               
                Пустодумы

      10 октября 1819 г. с успехом шла новая комедия Шаховского «Пустодомы».

Действующие лица:

Князь Радугин
Княгиня, жена его.
Княжна Наталья , сестра его.
Радимов, генерал, их дядя.
Графиня Вельская, родственница княгини, воспитавшая ее.
Граф Вельский, сын ее, жених княжны
Натальи.
Цаплин, стряпчий и управитель дома князя
Радугина.
Инквартус, ученый, библиотекарь князя.
Маша, горничная княгинина, взятая из модной лавки.
Фома, бывший приказчик княжих деревень.
Ванюша, племянник его, камердинер князя.
Слуга.
Несколько слуг
Мальчик
Действие — на даче князя Радугина.

     В комедии реакционные убеждения автора выразились в еще более ясной форме. Князь Радугин в комедии чужд не только истинному знанию, но чужд всему русскому. Под стать князю его жена, вздорная, глупая, «сентиментальная мотовка», растрачивающая чужие деньги. Эта парочка окружена паразитами, наживающимися на их разорении. Здесь плут Цаплин, вороватые слуги Маша и Ваня, ученый попугай Инквартус, потомок глупых педантов из комедий XVIII века.  Князь весь углубился в фантастические проекты, которыми он разоряет свое имение, княгиня — модница и поклонница большого света. Лагерь положительных героев представлен генералам Радимовым, молодой сестрой князя и ее женихом. Впрочем, последние двое настолько бледны, что их можно не принимать в расчет. Все добродетельные персонажи Шаховского способны только на резонерство. Самый яркий образ комедии — это графиня Вельская, шумная, зычная, помыкающая своим сыном, читающая всем нотации, скупая, корыстная. Радимов выражает интересы автора. Бесхозяйственности, пустодомству Радугина в пьесе противопоставлен консервативный идеал доброго помещика, заботящегося о крестьянах и разумно богатеющего, без опасных нововведений.
         Вот как характеризует «здравомыслящая» графиня Вельская супругов, обращаясь к добродетельной сестре князя:

«Однако надобно сказать чистосердечно:
Что если братец твой, поддельный философ,
То и питомица моя, его супруга,
Сентиментальная мотовка; и они,
Мои голубчики, в восторге друг от друга,
Хотя почти весь век проводят розно дни:
Она на праздниках, а он в библиотеке.
Нет! помнится, не так любили в нашем веке».

       Это противопоставление старого «нашего века» новым затеям проведено через всё действие пьесы. Чтобы подчеркнуть мотовство и вред французских мод, княгине Радугиной в служанки дана плутоватая Маша из «Модной лавки» Крылова. «Ведь ты, мой свет, взята из модной лавки», — говорит ей графиня. И Маша называет честными людьми мадам Каре и себя, хотя именно в обществе с мадам Каре и производится ограбление Радугиных. Шаховской думал связать свою комедию с комедией Крылова, но на место старозаветных провинциалов Сумбуровых, которые являются жертвой лукавства Маши и мадам Каре, здесь поставлены представители молодого поколения, столичные Радугины. Чтобы подчеркнуть политическую тенденцию пьесы, Шаховской предает осмеянию те идеи и те формулы, которые определяли устремления прогрессивной молодежи. Вот как высмеиваемая мотовка-княгиня говорит о своем запутавшемся муже:

«...я горжусь,
Друг милый, быть женой такого человека,
Кто пользе общества и просвещенью века
Всё время посвятил...»
   Итак, «польза общества» и «просвещенье века» объявляются пустыми, комическими словами. Ученый шут Инквартус, образец тупого педантизма, произносит такие фразы: «Невежество есть враг всего полезного» или «Источник благ есть воспитание». Эти истины нарочно оглупляются.
  В начале года Шаховской был привлечен Николаем Тургеневым русским экономистом и публицистом, в будущем активным участником движения декабристов, сотрудничать в несостоявшемся журнале, в котором пропагандировались передовые политические и экономические идеи. И вот в какой форме эта идея издания передового журнала отразилась в «Пустодомах»:

«Князь

Итак, займемся мы. — Вот план я начертал:
Когда, в какие дни, в каком формате, сколько
Наш политическо-хозяйственный журнал
В свет должен выходить; теперь осталось только
Сыскать приличнее латинский эпиграф.

Инквартус

Не только: я вчера день целый размышлял
О всем, что на себя приемлют журналисты,
Открыл препятствия.

Князь

Какие?

Инквартус

Да у нас
Нет сочинениев.

Князь

Безделка!

Инквартус

Как?

Князь

Сейчас
Я их найду.

Инквартус

Да где?

Князь

Везде: экономисты,
Энциклопедии, журналы, Монитёр
К услугам нашим...

Инквартус

Так; однако в смысле строгом
Чужое мы своим назвать не можем...

Князь

Вздор.
Ты только извлекай, а я, занявшись слогом,
Известным мнениям дам новый оборот,
И помещу свои статьи для домоводства».

     В этой формуле о «чужом» и «своем» уже мы находим зерно той клеветы, которая проникла в обвинения против декабристов: о заимствованном характере декабристских идей. Декабрист Лунин позднее писал, разбирая «Донесение Следственной комиссии», написанное в основном Блудовым: «Комиссия приписывает основание тайного союза духу подражания». Лунин разоблачал это стремление исказить подлинные причины возникновения тайных обществ.  Тем не менее в реакционном лагере еще задолго до событий 1825 г. поддерживалось мнение об иноземном происхождении передовых идей. Это выразил Грибоедов в речах Фамусова. Собственно именно фамусовскими идеями и продиктована сатирическая комедия Шаховского, с той разницей, что он выступает не от имени старого чиновника, а от имени провинциального помещика, чуждающегося всего нового и добившегося процветания своего хозяйства старинными приемами управления крепостным поместьем. В основу комедии положено изобличение всяких проектов, всяких попыток ввести в хозяйство что-нибудь новое. Эта идея давно уже проповедовалась Шаховским, который в одной из своих сатир еще в 1808 г. изобразил поклонника западных идей:

«Тот захозяйничал и в деревнях мудрит:
 Из иностранных книг и образца чужого
 Без толку, без пути он сеет русский хлеб;
 Да на чужой манер хлеб русский не родится.


Рецензии