Общее между Екклесиастом и Павлом

Короткая мысль об одной общей особенности книги Екклесиаста и послания Римлянам, на которую я обратил внимание на этой неделе.

Екклесиаст вскрывает несовершенства современного ему греховного мира и общества, раз за разом повторяя слово «суета» как приговор после рассмотрения очередной сферы жизни. Но он же и показывает и выход из суеты. В книге Екклесиаста слово «лучше» противостоит слову «суета». Оно нередко появляется через несколько стихов от него и предлагает решение проблемы, обозначенной словом «суета». Вот несколько примеров, которые сразу приходят на ум:

• 3:18-22: смертность человека – суета, но выход – наслаждаться уделенным тебе временем, и это лучше;
• 4:5-6: сидеть сложа руки, не работая, равно как и собирать материальные блага пригоршнями – суета, но работать столько, сколько надо, довольствуясь горстью с покоем – лучше, и это не суета;
• 4:8-12: одиночество – суета, но единство и близость двоих – лучше, и это не суета;
• 4:17-5:6: многословие при обращении к Богу и в служении – суета, но выход – бояться Бога;
• В 7-й главе идет целая серия этих «лучше».

Да, как сказал Екклесиаст, «все суета», но если присмотреться, не все. А именно: обозначенное маркером «лучше» – не суета. Не замкнутость на себе, а разрыв эгоцентризма для замыкания на Боге. В книге Екклесиаста показана не только испорченность, поломанность, погнутость мира, но и показаны способы исправления, и маркеры или индикаторы таких указаний – это слово «лучше». Мы не обязаны жить по-плотски, в суете, мы не обречены на суету. Суета – это всеобщий закон греха и смерти, но есть закон посильнее его, закон духа жизни во Христе Иисусе (Рим.8:2).

Подобным образом действует и апостол Павел: он показывает разрушительное действие греха в первых трех главах. А потом по пунктам представляет Божье решение. В первой половине послания показан переход:

• от гнева (1:18) к благодати (3:21);
• от отчуждения (3:10-17) к миру с Богом (5:1);
• от потери славы Божьей (3:23) к надежде славы Божьей (5:2);
• от наказания страданием (2:5-6) к радости и хвалы скорбями (5:3);
• от неуверенности или ложной уверенности к упованию на любовь Божью (5:6-8).

22.09.2019


Рецензии