Реестр фантастических идей. Фрагмент книги

Из книги: Гаврилов Д.А. Реестр фантастических идей. Избранные тематики. Практическое пособие курса «Начала сильного мышления» / Ред. А.В. Воробьёв, С.Н. Гриняев; вступ. ст. С.Н. Гриняев, Ю.А. Никитин; сост. Д.А. Гаврилов [и др.] / Факультет комплексной безопасности ТЭК РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина; Фонд содействия технологиям XXI века. — М.: Издатель Воробьёв А.В., 2019. — 200 с. ISBN 978-5-93883-395-1


Настоящее издание задумано как наглядное и практическое пособие для студентов, осваивающих как методы развития творческого воображения, так и эвристические методы поиска изобретательских решений. Предполагается, что далее заинтересованный читатель будет действовать согласно теории Жана Габриеля Тарда —  «научения по подражанию», то есть займётся составлением собственной классификации вычитанных фантастических идей в интересующей его области знаний или написанных в избранный период времени.

Данная печатная версия избранных тематик Реестра фантастических идей (РФИ) была подготовлена к публикации в московском издательстве «Социально-политическая мысль» ещё в 2003 году его директором Александром Воробьёвым, председателем Клуба любителей фантастики при Центральном Доме литераторов, а ныне директором Фонда содействия технологиям XXI века. Она существенно отличается от попадающейся на просторах Интернета электронной «битой» и содержащей многочисленные ошибки версии Реестра.

Сетевой проект Реестра фантастических идей (РФИ) существовал на платформе некогда популярного российского сервера chat.ru с мая 1999-го по февраль 2002 года. В этот период шло активное, хотя и весьма небрежное, с упором на количество, наполнение электронных форм проекта, но по неясным до конца технико-административным причинам платформа «посыпалась». Поскольку человечество не придумало ещё информационного носителя, надёжнее бумаги, и было принято решение об изготовлении печатной версии Реестра или хотя бы его части, охватывающей избранные произведения, опубликованные до 2000 года (включительно).

После долгой и кропотливой работы над «исходником» из электронного черновика Реестра нами были удалены строки, где идеи сильно зависели от контекстов, оказались специфичны и трудны для понимания людьми (на основании приведённых описаний), не читавшими тех или иных романов, а также не отличались достаточной новизной. В меру возможностей выверены и исправлены многие даты первой публикации произведения, откуда идеи почерпнуты, а также выполнена сортировка по этим датам внутри каждой тематики и раздела. Для авторов произведений, публиковавшихся под псевдонимами, в большинстве случаев, при их первом упоминании в Реестре, названы и их настоящие имена (хотя это не всегда возможно поскольку писатели идут на откровенные мистификации, взять того же Роджера Желязны). Взамен удалённого были открыты новые разделы и сделаны дополнительные записи с тем, чтобы число значимых строк Реестра составило бы 1001, также Дмитрий Гаврилов откорректировал формулировки творческой сути большинства идей, некогда на скорую руку внесённых в РФИ участниками сетевого проекта, а где-то просто сформулировал их заново и переписал. Им же исправлены, расширены и написаны многие новые примечания.

Словом проведена большая работа, по завершении которой Реестр существенно преобразился, приобрёл читаемый и пригодный для публикации и планируемого подражания вид. Вполне вероятно, что некоторые неточности остались, но мы надеемся постепенно исправить их при переиздании по замечаниям наших читателей.

С учётом всех наших редакций, дополнений, изменений части Реестра, вошедшей в это издание, внесено: Дмитрием Гавриловым — более 360 идей, Сергеем Дорофеевым — около 150 идей (он также предложил первичную классификацию РФИ по темам, разделам и подразделам), Дмитрием Казаковым — около 120 идей, Дмитрием Токаревым — порядка 100 идей, Романом Храпачевским — более 80 идей. По нескольку десятков идей выкристаллизовали из прочитанного Василий Купцов (более 60-ти) и Алексей Гравицкий (около 40 идей). Прочие идеи предложены к занесению в Реестр разными участниками московского (1) КЛФ при ЦДЛ в основном под сетевыми псевдонимами и в сумме это менее 10 % от общего числа.

(1) Примечание: Клуб действовал как неформальное самодеятельное объединение, то есть без какой-либо регистрации и взносов, поэтому здесь и далее определение «московский» следует понимать как географическое понятие. Центральный Дом литераторов расположен по адресу: город Москва, улица Большая Никитская, дом № 53.

Бывало, что составители одновременно вписывали в Реестр одну и ту же идею в разных формулировках в разные тематики и разделы, такие случаи в данном издании тоже отслежены. Всего в наполнении Реестра участвовало 17 молодых авторов, литераторов и пользователей. На программном уровне проект дистанционно вёл фантаст Эдуард Мухутдинов, в координации составителей ему помогал московский писатель Алексей Гравицкий. Значительный организационный вклад, помимо доброго десятка идей, в проект внёс и наш коллега Ренат Мухамеджанов, вместе с Дмитрием Гавриловым изучавший историю вопроса.

Если уж быть совсем точными, возвращаясь к этой истории, работа над представленным в издании Реестром фантастических идей проводилась по инициативе знаменитого русского писателя-фантаста Юрия Никитина — молодыми литераторами, с 1997-го группировавшимися на его электронном форуме «Корчма». На очных встречах в Москве Юрий Александрович Никитин рассказывал начинающим тогда авторам, как почти тридцать пять лет назад создатель ТРИЗ Генрих Саулович Альтшуллер (он же писатель-фантаст Генрих Альтов) вместе с такой же вот группой энтузиастов начал наполнять свой Регистр фантастических идей. Альтов предполагал, что эта классификационная работа поможет в вопросах развития творческого воображения, а также позволит выделить эмпирически какие-нибудь приёмы творческого мышления, будет подспорьем в изобретательстве. Юрий Никитин, по собственным словам, помогал Генриху Альтову собирать идеи авторов, публикующихся на Украине. В 1966–1968 годах Ю.А. Никитин был участником харьковского КЛФ при Доме Учёных. В начале 1970-х он редактировал первую КЛФ-страничку — «Хроноскоп» — в областной комсомольской газете «Ленiнська змiна», а в мае 1977 года возглавил в том же Харькове «Секцию фантастики областного молодежного литобъединения имени П.Г. Тычины» при Доме Писателя. «Благодаря его энтузиазму снова собрались вместе молодые литераторы, ученые, журналисты, художники... Обсуждение новых произведений за “круглым столом”, стремительные “брейнсторминги”, — “мозговые штурмы”, для генерирования принципиально новых фантастических идей, — всё это принесло немедленные результаты», — писал очевидец, харьковчанин Николай Мухортов в статье «Харьков! Харьков! Ты помнишь эти годы…» (Звёздный парус (Киев). 1992. №2. С. 2–3).

(2) Примечание: Подробнее: fandom.ru/klf/klf_harkiv_1.htm. Юрий Александрович Никитин является также и фактическим основателем Клуба любителей фантастики при Центральном Доме литераторов, который в очной форме просуществовал целых 13 лет (!) с конца 1999-го по 2013 год. Заседания КЛФ проходили в основном в Малом зале ЦДЛ один раз в месяц, каждую третью субботу (с перерывом на июль и август). Два раза в год проводились конкурсы, по результатам которых А.В. Воробьёвым свёрстано и издано более тридцати пяти книг и сборников художественных произведений, а денежные премии авторам рассказов-победителей предоставлял из личных средств сам Ю.А. Никитин, поддерживая деятельность КЛФ. Есть надежда, что деятельность Клуба будет возобновлена после вынужденного перерыва, хотя уже едва ли на голом энтузиазме.

Работа по наполнению Регистра НФ идей проводилась многими коллегами и учениками Альтова по разным городам Советского Союза, но осложнялась она тем обстоятельством, что при том уровне средств коммуникации (и внимании органов правопорядка к множительной технике) машинописные копии приходилось пересылать почтой или передавать из рук в руки. Хорошая печатная машинка могла «пробить» пять страниц «под копирку». Пятая копия читалась уже с трудом. При жизни Генриха Альтова его Регистр фантастических идей так и не увидел свет, оставаясь в рукописном виде. Юрий Александрович Никитин считал тот старый Регистр, где, по его прикидкам, общими усилиями сторонников подхода было собрано несколько тысяч идей (!), и вовсе утерянным. Поэтому он, как уже было сказано ранее, инициировал составление Нового регистра, или же Реестра (с 2003 года в КЛФ при ЦДЛ уже специально использовался другой термин, чтобы не покушаться на авторские права школы Альтова).

На 1999 год электронные сервисы уже позволяли самым разным образом сортировать информационные базы, рассматривать массивы информации, разворачивая их под разным углом зрения по отношению к пользователю. Это облегчало задачу в плане выбора структуры Реестра. Работа никитинской команды была в самом разгаре. Но вот год спустя Ренату Мухамеджанову, а затем с его подачи и Дмитрию Гаврилову, удалось выйти на связь с соратником Генриха Альтова, мастером ТРИЗ, астрофизиком и известным с советских времён писателем-фантастом Павлом Рафаэловичем Амнуэлем, проживающим с 1990 года в Израиле, но не потерявшим связь с Родиной. Он огорошил энтузиастов известием, что тот первый машинописный Регистр, начатый в 1964 году, никуда не пропал, хотя и не пополнялся давно, и скоро будет опубликован.

«С классификации предмета исследований начинается, как известно, любая новая наука. Без линнеевской классификации животного мира не было бы современной биологии. Без хаббловской классификации галактик не было бы современной внегалактической астрономии. Без альтшуллеровской классификации изобретений не было бы современной теории решения изобретательских задач. А без Регистра фантастических идей не могла возникнуть наука, у которой и до сих пор нет всеми признанного названия, — наука о фантазировании», — писал П.Р. Амнуэль в 2000 году в предисловии к первому самому полному изданию Регистра научно-фантастических идей, составленного Генрихом Альтшуллером и его командой (см.: www.altshuller.ru/rtv/sf-registern.asp).

Каков тираж печатного издания этого Регистра, неизвестно, но спустя несколько лет появился в открытом доступе его сетевой вариант, так что у всех желающих теперь есть возможность сравнить оба подхода.

В какой же ещё сфере, кроме мифологии и сказок, в то же время куда более приближенной к реальности, чем миф, быличка, герои преодолевают неимоверные препятствия, показывая мудрость, находчивость (эвристичность), несгибаемый характер? В фантастике! И никитинская команда, создавая Реестр, не утруждала себя делением всего поля фантастики на области с привилегиями. Была общая цель развития творческого воображения.

Прямая же цель создания Регистра, по словам П.Р. Амнуэля, заключалась в систематизации и классификации НФИ (научно-фантастических идей). Однако сверхцели были гораздо более интересны и важны.

«Первая сверхцель: выявление методов и приёмов, которые можно использовать для создания новых научно-фантастических идей. В рамках этой сверхцели ставятся дополнительные задачи. Первая: используя выявленные приёмы, усовершенствовать уже существующие НФИ. И вторая: поскольку для усовершенствования чего бы то ни было нужно сначала оценить уже достигнутое, необходимо разработать шкалу оценки НФИ. Вторая сверхцель: на основе выявленных приёмов создание методики развития творческого воображения (РТВ). Третья сверхцель: использование методики создания НФИ и методики РТВ для целей научного прогнозирования…»

В послесловии к публикации «тризовского» Регистра в 2000 году (выложенному в сеть несколько позднее) Павел Амнуэль оговорил следующее:

«К сожалению, работа над Регистром была практически прекращена в начале восьмидесятых годов, а сам Регистр оставался недоступен для авторов-фантастов и исследователей жанра. Остаётся надеяться, что публикация Регистра — через два десятилетия после того, как этот гигантский труд был завершён — подвигнет исследователей РТВ и НФ на создание более совершенной и полной версии, отвечающей современным требованиям. В настоящее время существует (но, к сожалению, больше года не пополняется) интернетовский Реестр фантастических идей, создаваемый в память Г.С. Альтшуллера группой энтузиастов — Д. Гавриловым, Р. Мухамеджановым, С. Дорофеевым и др. Авторы Реестра лишь слышали о существовании альтовского Регистра, и потому структура Реестра существенно отличается от структуры Регистра. Хотелось бы надеяться, что этот или иной авторский коллектив, объединив новые и прежние разработки, продолжит дело, начатое Г.С. Альтшуллером около сорока лет назад» (см.: www.altshuller.ru/rtv/sf-registern.asp).

В феврале 2001 года в газете московского Клуба любителей фантастики «Фантаст» (с. 11) вышла статья Сергея Дорофеева и Дмитрия Гаврилова «Новый регистр фантастических идей, или проект — РФИ», в которой рассказывалось о текущем состоянии сетевого Реестра. Была описана в общих чертах предыстория, теперь известная с дополнительными подробностями и тем, кто держит в руках это издание, приводились примеры записей, составляющих РФИ, а также сообщалось следующее:
«Сочинение сюжетов и разработка новых фантастических идей должны идти с опорой на весь огромный опыт фантастики. Мы тем более рады, что Павел Амнуэль, создатель шкалы «Фантазия», живо откликнулся на просьбу о помощи и предоставил в распоряжение Рената Мухамеджанова, одного из членов инициативной группы РФИ, очень интересную подборку идей. Однако чтобы присоединить этот материал к новому Регистру, необходимо привести его к новой конфигурации, а также в ряде случаев перечитать источники. Первый том нового РФИ готовится к изданию. Издательства приглашаются к сотрудничеству…».

В ряде изданий последующих лет Реестр, так или иначе, упоминался или фрагментарно использовался, например, была проведена сортировка Реестра по имени «Жюль Верн», и эта часть РФИ представлялась читателю ранее, и сортировка по имени «Артур Конан Дойль» (3).

(3) Примечание:  Гаврилов Д.А., Ёлкин С.В. Избранные лекции по курсу «Начала сильного мышления». Часть 1: Эвристика и развитие творческого воображения / Фонд содействия технологиям XXI века. М.: Издатель Воробьёв А.В., 2018. С. 36–41;  Латыпов Н.Н., Ёлкин С.В., Гаврилов Д.А. Инженерная эвристика. М.: Астрель, 2012. С. 65–76. Переиздана под названием «Самоучитель игры на извилинах»;  Гаврилов Д.А. Искусство сильного мышления. Эвристика — наука будущего. М.: Вече, 2019. С. 57–62.

Материалы Реестра использованы Нурали Латыповым и Дмитрием Гавриловым при создании сценариев познавательной телепрограммы «Мнения Знатоков. Взгляд Нурали Латыпова», выходившей на ТВ «Столица» в 2008–2010 гг, для сюжетов о Владимире Афанасьевиче Обручеве, об Иване Антоновиче Ефремове, о Жюле Верне, а также и об артефактах в фантастических произведениях.

Бесспорно, любое чтение гораздо лучше тренирует мышление, чем просмотр кино- и телефильмов, а любая выполненная самостоятельно работа по систематизации данных и превращению их в базу знаний благотворно сказывается и на памяти, и на осмыслении раскладываемых по полочкам идей (как чужих — пусть и фантастических, так и своих — вторичных.

Трудно сказать, так ли необходим Реестр или тот же Регистр сам по себе читателям произведений, но вот для основных составителей РФИ собственный опыт образца 1999–2002 гг. по классификации имел немалое значение в качестве отличного тренинга творческого мышления и способствовал их дальнейшим успехам.


Рецензии