Кущёвская станица ч. 3

Казаки - кущёвцы из 3-й сотни:
Белый Пётр Васильев 59 лет
Коваленко Стефан Демьянов 33 г.
Чумаченко Стефан Саввин 31 г.
Плахота Кузьма Никитин 40 лет
Таран Фёдор Иванов 32 г.
Семененко Влас Павлов 38 лет
Шрам Николай Иванов 32 г.
Похил Фёдор Стефанов 43 г.
Кравченко Демьян Григорьев 39 лет
Головко Иван Андреев 40 лет
Котенко Алексей Васильев 38 лет
Пономаренко Иван Тихонов 33 г.
Бершадский Корней Иванов 32 г.
12 чел. холостых и последний в списке – женат.

Костогрыз Фёдор 33 г., холост, прибыл в 1812 г. на пополнение полка из 1-го конного.
Михайленко Степан 23 г., всё тоже, что и предыдущий, только из 8-го к. полка.

Казаки ШКУРИНСКОГО куреня, воевавшие в 3-й сотне 9-го пешего полка:
Христенко Тимофей Гордеев 47 лет
Паламаренко Юрий Иванов 27 лет   
Оба холостые.

Выписка из именного списка чинам лейб-гвардии Черноморской казачьей сотни ЧКВ за 1811-1814 гг.:

Сотенный есаул Кеда Захарий Григорьев 26 лет. Отобран с сотню из 8 конного полка. Призывался на службу из Кисляковского куреня.
Казаки:
Белый Матвей 23 г., из 8-го конного
Вершина Яков 45 лет, из 4 конного
Быч Роман 25 лет, из 1-го полка
Довгий Лев 31 год, из 1-го полка
Земляный Иван 25 лет, из 1-го полка
Колмык Мирон 26 лет, из 2-го конного
Малышенко Яков 24 г., из 8-го конного
Сердюк Григорий 20 лет, из 1-го конного

Казаки КУЩЁВСКОГО куреня:
Белый Пётр 36 лет, из 4-го полка
Гаращенко Платон 23 г., из 1-го полка
Жук Фёдор 35 лет, из 8-го конного
Сирый Фёдор 35 лет, из 5-го конного

Казаки ШКУРИНСКОГО куреня:
Годунов Василий 27 лет, из 1-го полка
Шпилевой Мирон 24 года, из 5-го полка

Из 134 чел. нижних казачьих чинов, отобранных из разных полков ЧКВ – 14 казаков-гвардейцев представляли нынешний Кущевский район. Итак, с началом войны с Наполеоном кущёвцы вместе с соседями шкуринцами и кисляковцами в составе 1-го сборного конного полка участвуют в сражениях за Россию. Среди погибших в 1813 г. казак кущёвец Михаил Черный; из Кисляковского куреня - Агафон Лазько, Андрей Зубенко, Пантелеймон Шульга и Иван Шайло; из Шкуринского - Филипп Плохий, Василий Стовбурь, Иван Лоб. 20 апреля 1819 г. в Кущёвской была открыта первая приходская школа примерно на 30 мест. В 1825 г. в Кущёвском курене была отремонтирована небольшая каменная (с 1799 г.) церковь в честь И. Богослова, документы при которой велись с 1800 г. Церковь евангелиста Иоанна Богослова ремонтировалась в 1891 г., а уже в 1909 г. она была окрашена изнутри и снаружи, перестланы полы. колокольня укреплена железными хомутами. Службу в ней вели два священника, один диакон и два псаломщика. В собственном большом кирпичном здании работала церковноприходская школа. На её содержание станичное общество выделяло в год 190 руб. В начале 1862 г. в станице имелось уже два прихода. В 1833 г. казаки-черноморцы купили бывшую гарнизонную церковь Святого Дмитрия Донского, которая находилась в крепости, на месте нынешнего г. Ростова на Дону, и перенесли её с берега р. Дон на берег Еи. Здесь, при освещении, церковь стала носить имя Св. Пантелеймона. Простояла она до 30-х гг. XX в. и была сожжена воинственными безбожниками, бывшими при власти.

Кстати, построили её русские солдаты в 1731 г. во время русско-турецких войн. Возвышалась она на форштадте крепости Святой Анны. Этой крепостью начиналась Днепровская кордонная линия, прикрывавшая юг России от нападений крымских татар. Крепостные валы хорошо сохранились до наших дней у берега Дона возле станицы Старочеркасской. После строительства крепости, на месте нынешнего г. Ростова, церковь была разобрана и в 1764 г. перенесена на форштадт новой крепости во 2-й гарнизонный батальон. При освящении она получила наименование Святого Николая. Находясь в крепости, А.В. Суворов в 1782-1784 гг. вместе со своей семьёй: женой Варварой Николаевной и дочерью Наташей, неоднократно посещал эту церковь. С 1842 г. Кущёвский курень становится станицей, а в 1845 г. атаманом стал Моргун Григорий. В конце 50-х начале 60-х гг. XIX в. в станице на месте нынешнего парка 30-летия Победы была построена малая часовня в честь Николая Чудотворца, просуществовавшая до советских времен. Вокруг неё территорию стали называть Николаевской площадью. В 2018 г. отцом Никитой вместе с прихожанами в южной части станицы заложен новый храм Николая Чудотворца. С 7 февраля по 3 марта 1859 г. в Кущёвской произошло небывалое наводнение. Таяние снега, обильные дожди и ледовые заторы у войскового моста через р. Ея привели к тому, что речки Ея, Кугоея, Кавалерка вышли из своих берегов и затопили всю станицу глубиною воды до пяти аршинов (аршин - 71,1 см). Материальный ущерб был оценён в 14 783 руб. 50 коп. серебром.

Подробности происшествия были отражены в документе на имя Высшего начальства Черномории. Его подписали 15 урядников, 111 казаков и заверили росписями: атаман хорунжий Василенко и он же поставил печать, станичные казаки-судьи Ракло и Тетешка, урядник писарь Лаурда. Документ с просьбой выделить новые участки для застройки домов также подписали 6 депутатов урядников и 8 депутатов казаков. В станице Кущёвской в это время находился и Ейский окружной сыскной начальник подполковник Бабченко, который также в рапорте подтверждал, что из 365 дворов в станице подтоплено 232, из них 75 совсем разрушены. Пострадали много домашних животных, огороды, сады. Пришло в негодность большое количество продовольственных запасов, как у жителей так и общественных. В последующем (1888, 1898, 1909 гг. и т.д.) Кущёвская подтапливалась ещё не раз, но такого наводнения, как в 1859 г. уже никогда не было. Последствия наводнения были столь велики, что устранялись в течении пяти лет при активном участии всех должностных лиц Кубанской обл. С основанием первых школ и училищ и на протяжении многих последующих лет в Черномории остро стоял вопрос с кадровым обеспечением учебного процесса. Среди педагогов были люди с университетским образованием, а также малоподготовленные учителя, какими являлись пономари, дьячки и просто казаки. Первым учителем в школе, которая находилась в нынешнем здании № 11 по ул. Красной был Реморевич-Альтмонский. Спустя время, (до 1827 г.) из-за весьма скудного жалования, он оставил свой пост и учебное заведение находилось на грани закрытия.

В 1833 г. в Кущёвский курень приехал опальный учитель Екатеринодарской войсковой гимназии В. Е. Толмачёв. Выпускник Харьковского университета, преподававший словестность и латинский язык, принадлежал к числу наиболее выдающихся специалистов своего дела. После смерти Просветителя Черномории Войскового Протоиерея отца К.В. Россинского, самым близким сподвижником которого он был, Толмачёв восстановил Кущёвское приходское училище, где на практике применил ланкастерскую систему взаимного обучения. Передовая по тем временам Белл-Ланкастерская система применялась в основном в начальной школе, где старшие и более успевающие ученики являлись помощниками учителя и под его началом вели занятия с остальными учащимися. Название системы происходит от имени английских педагогов А. Белла и Дж. Ланкастера, независимо друг от друга выдвинувших сходный метод обучения. Сведения о педагогических успехах Василия Емельяновича Толмачёва дошли до наказного атамана ЧКВ ген. Н.С. Завадовского и он направил в Кущёвский курень есаула Якова Кухаренко. Тот был очень удивлён "приятною картиною - отличною чистотою училищного дома", существовавшего без всякой поддержки казны и ЧКВ. Ученики были вежливы, опрятно одеты, обладали твёрдыми знаниями, которые им давал наставник и учитель Толмачёв. Проверяющий насчитал в училище 32 ученика и к своему удовольствию обнаружил, что они владеют знаниями сверх программы, многие склонны к поэзии. После проверки учитель Толмачёв стал получать жалование. Проработав шесть лет в школе Кущёвского куреня, он 31 июля 1839 г. умер по болезни.

Продолжение следует в части  4               http://www.proza.ru/2019/10/16/385


Рецензии