VENI. VIDI. VICI
И есть в событии еще два участника. Поэт Гай Валерий Катулл и любовь его жизни Клодия (Лесбия).
Пир. Разговор касается поэтов и поэзии.
- Римляне! – сказал Цезарь. - Да благословят боги Рим и всех, кто его любит. За мной выбор темы: является ли поэзия продуктом человеческого ума или же, как утверждают многие, даром богов.
- Если правда, о Владыка, - начала Клодия (Лесбия), - что поэзия дарована нам богами, тогда мы вдвойне несчастны. Ведь поэзия придает жизни красивую видимость, это самая соблазнительная ложь и самая предательская советчица.
И без поэзии мужчина пойдет на войну, девушка - замуж, жена станет матерью, люди похоронят своих мертвецов и умрут сами. Однако, опьяненные стихами, все они устремятся к своему делу с неоправданными надеждами. Воины якобы завоюют славу, невесты станут Пенелопами, матери родят стране героев, а мертвые погрузятся в лоно своей прародительницы - земли, навечно оставшись в памяти тех, кого они покинули.
Поэты твердят нам, что мы приближаемся к золотому веку, и люди терпят всевозможные беды в надежде на пришествие более светлой поры и на то, что потомки их будут счастливы. А между тем никакого золотого века не будет, и не может быть такого правления, которое даст каждому человеку счастье, ибо основа мира - раздор, он присутствует повсеместно.
Даже наша власть правит нами на языке поэзии. Наши властители между собой справедливо обзывают граждан опасным зверьем и многоголовой гидрой; однако как они обращаются к избирателям с предвыборных трибун? Разве в их устах избиратели не превращаются в "столпов республики", "достойных потомков благородных отцов"? Государственные посты в Риме добываются взятками, с одной стороны, угрозами - с другой; а на устах при этом - цитаты из Энния.
Многие скажут, что великая доблесть поэзии в том, что она воспитывает людей и дает им образцы, которым следует подражать, и что таким путем боги возвещают законы своим детям.
Однако это явно не так, потому что поэзия влияет на человека подобно лести: она усыпляет, отнимает желание честно заслужить похвалу.
Поэзия - особый язык внутри общего языка, призванный описывать жизнь, которой никогда не было и не будет, но образы ее так заманчивы, что люди проникаются ими и видят себя не такими, каковы они на самом деле. Даже тогда, когда поэты порицают жизнь, описывая всю ее очевидную бессмыслицу, читатель все равно ощущает душевный подъем.
Когда Клодия закончила, она с поклонилась Владыке и, передав венок Валерию Катуллу, села. Вот чем ответил Гай Валерий Катулл : известной римлянам греческой легендой.
По воле Юпитера Аполлон должен прожить на земле среди людей в образе человека один год. И Аполлон решил прожить его здесь, пастухом .
… Вечером, когда на небе зажглись первые звезды, фессалийская царевна Алкеста выскользнула из дворца и подошла к костру, у которого сидели пастухи. Она встала неподалеку от огня и стала молить Аполлона не таиться под чужой личиной, как это любят делать боги, а открыть свое лицо и дать ей ответ на те вопросы, от которых зависит ее жизнь. Молилась она долго. Наконец самый низенький отер рот рукой и сказал: вон тот что, рядом…
- Проснись. Покажи царевне какие-нибудь чудеса.
Вдруг с высоты небес и с дальних холмов послышались голоса, они звали:
- Алкеста! Алкеста!
А рыжий повернулся на другой бок и снова заснул. Его опять разбудили пинком:
- Ну-ка, покажи еще. Пусти водопад с верхушек деревьев. Пусти огненные шары. Тот хрипло выругался. По земле побежали огненные шары. Они скользили вверх по стволам деревьев и рассыпались; они прыгали по головам пастухов и забавно играли друг с другом, словно зверята. Потом долину снова окутала мгла.
-Такие проделки, царевна, и правда, больше никому не удаются, но я могу поклясться, что никакой он не бог еще и потому, что все его чудеса не имеют никакого смысла.
Алкеста указала на другого пастуха.
- Тот? Ну, он тоже не простой пастух. Он наш певец.
Он переполняет наши сердца печалью или радостью, когда нам вовсе нечему радоваться или огорчаться. Он может сделать память о любви более сладостной, чем сама любовь.
Но я наблюдал за ним, царевна, и вижу: чудеса его куда более восхищают нас, чем его самого. Ему тут же перестает нравиться песня, которую он сочинил. Нас она всякий раз приводит в восторг - его ничуть. Он сразу теряет все удовольствие от того, что сделал, и в муках творит что-то новое.
Это доказывает, что он не бог и даже не посланец божий, ибо разве мыслимо, чтобы боги презирали свои творения?.
На этом заканчивается рассказ поэта Валерия Катулла.
Кому присудил пальму первенства Цезарь? А вы ? И как бы вы ответили на вопрос Цезаря? Кто такие поэты? Боги? Люди? Что они значат лично в вашей судьбе?
Источник: Торнтон Уайлдер. «Мартовские иды». Читали ль вы?
*Пришел. Увидел. Победил.
Свидетельство о публикации №219092201616