Дядя Коля




Дядя Коля был не просто рыбаком-любителем, а мастером-фанатом этого дела. Когда я с ним познакомился, было ему под пятьдесят. Видный мужчина, высокого роста, крепкого телосложения, с военной  выправкой, всегда чисто побрит и одет в удобную для рыбалки полувоенную форму. Все рыбаки почему-то звали его «дядей Колей». Перещеголять дядю Колю в ловле рыбы удочкой мало кому удавалось. Даже в самые неклёвые дни он был с уловом.               

        В одно утро, когда только-только забрезжил рассвет, рыбаки уже заполнили лодочную станцию «Минского моря» и стали дружно отчаливать от берега. Я что-то замешкался. Смотрю, замешкался и дядя Коля и что-то оживлённо обсуждает со сторожем лодочной станции. Оказалось, что в днище его лодки появилась течь. Плыть на такой лодке было опасно, а другой не было. Я предложил дяде Коле составить мне компанию. От безвыходности он согласился и сам сел за вёсла. Стали мы на якорь на его заранее прикормленном месте, и тут началось: на две удочки он не успевал таскать плотву, а у меня клёва не было совсем. И дядя Коля сжалился надо мной. Поменял на одой моей удочке леску, крючок и поплавок, показал, как надо подбирать тонь, т. е. глубину погружения наживки, и как подсекать рыбу, ориентируясь по его сверхчувствительному поплавку. Дал свою наживку. И дело пошло: за пару часов мой садок был полностью заполнен.               

       Когда мы уже завершали ловлю, к нам подплыл друг дяди Коли, работавший директором холодильника в системе торговли. Посмотрел этот директор на наш улов и ошалел.               
        - Коля, ради дружбы, открой секрет,- взмолился он.               
        - Секрет в наживке,- ответил дядя Коля. - Сейчас у меня в наличии пять видов наживки, но активно рыба клюёт сегодня только на одну из них - это мякиш круглого серого хлеба с добавлением подсолнечного и сливочного масла.               
        - Коля, но все эти компоненты и в моей наживке, но почему же на неё даже ни одна тварь не клюнула?               
        - Подсолнечное масло у тебя рафинированное?               
        - Нет,- пахучее.               
        - А какое сливочное масло?               
        - «Любительское».               
        - Не годится. Только «Вологодское».               
        - Коля, нет такого масла в городе. Этот продукт проходит только через меня, а мне уже полгода на него нарядов не дают. Где же ты его достаёшь?               
        - Друг из Москвы привёз. Но сейчас и у меня его уже нет, закончилось.               
        - Ладно, что- нибудь придумаем, - сказал в заключение директор.               

        Через две недели во многих магазинах города появилось «Вологодское»  масло. Но удачи в рыбалке директору оно не принесло. Дело ведь не только в наживке, а ещё и в знании многих рыбацких тонкостей, чем директор явно не владел. Звонит он дяде Коле и обзывает его всякими нехорошими словами, так как посчитал, что тот его разыграл. Но розыгрыша не было. Чтобы сохранить дружбу, пришлось дяде Коле обучить директора премудростям своей рыбалки. Все остались довольны.
Особенно жители города, получившие возможность купить дефицитное в ту пору «Вологодское» сливочное масло.               

        Месяца через два я случайно встретил дядю Колю на одной из речушек, где он давал «мастер класс» по ловле язей. В том месте речушка имела плотину с обводным каналом, на котором стояла картонная фабрика. На нижнем бьефе канала, у самых стен фабрики дядя Коля и буйствовал. Рядом с ним цепочкой стояли рыбаки, но ловил только он. И ловил бы себе тихо, так нет - бормотал какие-то заклинания, громко вскрикивал при подсечке и сопровождал выуживание похвалами в адрес очередного язя. На вопросы рыбаков о его наживке, он показывал стоящие на земле баночки с червями и пиявками, а в руке постоянно мял хлебный мякиш. Мол, смотрите, секретов нет, и дело не в наживке, а  в знании волшебного слова.               
         На крутом берегу канала собралась группа зевак, и я тоже присоединился к ним с удочками, ещё не определившись с местом рыбалки. У окон верхнего этажа фабрики скопились рабочие, враждебно наблюдающие за истреблением их рыбных запасов. Кто-то из них не выдержал и бросил в воду кусок бревна, который обдал дядю Колю брызгами и скрылся в пучине бурлящего потока. Дядя Коля сбавил раж и огляделся вокруг. Меня он узнал и поманил к себе. «Секретно, - прошептал он мне на ухо,- иди на верхний бьеф и на мелководье в старых камышах поищи личинки стрекозы. Приходи сюда и никому их не показывай».
        С трудом нашёл я восемь личинок стрекозы, содрал со своих босых ног с десяток пиявок и появился перед дядей Колей. Все другие рыбаки покинули это место, не поймав ни единой рыбёшки. Течение там было быстрое, и ловить надо было в проводку. За полчаса на восемь личинок я поймал пять трёхкилограммовых язей. Ни на какие другие наживки язь не ловился.       
        В тот день я впервые выехал на рыбалку на недавно купленном внедорожнике и предложил дяде Коле подбросить его домой. Он пользовался общественным транспортом и был рад моему предложению. А язей пришлось выбросить. Они так сильно пахли картонной фабрикой, что есть их было невозможно.               
        С дядей Колей мы подружились и стали регулярно ездить вдвоём на рыбалку. Мне с ним было очень интересно. Весёлый, компанейский, интеллигентный, начитанный, умный и джентльмен. Очень обаятельная личность с довольно сложной судьбой.                Он никогда не был женат. Жил один в просторной со всеми удобствами однокомнатной квартире, больше похожей на мастерскую по изготовлению рыболовных принадлежностей и библиотеку, чем на жилое помещение. Работал он простым финансистом в строительной конторе, но дружил с директором холодильника, с двумя полковниками и генералом, с ректором института и другими лицами такого же ранга. Были среди его друзей и люди попроще - вроде меня, патентного работника и переводчика.               
        Однажды перед поездкой на рыбалку дядя Коля позвонил мне и спросил разрешения прихватить с собой одного «субъекта». «Субъектом» оказалась молодая женщина. Не очень красивая, но очень обаятельная, стройненькая, интеллигентная и добрая. На дядю Колю она смотрела с таким обожанием и так была ласкова с ним, что сомнений не оставалось - влюблена в него. И рыбачкой она оказалась умелой. К тому же была компанейской, хозяйственной и деловитой. Людой её звали. «Повезло старику»,- с доброй завистью подумал я. Всё лето она ездила с нами, а потом почему-то перестала. Выяснять причину я не решался, а дядя Коля помалкивал.
        Неожиданно мне пришлось встретиться с ней при довольно щекотливых обстоятельствах. Среди ночи позвонил мне дядя Коля и попросил срочно приехать к нему. Причину не объяснил. Я, как сумасшедший, погнал свою машину, не обращая внимания на дорожные знаки и ухабы, уверенный, что по пустякам он меня тревожить не стал бы. Значит, что-то случилось очень серьёзное. Застал я дядю Колю живым и здоровым, но сильно возбуждённым и растерянным.               
        - Извини, что побеспокоил. Мне срочно нужна твоя помощь, - с волнением обратился он ко мне. - Для меня это очень важно. Люда собралась выходить замуж за одного придурка.Я его знаю. Люда очень уважительно к тебе относится, и только ты можешь уговорить её не делать этой глупости. Поезжай к ней домой сейчас.               
        - Коля, но она уже спит, наверное. Надо бы ей позвонить и договориться о моём визите. Странно только, ведь она любит тебя, почему ты на ней не женишься?  И кого ей предлагать вместо «придурка»?               
        - Об этом потом. А телефон она отключила. Сейчас ты отговори её выходить замуж за этого дебила, а об остальном мы поговорим потом.    
        - Коля, с такими полномочиями я в успехе своей миссии не уверен, но твою просьбу я честно выполню, поеду.               
        И я поехал. Тихонько постучал в дверь однокомнатной квартиры Люды, и дверь сразу же открылась. Люда не спала, была заплаканной и грустной. «Напрасно ты приехал ко мне,- сказала она.- Но раз приехал, заходи. Я наперёд знаю, что ты мне скажешь. Коля никогда не женится на мне. И ни на ком не женится. У него что-то с психикой по этой части. Шесть лет я встречалась с ним, я люблю его, и он ко мне привязан, но жениться не хочет. А мне уже двадцать восемь лет, я хочу иметь семью, детей, а он этого не хочет. За мной уже несколько лет пытается ухаживать мой сотрудник. Не один раз предлагал выйти за него замуж, не женится - всё меня ждёт. А я надеялась на Колю и отказывала ему. Вчера я дала согласие этому парню. Мы помолвлены. Это окончательно. Он очень хороший человек и любит меня. Так Коле и передай».               
        Вернулся я к дяде Коле с невыполненным поручением, посочувствовал ему и собрался уезжать, но он попросил меня немного задержаться. Было уже два часа ночи, но ему вдруг захотелось есть. Сказал, что весь день ничего не ел, и попросил меня составить ему компанию. И я остался, понимая, что ему надо излить душу и объясниться передо мной по поводу его странного поведения по отношению к Люде. До этого он почти ничего не рассказывал мне о себе, а я у него не спрашивал, полагая, что всему своё время.               
        Начал он повествование со времени своей первой трагической любви. Окончив в 1935 году институт народного хозяйства, он два года поработал экономистом- бухгалтером в торговом ведомстве, после чего его перевели в обком партии на должность заведующего промышленным отделом. В институте он был активным комсомольцем, вступил в партию, два года возглавлял комсомольскую организацию факультета, и был на хорошем счету у партийного начальства. В обкоме он познако-мился с девушкой, работавшей там же инструктором. Влюбились они друг в друга, год встречались и решили пожениться. Все в обкоме об этом знали. Знал и глава их ведомства - первый секретарь обкома, но тем не менее приставал к этой девушке с недвусмысленными притязаниями.  Она ему очень нравилась. Был секретарь здоровым сорокалетним мужиком, женатым и кобелём. Накануне свадьбы дяди Коли  «кобель» взял его девушку с собой в командировку и в гостинице попытался изнасиловать её. Вернулась она домой с синяками на теле и всё рассказала дяде Коле. Как истинный рыцарь дядя Коля публично врезал «кобелю» по физиономии и, не стесняясь в выражениях, высказал ему всё, что он о нём думает. И загремел дядя Коля на пять лет на лесоповал. А девушку уволили с работы, обвинив её в клевете на высокоморального, кристально честного большевика-ленинца. Помыкавшись по инстанциям, пытаясь добиться справедливости, она впала в отчаяние и повесилась. Правда, ходили слухи, что её повесили. Дядя Коля узнал об этом уже в лагере и поклялся, что если останется жив, то этого секретаря, мерзавца, подонка  он в живых не оставит. Только шанса выжить у дяди Коли почти не было. Умирали в лагере заключённые каждый день десятками. И дядя Коля захирел. Положили его в лазарет умирать, а он не умирал и стал потихоньку поправляться.               
        В это время в лагере затеяли переселение бухгалтерии. Главбух попросил начальство дать ему в помощь какого-нибудь доходягу, чтобы он помог ему папки перенести в другое помещение. На тот момент дядя Коля как раз и был таким доходягой. Свою работу он выполнил так, что главбух пришёл в неописуемый восторг. Всё по ранжиру; всё подремонтировано, подшито и подклеено; с этикетками, каталогом и прочим профессиональным лоском. Главбух упросил начальство оставить дядю Колю при нём. Почти два года он поработал в бухгалтерии, мог бы и дальше работать, но в 41-м началась война, и дядя Коля стал настойчиво проситься на фронт. Статья у него была не очень серьёзной, поведение отличное, половину срока отработал, и его амнистировали, сразу же призвали в армию - и на фронт. Через три месяца он был тяжело ранен, полежал в госпитале, поправился, восстановили его в парти и направили на ускоренные офицерские курсы, а после курсов - снова на передовую.   
        Дядя Коля был уже в чине майора, когда в него страстно влюбилась  военврач их полка, за которой настойчиво пытался ухаживать его командир. Командир был в летах, семейным и не очень симпатичным как человек, а дядя Коля был молодым, холостым, остроумным, отчаянным и неотразимым. Военврач тоже была молодой, красивой, незамужней и отчаянной. Крепко полюбили они друг друга и решили срочно пожениться. Однако пожениться они не успели. На сей раз избивать попытались дядю Колю, но он так удачно защищался, что схлопотал военный трибунал. Никаких взысканий он не получил, а только был срочно  переведен на другой фронт. Его любимую с ним не отпустили, через неделю она погибла.               
        Войну дядя Коля закончил в чине полковника и с многочисленными боевыми наградами. В 47-м он был демобилизован по состоянию здоровья, вернулся в Минск и вскоре стал работать директором крупного гастронома. Убивать «кобеля» ему не понадобилось - он погиб во время войны. Дядя Коля был деятельным, творческим и во всех делах своих талантливым. Свой гастроном он переоборудовал по зарубежным образцам; прилавки заполнились разнообразными и качественными продуктами; персонал был вежливым и в основном из красивых девушек разных национальностей. Аналога ему в пределах республики не было. Магазин пользовался огромным успехом, а дядя Коля был на вершине славы и почёта.               
        В один ненастный день магазин посетил высокий чин из органов безопасности и был поражён «гаремом» дяди Коли. В беседе с ним чекист сказал, что ему срочно нужны три толковые девушки из его «гарема» для обслуживания самого высокого начальства республики на их дачах. Выбирать он будет сам после просмотра личных дел и собеседования с девушками. Дядя Коля сильно огорчился, потому что знал, что девушек на дачах принуждают к сожительству, пускают их по рукам и калечат их судьбы. Более шустрые и беспринципные из них делали себе карьеру, но большинство ломались. Однако перечить этому органу было невозможно, если не хотел снова отправиться на лесоповал. Отобрал этот тип три самых красивых и толковых девушки, в том числе и подругу дяди Коли. В том году она должна была окончить заочный институт, и после этого они планировали сразу же пожениться. Дядя Коля чуть ли не на коленях умолял чекиста не трогать его девушку, предлагал любую замену, но бе-зуспешно. Тогда он девушку срочно уволил, посадил её в такси и отправил в Бобруйск к своим родственникам. По дороге такси столкнулось с грузовиком, и девушка погибла. «Проклятие какое-то!»-стенал дядя Коля.               
        Ему быстренько состряпали дело и уволили с работы без права занимать руководящие должности. Но из партии не выгнали. После этого он нашёл себе тихую работу и стал активно заниматься рыбалкой. Через какое-то время он познакомился с Людой и прикипел к ней.               
        «Люда мне очень нравится. Мне будет невероятно одиноко без неё. Я убеждённый атеист без всяких суеверных заморочек, но с женитьбой я стал суеверным. Решись я жениться на Люде, с нами обязательно случится несчастье. Больше всего на свете я хочу, чтобы Люда была жива, здорова и счастлива. Давай выпьем за её здоровье и благополучие. Чем больше я пью сейчас, тем больше мой рассудок трезвеет, и я прихожу к выводу, что так ей будет лучше. Оба они молодые и здоровые, а я на 21 год старше Люды и не совсем здоров. Детей заводить мне уже поздно. Даже если и не случилось бы с нами несчастье, Люда не была бы счастлива со мной. Она очень любит и хочет иметь детей»,- подытожил дядя Коля своё грустное повествование.               
        У  Люды всё сложилось вроде бы благополучно. Родила она дочку, муж боготворил их, и со стороны казалось, что они счастливы. Связь со мной Люда не теряла, иногда звонила просто так, частенько просила подвезти её с дочкой в поликлинику или ещё куда-нибудь. При встречах она порывисто обнимала меня, прижималась ко мне, на какое-то мгновение застывала, и мне казалось, что она плачет. О дяде Коле на словах она никогда не спрашивала, а только выжидательно, по-собачьи смотрела на меня, спрашивая о нём глазами. «С ним всё в порядке, Люда. - отвечал я на её немой вопрос.- Рыбачит. Похудел. Пишет роман». Получив ответ, она тут же прощалась со мной.               
        С дядей Колей мы продолжали дружить и вместе ездить на рыбалку. После выхода на пенсию он уже не ограничивался рыбалками по выходным дням, а на неделю, а то и больше, оставался на облюбованном им месте. Он так и не женился.               
               



                2002 


Рецензии