Дурная кровь

 
                "Не будет толку ни от волка рощенного, ни от вора прощеного"
                «Коли быть собаке битой, найдётся и палка» (русск. пог.)

          Ему было всего полтора года… Полтора года холода, голода, боли и страха… Он не знал материнской любви, как не знали её младшая сестрёнка и старший брат… Когда попал он  в областной туберкулёзный диспансер – грязный младенец  в каких-то отрепьях, его даже мыть не стали: не жилец - лёгкие доедала болезнь. Не стали ни кормить, ни лечить, ни греть – бросили на постель в пустой палате,  прикрыли дверь – сам «дойдёт»… Никому до него не было дела... Прошло три дня… Вдруг приоткрылась дверь,  из палаты выполз малыш:
          - Ням – ням! – сказал  младенец, из последних силёнок цепляющийся за жизнь. Ангел, обречённый на муки, жалкий кусочек протоплазмы... Что делать? Пришлось ребёнка помыть,  начать лечить  - не совать же его, как лишнего котёнка, в ведро… Не звери  они – МЕДПЕРСОНАЛ, главное качество которого - МИЛОСЕРДИЕ!..
          
          Мать младенца - Верку с Бензостроя - в Петропавловске знают многие: непутёвая баба. Своих детей бросает где попало, они попадают в детдом, а она рожает новых – обществу же нужны новые члены! Плодит несчастных… А они, не познавшие любви, разве могут сами стать счастливыми или кого-то такими сделать? И эта эстафета продолжается бесконечно – не одна Верка такая…
          Её сын - никому не нужный Серёжка - после тубдиспансера, где болезнь кое-как залечили,  попал в детдом, где путь страданий продолжился. В шесть лет, в компании с двумя другими мальчиками, его поставили перед возможными усыновителями: выбирайте! А он взглянул на этих двух людей взрослыми глазами, отвернулся… и ушёл. Этот маленький человек не верил никому, и ничего хорошего от жизни уже не ждал.
          - Кого возьмёте? – спросили супругов, решившихся на усыновление.
          - Вот того, который ушёл! – ответила женщина, поражённая  взглядом малыша.
          - Лучше возьмите кого-нибудь из этих, - порекомендовали им. – Того уже три раза возвращали из семей…
          - Нет, только того! – решительно ответила женщина. Марина никак не могла забеременеть, и муж сильно настаивал на усыновлении. «Но я не полюблю чужого ребёнка!» - отвечала она, и несколько лет ей удавалось оттягивать это событие. Однако в конце концов муж пригрозил уйти из семьи! Пришлось согласиться. Мальчика они взяли, усыновили, но… муженёк всё равно ушёл к другой женщине, и вскоре та родила ему дочь. А Марина осталась одна с приёмным сыном, которого  полюбила всей душой.
             Мальчик был очень сложный! Им были недовольны в садике, в школе, во дворе. Новая мама стояла за него горой, покупала много игрушек, пытаясь разгадать его наклонности, но понять  вкусы мальчика было сложно – все игрушки ломались,  никаких привязанностей ни во дворе, ни в школе не возникало. К матери относился очень ревниво,  мужчин к молодой ещё женщине близко не подпускал!
             В двенадцать лет случился рецидив – грозная болезнь вернулась! Он снова попал в тубдиспансере.  Одна из медсестёр сильно удивится – так он не умер? И расскажет запомнившуюся ей историю, с которой начался наш рассказ. Наверное, в больницах происходит не одна  подобная  история, и как же хорошо, что мы их не знаем! Думаем, что живём в нормальном мире, где «Человек – это звучит гордо!..»
            Здоровье Серёжки наладилось – мать делала всё для этого! Пришло время призыва в армию...  Оттуда он  писал Марине регулярно, и она очень обрадовалась, когда узнала, что парень  приобрёл профессию кинолога – ладить с собаками у него получалось отлично! Поэтому когда сын вернулся со службы, она подключила кое-каких знакомых, и Сергею предложили место на таможне – кинологом. Это было великолепное, выгодное предложение, многие хотели бы оказаться на таком месте!.. Но Сергей отказался – не был он любителем дисциплины… Стал работать в какой-то мебельной шарашке. Денег получал мало, и Марина нередко поддерживала его материально.
          - В какое болото ты залез? Так много работаешь, а твои хозяева, видно, люди нечестные, если держат тебя в чёрном теле? – ворчала она. Женщине было обидно за сына, зря он не согласился работать на государственной службе! - Не нравится таможня, пошёл бы на завод… Ты же всё умеешь делать!
          Видно,  работником он и в самом деле был неплохим, потому что когда дело  предпринимателя разрослось и в соседнем городе Кокчетаве  открыли филиал, возглавил новое предприятие Сергей… Пришлось менять место жительства…  Не нравилось это матери, но что она могла сделать? Сын всегда был своенравным…
          - Ох, чует моя душа – не к добру это!.. Не ездил бы… Засосёт тебя это болото!.. - но Серёжка уехал…
          Марина очень беспокоилась за сына – терпения у него никакого нет. Обидят – лезет в драку, режет правду-матку прямо в глаза, дисциплину не особенно любит, и вообще – какой он руководитель? Сердце её было не на месте… Через год сын  приехал в Петропавловск  встревоженный:
          - Мама, помоги, на меня хотят повесить дело! Большой долг! А я вовсе и не виноват! Меня подставили! – и протянул матери пачку документов, из которых выходила, что Сергей – растратчик! Какой растратчик, когда Марина всё это время, как могла, поддерживала сына материально, ведь, бывало, зарплату подолгу не платили. Как настоящая мать, как медведица, защищающая своего медвежонка, Марина встала на дыбы! Она немедленно набрала номер телефона, указанный в документах, и всё расставила по своим местам:
          - Вы что творите? Не знаете, с кем связались! Думаете, за Сергея некому заступиться? Завтра же чтобы САМИ привезли Сергею его зарплату за три месяца, которую вы не выплатили, а потом я посмотрю, что сделаю с вашими документами! Давно с налоговой службой не имели дела? А с прокурорской проверкой?.. Вывели денежки, и нашли олуха – повесили на него долг? Будьте спокойны - ваши документы будут, где надо!.. - и это были не пустые слова. Хоть Марина всю жизнь проработала в школе, связи у неё, действительно, были на самом верху,  среди областного начальства.
           Зарплату Сергею, в самом деле, привезли на следующий день, даже попытались всучить пачку денег «сверху», но Марина этих денег не взяла, а документы пригрозила сохранить всякий на случай!.. Конфликт был замят…
          - Всё же мне придётся уехать, - понуро признался Сергей, - там меня ждёт девушка, беременная…
          - В какое болото ты опять залез? – спросила Марина. Но сын уехал назад в Кокчетав. Через некоторое время привёз жену Наташу познакомить с матерью. Не понравилась она Марине! Но, понимая, что молодые нуждаются в деньгах, поменяла припрятанные доллары на тенге,  отдала молодой семье…
          Когда сыну исполнилось двадцать девять лет, а внуку -  шесть, Марине сообщили: Сергей повесился!.. Она выехала на похороны. Узнала – сын к тому времени стал сильно выпивать, с работой у него не ладилось, а Наталья  любила погулять… Когда это произошло, невестки уже две недели не было  дома - любила женщина развлечься!.. Пропала она на несколько часов и в день приезда Марины, сказав, что пошла в магазин.
          - Ты где была? - спросила её Марина в два часа ночи, когда та, наконец, вернулась. 
          - Встретила Антона, разговаривали…
          - О чём?..
          - О жизни!..
          - Ты разговаривала О ЖИЗНИ с другим мужчиной, когда твой муж ещё ЛЕЖИТ В МОРГЕ?.. – возопила Марина…
          Молчание было ей ответом…

          Теперь на связь с ней никто не выходил уже семь лет… А недавно она мне позвонила, и сказала, что найдены неопровержимые доказательства насильственной смерти Сергея, да вряд ли следственное дело пойдёт дальше...

          Меня больше всего занимает мысль: почему Сергей искал любви в женщине, подобной его матери, где он ЗАРАНЕЕ был обречён на неудачу?.. Судьба?.. Или мы природой запрограммированы повторять судьбу родителей, и вырваться из этого круга невозможно? 


Рецензии