Моя шашечная Одиссея

    1979 год. Ишимбай.
                I
 Было удивительно смотреть на ярко-белый, ослепительный снег до рези в глазах и потом, переведя глаза на людей, здания, машины, видеть их в лёгкой дымке, какими-то странными тёмными очертаниями. Затем зрение постепенно восстанавливалось и снова можно было смотреть под ноги, чтобы не угодить в лужу. От яркого мартовского солнца снег становился во многих местах рыхлым и там, где недавно спокойно можно было идти по утоптанной тропинке от дома до школы: через дыру в железной ограде, школьный фруктовый сад, футбольное поле, теперь запросто можно было провалиться по колено в снежную кашу. В одном месте пришлось даже свернуть на асфальтную дорожку, чтобы уж совсем не опоздать на уроки.
 
  Зайдя в вестибюль школы и оставив куртку в раздевалке, сразу же заметил редеющую толпу возле какого-то объявления напротив учительской. Только успел на ходу прочитать, что  объявляется школьный шашечный турнир.

 - Володь, пойдём посмотрим, что там за объявление висит возле учительской,- сказал я своему другу и однокласснику на большой перемене и мы отправились вниз, на 1-й этаж.
  - Смотри: объявляются соревнования по шашкам, по результатам которых сборная команда школы отправится уже на городские соревнования, - Володя посмотрел на меня. – И что? Ты хочешь участвовать?
 - А почему бы и нет? Володь, смотри, соберем команду и потом на городские пойдем! Интересно же!

 Почему меня это так заинтересовало? А всё просто: где-то в классе четвёртом, пятом отец приучил меня к шашкам и мы могли «резаться» с ним до позднего вечера. Иногда к нам подключался и дедушка. Попутно, во время игры, он ещё учил меня всяким разным шашечным премудростям и даже дал мне книгу-методичку  про русские шашки, которую я прочитал запоем.

 - Ну, не знаю. Надо подумать. Контрольные скоро!
 - Володь, какие контрольные! Напишем мы эти контрольные! – говоря это, я действительно был спокоен: Володька был круглым отличником, да и я не отставал. – Надо будет к физруку подойти!

 После уроков мы нашли нашего физрука Ахмета Махмутовича.
 - Ахмет Махмутович, мы хотим участвовать в соревнованиях по шашкам, - сразу перешёл я к делу.

 Физрук перевёл взгляд с меня на Володьку и обратно:
 - Ну, вот и занимайтесь! Что-то не больно вижу я желающих. Наберите участников, выберите лучших и потом, возможно, пойдем уже на городской турнир. Спортзал или любой класс в вашем распоряжении. Шашки и доски – в учительской. Удачи!

 Ну и началось! Мы ходили из класса в класс, начиная с пятого по седьмой (мы учились в седьмом тогда), объясняли, рассказывали, уговаривали. Набрали все-таки человек 20. Потом уже устроили шашечные баталии. Лавируя между партами, мы с Володькой отмечали все сыгранные партии и указывали на ошибки, объясняли правила, начисляли очки. Постепенно вырисовывались кандидаты в нашу команду.

 Так уж получилось, что мы, не сговариваясь, решили, что я буду играть на первой доске, т.е., по сути, я был капитаном команды, а Володька – на второй. Оставалось найти участника на третью доску и, по регламенту соревнований, девочку – на четвёртую.

 Под вечер мы окончательно решили, что на третьей будет играть Серёга из 6 «А», а на четвёртой пятиклассница Ольга, которая с легкостью обыграла своих соперниц.

 Потом, в оставшиеся три дня, мы ещё изучали все вместе теорию по книге, я помог Сергею и Ольге разучить так называемый « треугольник Петрова», разные хитрости, и вот мы с непередаваемым волнением идём во Дворец пионеров, во главе с Ахметом Махмутовичем, выяснять: какая же школа будет сильнее в этом году. По результатам городских соревнований лучшая школа – победитель поедет в Уфу уже на республиканский турнир.

 С первых же поединков наша команда захватила лидерство. Серёга и Ольга были молодцы: наши уроки не прошли даром и они уверенно добавляли очки в нашу командную копилку.
 
 Не отставала от нас только школа №10, неоднократный победитель этого турнира. Атмосфера накалялась. Наступили последние решающие поединки. В финале, как мы и предполагали, против нас играла «десятая» школа.

 Пока на моей доске неспешно разыгрывалась мудрёная комбинация, краем глаза я успевал следить за соседними столами. Володя играл быстро и отлично. Сергей, к сожалению, проиграл, но зато Ольга не подкачала. Подсчитав очки, я понял, что именно в моей игре теперь решается судьба соревнований. Или – мы, или – они. Решающее очко. Решающий бой.
 
 Вокруг нашего стола сгрудились уже все участники и судьи. Стояла оглушительная тишина. Судьи сразу предупредили, что выгонят с соревнований за малейшую подсказку.

 Подстроив одну ловушку, я долго ждал ошибки соперника. Наконец-то, он «клюнул»! Получив преимущество, я уже не боялся идти в «размен»  и смело продвигался в дамки.
 
 Наступила кульминация: у меня три дамки, у него – одна. Он вздохнул с облегчением, потому что был уверен, что здесь уже будет ничья. Но он не учёл одного: одна из моих дамок стояла на главной диагонали. И ещё я знал треугольник Петрова. По регламенту, если в течение пятнадцати ходов три дамки не «ловят» противника, то официально записывается ничейный результат, но с помощью треугольника Петрова одинокая дамка «ловится» за несколько ходов.

 Как только я выставил на доске треугольник Петрова, теперь я уже незаметно вздохнул с облегчением! Всё – партия!

 В первый момент мой оппонент даже не понял, что уже проиграл. Кто не был знаком с правилом Петрова, тоже сначала ничего не поняли. Но эффект был ошеломляющий!

 Судья записал очко на мой счёт и наша команда, с перевесом в одно очко, стала победителем.

 - Итак, город Ишимбай в этом году на республиканских соревнованиях по шашкам, будет представлять школа №24! – огласил результаты главный судья. – Поздравляю!

 Сказать, что мы были ошеломлены, значит ничего не сказать. С первого же турнира и такая победа!

 - Молодцы! Молодцы! – не уставал повторять Ахмет Махмутович всю дорогу, видимо до конца не веря, что мы всё-таки выиграли эти соревнования.

 А команда десятой школы со своими болельщиками  стояла за забором у выхода из Дворца пионеров и, молча,  грозила нам кулаками. Но нам было уже всё нипочём! Конечно, когда бы я пошёл к бабушке, которая жила прямо возле школы №10, они гипотетически могли бы подловить меня, но в тот момент как-то не хотелось об этом думать. Ведь мы – победители!
                II
 Наступили каникулы.

 Весеннее солнце уже вовсю согревало землю и снег таял всё быстрее и быстрее, оставляя лишь кое-где грязные шапки. По улицам весело текли ручьи и мальчишки соревновались чья лодка проплывёт дальше всех. Хотя «лодка» - это, конечно, громко сказано: обыкновенная спичка, прутик, редко – бумажный кораблик. Ну, а если уж старший брат или отец смастерит  из дощечки настоящий кораблик с парусом, то обладатель этого чуда и вовсе бегал окрылённый.

 Страна готовилась к будущей Московской Олимпиаде, а мы – к поездке в Уфу.

 Уфа встретила нас по-настоящему тёплой, весенней погодой. Снега в городе не было вообще – только пыльный асфальт. Движение и ритм столицы, после нашего провинциального городка, впечатляли. Машины куда-то неслись, люди торопились по своим делам  и казалось, что никому нет дела до тебя. Одни мы, во главе с нашим физруком, оглушённые большим городом, вовсе не спешили: талоны на питание мы получили, в шашечном клубе отметились и теперь все направлялись к Центральному рынку, чтобы уже оттуда поехать в Дёмский микрорайон. Там нас, вместе с несколькими командами,  заселили в интернат. Самих интернатских воспитанников не было по причине весенних каникул – их отпустили по домам.

 В огромной спальне  на тридцать – сорок коек мы даже сначала растерялись.  Но потом, пообвыкнув и перезнакомившись, уже даже начали носиться по койкам и кидаться подушками. Радость нас переполняла!

 Вечером, перед сном, в спальню заглянул Ахмет Махмутович и, пожурив за лёгкий беспорядок, велел нам ложиться спать: завтра уже начнётся первый день соревнований.

 - Ребята! Я вас, конечно, понимаю. Но вы не расслабляйтесь! Прошу вас. Надо будет выступить достойно.

 Да мы и сами это понимали. Конечно, надо выступить достойно. Зря что ли мы сюда приехали? Не хотелось никого подводить. Нашего директора школы Антонину Васильевну, которая,  перед отъездом, напутствовала нас тёплыми словами. Нашего физрука, который переживал за нас всей душой. Вообще, с физруком нам повезло. Высокий, подтянутый, слегка за тридцать. С лёгкостью показывал  все упражнения на турнике и на кольцах. Кумир всех школьников. К нему спокойно можно было подойти с любым вопросом и он всегда давал правильный совет.

  - Ахмет Махмутович! Не беспокойтесь! – ответил я за всех. – Мы будем стараться!

  Команд на турнире, конечно, было много. Поэтому и соревнования растянулись на несколько дней. Некоторые команды были откровенно слабыми, некоторые нашего уровня. С первых дней лидерство захватила уфимская команда. За вторые – третьи места борьба шла с переменным успехом. За ходом соревнований можно было следить на огромном табло в холле клуба, где вручную вносились все результаты команд. Табло, конечно же, не было электронным.

 Сам шашечный клуб располагался на первом этаже высотки возле южного въезда в Уфу. Если проезжать бельский мост со стороны аэропорта и смотреть влево, то сразу можно увидеть эту высотку, на горе. В первые же дни мы, после соревнований, отправлялись изучать окрестности. Ходили на знаменитый «висячий» мост, речной порт. Доходили до памятника Салавату Юлаеву, гуляли по улице Ленина, покупали мороженое возле Детского мира. Всё было интересно, всё было внове.

 - Смотри, какой старинный, красивый дом! Там, наверное, жили купцы или купец?
 - О! Наверно!
 - А представляете, ребят, например, в прошлом веке здесь, по этой же улице, гуляли дворяне и купцы, ездили извозчики! А здесь вот была, например, мастерская сапожника или лавка кондитера!

 Хотя нашим юным головам и трудно было это представить, но одна только мысль об этом – будоражила.

 А один раз Ахмет Махмутович повёл нас в кинотеатр «Орион», который находился в Дёме. Как сейчас,  помню шла итальянская комедия «Блеф», где играл Адриано Челентано. Придя домой в нашу «гостиницу», потом мы долго повторяли смешные фразы главных героев и хохотали. Это была своего рода психологическая разгрузка, которую сделал нам наш физрук.

 Наступил последний день соревнований. Судьба свела нас с лидером турнира – командой Уфы. На первой доске у них играла будущая чемпионка республики (как я потом уже узнал). И шла она практически без поражений. На других досках тоже играли сильнейшие разрядники.

 С первых же ходов я понял, что против меня играет оппонент намного сильнее меня и опытнее. Я сразу попытался захватить центр, чтобы сковывать её инициативы и разделить  шашки противника  на две половинки. Но она и не мешала этому, методично захватывая фланги. Потом попытался идти в размен, чтобы хоть немного разрядить обстановку и освободить место на доске, но она ловко уходила от моей тактики и диктовала свою.

 Так и не срубив ни одной шашки, после нескольких ходов, я понял, что уже полностью заперт в центре, куда я так стремился. Ходов больше не было, даже под «сруб».

 К нашему столу подошёл судья:
 - Ну, что тут у вас?
 - Кажется -  ничья! – пытаясь пошутить, сказал я и, не дав ей опомниться, направился к своим ребятам.
 - Какая ничья? Вы посмотрите! – заговорила, обращаясь к судье, моя визави.

 Видимо, она не оценила мой юмор.

 После обеда, когда подвели итоги, оказалось, что от призового третьего места нас разделило всего-навсего пол-очка! Надо же: сыграй мы где-то удачнее  и, взяв лишнее очко, мы бы заняли третье место. Хотя  и четвертое место среди более двадцати команд, да ещё и в первый же приезд на такой турнир, для нас было вершиной успеха. Мы поздравили друг друга с этой победой и, на тот момент,  мы были действительно счастливы.

 Домой мы ехали победителями.

                ЭПИЛОГ
 Впоследствии нам всем вручили удостоверения о присвоении второго юношеского разряда. Но никто из нас больше уже не участвовал ни в каких соревнованиях: у всех появились какие-то другие интересы. Шашки я, конечно, не забывал, но и прежнего интереса уже почему-то не было: видимо – перегорел.

 Только однажды, где-то, примерно, через несколько месяцев, ко мне подошёл отец и сказал:
 - Слушай, сынок! К нам в город приезжает гроссмейстер по шашкам -  Щёголев. Он даёт сеанс одновременной игры. Пойдём?
 - Конечно, пойдём!

 Встречу назначили в красном уголке экспериментального завода, который находился на окраине города. Был лёгкий мороз и, чтобы не замерзнуть, мы чуть ли не бегом добежали от остановки до проходной.

 Участников оказалось не так много и мне посчастливилось тоже принять участие в этом сеансе. Быстро передвигаясь от доски к доске, Щёголев, почти не задумываясь, передвигал свои шашки. Вскоре уже почти все проиграли. На моей доске сложилась такая ситуация, что был реальный шанс свести партию к ничьей. Но, то ли от волнения, то ли из-за отсутствия опыта, я этот шанс упустил и проиграл.

 - А вот этот малый сыграл достойно, - гроссмейстер указал на меня и я почему-то покраснел.

  Мне стало неловко, что он из всех взрослых дядек выделил именно меня.

 Почти в это же время в Ишимбае появился Юрий Черток, который организовал и возглавил в городе шашечную школу. Школа эта стала вскоре сильнейшей ( и по сей день) не только в республике, но и в стране и за рубежом. Его ученики стали с успехом выигрывать  крупнейшие соревнования.

  Но это уже совсем другая история.

                Рамиль Сафаров
 


Рецензии