Рембрандт - великий художник и великий труженик-8

ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА

В 1645 году Рембрандт написал портрет, который многие считают лучшим его произведением в этой области. Это эрмитажная картина «СТАРИК  - ЕВРЕЙ». Картина изображает купца – еврея, она написана в несколько мрачном и суровом тоне. Старик в темно-коричневом кафтане и меховом плаще, опираясь обеими худыми до прозрачности руками, смотрит на зрителя твердым и проницательным взором; его взгляд спокойный и в нем скорее можно прочесть не пренебрежение, а снисходительное сожаление к людям, хотя все указывает на пережитую людскую несправедливость и на многие разочарования.
   Эта картина уже в 17.веке пользовалась такой славой, что ее стали копировать вскоре после ее появления. Очень старинные копии с нее, довольно близкие к оригиналу, находятся в Касселе и Лондоне.

   Тогда же Рембрандт создает еще одно замечательное полотно – «СВЯТОЕ СЕМЕЙСТВО» (1645, ЭРМИТАЖ). Это одна из ряда картин на этот сюжет.
   Мадонна, образ которой служил в искусстве символом благороднейших чувств, предстает у Рембрандта в облике простой женщины. Моделью для мадонны служит ХЕНДРИКЬЕ СТОФФЕЛЬС, молодая крестьянка, поступившая в дом служанкой. Художник наполняет образ мадонны  дыханием подлинной жизни, но от этого картина не приобретает узко жанрового характера: обыденное и повседневное здесь обобщено до общечеловеческого.   
   Кстати, в качестве первого ангелочка, осторожно спускающегося к колыбели младенца Христа, изображен трехлетний сын художника – ТИТУС.

   Теперь о самой Хендрикье. Видя, что его  экономка Гертье не в состоянии справиться с хозяйством, Рембрандт решился взять ей в помощь другую служанку, молодую крестьянку Хендрикье Стоффельс, едва умевшую читать и писать.
   Мало-помалу Рембрандт так привязался к скромной и доброй Хендрикье, что он поставил ее в своем доме в положение хозяйки. Ей было суждено сделаться его верной подругой и опорой в старости. Рембрандту ставили в укор то, что он, сделавшись одиноким, искал себе утешение в преданности простой, скромной и кроткой подруги. Сплетни, сперва смутные и неопределенные, стали принимать все более и более резкий характер. Общественное положение Рембрандта пошатнулось. Буржуа и знакомые из высшего круга начали избегать его. Заказы стали делаться реже; кредит его пошатнулся. 
   Через год, когда у Хендрикье родилась дочь, названная в память матери ван Рейна, Корнелией, молодая женщина была вызвана в духовный суд, и ей был сделан публичный выговор за ее, якобы недостойное поведение. Рембрандт, который принадлежал к секте анабаптистов, не подлежал ведению протестантской консистории и не подвергся подобному унижению.
   Уже в 1647 году Рембрандт не мог вовремя внести очередной платеж за дом. Он с трудом уладил это дело, но расстройство его материального положения все росло. К тому же финансы Голландии в это десятилетие значительно поколебались (из-за отношений с Англией). В Амстердаме и других приморских городах начались банкротства; коммерческие обороты сократились. Рембрандт, живя в своем обособленном идеальном мире, не замечал, что отечество уже вступило на путь, приведший его к упадку.
(илл. 40)
   В эти годы Рембрандт перерабатывает одно из своих лучших полотен – «ДАНАЯ» (1636, ПЕРЕРАБ. 1646-47,С.-ПЕТЕРБУРГ, ЭРМИТАЖ). Картина была написана в 1636 году и была памятником его любви к Саскии. Она написана на часто привлекавший внимание художников древнегреческий сюжет.
Вспомним, например, «Данаю» работы Тициана.
 
   Аргосский царь, отец Данаи, которому было предсказано, что он умрет от руки сына Данаи, заключил свою дочь в неприступную башню. Однако к Данае проник под видом золотого дождя полюбившийся ей бог Зевс (Юпитер).
   Со смешанным чувством радости и робости приподнимается Даная навстречу золотому сиянию, предшествующему появлению ее возлюбленного. Рембрандта увлекает не передача идеально прекрасного тела, как часто встречалось при изображении Данаи у других художников.
   Внешность женщины, взятой им в виде модели, далека от совершенной красоты, но такой вдохновенной любовью сияет ее лицо, так обоятельно женственна ее поза, так поразительно естественно ее движение и приветственный жест ее руки, что искренность и человечность воплощенного в ней чувства делают Данаю Рембрандта возвышеннее и прекраснее идеализированно красивых героинь.
   Скорбно рыдающий амур с цепями на руках – символ неволи Данаи, лишенной права на любовь. Окруженная роскошью и великолепием Даная мечтает о свободе. Характерные для барокко черты– торжественное звучание картины, большой формат, монументальность, резкие контрасты света и теней помогают полнее раскрыть содержание произведения.

   Картина долгое время представляла собой загадку. Датированная 1636 годом, она как бы предвосхищала живописную манеру и трактовку образов последующего десятилетия. Да и в чертах лица Данаи усматривалось мало сходства с хорошо известным обликом Саскии. Лишь исследования последних лет с использованием рентгеноскопии позволили разрешить эту загадку. Известно, что мастер создал Данаю по заказу, но он так дорожил этим полотном, что перекупил его у наследников заказчика.
   Долгие годы картина находилась в доме Рембрандта. Через 10 лет Рембрандт изменил черты лица героини, придав ее облику, сходство со своей второй женой - Х. С..
   Сейчас лицо Данаи представляет собой сочетание черт обеих дорогих для художника женщин.
На  рентгеновском снимке сходство с Саскией проявляется значительно явственнее.

   Интересна дальнейшая судьба картины. В 1772 году «Даная» была приобретена в Париже для Екатерины II и хранилась в Эрмитаже. В 1985 году – картина пострадала от нападения маньяка, который изрезал ее ножом и облил кислотой. Реставраторы сделали все, что возможно, чтобы возвратить Данаю зрителю. С октября1997 года, т.е. через 12 лет, - она вновь в одном из залов Государственного Эрмитажа.


Рецензии