О дотационных и донорских регионах России

(Полемические заметки к итогам ВЭБ-2019)

О КАЧЕСТВЕ ЖИЗНИ МОСКВИЧЕЙ И ПОДМОСКОВЦЕВ

Жителей Подмосковья никто подмосковцами не называет, считая, что  Подмосковье обеспечивает качество жизни своих жителей не меньшее, чем Москва москвичам. Возможно, по экологии Москва Подмосковью пока и уступает, но она же эту экологию и ухудшает, вывозя в соседний регион гниющие горы мусора, отравляющие воздух своим соседям. По остальным же показателям качества жизни Москва Подмосковье опережает. По Википедии качество жизни наиболее часто характеризуют по показателям здравоохранения, образования, демографии, экономических условий, экологической обстановки, условия жизни, занятости и реализации конституционных прав. И по большинству этих показателей качество жизни москвичей лучше, чем у жителей Подмосковья.
Для оценки качества жизни как зарубежные, так и российские аналитические центры и агентства составляют рейтинги. Так агентство «РИА Новости», исходя из опросов населения, на первое место по качеству жизни поставило Москву, на второе – Санкт-Петербург, на третье –  Московскую область. А вот зарубежное агентство Domofond.ru отдало первенство в топ-10 лучших городов России Анапе, благодаря хорошей работе коммунальных служб, прекрасной экологии, а также удобной для пользования сети общественных средств передвижения.  Мне приходилось часто бывать в Анапе, благодаря её близости с Керчью, в которой я прожил 17 лет. В январе 2005 года я с женой перебрался с Керчи в Москву. Но перебрались не потому, что в Москве лучшее качество жизни, а  потому что украинская принадлежность Крыма затрудняла общение с живущей в Москве семьёй нашей дочери и с нашими дальневосточными родственниками.   Если бы мы знали, что Крым,  который был подарен Хрущёвым  в 1954 году Украине,    через 9 лет вновь станет российским, то ни за что не уехали бы из солнечной Керчи, которая обеспечивала длительное время общение не только с семействами сына и дочки, но и с другими нашими родственниками.  Сюда, в солнечный город на двух морях приезжали родственники со всего Советского Союза.  Но для нас одним из важнейших параметров высокого качества жизни является общение с нашими детьми и внуками. Почему? Потому что именно в наших потомках (детях, внуках, правнуках …) и заключается бессмертие человека, а не в райской загробной жизни, которую обещают религиозные деятели.
На момент переезда из Украины в Москву у нас был в Москве только один внук, а в Киеве только одна внучка. Ныне в Москве у нас уже три внука, а в Киеве внучка и два внука. Но фашизация общественной жизни Украины затрудняет общение с киевскими внуками, а после того как я написал книгу «Природа украинского фашизма» общение с семейством сына, проживающим в Киеве, вообще стало невозможным.
 Весной 2015 года семейство дочки из микрорайона Коньково перебралось в новый микрорайон, расположенный вблизи метро Тропарёво и обеспечивающее, по мнению дочки и зятя, улучшение их  качества жизни. Тогда же,  мы из Москвы переехали для улучшения нашего общения с внуками в подмосковное Селятино. Во-первых, несмотря на то, что Коньково и Тропарёво расположены в одном и том же Юго-Западном административном округе Москвы (ЮЗАО), дорога от Коньково до Тропарёво занимает больше времени, чем от Селятино до Тропарёво. Во-вторых, и качество нашей жизни улучшилось, благодаря шаговой доступности важнейших объектов инфраструктуры Селятино. Но главным мотивом для нашего переезда в Селятино была доступность нашего общения с внуками. От Селятино до метро Саларьево Сокольнической линии метро можно добраться за полчаса комфортабельными автобусами, которые отправляются от нашего дома каждые полчаса. От метро же Тропарёво до квартиры нашей дочки и внуков можно добраться также за полчаса. А  дочка на своей машине при необходимости может за полчаса доставить к нам наших внуков. Ведь Селятино находится в 30 километрах от МКАД, вблизи от которой живёт семейство нашей дочки. 
Но уже  к концу 2016 года, через полтора года после нашего переезда, качество жизни селятинцев, стало многократно ниже качества жизни москвичей. А произошло это благодаря сплошному преобразованию районов Подмосковья в городские округа, проводимого по инициативе губернатора Андрея Воробьёва. Эта реформа, проводимая, якобы, для повышения качества жизни за счёт уменьшения числа чиновников и бюрократии, значительно ухудшило качество жизни селятинцев. А главной причиной этого ухудшения явилось семикратное сокращение бюджета Селятино, в результате которого стало не хватать денег на содержание инфраструктуры города. Зато увеличился бюджет, а значит и качество жизни жителей Наро-Фоминска, ставшего столицей Наро-фоминского округа. Получается, что обворовал Селятино Наро-Фоминск.
А почему мы переехали не в Наро-Фоминск, бывший в то время районным центром, а в Селятино или в Апрелевку, которая ближе к Москве, чем Селятино? Потому что Селятино было административным  центром самого богатого муниципального образования Наро-фоминского района. Селятино, благодаря своей инфраструктуре с шаговой доступностью к объектам, влияющим на качество жизни жителей (отделения сбербанка, больница, рынки и магазины, объекты культуры и спорта), было для нас, пенсионеров, предпочтительней Москвы.
По этой причине и многие москвичи покупали в Селятино квартиры и приобретали дачи вблизи Селятино. Так возник рядом с Селятино элитный дачный посёлок Ново-Глаголево, занимающий территорию, по площади превосходящую территорию всего  городского поселения! Налоги с земельных участков и домовладений поступали в казну муниципалитета. В результате доля бюджета Селятино, приходящаяся на одного жителя, была самой высокой в районе и не уступала по этому показателю даже многим районам Москвы.
Административная реформа по преобразованию районов Подмосковья в городские округа стала осуществляться в Наро-фоминском районе в конце 2016 года, и уже в январе 2017 года район стал городским округом. Но это стремительное превращение Наро-фоминского района в городской округ происходило против желания жителей Наро-фоминского анклава, с нарушением их конституционных прав и даже с разжиганием социальной розни.

Жители населённых пунктов, входивших в этот анклав, имели более высокий уровень жизни, чем жители остальной, большей, части района. А самый высокий уровень и качество жизни имели жители Селятино. Но, после того как в начале 2017 года Наро-фоминский район был преобразован в Наро-фоминский городской округ и был ликвидирован селятинский муниципалитет. это высокое качество жизни селятинцев заметно понизилось. Почему?

Во-первых, потому что  был многократно урезан бюджет Селятино. По утверждению бывшего депутата селятинского Совета депутатов Татьяны Павловой бюджет Селятино был сокращён в 7 раз! В результате денег на строительство новых и содержание старых объектов инфраструктуры стало не хватать. Например, одной из причин удлинения в полтора раза сроков сдачи Ледового дворца явилось недостаточное финансирование его строительства. Из-за недофинансирования прекратила выходить «Панорама Селятино» -  единственная газета, из которой жители Селятино и его окрестностей могли узнать местные новости и обратиться в газету со своими предложениями по устранению замеченных недостатков.

Во-вторых, вместе с ликвидацией селятинского муниципалитета была ликвидирована должность избираемого жителями Селятино главы администрации города и распущен селятинский Совет депутатов. Вместо подотчётного жителям Селятино главы администрации был назначен начальник территориального управления Селятино Наро-фоминского городского округа, который не подотчётен жителям Селятино. А само Селятино превратилось из муниципального образования с широкими полномочиями в некую территорию, управляемую начальником, назначаемым администрацией городского округа.

В такие же территории с управлением администрацией городского округа превратились все населённые пункты бывшего Наро-фоминского района, ставшие поселениями округа. Налоги, пополнявшие ранее бюджет этих поселений стали пополнять консолидированный бюджет округа. При этом в бюджет Наро-Фоминска стали выделять денег больше, а в бюджеты поселений окружённого Москвой наро-фоминского анклава меньше. А самым пострадавшим его поселением стало Селятино. Это перераспределение бюджетных средств в пользу Наро-Фоминска некоторые противники проведения административно-территориальной реформы назвали «раскулачиванием». «Раскулачивание», роспуск местных Советов депутатов и лишение права избирать главу своей администрации выразились в замедление развития инфраструктуры поселений анклава, отделённого от большей части Наро-фоминского городского округа территориями Новой Москвы.
Все эти негативные последствия для Селятино и других более богатых муниципальных образований  возникли после того как Наро-Фоминск стал столицей городского округа с централизацией власти в этой столице и перераспределением бюджета в пользу столицы городского округа.
Статус столицы также увеличивает бюджет этой столицы. Москва же является  столицей не только Российской Федерации, но и Московской области. Кроме того Москва, как и Петербург, является субъектом Российской федерации,  территориальной единицей верхнего уровня. Поэтому Москва имеет возможность вкладывать в своё развитие неизмеримо больше средств, чем другие регионы страны, включая и Подмосковье.
А самое большое развитие получили после расширения Москвы территории Новой Москвы, что вызвало возникновение социальной розни между населением пограничных районов. Причины возникновения этой розни замалчиваются подконтрольными региональным и федеральным властям СМИ, но скрыть от населения  эти причины невозможно.  С вхождением в Новую Москву её пенсионеры получили значительную добавку к пенсии, а их соседи из подмосковных территорий не получили. В присоединённых к Москве территориях повысились зарплаты, а на территориях, не присоединённых к Москве, они остались прежними.  Богатая Москвы обеспечила значительное повышение качества жизни жителей Новой Москвы, в то время как качество жителей некоторых территорий Подмосковья многократно понизилось.
За счёт больших инвестиций, вложенных в развитие присоединённых территорий Новой Москвы, эти территории стали бурно развиваться, обгоняя в своём развитии остальные территории Подмосковья. Население присоединённых территорий только выиграло от присоединения к Москве, в то время как население большинства населённых пунктов Подмосковья пострадало, что выразилось, если не в снижении уровня жизни, так в правовом отношении. В правовом отношении потому, что при преобразовании районов в городские округа ликвидировались муниципалитеты и распускались Советы депутатов ликвидируемых муниципалитетов, что, по сути, являлось грубым нарушением Конституции и антидемократичным.
А население окружённого Москвой Наро-фоминского анклава пострадало во всех отношения. С ликвидацией муниципалитетов и роспуском Советов депутатов ликвидируемых муниципалитетов население Наро-фоминского анклава пострадало в правовом отношении. А уменьшение бюджета поселений анклава в связи с тем, что  налоги земельных участком и домовладений стали поступать не в казну муниципальных образований,  а казну Наро-фоминска. Это привело к снижению уровня  жизни жителей и замедлению развития населённых пунктов анклава. 
А как должно реагировать население окружённого Новой Москвой анклава на то, что находящиеся по соседству населённые пункты Новой Москвы получают бурное развитие, в то время как развитие населённых пунктов анклава замедляется? Как они должны реагировать на то, что уровень их жизни понижается в связи с тем, что бюджет их поселений сокращается? Они, притом вполне справедливо, обвиняют в несправедливости по отношению к ним власти Наро-Фоминска, региональные власти, Москву и даже Путина.
Сравним, например, наиболее пострадавшее от административно-территориальных реформ подмосковное поселение Селятино с наиболее развивающимся поселением Новой Москвы Коммунаркой. Оба поселения находятся в 30 километрах друг от друга, но если за время проведения этих реформ качество жизни селятинцев  многократно понизилось, то качество жизни жителей Коммунарки многократно повысилось.
 Высочайший рост качества жизни жителей Коммунарки был предопределён  тем, что именно в Коммунарку при намечавшемся расширении Москвы собирались переехать Государственная дума, Совет Федерации, правительство, администрация президента и другие федеральные ведомства. В 2014 году чиновники передумали, не решаясь покинуть Кремль и околокремлёвскую территорию с её памятниками, музеями, картинными галереями и т.д. Пусть Коммунарка и находится в 26 километров от Кремля, но ведь все эти достопримечательности в Коммунарку не перетащишь!
Тем не менее  в 5-тысячном на ту пору поселке уже обосновались крупные застройщики были выделены крупные средства на развитие инфраструктуры посёлка.  В результате по численности населения к сентябрю 2019 года Коммунарка в несколько раз  превзошла по численности населения Селятино.  В 2019 году были введены в строй основные объекты административно-делового центра (АДЦ) «Коммунарка», который по своей площади коммерческой недвижимости превышает  Московский международный деловой центр «Москва-Сити». В АДЦ «Коммунарка» появились три станции метро, которые в будущем должны войти в новую Коммунарскую линию Московского метрополитена. Одним из основных объектов АДЦ «Коммунарка» станет крупнейший в России медицинский центр с самой современной и высокотехнологичной клиникой. Первых своих пациентов клиника станет принимать с началом 2020 года, а к концу 2020 года будут введены в строй все 9 корпусов этой клиники: лечебно-диагностический, палатный, патологоанатомический,  вспомогательный, инфекционный, детский,  амбулаторный, роддом и подстанция скорой помощи.
Такой перспективы не может иметь селятинская больница, которая в недалёком прошлом была крупнейшей больницей Наро-фоминского района и которая ныне превратилась в филиал Наро-фоминской больницы №2.   
4 июля 2019 года в помещении Дома культуры «Мечта» медперсонал филиала №1 ( филиал Селятино) Наро-фоминской больницы №2 отмечал 50-летие Селятинской больницы. На праздновании юбилея депутат Мособлдумы Александр Баранов  вручил заведующему Селятинским филиалом Евгению Голубеву сертификат на 1 миллион рублей для приобретения в 2020 году медицинского оборудования.
Но по сравнению с ущербом, нанесённым бывшей крупнейшей больнице района нашими реформаторами, миллион рублей компенсация мизерная. Ныне Селятинская больницы нет, а есть филиал Наро-фоминской больницы №2,  к которой относятся   три филиала анклава, отделённого от Наро-Фоминска территориями Новой Москвы. Самой же Наро-фоминской больницы №2, к которой приписаны эти три филиала, нет в Наро-фоминском городском округе! До преобразования района в городской округ филиалы этой несуществующей больницы были Селятинской, Апрелевской и Петровской больницами, обслуживающими население по всем  врачебным специализациям. Став филиалами эти медучреждения потеряли свою многофункциональность, что отразилось на качестве и оперативности медобслуживания населения. Теперь жители прилегающих к этим филиалам территорий при отсутствии в своём филиале врача требуемой специализации вынуждены обращаться в другие филиалы, или же в Наро-фоминскую больницу №1, которая, в отличие от несуществующей Наро-фоминской больницы №2, реально существует.
Одной из причин этой абсурдной ситуации с превращением больниц в филиалы, является не только реализация реформы здравоохранения, которую многие также считают абсурдной, но и разница в финансировании медучреждений. А самым пострадавшим от  сокращения бюджетного финансирования филиалом является филиал в Селятино.
После семикратного сокращения бюджета Селятино  стало не хватать денег  на медицинские  нужды, в частности на закупку необходимого медицинского оборудования.  Поэтому дарение к 50-летнему юбилею медучреждения миллиона рублей на эти цели пришелся весьма кстати.
В том же 2020 году в соседней Коммунарке полностью войдёт в строй крупнейший в России медицинский центр «Новомосковский», оснащённый самым  современным и высокотехнологичным  медицинским оборудованием. И стоимость этого медицинского оборудования будет не миллион рублей, а миллиарды. Но, как говорили на Руси, «по Сеньке  и шапка». Ведь Коммунарка – это Новая Москва, а Селятино – Подмосковье!
И возникает вопрос: «Откуда у Москвы так много денег.


Рецензии